Урок по географии в 8 классе «Географический фактор в развитии общества»

0
0
Материал опубликован 30 January 2016

Географический фактор в развитии общества

Цель урока

обобщить знаний о взаимодействии человека и природы на территории России

Задачи урока

рассмотреть влияние природной среды на развитие общества;

познакомиться с особенности влияния природных ландшафтов на образ жизни населения;

раскрыть роль природы России как источника вдохновения писателей, художников, композиторов

Оборудование

Карты России – физическая, климатическая, экономическая, природные зоны; картины, таблицы, схемы, репродукции, книги, музыкальные CD, проектор

Термины и понятия

Природная среда, природные (естественные) ресурсы, природные ландшафты; расселение;

поморы, горцы, степняки, таёжники

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать влияние природного фактора на развитие общества; адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов

Ход урока

1. Организационный момент

Звучит музыка: П.И. Чайковский «Времена года»

Эпиграф:

 … Но я люблю – за что, не знаю сам –

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям…

М.Ю. Лермонтов («Родина»)

  • Знакомы Вам эти строки? Эта музыка? Можете ли Вы назвать авторов произведений? Что вдохновило композитора и поэта на создание этих произведений?

2. Актуализация знаний

Курс географии России мы начали изучать с большой темы «Природа». Ведь без природы человек не может существовать, так как сам является частью её. Вся человеческая деятельность осуществляется в окружающей среде.

  • Влияет ли окружающая природа на человека, может ли она менять человека?
  • А может ли человек воздействовать на природу?
  • Вспомните, что такое природные ресурсы? (компоненты природы, которые используются или могут использоваться в хозяйственной жизни человека)
  • Что такое природные условия? (совокупность свойств окружающей среды, существенно влияющих на жизнь человека)

3. Обобщение знаний

Влияние природы на жизнь человека

«…Человек поминутно и попеременно то приспособляется к окружающей его природе, к её силам и способам действия, то их приспособляет к себе самому, к своим потребностям, от которых не может или не хочет отказаться, и на этой двусторонней борьбе с самим собой и с природой вырабатывает свою сообразительность и свой характер, энергию, понятия, чувства и стремления, а частью и свои отношения к другим людям…» (В.О.Ключевский)

Заполнение таблицы

 

поморы

таёжники

степняки

горцы

Занятия населения

Рыболовство, мореходство, охота на морского зверя

Охота, сбор даров леса, изготовление изделий из дерева

Скотоводство, выращивание растений

Скотоводство, выращивание винограда, добыча полезных ископаемых

Основные ремёсла

Резьба по моржовой кости

Изготовление деревянных сувениров и ложек

Выделка кожи и изготовление из неё одежды

Чеканка по металлу

Основные продукты питания

Рыба, морской зверь

Мясо диких животных, ягоды, грибы, орехи

Мясо, молоко, сыр, зерно

Кисломолочные продукты, фрукты, овощи

Из чего сделана одежда

Холст и кожа

Шкуры диких животных, меха

Кожа

Шерсть и войлок

Из чего строят жилища

Дерево или шкуры животных

Дерево

Глина, шкуры животных

Камень, глина

Где и как размещаются жилища

Небольшие сёла в хороших бухтах и заливах

Небольшие деревни на вершинах холмов или по берегам рек

Крупные сёла вдоль рек

В горных долинах или примыкают к склонам

Средство перевоза груза или людей

Небольшие суда или лодки

Олени и лошади, сани, телеги

Лошади, телеги

Вьючные животные

Беседа по вопросам

  • Какое значение имели реки в жизни наших предков? (расселение, передвижение, торговля, судоходство и др.)
  • Какие качества личности воспитывала река? (чувство порядка, общежитие и общительность, дух предприимчивости, привычку к совместному, артельному действию и др.)
  • Как природа лесных зон России повлияла н расселение человека? (разбросанность, господство мелких посёлков, деревень)
  • Как складывался характер земледелия? (подвижное хлебопашество, господство переложного земледелия, разработка лесных, речных и др. угодий)
  • Что Вы знаете о развитии мелкого домашнего производства? (кустарные промыслы: бортничество, рыболовство, зверогонство и др.)
  • Попробуйте объяснить смысл следующих русских поговорок: «Русский мужик задним умом крепок», «Летний день год кормит», «Только вороны прямо летают»
  • Что лес давал и даёт человеку? (убежище, строительный материал, тепло, еду и т.д.)
  • К каким климатическим особенностям природы степей приспосабливается человек? (засушливый климат: мало осадков, сильные ветры, суровые зимы и др.)
  • Каким образом необъятные пространства степей и отсутствие воды влияли на жизнь человека? (ощущение затерянности, опасности – необходимость подвижности; размещение крупными сёлами по рекам; развитие торговли и др.)
  • Определите, какие из черт сформировались под влиянием жизни в лесной зоне, какие – в степной: замкнутость, коллективизм, стремительность, легкость на подъём, стремление «выходить на прямую дорогу окольными путями», склонность к одиночеству и самопожертвованию, предусмотрительность, привычка «больше обсуждать пройденный путь, чем соображать дальнейший»

«Так лес и особенно степь действовали на русского человека двусмысленно. Зато никакой двусмысленности, никаких недоразумений не бывало у него с русской рекой» (В.О.Ключевский)

«…Лес, степь и река - это, можно сказать, основные стихии русской природы по своему историческому значению…» (В.О.Ключевский)

Природа России – источник вдохновения

Природа всегда оказывала большое влияние на творчество людей разных областей искусства: изобразительных (живопись, декоративно-прикладное и др.), зрелищных (театр и др.), неизобразительных (литература, музыка и др.).

Сообщение учащихся

  • Представление произведений художников (Г.Г. Мясоедов «Косцы», И.И. Левитан «Весна. Большая вода», И.И. Шишкин «Утро в сосновом бору» и др.)
  • Рассказ о творчестве писателей и поэтов, в произведениях которых воспевается природа (И.С. Тургенев «Бежин луг», Н.А. Некрасов «Перед дождём», Л.М. Леонов «Русский лес» и др.)
  • Прослушивание отрывков из произведений композиторов (П.И. Чайковский «Времена года», Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка», М.П. Мусоргский «Хованщина» и др.)

Домашнее задание

Выполнить задания:

  • По персонажам народных сказок и преданий составьте описание леса, гор, степи или реки (озера): где живут, чем занимаются, как выглядят, добрыми или злыми чертами характера наделены.
  • На полотнах каких художников-пейзажистов запечатлены ландшафты вашего края? Какие известные художники-пейзажисты являются выходцами из вашей местности? Что являлось основной темой их творчества?

 

Источники

  • География России. В 2 кн. Кн.1: Природа. Население. Хозяйство. 8 кл.: учебн. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе; под ред. В.П. Дронова. – 12-у изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011
  • В.О. Ключевский. Русская история, полный курс лекций. Лекция 4.URL: http://www.bibliotekar.ru/rusKluch/4.htm.
  • Э.М. Раковская. Методическое пособие по курсу «География: природа России». Книга для учителя. М.: «Просвещение», 1999. – 143 с.
  • Сборник заданий и упражнений по географии. 8 класс. К учебнику под редакцией В.П. Дронова «География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс»/ М.С. Смирнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
  • Е.А. Жижина. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: «ВАКО», 2004.
  • Хрестоматия по географии России. Образ страны: Пространства России/ Авт.-сост. Д.Н. Замятин, А.Н. Замятин; Под общ. ред. Д.Н. Замятина. – М.: МИРОС, 1994.
Комментарии
Комментариев пока нет.