Урок по географии в 8 классе «Географический фактор в развитии общества»
Географический фактор в развитии общества
Цель урока
обобщить знаний о взаимодействии человека и природы на территории России
Задачи урока
рассмотреть влияние природной среды на развитие общества;
познакомиться с особенности влияния природных ландшафтов на образ жизни населения;
раскрыть роль природы России как источника вдохновения писателей, художников, композиторов
Оборудование
Карты России – физическая, климатическая, экономическая, природные зоны; картины, таблицы, схемы, репродукции, книги, музыкальные CD, проектор
Термины и понятия
Природная среда, природные (естественные) ресурсы, природные ландшафты; расселение;
поморы, горцы, степняки, таёжники
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать влияние природного фактора на развитие общества; адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов
Ход урока
1. Организационный момент
Звучит музыка: П.И. Чайковский «Времена года»
Эпиграф:
… Но я люблю – за что, не знаю сам –
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям…
М.Ю. Лермонтов («Родина»)
- Знакомы Вам эти строки? Эта музыка? Можете ли Вы назвать авторов произведений? Что вдохновило композитора и поэта на создание этих произведений?
2. Актуализация знаний
Курс географии России мы начали изучать с большой темы «Природа». Ведь без природы человек не может существовать, так как сам является частью её. Вся человеческая деятельность осуществляется в окружающей среде.
- Влияет ли окружающая природа на человека, может ли она менять человека?
- А может ли человек воздействовать на природу?
- Вспомните, что такое природные ресурсы? (компоненты природы, которые используются или могут использоваться в хозяйственной жизни человека)
- Что такое природные условия? (совокупность свойств окружающей среды, существенно влияющих на жизнь человека)
3. Обобщение знаний
Влияние природы на жизнь человека
«…Человек поминутно и попеременно то приспособляется к окружающей его природе, к её силам и способам действия, то их приспособляет к себе самому, к своим потребностям, от которых не может или не хочет отказаться, и на этой двусторонней борьбе с самим собой и с природой вырабатывает свою сообразительность и свой характер, энергию, понятия, чувства и стремления, а частью и свои отношения к другим людям…» (В.О.Ключевский)
Заполнение таблицы
поморы |
таёжники |
степняки |
горцы |
|
Занятия населения |
Рыболовство, мореходство, охота на морского зверя |
Охота, сбор даров леса, изготовление изделий из дерева |
Скотоводство, выращивание растений |
Скотоводство, выращивание винограда, добыча полезных ископаемых |
Основные ремёсла |
Резьба по моржовой кости |
Изготовление деревянных сувениров и ложек |
Выделка кожи и изготовление из неё одежды |
Чеканка по металлу |
Основные продукты питания |
Рыба, морской зверь |
Мясо диких животных, ягоды, грибы, орехи |
Мясо, молоко, сыр, зерно |
Кисломолочные продукты, фрукты, овощи |
Из чего сделана одежда |
Холст и кожа |
Шкуры диких животных, меха |
Кожа |
Шерсть и войлок |
Из чего строят жилища |
Дерево или шкуры животных |
Дерево |
Глина, шкуры животных |
Камень, глина |
Где и как размещаются жилища |
Небольшие сёла в хороших бухтах и заливах |
Небольшие деревни на вершинах холмов или по берегам рек |
Крупные сёла вдоль рек |
В горных долинах или примыкают к склонам |
Средство перевоза груза или людей |
Небольшие суда или лодки |
Олени и лошади, сани, телеги |
Лошади, телеги |
Вьючные животные |
Беседа по вопросам
- Какое значение имели реки в жизни наших предков? (расселение, передвижение, торговля, судоходство и др.)
- Какие качества личности воспитывала река? (чувство порядка, общежитие и общительность, дух предприимчивости, привычку к совместному, артельному действию и др.)
- Как природа лесных зон России повлияла н расселение человека? (разбросанность, господство мелких посёлков, деревень)
- Как складывался характер земледелия? (подвижное хлебопашество, господство переложного земледелия, разработка лесных, речных и др. угодий)
- Что Вы знаете о развитии мелкого домашнего производства? (кустарные промыслы: бортничество, рыболовство, зверогонство и др.)
- Попробуйте объяснить смысл следующих русских поговорок: «Русский мужик задним умом крепок», «Летний день год кормит», «Только вороны прямо летают»
- Что лес давал и даёт человеку? (убежище, строительный материал, тепло, еду и т.д.)
- К каким климатическим особенностям природы степей приспосабливается человек? (засушливый климат: мало осадков, сильные ветры, суровые зимы и др.)
- Каким образом необъятные пространства степей и отсутствие воды влияли на жизнь человека? (ощущение затерянности, опасности – необходимость подвижности; размещение крупными сёлами по рекам; развитие торговли и др.)
- Определите, какие из черт сформировались под влиянием жизни в лесной зоне, какие – в степной: замкнутость, коллективизм, стремительность, легкость на подъём, стремление «выходить на прямую дорогу окольными путями», склонность к одиночеству и самопожертвованию, предусмотрительность, привычка «больше обсуждать пройденный путь, чем соображать дальнейший»
«Так лес и особенно степь действовали на русского человека двусмысленно. Зато никакой двусмысленности, никаких недоразумений не бывало у него с русской рекой» (В.О.Ключевский)
«…Лес, степь и река - это, можно сказать, основные стихии русской природы по своему историческому значению…» (В.О.Ключевский)
Природа России – источник вдохновения
Природа всегда оказывала большое влияние на творчество людей разных областей искусства: изобразительных (живопись, декоративно-прикладное и др.), зрелищных (театр и др.), неизобразительных (литература, музыка и др.).
Сообщение учащихся
- Представление произведений художников (Г.Г. Мясоедов «Косцы», И.И. Левитан «Весна. Большая вода», И.И. Шишкин «Утро в сосновом бору» и др.)
- Рассказ о творчестве писателей и поэтов, в произведениях которых воспевается природа (И.С. Тургенев «Бежин луг», Н.А. Некрасов «Перед дождём», Л.М. Леонов «Русский лес» и др.)
- Прослушивание отрывков из произведений композиторов (П.И. Чайковский «Времена года», Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка», М.П. Мусоргский «Хованщина» и др.)
Домашнее задание
Выполнить задания:
- По персонажам народных сказок и преданий составьте описание леса, гор, степи или реки (озера): где живут, чем занимаются, как выглядят, добрыми или злыми чертами характера наделены.
- На полотнах каких художников-пейзажистов запечатлены ландшафты вашего края? Какие известные художники-пейзажисты являются выходцами из вашей местности? Что являлось основной темой их творчества?
Источники
- География России. В 2 кн. Кн.1: Природа. Население. Хозяйство. 8 кл.: учебн. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе; под ред. В.П. Дронова. – 12-у изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011
- В.О. Ключевский. Русская история, полный курс лекций. Лекция 4.URL: http://www.bibliotekar.ru/rusKluch/4.htm.
- Э.М. Раковская. Методическое пособие по курсу «География: природа России». Книга для учителя. М.: «Просвещение», 1999. – 143 с.
- Сборник заданий и упражнений по географии. 8 класс. К учебнику под редакцией В.П. Дронова «География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс»/ М.С. Смирнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
- Е.А. Жижина. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: «ВАКО», 2004.
- Хрестоматия по географии России. Образ страны: Пространства России/ Авт.-сост. Д.Н. Замятин, А.Н. Замятин; Под общ. ред. Д.Н. Замятина. – М.: МИРОС, 1994.