12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кушнарева Татьяна Николаевна59978
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»
30

Задания для уроков географии «География в стихах и прозе», (6 класс)

 

 

Источник изображения: http://оивт-сгувт.рф/media/k2/items/cache/d32703e4d6167ce27e1a9881230505a2_XL.jpg

Цель: расширение и углубление знаний о географических объектах, особенностях, описанных в отрывках известных литературных произведений.

Задачи:

- сформировать географические представления учащихся через использование на уроке художественного творчества;

- прививать уважение к русскому поэтическому слову.

Чтобы урок географии был интереснее, выразительнее, и учащиеся смогли познать внутреннюю красоту окружающего нас мира, использую в учебном процессе не только полотна великих русских художников, но и отрывки из литературных произведений.

Литературные средства обучения, представленные классической поэзией или прозой, дают возможность учащимся изучить географию глубоко и всесторонне.

Литературные задания могут быть использованы на разных этапах урока: в качестве мотивации учебной деятельности, при проверке домашнего задания или закрепления изученного материала, для актуализации знаний учащихся (решать в любом случае педагогу).

6 класс – Тема «Закономерности распространения живых организмов на Земле»

При знакомстве с типами растительного покрова на земном шаре, учащимся необходимо проанализировать стихотворение «В степи» - Алексея Васильевича Кольцова (региональный компонент).  

Задание 1. Какой растительный покров преобладает в степной зоне?

«В небе зоренька занимается,

Золотой рекой разливается, —

А кругом лежит степь широкая,

И стоит по ней тишь глубокая…

Ковылём густым степь белеется,

Травкой шёлковой зеленеется.

Ты цветёшь красой, степь привольная,

Пока нет ещё лета знойного:

Всю сожжёт тогда тебя солнышко,

Попалит твою травку-цветики!

Пока нет ещё время тяжкого —

Тёмной осени, ветра буйного:

Разнесёт тогда он по воздуху

Всю красу твою — ковыль белую!

После выполнения задания просмотр Диафильма.

 

 

6 класс – Тема «Вулканы»

Задание 1.

Какое природное явление описано в стихотворении великого русского поэта, а также изображено на картине К. Брюллов. «Последний день Помпеи»?

«Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется — с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождём, под воспалённым прахом,

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.»

А. С. Пушкин – 1834 год.

Ответ: извержение вулкана.

Задание 2.

О каком вулкане идёт речь? Найдите его на карте.

 

Ответ: Везувий – действующий вулкан на юге Италии.

 

 

6 класс – Тема «Погода и климат» 

Задание 1.

Установление какой погоды описывается в отрывках известных литературных произведений?

1/ Мороз и солнце; день чудесный…

А. С. Пушкин

2/Завеса мутная дождя

Заволокла лесные дали…

Н. М. Рубцов

 

Ответы:

6 класс – Тема «Движение вод в Мировом океане»

Задание 1.

 

Во сколько баллов вы оценили бы волнение моря, описанное в каждом отрывке?

 

 

1/ «Кругом бушевал воздух; немое смятение охватывало пролив; волны метались, подобно темному стаду, гонимому паникой во время пожара. Это был шторм. Ослепительная

фиолетовая трещина расколола тьму. Панический, долгий грохот рычал, ворочался, ревел,

падал. Он видел в беснующейся темноте залитый мгновенным светом пролив, превращённый в сплошную оргию пены и водяных пропастей…»

2/ «Пролив … стих, замер и просветлел, поглаживая серебристым языком желтый песок, как

рассудительная степная кошка, совершая утренний туалет своих котят.»

А. Грин «Пролив бурь»

Ответ: Шторм – 9 баллов, штиль – 0 баллов.

6 класс – Тема «Реки в природе и на географических картах»

Задание 1.

О какой реке написал эти стихи А. Твардовский?

 

 

«Семь тысяч рек, ни в чём не равных,

И с гор стремящих бурных бег,

И меж полей в изгибах плавных,

Текущих вдаль, - семь тысяч рек,

Она со всех концов собрала –

Больших и малых до одной,

Что от Валдая до Урала

Избороздили шар земной.»

Ответ: о реке Волга.

          

Используя на уроках географии отрывки из литературных произведений русских поэтов, писателей, педагог развивает у школьников эстетическое отношение к окружающей нас действительности. 

 

Желаю всем успехов!

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (45)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 06.04.19 в 18:16 7Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересный ресурс!
Кушнарева Татьяна Николаевна, 06.04.19 в 18:20 7Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна! Межпредметные связи, материал, который возможно и вам пригодится...
Евгений Алексеевич, 06.04.19 в 18:18 9Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна! Не перестаёшь удивлять нас своими интересными работами...
Кушнарева Татьяна Николаевна, 06.04.19 в 18:24 9Ответить Пожаловаться
Евгений, благодарю!!! Работаю по учебнику Климановой О. А., в котором есть подобные задания, но их не так уж много, поэтому стараюсь свои предлагать ребятам. Подобные задачки часто встречаются на олимпиадах, так что учимся....
Буньков Андрей Владимирович, 06.04.19 в 18:22 7Ответить Пожаловаться
Да, метапредметность налицо!!!!!!!!!!!!!!!!!! Спасибо!!!!!!!!!!!!!!!!!
Кушнарева Татьяна Николаевна, 06.04.19 в 18:24 6Ответить Пожаловаться
Андрей Владимирович, спасибо за поддержку и внимание!!!
Буньков Андрей Владимирович, 06.04.19 в 18:43 8Ответить Пожаловаться
На здоровье, давайте публикуйтесь в издательстве, в той же "Дрофе" уже есть публикации учителей, хотя бы на сайте для начала!!!!!!!!!!!!!
Кушнарева Татьяна Николаевна, 06.04.19 в 18:47 6Ответить Пожаловаться
В ответ Буньков Андрей Владимирович
Андрей Владимирович, спасибо за совет!!! Обязательно прислушаюсь... У меня есть печатные материалы (статьи). Подумываю и различного рода задания по географии опубликовать.
Кушнарева Татьяна Николаевна, 06.04.19 в 19:21 7Ответить Пожаловаться
В ответ Буньков Андрей Владимирович
Спасибо!!! Как обычно времени катастрофически не хватает.....
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.