Материалы для уроков географии «Географические особенности мира, глазами великих художников» (4–8 класс)
Очень часто на своих уроках географии я обращаюсь к полотнам великих русских художников, и от этого урок становится увлекательным и интересным. Описание картин природы позволяет учащимся углублять свои знания по географии, вызывает желание выразить свои мысли в яркой и увлекательной форме.
Произведения русской пейзажной живописи передают нам изображения природных явлений и объектов, тем самым позволяют изучать эти объекты и явления.
Репродукции картин можно использовать на разных этапах урока и с разными целями:
- до объяснения темы, как средство формирования первоначальных представлений;
- для создания проблемных ситуаций;
- после объяснения соответствующего вопроса или темы и выполняет роль иллюстрации;
- по ходу объяснения темы, как средство формирования географических понятий.
Мною создано несколько диафильмов с картинами русских художников для изучения таких тем, как «Литосфера – каменная оболочка Земли», «Мировой океан», «Атмосфера – воздушная оболочка Земли».
При знакомстве с темой «Литосфера – каменная оболочка Земли» учащиеся знакомятся со строением земной коры, с причинами процессов, которые происходят на поверхности Земли, изменением её облика. Рельеф нашей планеты очень разнообразен, а, чтобы лучше познать отдельные его формы, учащимся помогают картины художников: Архипа Ивановича Куинджи, Алексея Саврасова.
ДИАФИЛЬМ «Рельеф в живописи»
Очень интересно изучение географической темы «Мировой океан». Познавательны картины И.К. Айвазовского «Девятый вал», «Море», «Штиль», «Океан», «Среди волн», «Всемирный потоп» Художник вошел в историю искусства как великий маринист – мастер изображения моря.
ДИАФИЛЬМ «Морские пейзажи»
«Атмосфера – воздушная оболочка Земли», в ходе изучения данной темы обращаюсь к произведениям великих русских художников. В их картинах можно увидеть изображения всех атмосферных явлений: грозу, метель, туман, пыльные бури, сильный ветер, дождь, облака и другие. Художники в своём творении показывают, как изменчива природа, они передают своё отношения к этим явлениям, например, картины А.М. Васнецова «Вьюжит. Метель. Старая Москва», «Сумрачный день», «Облака», картины И.Л. Левитана «Перед грозой», «Хмурый день», «Дождливый вечер».
ДИАФИЛЬМ «Изменчива погода в картинах художников»
В 8 классе изучение «Природных зон России», можно сопровождать просмотром картин:
Арктическая пустыня - Александра Борисова «Весенняя полярная ночь» (1897 г.)
Источник изображения: http://www.art-catalog.ru/data_picture_2016/picture/40/7835.jpg
Тундра - Александра Борисова «На Мурмане близ гавани» (1896 г.)
Источник изображения: https://www.tg-m.ru/img/mag/2018/3/art_60_08_07.jpg
Лесотундра - Василия Переплетчикова
«Михайловское озеро Архангельской губернии после дождя» (1907 г.)
Источник изображения: http://www.artsait.ru/art/p/perepletchikov/img/6.jpg
Тайга - Аполлинария Васнецова «Тайга на Урале. Синяя гора» (1891 г.)
Источник изображения: http://www.artsait.ru/art/v/vasnecovA/img/9.jpg
Лесостепь - Михаила Клодта «Волга под Симбирском» (1881г.)
Источник изображения: https://img3.goodfon.ru/original/2000x1116/f/90/zhivopis-kartina-holst-peyzazh.jpg
Степь - Алексея Саврасова «Степь днем» (1875 г.)
Источник изображения: https://i.pinimg.com/originals/b4/65/09/b46509d118c7cb64bff52c83d93bdf7d.jpg
Пустыня и полупустыня - Николая Рериха «Корабль пустыни (Одинокий путник)»
(1936 г.)
Источник изображения: https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/060/215411.jpg
Субтропики - Ивана Айвазовского «Вечер в Крыму. Ялта» (1848 г.)
Источник изображения: https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2017/03/18/regnum_picture_1489837664342228_normal.jpg
Художественные произведения представляют собой ценность не только как произведения искусства, они важны как исторический архив географической ИНФОРМАЦИИ.
Художественные пейзажи являются основой зрительных впечатлений. Использование их на уроках географии, позволяют направить усилия учителя с формирования знаний, умений, навыков на развитие личности ученика, его творческих возможностей, наряду с развитием логического мышления формировать художественно-образное мышление, развивать эстетический вкус, умение воспринимать и понимать красоту.
Материалами можно воспользоваться не только на уроках географии, но и на уроках изобразительного искусства.
Желаю успехов!
Горбачёва Марина Юрьевна
Кушнарева Татьяна Николаевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Кушнарева Татьяна Николаевна
Ирина Анатольевна
Кушнарева Татьяна Николаевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Кушнарева Татьяна Николаевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Кушнарева Татьяна Николаевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Кушнарева Татьяна Николаевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Кушнарева Татьяна Николаевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Кушнарева Татьяна Николаевна
Ирина Анатольевна
Кушнарева Татьяна Николаевна