Материалы для уроков географии «Географические особенности мира, глазами великих художников» (4–8 класс)

39
61
Материал опубликован 24 March 2019 в группе

Очень часто на своих уроках географии я обращаюсь к полотнам великих русских художников, и от этого урок становится увлекательным и интересным. Описание картин природы позволяет учащимся углублять свои знания по географии, вызывает желание выразить свои мысли в яркой и увлекательной форме.

Произведения русской пейзажной живописи передают нам изображения природных явлений и объектов, тем самым позволяют изучать эти объекты и явления.

Репродукции картин можно использовать на разных этапах урока и с разными целями:

- до объяснения темы, как средство формирования первоначальных представлений;

- для создания проблемных ситуаций;

- после объяснения соответствующего вопроса или темы и выполняет роль иллюстрации;

- по ходу объяснения темы, как средство формирования географических понятий.

Мною создано несколько диафильмов с картинами русских художников для изучения таких тем, как «Литосфера – каменная оболочка Земли», «Мировой океан», «Атмосфера – воздушная оболочка Земли».

При знакомстве с темой «Литосфера – каменная оболочка Земли» учащиеся знакомятся со строением земной коры, с причинами процессов, которые происходят на поверхности Земли, изменением её облика. Рельеф нашей планеты очень разнообразен, а, чтобы лучше познать отдельные его формы, учащимся помогают картины художников: Архипа Ивановича Куинджи, Алексея Саврасова.

ДИАФИЛЬМ «Рельеф в живописи»

 


Диафильм 1
MP4 / 14.07 Мб

 

 

 

Очень интересно изучение географической темы «Мировой океан».  Познавательны картины И.К. Айвазовского «Девятый вал», «Море», «Штиль», «Океан», «Среди волн», «Всемирный потоп» Художник вошел в историю искусства как великий маринист – мастер изображения моря.

 

ДИАФИЛЬМ «Морские пейзажи»

 

Диафильм 2
MP4 / 14.1 Мб

 

 

 

«Атмосфера – воздушная оболочка Земли», в ходе изучения данной темы обращаюсь к произведениям великих русских художников.  В их картинах можно увидеть изображения всех атмосферных явлений: грозу, метель, туман, пыльные бури, сильный ветер, дождь, облака и другие. Художники в своём творении показывают, как изменчива природа, они передают своё отношения к этим явлениям, например, картины А.М. Васнецова «Вьюжит. Метель. Старая Москва», «Сумрачный день», «Облака», картины И.Л. Левитана «Перед грозой», «Хмурый день», «Дождливый вечер».

 

ДИАФИЛЬМ «Изменчива погода в картинах художников»

 

Диафильм 3
MP4 / 15.79 Мб

 

 

 

В 8 классе изучение «Природных зон России», можно сопровождать просмотром картин:

 

Арктическая пустыня -  Александра Борисова «Весенняя полярная ночь» (1897 г.)

 

 

Источник изображения: http://www.art-catalog.ru/data_picture_2016/picture/40/7835.jpg

 

Тундра - Александра Борисова «На Мурмане близ гавани» (1896 г.)

 

 

Источник изображения: https://www.tg-m.ru/img/mag/2018/3/art_60_08_07.jpg

Лесотундра - Василия Переплетчикова

 

«Михайловское озеро Архангельской губернии после дождя» (1907 г.)

 

 

Источник изображения: http://www.artsait.ru/art/p/perepletchikov/img/6.jpg

Тайга - Аполлинария Васнецова «Тайга на Урале. Синяя гора» (1891 г.)

 

Источник изображения: http://www.artsait.ru/art/v/vasnecovA/img/9.jpg

Лесостепь - Михаила Клодта «Волга под Симбирском» (1881г.)

 

 

Источник изображения: https://img3.goodfon.ru/original/2000x1116/f/90/zhivopis-kartina-holst-peyzazh.jpg

Степь - Алексея Саврасова «Степь днем» (1875 г.)

 

Источник изображения: https://i.pinimg.com/originals/b4/65/09/b46509d118c7cb64bff52c83d93bdf7d.jpg

Пустыня и полупустыня - Николая Рериха «Корабль пустыни (Одинокий путник)»

 (1936 г.)

 

 

Источник изображения: https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/060/215411.jpg

Субтропики - Ивана Айвазовского «Вечер в Крыму. Ялта» (1848 г.)

 

Источник изображения: https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2017/03/18/regnum_picture_1489837664342228_normal.jpg

Художественные произведения представляют собой ценность не только как произведения искусства, они важны как исторический архив географической ИНФОРМАЦИИ.

Художественные пейзажи являются основой зрительных впечатлений. Использование их на уроках географии, позволяют направить усилия учителя с формирования знаний, умений, навыков на развитие личности ученика, его творческих возможностей, наряду с развитием логического мышления формировать художественно-образное мышление, развивать эстетический вкус, умение воспринимать и понимать красоту.

Материалами можно воспользоваться не только на уроках географии, но и на уроках изобразительного искусства.

 

Желаю успехов!

 

 

Комментарии

Благодарю за интересный и полезный ресурс!

24 March 2019

Марина Юрьевна, спасибо вам огромное!!!! Первый положительный отзыв дорого стоит!!!! Мне очень, очень приятно!!!!!!!!!!!

24 March 2019

Спасибо за отличный материал, Татьяна Николаевна!!! Очень понравилась подборка репродукций картин и диафильмы!!! В избранном!!!

24 March 2019

Светлана Анатольевна, ваш отзыв, ваша оценка для меня очень важна. Это ваше направление и отзыв профессионала, для меня ценен. Спасибо за поддержку!!!!

24 March 2019

И я себе отложила, интересный материал.

24 March 2019

Используйте, всегда двумя руками "ЗА!!!!!"

24 March 2019

Татьяна Николаевна, спасибо Вам за великолепный материал! В школе очень нравились уроки географии! Так что ваши публикации всегда смотрю с большим интересом! Всё у Вас подобрано со вкусом и точно! Молодец!!!

24 March 2019

Спасибо, Наталия Алексеевна! Сама несколько лет назад параллельно с географией преподавала ИЗО, так уж сложилось(не было учителя на тот момент), межпредметные связи помогают. Порой на уроках своим пятачкам даже что-то рисую на доске, да и детям предлагаю, им нравится, материал усваивается легко, а это главное.

24 March 2019

Татьяна Николаевна, согласна, что межпредметные связи помогают! На уроках геометрии мои пятиклссники любят рисовать! Темы часто "перекликаются".

24 March 2019
Ответ для

Учение с увлечением!!!!!!

24 March 2019
Ответ для

Точно!!!

24 March 2019
Ответ для

Мы ещё и слепить что-нибудь сможем... Макеты вулканов, да макеты солнечной системы. Учителя технологии часто на выставки просят наши макетики....

24 March 2019
Ответ для

Тогда вообще здорово!!! Мы лепим только шар, куб и параллелепипед.

24 March 2019
Ответ для

У вас особенные детки, уверена, что именно так они с лёгкостью запомнят геометрические фигуры!

24 March 2019
Ответ для

Вы правы!

24 March 2019
Ответ для

Наталия Алексеевна, в начальной школе , особенно в 4 классе метапредметность отслеживаю уже давно с предметами окружающий мир, литература, темы идут те же, это очень помогает, дети сами все рассказывают, остается только нарисовать.

24 March 2019
Ответ для

Так и есть!

24 March 2019
Ответ для

Светлана Анатольевна, а с таким педагогом как Вы, рисуют ваши детки на "ОТЛИЧНО"!!!

24 March 2019
Ответ для

Дочь классе в шестом макет вулкана создавала. Задание было таким- сделать макет вулкана и чтобы не работал!!!

24 March 2019
Ответ для

Мои тоже в 6 классе создают. Материалы для макетов разные. Один мальчик вместе с папой сделал из монтажной пены, подсоединили лапочку(с батарейкой), так вот, когда лампочка включалась, была имитация, что вулкан просыпается, шёл дымок...

24 March 2019
Показать больше комментариев