Программа дополнительного образования «Геометрия бумажного листа» (5–6 класс)

8
3
Материал опубликован 29 March 2019 в группе

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

МБОУ СОШ № 45

 

Название программы

Геометрия бумажного листа

Направленность программы

Техническая

Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу

Гордиевских Анастасия Васильевна

Год разработки

2018

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа

31.08.2018

Директор МБОУ СОШ № 45.

Информация и наличии рецензии

-

Цель

освоить приёмы работы с бумагой, инструментами, дать навыки коллективной работы и общения, развить творческие способности обучающегося.

Задачи

- формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

- обучение различным приемам работы с бумагой;

- формирование образного, пространственного мышления и умения выразить свою мысль с помощью объемных форм;

- расширение коммуникативных способностей детей.

Ожидаемые результаты освоения программы

Обучающиеся:

- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для технического творчества;

- познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования;

- овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;

- научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;

- познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация и др.).

Срок реализации программы

2018-2019 учебный год

Количество часов в неделю / год

2 часа/76 часов

Возраст обучающихся

10-12 лет

Формы занятий

групповые и индивидуально-групповые

Методическое обеспечение

Учебные и методические пособия:
- научная, специальная, методическая литература.
Дидактические материалы:
• Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами.
• Инструкционные карты сборки изделий (размноженные на ксероксе).
• Образцы изделий.
• Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.
• Компьютерные презентации.

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

Учебные столы и стулья

Инструкционные карты,

Схемы складывания изделий

Журналы и книги по оригами

Белая бумага

Цветная бумага тонкая

Цветная бумага плотная

Двухсторонняя цветная бумага

Цветной картон

Линейки

Треугольники

Простые карандаши

Цветные карандаши

Стирательные резинки

Трафареты с кругами

Ножницы

Клей ПВА

Кисточки для клея

Бумажные салфетки

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа объединения «Геометрия бумажного листа»» для 5-6 класса составлена на основании требований следующих нормативных документов:

Федеральный Закон от 29.12. 2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ»;

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07. 2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно – эпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

Письмо Минобрнауки образования и науки РФ от 29.08. 2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Распоряжение Правительства РФ от 29.05. 2015 №996 – р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09. 2015 года № 613 – н «Об утверждении профессионального стандарта педагога дополнительного образования»

Направленность дополнительной общеобразовательной программы – техническая.

Вид образовательной деятельности - техническое творчество.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.

Работа с бумагой для детей является очень интересной, увлекательной и познавательной деятельностью, которая воспитывает у них аккуратность при выполнении работы и развивает пространственное воображение, наблюдательность, эстетическое отношение к действительности.

В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.

Эффективным средством обучения и воспитания, а также формирования и сплочения коллектива являются совместные посещения выставок прикладного и художественного творчества, проведения праздников в коллективе.

Методы обучения в начале учебного года с учётом знаний, практических навыков, получаемых на занятиях, отличаются от методических приёмов, используемых в конце периода обучения.

В начале изучения любого изделия педагог даёт основы технологии, направляет деятельность учащегося на правильное выполнение различных операций, следит за их качеством.

Постепенно ребята приучаются выполнять работу самостоятельно, используя накопленный опыт, проявляя свою выдумку, фантазию и воображение. В работах должно ощущаться авторство ребёнка.

Учебная нагрузка планируется исходя из педагогической и психологической целесообразности с учётом психологических и физических особенностей детей среднего школьного возраста. Большая часть часов отводится на практические занятия, которые являются наиболее эффективной формой обучения в объединении.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.

Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

1. Целью современного образования, которая заключается в повышении роли эстетического воспитания для формирования социально ценной личности.

2. Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать их досуг. В процессе обучения данной программе ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием различных комбинаций.

3. Возрастными психологическими особенностями учащихся. Занятия в объединении помогают развить память, творческое воображение, мышление. А также оказывают и психотерапевтическое воздействие, способствуют сокращению перегрузки детей.

Педагогическая целесообразность программы «Геометрия бумажного листа» обусловлена тем, что техническое творчество открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Программа построена «от простого к сложному». рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация и т.д.) предполагается развитие ребенка в самых различных направлениях: конструктивное мышление, образное и пространственное мышление и т.д. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать создателем доброго мира.

Цель: освоить приёмы работы с бумагой, инструментами, дать навыки коллективной работы и общения, развить творческие способности ребенка.

Задачи:

Обучающие:

- знакомство детей с основными базовыми формами оригами;

- формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

- обучение различным приемам работы с бумагой;

- формирование образного, пространственного мышления и умения выразить свою мысль с помощью объемных форм.

Развивающие:

- развитие смекалки, изобретательности и устойчивого интереса к творчеству;

- развитие пространственного воображения, креативного мышления, абстрактного представления готового изделия и эстетического отношения к действительности;

- развитие мелкой моторики рук и глазомера;

- развитие внимания, памяти.

Воспитательные:

- воспитание терпения и усидчивости на занятиях, аккуратности при выполнении работы;

- расширение коммуникативных способностей детей;

- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Формы и методы обучения:

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы и другие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий: Словесные (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

-Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);

-Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

-Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

-Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

-Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

-Исследовательский – самостоятельная творческая работа.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

-Фронтальный – одновременная работа со всеми;

-Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

-Групповой – организация работы в группах;

-Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся:

-познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;

-познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;

-овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;

-научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;

-познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация и др.).

Воспитательные результаты

-воспитание самостоятельности, аккуратности, бережливости;

-умение работать в группе;

-формирование эстетического вкуса.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Составление альбома лучших работ;

Проведение выставок работ обучающихся;

Участие во внутриучрежденческих выставках и конкурсах.

Учебно-тематический план

Раздел, тема

Количество часов

 

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

Формы аттестации/контроль

1.

1.1.

1.2.

Введение

ТБ при выполнении различных видов работ

Диагностика знаний и умений обучающихся

1

1

 

2

1

1

Беседа

Опрос

2.

2.1.

2.2.

Оригами

Базовые формы

Оригами из кругов

3

2

1

15

11

4

18

13

5

Лекция

Практическая работа

3.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

Аппликация

Из геометрических фигур

Из салфеток

По готовым шаблонам

Объемная

4

1

1

1

1

12

2

3

3

4

16

3

4

4

5

Лекция

Практическая работа

4.

Плетение из бумаги

1

4

5

Практическая работа

5.

Кусудама

1

9

10

Лекция

Практическая работа

6.

6.1.

6.2.

6.3.

Модульное оригами

Модуль «Трилистник»

Модуль «Супершар»

Модуль «Треугольник»

3

1

1

1

20

2

4

14

23

3

5

15

Практическая работа

5.

Итоговое занятие.

1

1

2

Составление альбома лучших работ

 

ИТОГО: 76 часов

       

Содержание программы

Введение (2 часа):

Беседа по технике безопасности (1 час). Инструктаж по охране труда. Правила пользования инструментами и приспособлениями. Правила поведения на занятии.

Диагностика (1 час). В начале года диагностика уровня ЗУН обучающихся, проверка их готовности к занятиям в объединении.

Оригами (18 часов) История бумаги. Виды бумаги. Знакомство с инструментами и материалами.

Термины, принятые в оригами. Приемы складывания. Условные обозначения, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги. Понятие «базовой формы». Изучение видов базовых форм, складывание изделий на их основе. Виды складок. Работа с инструкционными картами, демонстрирующими процесс складывания.

Базовые формы (13 часов):

«Треугольник», «Дверь», «Конверт», «Двойной треугольник», «Воздушный змей», «Ромб», «Птица».

Оригами из кругов (5 часов).

Аппликация (16 часов). Аппликация по образцу и составление собственных композиций.

Аппликация из геометрических фигур (3 часа). Аппликация из простейших геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал. Вырезание и вырывание фигур из бумаги. Составление мозаики.

Аппликация из салфеток (4 часа). Технология подготовки салфеток к работе. Выбор основы для аппликации.

Аппликация по готовым шаблонам (4 часа). Перевод шаблонов на цветную бумагу и картон. Составление композиции.

Объемная аппликация (5 часов). Составление композиций из моделей оригами на основе базовых форм. Открытки к праздникам. Цветы из бумаги. Составление букетов и цветочных композиций. Изготовление рамки из чертежной бумаги для оформления изделий.

Плетение из бумаги (5 часов).

Изготовление плоских и объемных изделий путем переплетения полосок бумаги. Плетение из газетной бумаги. Плетеные вазы. Оплетение предметов. Покраска готового изделия.

Кусудама (10 часов). Древнее назначение кусудамы. Классическая кусудама. Изготовление модулей популярных кусудам. Технология сборки, способы украшения кусудам.

Модульное оригами (23 часа). Изготовление модулей 3 видов. Технология соединения модулей. Сборка изделий и составление композиций. Комбинирование модулей.

Модуль «Трилистник» (3 часа).

Модуль «Супершар» (5 часов).

Модуль «Павлин» (15 часов).

Итоговое занятие (2 часа). Беседа на тему «Оригами в нашей жизни», оформление выставки работ обучающихся, составление альбома лучших работ, защита творческих проектов.

Методическое обеспечение программы

Усвоение содержания курса осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. В кружке реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.

Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:

знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;

овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, и др.;

знакомятся со свойствами материалов, инструментами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;

учатся экономно расходовать материалы;

осваивают проектную деятельность, учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность.

Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте.

Все занятия объединены в несколько тем (насекомые, фрукты, овощи, новогодние игрушки, сказочные герои и т.п.).

Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на
инструменты и материалы, лежащие на парте).

Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):

- повторение названия базовой формы (модуль, виды модулей);

- повторение действий прошлого занятия;

-повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники
безопасности.

Введение в новую тему:

- показ образца;

- рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки);

- повторение правил техники безопасности.

Практическая часть:

- показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте - в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);

- самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;

- оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;

- анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

Учебные и методические пособия:
• Научная, специальная, методическая литература
(См. список литературы).

Материалы из опыта работы педагога:
Дидактические материалы:
• Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами.
• Инструкционные карты сборки изделий (размноженные на ксероксе).
• Образцы изделий.
• Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.

Методические разработки:
• Компьютерные презентации:
– «Цветочные композиции»
– «Бумажный сад оригами»
– «Путешествие по стране оригами»

Список оборудования и материалов, необходимых для занятий оригами

Учебные столы и стулья

Инструкционные карты,

Схемы складывания изделий

Журналы и книги по оригами

Белая бумага

Цветная бумага тонкая

Цветная бумага плотная

Двухсторонняя цветная бумага

Цветной картон

Линейки

Треугольники

Простые карандаши

Цветные карандаши

Стирательные резинки

Трафареты с кругами

Ножницы

Клей ПВА

Кисточки для клея

Бумажные салфетки

Коробочки для мусора

 

Список использованной литературы

1.Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995

2.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997

3.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995

4.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002

5.Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992

6.Гончар В.В. Модульное оригами. «Айрис-пресс», 2008

7.Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999

8.Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996

 

Информационная справка об особенностях реализации рабочей программы дополнительной общеобразовательной программы в 2018/2019 учебном году:

Общий срок реализации исходной программы (количество лет)

1 год

Год обучения (первый, второй и т.д.)

первый

Возраст обучающихся

10-12 лет

Количество обучающихся в группе в текущем учебном году

15

Количество часов в неделю

2

Общее количество часов в год

76

Ожидаемые результаты на текущий учебный год:

Обучающиеся:

-познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;

-познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;

-овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;

-научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;

-познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация и др.).

Воспитательные результаты

-воспитание самостоятельности, аккуратности, бережливости;

-умение работать в группе;

-формирование эстетического вкуса.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Составление альбома лучших работ;

Проведение выставок работ обучающихся;

Участие во внутриучрежденческих выставках и конкурсах.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование раздела программы

Тема занятия

Количество часов

Дата (план)

Дата (факт)

1

Введение

ТБ при выполнении различных видов работ

1

03.09

 

2

Диагностика знаний и умений

1

03.09

 

3

Оригами

История бумаги. Виды бумаги

1

10.09

 

4

Понятие «базовой формы». Виды базовых форм. Приемы складывания

1

10.09

 

5

«Треугольник»

1

17.09

 

6

«Треугольник»

1

17.09

 

7

«Дверь»

1

24.09

 

8

«Конверт»

1

24.09

 

9

«Конверт»

1

01.10

 

10

«Двойной треугольник»

1

01.10

 

11

«Двойной треугольник»

1

08.10

 

12

«Воздушный змей»

1

08.10

 

13

«Воздушный змей»

1

15.10

 

14

«Ромб»

1

15.10

 

15

«Птица»

1

22.10

 

16

Оригами из кругов

1

22.10

 

17

Оригами из кругов

1

29.10

 

18

Оригами из кругов

1

29.10

 

19

Оригами из кругов

1

05.11

 

20

Оригами из кругов

1

05.11

 

21

Аппликация

Аппликация из геометрических фигур

1

12.11

 

22

 

Аппликация из геометрических фигур

1

12.11

 

23

 

Составление мозаики

1

19.11

 

24

 

Аппликация из салфеток

1

19.11

 

25

 

Аппликация из салфеток

1

26.11

 

26

 

Аппликация из салфеток

1

26.12

 

27

 

Аппликация из салфеток

1

03.12

 

28

 

Аппликация по готовым шаблонам

1

03.12

 

29

 

Аппликация по готовым шаблонам

1

10.12

 

30

 

Аппликация по готовым шаблонам

1

10.12

 

31

 

Аппликация по готовым шаблонам

1

17.12

 

32

 

Объемная аппликация

1

17.12

 

33

 

Открытки к праздникам

1

24.12

 

34

 

Цветы из бумаги

1

24.12

 

35

 

Букеты и цветочные композиции

1

10.01

 

36

 

Букеты и цветочные композиции

1

10.01

 

37

Плетение из бумаги

Плоские и объемные изделия путем переплетения полосок бумаги

1

14.01

 

38

 

Плетение из газетной бумаги

1

14.01

 

39

 

Плетеные вазы

1

21.01

 

40

 

Оплетение предметов

1

21.01

 

41

 

Оплетение предметов

1

28.01

 

42

Кусудама

Древнее назначение кусудамы

1

28.01

 

43

 

Классическая кусудама

1

04.02

 

44

 

Изготовление модулей популярных кусудам

1

04.02

 

45

 

Изготовление модулей популярных кусудам

1

11.02

 

46

 

Изготовление модулей популярных кусудам

1

11.02

 

47

 

Технология сборки кусудам

1

18.02

 

48

 

Технология сборки кусудам

1

18.02

 

49

 

Технология сборки кусудам

1

25.02

 

50

 

Способы украшения кусудам

1

25.02

 

51

 

Способы украшения кусудам

1

04.03

 

52

Модульное оригами

Модуль «Трилистник»

1

04.03

 

53

 

Модуль «Трилистник»

1

11.03

 

54

 

Модуль «Трилистник»

1

11.03

 

55

 

Модуль «Супершар»

1

18.03

 

56

 

Модуль «Супершар»

1

18.03

 

57

 

Модуль «Супершар»

1

25.03

 

58

 

Модуль «Супершар»

1

25.03

 

59

 

Модуль «Супершар»

1

01.04

 

60

 

Модуль «Павлин»

1

01.04

 

61

 

Модуль «Павлин»

1

08.04

 

62

 

Модуль «Павлин»

1

08.04

 

63

 

Модуль «Павлин»

1

15.04

 

64

 

Модуль «Павлин»

1

15.04

 

65

 

Модуль «Павлин»

1

22.04

 

66

 

Модуль «Павлин»

1

22.04

 

67

 

Модуль «Павлин»

1

29.04

 

68

 

Модуль «Павлин»

1

29.04

 

69

 

Модуль «Павлин»

1

06.05

 

70

 

Модуль «Павлин»

1

06.05

 

71

 

Модуль «Павлин»

1

13.05

 

72

 

Модуль «Павлин»

1

13.05

 

73

 

Модуль «Павлин»

1

20.05

 

74

 

Модуль «Павлин»

1

20.05

 

75

Итоговое занятие

Оформление выставки работ обучающихся, составление альбома лучших работ

1

27.05

 

76

 

Защита творческих проектов

1

27.05

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо. Отправила в "избранное"

29 March 2019

Программа понравилась.Сохранила себе.

29 March 2019

Программа интересная, беру в закладки!

29 March 2019