12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чеснокова Ольга Васильевна20

Технологическая карта.

Урок русского языка в 4 классе. Глаголы – исключения.

Тип урока: открытие новых знаний.

Планируемые результаты обучающихся.

Предметные :

- познакомить с глаголами – исключениями;

- запомнить глаголы – исключения;

- учиться находить глаголы – исключения среди других глаголов.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности, задачи с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий по алгоритму;

- оценивать правильность выполнения своего действия;

- контроль по эталону с целью обнаружения ошибок.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

-умение работать в паре.

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;

- находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке;

- делать выводы о результатах совместной работы.

Личностные результаты обучающихся:

- готовность к сотрудничеству;

- воспитывать активность личности.

Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности.


Говорят : «Улыбка дарит радость и хорошее настроение».

Улыбнитесь друг другу.





Актуализация знаний.


-актуализация изученных способов определения спряжения глаголов





Урок начнём с народной мудрости. Прочитаем пословицу.

На доске.

Кто много вид…т и слыш…т, тот много зна…т.

- Как вы её понимаете?

Сегодня на уроке будем следовать этой пословице. Умение видеть и слышать поможет нам многое узнать.


- Над какой темой работали на уроках русского языка?


- Назовите глаголы в пословице.

- Какая орфограмма встретилась в глаголах ?

- Вспомним способы проверки безударных личных окончаний глаголов по алгоритму ( алгоритм на доске).


На доске.



Н.Ф.

3 Л. , МН.Ч.

Видеть -1 спр.

Видят – 2 спр.

Слышать – 1 спр.

Слышат – 2 спр.

Знать – 1 спр.

Знают – 1 спр.












Правописание безударных личных окончаний глаголов.






Определяют спряжение глаголов по неопределённой форме глагола и по форме 3 лица множественного числа



Выявление места и причины затруднения.


-фиксация затруднения в выполнении учебного действия

- Что заметили?

- Как такое может быть? Встречались раньше с этим?

О

?

бозначим наше затруднение на доске.


- Какой глагол не вызывает сомнения?

( учитель убирает с доски глаголы: знать, знает и вписывает в пословицу в окончание букву Е)


У одного глагола разное спряжение.




Знает. Значит, в безударном окончании глагола пишем букву Е.



Построение проекта выхода из затруднения.


- обдумать способ выхода из затруднения

- сформулировать тему, задачи урока






- Как быть с глаголами, которые вызвали затруднение? Ваши предложения.



На уроке я помогу вам разобраться с этим затруднением.

В русском языке есть такие слова, которые не подчиняются принятым правилам.

-Как можно назвать эти глаголы?

Ученые назвали такие слова глаголы – исключения. Как и предложил … .

Эти глаголы нужно – запомнить!

- Как вы думаете, только ли эти два глагола являются исключением?

- Где мы можем проверить ваше предположение?

- Откройте учебник на стр. 124.

Прочитайте правило самостоятельно.

- Сколько глаголов - исключений?

- Сколько глаголов – исключений на – ать?

- Сколько глаголов – исключений на – еть?

- Наши глаголы, которые вызывали сомнения , к какому спряжению относятся? ( зачёркиваем на доске 1 спр. И подписываем у глаголов 2 спр.)

- Значит, какую гласную напишем в безударном окончании глаголов ?

Нашу проблему решили.

-Кто понял, почему это глаголы – исключения?


- Что новое появилось на уроке?

Вот вы и назвали сами тему урока.


- Сформулируйте задачи урока.

Спросить у учителя.

Обратиться к учебнику.

Наверное что – то новое должны узнать про такие глаголы.




Протестанты. Неподчинялки. Глаголы – исключения.





В учебнике.



11

4

7


Ко 2 спряжению.


Гласную – и ( вписать в пословицу).



В начальной форме на – ать, -еть, а относят их ко 2 спряжению.

Глаголы – исключения.



1.Запомнить глаголы – исключения.

2.Находить их среди других глаголов.

3.Правильно писать безударное окончание глаголов – исключений.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


- зафиксировать построенный способ действия в речи и на доске






- Запомнить глаголы – исключения нам поможет рифмованное стихотворение, которые лежит у каждого на парте.

Запомни!


Гнать, держать,

терпеть, обидеть,

слышать, видеть,

ненавидеть,

и зависеть,

и вертеть, а ещё

дышать, смотреть.

- Поможет нам стихотворение запомнить глаголы – исключения?

Посмотрите, как народная мудрость привела нас к открытию новых знаний.

- Поупражняемся в определении спряжения глаголов и будем учиться находить глаголы – исключения.

- Возьмите на парте и положите перед собой карточку зелёного цвета. Два глагола учитель на доске рассуждает и пишет.

Упражнение 1.

Списать слова. Определить спряжение глаголов.

Рисовать, слышать, отвечать, ответить, дежурить, дышать, плясать, видеть, пожелтеть, смотреть, гнать, держать, таять, зазеленеть.

Вывод: поучились находить глаголы – исключения.


Физминутка для глаз.


- Вернёмся к нашей пословице.

- Где возникла трудность?


- Опираясь на новое правило, мы сможем проспрягать два глагола?

- К какому спряжению относятся данные глаголы – исключения из пословицы?

- Зная спряжение. Какую гласную букву будем писать в безударном окончании глаголов?

- Что значит проспрягать?

- Заготовим таблицу.

- Будьте внимательны. Эта работа поможет вам выполнить домашнее задание.




Учитель задаёт дополнительные вопросы и оценивает ученика.

- Что такое глагол?

- Как изменяется глагол?


Физкультминутка.



Дети читают хором.











Да.






После учителя 4 человека по 3 глагола объясняют у доски, дети записывают в тетрадь.







Дети выполняют.



В написании безударного личного окончания глаголов.


Да.


Ко 2 спряжению.


Гласную - и.

Изменить глагол по лицам и числам.


Ученик идёт к доске выполнять задание.


Ед.ч.

Мн.ч.

1л.

вижу

видим

2л.

видишь

видите

3л.

видит

видят


Отвечает на вопросы.


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.







- Попробуйте самостоятельно проспрягать глагол – исключения «слышит».

- К какому спряжению относиться глагол – исключения?

Проверьте себя по эталону.

- Оцените свою работу по критериям.

«5» - нет ошибок

«4» - 1-2 ошибки

- Кто допустил больше ошибок? Поднимите руку.

Не оценивайте себя. Будем учиться на следующих уроках продолжать такую работу.

- Поднимите руку. Кто не сделал ошибок?

Молодцы! Вы усвоили данный материал.




Ко 2 спряжению.

Проверяют по эталону.

Рефлексия учебной деятельности.


- возвращение к поставленным учебным задачам – удалось их решить в ходе урока или нет.


Вернёмся к теме урока. Прочитаем её.

- В ходе урока, какие учебные задачи мы решали?

( учитель напротив каждой задачи ставит знак «+»)

На следующем уроке продолжим учиться писать правильно безударные личные окончания глаголов – исключений.

- Каким для вас сегодня был урок?

Дети называют.

Домашнее задание.

Выучить глаголы – исключения.

Проспрягать глаголы: дышать, смотреть.

Образец выполнения работы смотрите в классной работе.

Дети записывают в дневник.

9*** Включение в систему знаний и повторения.





Дополнительный материал за рамками программы.

Предполагает выявление границ применения нового знания.




Русский язык богат фразеологизмами.

- Что такое фразеологизм?

С глаголом исключением «держать» связано много устойчивых выражений.

Работать будете в паре.

На карточке соединить фразеологизм с его значением.


Соединить фразеологизм с его значением.


Держать ухо востро. Таить злобу, замышлять сделать что – либо плохое.

Держать язык за зубами. Быть осторожным, не ослаблять внимания.

Держать за семью печатями. Молчать.


Держать себя в руках. Исполнять обещание.


Держать камень за пазухой. Хранить в тайне.


Держать своё слово. Быть сдержанным, контролировать свои эмоции.



- Кто готов прочитать, что получилось?

Вот какой интересный глагол – исключение «держать».

Я надеюсь, вы будете фразеологизмы с глаголом – исключением « держать» применять в своей речи.


- Об одном фразеологизме мне хочется вам рассказать; «Держать камень за пазухой».

Историю этого фразеологизма я узнала из фразеологического словаря. ( показывает учитель словарь)

- У кого есть желание воспользоваться литературой и найти фразеологизмы с другими глаголами – исключениями, тех ребят я оценю дополнительной отметкой.

Вот такое вам творческое задание.

Дети дают определение.




Работают в паре.


















Дети читают.















Опубликовано


Комментарии (1)

Волкова Светлана Ивановна, 22.05.20 в 14:58 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.