12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алла Трепетун166
3

Урок по русскому языку на тему «Группы сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными» (9 класс)

9 класс, русский язык

Тема: Группы сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными.

Цели: показать особенности сложноподчиненных предложений с обстоятельственными придаточными; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Задачи:

Образовательная: формировать умения различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи; формировать умение использовать СПП с придаточными обстоятельственными в речи.

Развивающая: развивать познавательную активность; формировать нравственный, позитивный режим общения при обмене мнениями; развивать речь учащихся, умение выделять главное.

Воспитательная: способствовать формированию нравственных убеждений; воспитание товарищества, вежливости; создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения;

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.

Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1.Орфоэпическая разминка.

Августовский, агронОмия, арАхис, аристократия, аэропОртов, баловАться, бАнты, безУдержный, взвилАсь, гастронОмия, добелА, договОр, дозИровать, дОлжности, докраснА, долбИт, донЕльзя, должностЕй, досУг, давнИшний, духовнИк.

2.Фронтальный опрос.

- Какое предложение называется сложноподчиненным?

- Чем они отличаются от сложносочиненных?

- На какие основные группы по значению делятся сложноподчиненные предложения?

- На какие вопросы отвечают придаточные определительные?

- На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?

- Как связаны главное и придаточное предложения?

- Чем отличаются союзы и союзные слова?

3. Проверка домашнего задания.

III. Объявление темы, постановка цели.

- Сегодня мы вспомним основные виды обстоятельств, сравним их с видами обстоятельственных придаточных в сложноподчиненных предложениях; научимся отличать их друг от друга и правильно ставить знаки препинания внутри предложений с придаточными обстоятельственными.

IV. Основная часть урока.

Беседа. Выборочный диктант (Повторение материала об обстоятельствах).

- Назовите второстепенные члены предложения.

- На какие вопросы отвечают обстоятельства?

- Назовите виды обстоятельств.

- Выписать из данных предложений обстоятельства. Определить их вид.

1. Звонко кукушка вдали куковала. (Н. А. Некрасов) 2. Число нападающих вдесятеро увеличилось. (А. С. Пушкин). 3. Сгоряча он не обратил внимания на ушиб.4. Долго мы на берегу стояли. (С. Щипачев.). 5. Ребята поспешили на речку покататься на коньках. 6. Невзирая на жару, он упорно ходил в шапке-ушанке. 7. При сильной засухе урожай может погибнуть.

Объяснение учителя. Работа с таблицей в учебнике на стр. 78-79. Закрепление изученного материала. А) Работа у доски.

- А сейчас проверим на практике, как вы усвоили изученный материал. Прочитайте предложение, составьте его схему и определите вид придаточного предложения. Объясните правописание пропущенных орфограмм.

1. Человек не может жить, если (не) верит в завтрашнее счастье. 2. Я промолчал, потому что хотя знал многое, но не хотел ссоры.3. Если жизнь тебя обман..т (н..)печалься (н..)сердись! (А. Пушкин) 4. Всюду, где только лес был пореже, лежали на земле тени.5.Дедушка пела так, как поёт соловей в саду.6. Когда счастьем дыш…шь, его не замечаешь.7. Погода была холодная, морозная, так что мы на улицу не пошли.8.Они пошли через поле, чтобы сократить путь.9.Всё опутала мгла, будто солнце ушло навсегда (В. Яковлев). 10. Никогда не следует возвращаться туда, где был счас…ливым (Д. Гранин).11.Она ничего не читала, так что не …дала экзамен. 12. Пускай ещё не высохли чернила, словом уже бе…смертие дано (С. Щипачёв).13. Всякое дело надо любить, чтобы хорошо его делать (М. Горький).

Б) Графический диктант.

Записать только вид придаточной части.

Я поехал туда, где прошло моё детство.

Если будут деньги, куплю новый самовар.

В то время как она выходила из гостиной, в передней послышался звонок.

Погода была снежная, так что никто не пошёл на каток.

Том с папой присели, чтобы запустить свои руки вглубь хрустящей лозы. 

Мы так устали, что не могли идти дальше.

Оттого что свеча горела слабо, в комнате было почти темно.

На дворе гнулась и металась акация, как будто сердитый ветер трепал

её за ветки.

Маяк зажёг свой красный огонь, хотя было ещё светло.

В) Творческая работа. Составить предложения, которые начинались бы словами: Когда, если, чтобы. V. Подведение итогов урока,

- Что нового узнали на уроке?

- Остались ли вопросы, на которые не нашли ответа?

- С каким видом обстоятельственных придаточных познакомились?

- На какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные?

- Чем присоединяются?

VI. Выставление оценок, рефлексия

VII. Домашнее задание: Выучить материал 12 параграфа, стр. 78-79, выполнить одно из заданий:

Упражнение 153.

Подобрать примеры сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными разных видов (придумать самостоятельно, выписать из текстов произведений или из учебников по другим предметам, вспомнить стихотворные строки).

   

   

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.