12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сазонова Оксана Сергеевна2784
Работа-хобби, занимаюсь организацией конкурсной деятельности для педагогов ДОО и организаций доп образования, детей дошкольного возраста. Провожу методические объединения для воспитателей.
Россия, Алтайский край, Барнаул
Материал размещён в группе «Методисты ДОУ»
1

Статья «Художественно-эстетический аспект в реализации регионального компонента как средство социализации детей дошкольного возраста в ДОО»

Сазонова,,О.С.

г. Барнаул, МБДОУ "детский сад №180"

Художественно-эстетический аспект в реализации регионального компонента как средство социализации детей дошкольного возраста в ДОО

 в статье рассматривается вопрос социализации детей в современной дошкольной образовательной организации на основе реализации регионального компонента в художественно - эстетическом аспекте

Ключевые слова: социализация, дети, творчество, ценности

Преобразование в современном российском обществе привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном в частности, которые коснулись, как организационного, так и содержательного аспекта дошкольного образования.

Изучение проблемы социализации детей дошкольного возраста обусловлено современными тенденциями социокультурной ситуации в стране и определяется рядом факторов: усложнением социальной среды, растущим темпом развития общества, обилием противоречивой информации, снижением воспитательного потенциала семьи. Независимо от того, когда ребенок пошел в сад, изменяется социальный статус. Можно считать это рождением социального «Я» ребенка. Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности дошкольника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным. Такие изменения происходят в психике ребенка при благоприятном развитии событий, его успешной адаптации.

Приобщение подрастающего поколения к социально значимым ценностям является одной из важнейших задач, поставленных обществом перед современным образованием. Ученые, Б. Г. Ананьев, И.С. Кон, А. Н. Матюшкин, В. Б. Ольшанский и многие другие, считают, что поведение человека обусловлено выбором конкретных ценностей, ориентацией на них, направленностью на те или иные ценности.

В связи с этим в педагогической теории и практике большое внимание уделяют проблеме формирования ценностных ориентации, поскольку именно они актуализируют весь накопленный человеком опыт, способствуют разрешению многих противоречивых жизненных вопросов. Система ценностных ориентации является важнейшей характеристикой личности, определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее мировоззрения и жизненной позиции. Ценностные ориентиры тесно связаны с нравственными представлениями человека. Нравственные ценностные ориентиры определяют уровень и форму социальной активности и направленности, а также отношение личности к себе, к другим людям и миру в целом. Вместе с тем с изменением социокультурной среды ценностные ориентиры личности также меняются, поэтому в периоды динамичного развития общества проблема формирования ценностных ориентиров актуализируется. Формирование ценностных ориентиров начинается уже с дошкольного детства. Такое представление базируется на том, что ведущие зарубежные педагоги и психологи: А. Маслоу, К. Роджерс, 3. Фрейд, и др., а также отечественные: конца XIX - XX вв., такие как Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, и др., придают особое значение дошкольному периоду в становлении личности и ее смыслообразующих ценностных компонентов.

Необходимость социального развития ребёнка дошкольного возраста подкреплена нормативными документами: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, «Концепцией дошкольного воспитания», ориентированных на развитие социально-активной личности.

Приоритет общечеловеческих ценностей, утверждение гуманистического характера образования как системы воспитания и обучения, осуществляемой в интересах личности, общества, государства, провозглашается в законе «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от29.12.2012.

Анализ нормативных документов, психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что на современном этапе развития российского общества зафиксирован интерес и внимание к личности ребёнка дошкольного возраста, к феномену его развития. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной компетентности ребёнка, определяются траектории развития и адаптации в меняющемся социуме, таким образом, дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека. По мнению И.Б. Котовой и Е.Н. Шиянова, социализация раскрывается на пересечении таких процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Это акцентирует внимание на создании благоприятных условий для развития детей, их способностей, творческого потенциала, объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм, формирование общей культуры личности.

Художественно-эстетическое воспитание, теоретико-методологической базой которого является эстетика, есть часть педагогической науки. Назначение художественно-эстетического воспитания - сделать человека чище, лучше, добрее.

Б.Т. Лихачев также как и многие педагоги, психологи считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение в разнообразную художественно-творческую деятельность способны развить сенсорную сферу, обеспечить глубокое понимание постижение эстетических явлений, понимание подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

Художественно – эстетический аспект в развитии дошкольников одно из важных средств воспитания, поэтому главным условием является комплексное сочетание всех образовательных областей с продуктивными видами художественной деятельности, в которой ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей, своей индивидуализации.

Объединение разных видов деятельности одним тематическим содержанием создает возможности творческого осмысления темы и наиболее полного ее отражения с помощью средств выразительности, специфичных для того или иного вида художественной деятельности; обеспечивает глубокое познание и эмоциональное переживание ребенком образов, созданных в музыке, литературе, игре.

На данном этапе развития дошкольного образования в ДОО должна решаться задача создания благоприятной атмосферы и обстановки для развития детей, учитывая их индивидуальные особенности и склонности, а также для развития способностей каждого ребёнка и его творческого потенциала, как субъекта отношений с самим собой, своими сверстниками, другими взрослыми и миром.

Вслед за Т.С. Комаровой, Р.М. Чумичевой понимаем, что социализация ребёнка начинается с познания самого близкого окружения: родной природы, культурных традиций своего края, присвоения эстетических ценностей малой родины, что и способствует более гармоничному вхождению ребёнка в мировую художественную культуру, приобщению к общечеловеческим ценностям. Реализация регионального компонента в художественно – эстетическом аспекте в социализации детей может осуществляться в ходе изучения родного края, приобщения ребёнка к национальной культуре, искусства.

Основополагающими моментами при организации процесса приобщения дошкольников к социокультурным особенностям своего региона являются: диалог в межличностных отношениях, обмен информацией и равенство партнеров, эмоциональная открытость и доверие; создание условий для самостоятельного поиска решений; проявления эстетической эмпатии; включение личностного художественно-эстетического опыта детей, ориентация на их интересы, творческие возможности, проявление инициативы.

Комплексно – тематическое планирование представлено на основе образовательной программы «От рождения до школы» Веракса Н.Е., парциальной программы «Красота. Радость. Творчество» Комарова Т.С. региональный компонент г. Барнаул Алтайский край

Сентябрь – 1 сентября - День знаний. Здравствуй детский сад. Я в мире человек (я, семья, традиции, ЗОЖ) Неделя безопасности;

Октябрь – Осень. Золотая осень в произведениях искусства;

Ноябрь – 4 ноября День народного единства, Мой дом - мой край Алтайский;

Декабрь - Деловой Барнаул (транспорт, профессии), Новогодний город

Январь - Зима. Зимнее настроение природы;

Февраль - Архитектурный Барнаул День защитника отечества;

Март - Народная культура и традиции (быт, фольклор);

Апрель - Поэты о весне. Весенние краски природы;

Май - День Победы, Мир театра и кино.

В ходе образовательных ситуаций могут проводиться беседы о местонахождении региона в составе России, об уникальности местной природы, рассматриваться занимательные географические карты региона, фотоэкспозиции с изображением природы, организовываться опытная деятельность, заслушиваться песни местного фольклора, подготавливаться и рассматриваться выставки декоративно-прикладного искусства. Особое внимание обратить на знакомство детей с местными художниками, поэтами, писателями, известными людьми региона. О том, какой значимый вклад внесли в развитие своего края, города и для страны в целом.

В содержание образовательных ситуаций целесообразно включить рассматривание произведений декоративно - прикладного искусства с выделением основных средств выразительности, беседы с детьми о труде мастеров разных профессий, о труде рабочих, о знаменитых произведениях художников, дидактические игры, слушание песен (народных, авторских, местных композиторов), сказов, а также декоративно-художественную деятельность детей, изготовление макетов, коллективных работ, альбомов, выполнение творческих работ детей, при этом совмещая с разными техниками рисования, лепки, коллажа, бумагопластики, аппликации и др.

Ознакомление дошкольников с родным краем должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей образовательной программы ДОО. Содержание образовательной деятельности основывается на комплексном систематическом подходе.

Активизируя деятельность по ознакомлению с родным краем для формирования представлений ребенка о моральных ценностях, способствуя их осознанию, формированию у детей таких нравственных качеств, как отзывчивость, смелость, гордость, уважение, обогащают сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений о большом мире, готовит его к элементарному осмыслению некоторых понятий.

Таким образом, в свете современных требований актуальным для результативности дошкольного образования является не формирование определённой суммы знаний детей дошкольного возраста об особенностях своего региона, а развитие уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых в ДОО, к культурным традициям своего края, присвоение эстетических ценностей малой родины и развитие позитивных установок к созданию продуктов творчества регионального содержания.


Список использованных источников
 

Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. – Электрон. дан. –Доступ из информ.-правовой системы «Консультант Плюс».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: действует с 01 января 2014 г. – Москва : Перспектива, 2014. – 32 с.

Белая, К.Ю. и др. Интеграция как основной инструмент создания новой модели ДОУ [Текст] // Управление ДОУ. – 2003. - № 4.

Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников [Текст]: учебное пособие / В. И. Волынкин. – Ростов-на-Дону: Феникс,2007. – 441 с.

Давыдова, О.И. Технология организации контакта и взаимопонимания между педагогами и родителями детей дошкольного возраста в новых социальных условиях [Текст]// Психолого-педагогические проблемы современного образования: сборник научных статей. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. – С. 119–128.

Дошкольная педагогика: эстетическое воспитание и развитие [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – 2-е изд.,испр.и доп. – Москва : Изд-во Юрайт, 2016. –185 с.

Затеева, Е. В. Малыш в мире искусства родного края: учебно-методический комплекс по художественно-эстетическому образованию дошкольников/ Е. В. Затеева. – Барнаул: АКИПКРО, 2010. – 124с.

Комарова, Т.С. Программа эстетического воспитания детей 2–7 лет [Текст]/Т. С. Комарова, А. В. Антонова, Н. Б. Зацепина. – Москва: Педагогическое общество России,2005. – 128с.

Лихачев, Д. Б. Теория эстетического воспитания школьников [Текст]/ Д. Б. Лихачев. – Москва: Просвещение,1985. –

Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст]: -М.:-1990. -217с.

Опубликовано в группе «Методисты ДОУ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.