Статья «Игра как средство развития младших школьников»

13
1
Материал опубликован 14 July 2017 в группе

Игра как средство развития младших школьников.

 

Приходько Ольга Сергеевна,

учитель -дефектолог.

ГОУ «Центр специального образования»

Важными условиями для улучшения качества воспитательно-образовательной работы в начальной школе являются совершенствование процесса обучения на уроках и во время самостоятельной деятельности ребенка; постоянный поиск педагогом новых приемов, позволяющих детям эффективно и качественно усваивать программный материал.

Одной из центральных задач начального курса обучения младших школьников является общее и речевое развитие, воспитание положительных качеств личности ребёнка. Безусловно, данные качества формируются в процессе многократных упражнений, тем не менее, при выполнении упражнений не следует ослаблять работу и над развитием учащихся.

Развитие ребят, писал Л.В. Занков, - это не только рост их прирождённых способностей, но ещё в большей мере результат целенаправленной и систематической работы учителя над развитием его питомцев.

Одним из средств, позволяющих организовать целенаправленную и систематическую работу над всесторонним развитием младших школьников, расширением словарного запаса, формирования и развития связной речи является игра.

Игра – это не только удовольствие, радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Развивающие игры представляют собой специфическую, полноценную и достаточно содержательную для младших школьников деятельность, а также многоплановое, сложное педагогическое явление: они являются игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Развивающая игра как игровой метод обучения используется для повышения у школьника интереса к уроку, когда педагог создает игровую ситуацию, вносит разнообразные игровые приемы, элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игрой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

Игры – уроки, при широком использовании разнообразных игровых приемов, относятся прямому обучению детей, т.к. с их помощью педагог передает определенные знания, формирует представления и навыки, развивает умения.

Игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

Одна та же игра может выступать нескольких функциях:

обучающая функция – развитие общеучебных умений навыков, таких как память, внимание, восприятие информации различных видов;

развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное событие:

коммуникативная функция – объединение коллектив учащихся, установление эмоциональных контактов;

релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении;

психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации.

Обучение детей младшего школьного возраста немыслимо без использования игр, развивающих упражнений. При этом роль развивающих игр определяется на основе учета возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать учебным материалом, увлекать и развлекать детей, развивать слух, речь, ум, расширять, углублять представления об окружающем мире, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Дети очень активны в восприятии учебных задач в игре. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда учебная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими и мыслительными. Задача педагога состоит в поиски путей развития ребенка, расширения словарного запаса, формирования и развития связной речи учащихся, активизации познавательной деятельности, развития их познавательных способностей и самостоятельности.

Значительное повышение эффективности всестороннего развития, расширения словарного запаса, формирование и развитие связной речи (дилогической монологической) младших школьников может быть достигнута за счет применения в учебно-воспитательной работе развивающих игр, позволяющих организовать целенаправленную и систематическую работу, в процессе которой учащиеся на занятиях не только овладевают знаниями, умениями и навыками, но продвигаются в своем развитии.

Литература

Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических
играх. — М.: Просвещение, 1992.

Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры
для детей младшего школьного возраста. — М,: Просве­
щение, 1991.

Бондаренко А. К. Дидактические игры. —
М.: Просвещение, 1985.

Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом разви­
тии ребенка // Вопросы психологии. — 1996. — № 6.

Карпова Е. В. Дидактические игры. — Ярославль: Ака­
демия развития, 1997.

Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы: пособие для учителя-дефектолога/ Е.Г.Речицкая. - М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2005.

Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.: Педагогика,
1978.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо. Интересная статья.

19 January 2018

Похожие публикации