12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Платик Елена Николаевна53
Россия, Иркутская обл.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ДИСТАНЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
по русскому языку «Сказка о слове»

(Обобщающее повторение разделов грамматики в конце 5 или в начале 6 класса)

Е.Н.Платик

Тема: Когда без словаря не обойтись? Игра-путешествие «Веселая грамматика». Раздел 3. Из чего состоит слово?

Цель занятия: обобщить и систематизировать знания основных понятий грамматики; способствовать приобретению и совершенствованию общеучебных интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, сравнение, обобщение, систематизация при работе со словарями и справочниками.

Задачи:
- образовательная:
обеспечить повторение понятий разделов грамматики. Совершенствовать умение работать со словарями и справочной литературой.

- воспитательная: содействовать формированию бережного отношения к родному языку на основе выполнения упражнений не только по русскому языку, но и на основе произведений художественной литературы.

- развивающая: развивать познавательный интерес к предмету, расширять словарный запас обучающегося.

Тип занятия: обобщение и систематизация полученных знаний, умений и навыков

Форма занятия: очная, с применением дистанционных образовательных технологий, игра-путешествие

Методы: игровые методы обучения, метод создания проблемной ситуации, частично-поисковый метод обучения.

Автоматизированные рабочие места обучающегося и педагога:

Персональный компьютер, колонки, Web – камера, микрофон, доступ к сети Интернет, браузер Internet Explorer, Firefox, Safari.

Учебно-методическое обеспечение: презентация «Путешествие по стране «Веселая грамматика»

Продолжительность занятия – 40 минут




Этапы занятия

Задачи

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Прогнозируемый результат образовательной деятельности

Организационный

Подготовка обучающегося к работе на занятии Сообщение темы с постановкой проблемы

- Здравствуйте! Я надеюсь, что Вы удобно расположились у компьютера и готовы к занятию. О каких правилах безопасной работы нам нужно помнить?

- Сегодня у нас необычное занятие, мы отправимся в путешествие по стране «Веселая грамматика».

- Один из героев сказки попал в беду, и только Вы можете ему помочь.

- Вам понадобятся все приобретенные ранее знания и умения при работе с текстом и словом. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь.


Приветствует педагога. Называет правила безопасной работы за компьютером.

Восприятие

Подготовительный

Обеспечение мотивации и принятие обучающимся цели учебно-познавательной деятельности

- Было это или не было, но говорят, что было: выпало из сказки (а из какой - догадаетесь сами) слово добро, а вернуться оно сможет только тогда, когда соберет (с твоей помощью) все потерянные о себе сведения. Отправилось слово в путь.

Чтобы сведения не потерялись вновь необходимо в ходе путешествия заполнить маршрутный лист (см. приложение 1)

Знакомится с маршрутным листом

(скачивает документ)

Осмысление возможного начала работы

Применение знаний

выполнение обучающимся различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;

Демонстрация презентации.

Долго ли, коротко ли странствовало, а навстречу ему Фонетика.

-Ты кто? - спрашивает.

- Я слово, - отвечает добро.

- Какое слово?

- Добро!

- Вот теперь слышу, что ты слово: все твои звуки звучат, как им положено, и ударение на своём месте стоит (Задание 1: докажи это, выполнив фонетический разбор слова).

- Звучи так и впредь! - напутствовала слово Фонетика, и отправилось оно дальше.


- Долго ли, нет ли, оно путешествовало, но остановила его Лексика.

- Ты кто? - спрашивает.

- Я слово, - гордо отвечает добро. - У меня есть свой звуковой облик. Вот послушайте, как я красиво звучу: доб - ро!

- Ну, - улыбнулась Лексика, - для слова этого мало. Например, ро-доб тоже звучит неплохо, но словом это звукосочетание не назовёшь, потому что оно бессмысленно. Слово непременно должно быть наполнено смыслом. А какой смысл заключен в тебе? (Задание 2: перейди по ссылке и найди толкование слова в словарях, заполни маршрутный лист) http://gramota.ru/slovari


-Ты действительно слово, потому что

Обозначаешь:

Добро1 -

1. Положительное начало в нравственности,

Люди стремятся к истине, добру и красоте.

2. То, что хорошо, полезно, приятно.

Я вам добра желаю.

3. Доброе дело, добрые поступки.

Делать много добра.

4. Личное имущество, пожитки.

Сундуки полны добра.

5. Дрянь, что-нибудь негодное (разг. фам. ирон.).

Такого добра нам и даром не нужно.

-Это очень интересно,- сказало добро.

- Как же вы догадались?

- Я много знаю и о тебе, и о других словах; приходи ко мне в гости – расскажу.

-Ух, ты! У меня целых пять значений,

значит я … многозначное!

- А ещё ты можешь обозначать:

Добро2 - старинное название буквы «д».

Добро3 - нареч. В значении утвердительной частицы (обл.). Хорошо, ладно. Добро! будет старуха царицей. А.С.Пушкин.

Добро4, с частицей «бы» или «б» союз

Добро бы было в гору или в ночную пору, а то и под гору и днём. И.А.Крылов.

А что же означают эти цифры?

А это значит, что у тебя могут быть абсолютно разные значения при одинаковом написании, такие слова называются…(омонимы).


- А что же ты бредёшь в одиночестве?

- Не знаю, кто же мне может составить компанию?

- А ты позови братьев: они всегда близки по смыслу,

- Разнятся лишь оттенками подчас.

- Это… (синонимы)

добрый – добросердечный, сердечный, чуткий, душевный, добродушный, благодушный, доброжелательный, беззлобный, хороший, благожелательный, благосклонный, отзывчивый, ласковый, деликатный, милосердный, милостивый.

- Но не забывай, есть у тебя и противники, будь осторожен. Это противоположные по смыслу слова… (антонимы)

Добро

всё положительное, хорошее, всё то, что хорошо, полезно, приятно.

Добрый,

готовый помочь, отзывчивый

Добродушный

Доброта

Доброта

Добродушно

Подобреть

добродетельный


Зло

всё отрицательное, плохое, всё то, что плохо, вредно, неприятно.

злой

враждебный, недоброжелательный

злобный

злоба

злость

злобно

обозлиться

порочный



- Путь твой сложный, но ты не расстраивайся, тебе всегда поможет народ.

О тебе вспоминают каждый день, да и на дню не один раз.

Посмотри сколько устойчивых словосочетаний с тобой придумано: (фразеологизмы)

(Задание 3: перейди по ссылке и найди толкование фразеологизмов со словом «добро», заполни маршрутный лист)

http://madamelavie.ru/frazeologizmy/frazeologizmy_dobro/


Задание 4: - А теперь попробуй вспомнить пословицы и поговорки со словом «добро», если сложно, ищи подсказку по ссылке: http://gramota.ru/class/poslovitsy/?alpha=%C4

- Поблагодарило добро лексику и отправилось дальше…

но вскоре дорогу ему преградило словообразование.

- Ты кто? - спрашивает.

- Я слово добро.

- А как ты устроено? И кто твои родственники?

- Не знаю, - огорчилось добро.

- Не огорчайся, это мы сейчас выясним, - проговорило

Словообразование и надело очки.

- Так вот, приятель, ты образовано от общеславянского «ДОБА» с помощью древнего суффикса -р- с исходным значением «время, пора».

Этого корня слова: удобный, подобный, надобно, сдоба, дебелый, доблесть. Следовательно, значение развивалось так: «Соответствующий, подходящий по времени» - «достигший своей поры» - «хороший» - «храбрый».

(Задание 5: составь словообразовательное гнездо со словом «добро»)

(Задание 6: выполни морфемный анализ слова и подбери сложных (с двумя корнями) родственников)

- Твоих родственников можно найти в разных уголках Земли, давай поищем их на карте.

(Задание 7: пользуясь приложением Карты Google, найди географические названия с корнем - добр-).

- Теперь тебе понятно, кто твои предки?

- Обрадовалось добро, что у него и встарь, и сейчас такие родственники, и весело продолжило свой путь.

- Теперь слово уже не чувствовало себя одиноким,

ведь у него так много родственников.


Вдруг видит: сидит на пеньке Морфология и спрашивает:

-Ты кто?

-Я слово добро.

- А какая ты часть речи?

- Никакая. Я просто слово.

- Так не бывает, - строго заметила Морфология. Каждое слово, непременно, какая-то часть речи: есть слова самостоятельные, есть служебные, а есть междометия. И у каждой части речи свои грамматические признаки. Без этих признаков тебя ни в одно предложение не примут – так и будешь в одиночестве по дорогам блуждать.

Что же мне делать? – огорчилось добро.

А ты помни, что добро – имя существительное со всеми полагающимися ему признаками. Есть у тебя и род, и число, и падеж…

(Задание 8: выполни морфологический разбор слова, заполни маршрутный лист)

Чтобы вспомнить порядок морфологического разбора перейди по ссылке на платформу Учи.ру: https://uchi.ru/teachers/groups/7016238/subjects/2/course_programs/5/cards/219141


Не успела Морфология договорить, как на дороге возник Синтаксис:

- Вы уж простите, но я слышал ваш разговор. Правильно Морфология сказала: «грамматические признаки помогают словам включаться в предложение, в нём у каждой части речи свои роли».

- А у меня - какие роли? - робко спросило добро.

- Ну, если ты имя существительное, то можешь быть и подлежащим, и дополнением, да и другая работа тебе не заказана.

( Задание 9: в стихотворении «Доброта» Л.Николаенко определи синтаксические функции всех слов с корнем - добр-)

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты.

- Так что возвращайся скорее в сказку, из которой выпало, да займись-ка делом.


И пошли Морфология и Синтаксис своей дорогой, а добро не пошло дальше, а поспешило назад, в свою родную сказку, потому что каждое слово должно стоять на своём месте.

- Тут и сказке конец.

Слушает педагога, смотрит презентацию,

анализирует информацию, отвечает на вопросы, рассуждает, выполняет необходимые разборы, работает со словарями, справочниками, приложениями,

заполняет маршрутный лист.


Осознанное усвоение и применение учебного материала

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостного представления знаний по теме

Итак, какой намек, какой урок содержит наша сказка? Для этого давайте посмотрим, кто является героями сказки? Как вы поняли, героями сказки являются разделы науки о языке. Слово настолько многогранно, что оказывается по-своему интересным для разных разделов языка.

Беседа о значении слова для разных разделов языкознания:

- Как вы думаете, что является важным в слове для фонетики? (Звук)

- А как рассматривает слово словообразование?

(Интересуется тем, как образуются слова, из каких морфем они состоят.)

Для морфологии слово - это часть речи со всеми грамматическими признаками, для синтаксиса - прежде всего член предложения, а в лексике слово называет и обозначает предметы, явления окружающего мира.

- Какой вывод можем сделать?

Вывод, что каждая наука языка изучает слово и изучает его по-своему.

Чтобы наша речь была красивой, точной, понятной для других, мы должны правильно употреблять слова, знать их точное значение. Вот об этом мы и поговорили сейчас.

Делает выводы

Осмысление выполненной работы

Контрольный

Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий

На протяжении всего занятия ответы обучающегося сравниваются с эталоном в презентации учителя

Рассуждает

Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов

Итоговый

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы

Молодец! С помощью своих знаний, Вы выручили героя из беды. Я надеюсь, что эти знания будут помогать Вам в дальнейшем. А догадались ли Вы, в какую сказку вернулось слово?

Д.З: Можете сочинить свою сказу про слово (по желанию) или продолжить работу по карточкам «Имя существительное» на сайте Учи.ру по ссылкам: https://uchi.ru/teachers/groups/7016238/subjects/2/course_programs/5/cards/219139

https://uchi.ru/teachers/groups/7016238/subjects/2/course_programs/5/cards/219140


Высказывает свои предположения

Самоутверждение обучающегося в успешности



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.