12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рябченко Ольга Алексеевна50
Педагог дополнительного образования
Россия, Ханты-Мансийский АО, Нефтеюганск
4

Игровая комбинаторика, как технический прием для развития воображения на занятиях изобразительным искусством.

Игровая комбинаторика на уроках ИЗО с целью развития воображения


В современном, быстро меняющемся мире, такая компетенция как способность быстро находить нестандартные, нешаблонные решения – очень востребована. Все, для чего может быть придуман простой алгоритм- будут делать и уже делают машины. Спрос будет на специалистов, которые смогут решать задачи, выполнение которых машинам не под силу. А это такие задачи для решения которых требуется фантазия.

Воображение как психический механизм присущ абсолютно любому здоровому человеку. Воображение- это способность человека предвидеть последствия своих действий, это способность из знакомых элементов собрать нечто новое. Воображение позволяет человеку полноценно жить:

визуализировать цели

придумывать новое

находить решения сложных задач

представлять и понимать то, что человек в реальности никогда не видел (например, как движутся электроны вокруг атома)

прогнозировать события и варианты решений

Из чего складывается фантазия ребенка в области изобразительного искусства? Фантазия ребенка в области ИЗО искусства зависит от индивидуальных врожденных особенностей памяти и мышления, общей насмотренности , богатства живописных и графических навыков .

Но чтобы что-то развивать, надо сначала это померить.

В своей практике для измерения креативности я пользуюсь тестом американского психолога Элиса Торренса, который изучал творческое мышление и креативность. Он разработал несколько тестов, которые помогают оценить этот психический механизм.


Я выбрала для себя вот такой тест:

В данном тесте 9 квадратов в каждом из которых есть так называемая стимульная фигура. Испытуемый должен как-то обыграть эту фигуру, чтобы она превратилась в осмысленный рисунок. Или эта фигура стала составляющей частью рисунка.

Торренс пропустил через этот тест тысячи людей и выяснил, что есть часто повторяющиеся, стереотипные решения. Есть решения, которые встречаются не так часто, и оригинальные, редко встречающиеся решения. Разработал шкалу оценивания.

Он оценивает несколько параметров.

Я же для себя упростила шкалу- оставив беглость, оригинальность.

И еще я добавляю баллы за обилие подходящих по контексту деталей, и графические навыки.

Ибо, воображение ребенка складывается еще и из-за насмотренности.

Group 4364

«Беглость» - за количество данных адекватных ответов

«Оригинальность» - от 5-15баллов

«богатство деталей» от 5-15баллов

«графические навыки» +5 баллов

Примеры теста 9-11 класс

Group 4307

Тест слева будет иметь большее количество баллов по параметру беглость. Задействованы все 9 стимульных фигур.

Примеры теста2 класс

Group 4336
Тест слева будет иметь большее количество баллов по такому параметру как богатство деталей, оригинальность и графические навыки.

Страховочный тест Несуществующее животное

Group 5674

Иногда ребенок пребывает в стрессе из-за новой обстановки и не может сосредоточится на стимульных фигурах. Даю задание, где ребенок может проявить свою фантазию в полной мере.

Тест Торренса «страхуется» тестом «Несуществующее животное».

t1700512458ae.jpg

t1700512458af.jpg

t1700512458ag.jpg

Образцы бланков

Group 5680

Оценила, посчитала. И у меня теперь есть с чем сравнивать показатели роста или деградации учеников

Промежуточная и итоговая аттестация проводится при помощи подобного теста, только стимульные фигуры изменены.

t1700512458ai.jpg



Прежде чем рисовать работу на тему « Обитатели далеких планет» выполняем упражнение: «Конструктор инопланетян»

Если посадить ребенка перед чистым листом не оговаривая деталей и сказать: рисуй, придумывай все что душе угодно, то один, два с радостью примутся за работу. А остальные надолго зависнут, достанут из недр памяти типичного инопланетянина с большой головой и огромными глазами или полезут в интернет за примерами. Чтобы снять страх чистого листа я предлагаю игровую методику, основанную на комбинаторике, которая выключает этот страх.

Методика позволяет в игровой форме комбинировать готовые шаблоны, создавая новый продукт. Причем, действуя в рамках, ребенок имеет право на внесение поправок и дополнений.

Задание ребенок получает в виде карточки-матрицы. Где кидая кубик, составляется шифр нового существа. Так как входные данные у ребенка есть, ему ничего не остается, как приступить к работе. Отсутствие жестких рамок убирает чувство протеста, дает простор для творчества.

Примеры работ

Group 5683

t1700512458ak.jpg

Group 4765

t1700512458am.jpg

Задание №2

Group 4671

После того как мы потренировались с помощью карточки- матрицы, ребенок получает еще одно игровое задание. Задание ребенок получает без вспомогательных графических элементов, как в предыдущем задании.

Стимуляция воображения идет за счет восприятия фрагмента текста. Где смысл, зашифрованный в языковой форме нужно переложить изобразительную форму.



Group 5691Group 5693

Group 5703

Group 5695


Group 5701Group 5697


Group 5699

t1700512458av.jpg

t1700512458aw.jpg

ПGroup 4972 римеры итоговых работ на тему «Обитатели далеких планет»


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.