12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Комогорцева Александра Павловна69

Конспект учебного занятия


по русскому языку


в 3 «В» классе


Тема: «Именительный падеж»


Студентки 212 группы


Комогорцевой Александры Павловны















Урок будет выдан: 26.01.2022


Методист: Кауфман Светлана Николаевна


Учитель: Афонасова Ольга Владимировна









Новосибирск, 2022

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Комогорцева Александра Павловна.

Предмет: русский язык.

Класс: 3 «В».

Тема урока: «Именительный падеж».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Именительный падеж».

Задачи:

Планируемые результаты:

Дидактические:

Формировать понятие об именительном падеже имён существительных.

Формировать умения: определять имена существительные в именительном падеже и подчёркивать имя существительное в именительном падеже, как член предложения.

Предметные.

Учащиеся получат представление об именительном падеже имён существительных.


Учащиеся научатся определять именительный падеж по вопросу.


Учащиеся получат возможность научиться подчёркивать имя существительное в именительном падеже, как член предложения.

Развивающие:

1. Формировать умения: осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять самооценку, итоговый контроль, коррекцию по результату.



2. Формировать умения: осуществлять синтез как составление целого из частей; обобщать; осуществлять анализ объектов; осуществлять поиск информации, обобщение изученного.



3.Формировать умения: слушать и понимать речь других; владеть диалогической речью.

1.Метапредметные:

Регулятивные:

Учащиеся научатся: осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Учащиеся получат возможность научиться: осуществлять самооценку, итоговый контроль, коррекцию по результату.

2. Познавательные:

- Учащиеся научатся: осуществлять синтез как составление целого из частей, обобщать, осуществлять анализ объектов.

- Учащиеся получат возможность научиться: осуществлять поиск информации, обобщение изученного.

3.Коммуникативные:

Учащиеся научатся: слушать и понимать речь других.

Учащиеся получат возможность научиться: владеть диалогической формой речи.


Воспитательные:
- в
оспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактические средства: презентация, карточки, учебник.

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты


Предметные

Метапредметные (Р, П, К)

Личностные


1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Словесный метод (беседа)





Наглядный

(демонстрация)

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Павловна. Прошу проверить свою готовность к уроку. У вас на парте должны быть: пенал, учебник и тетрадь.

Молодцы! Готовы к уроку?

А начать наш урок я хотела бы с пословицы. Посмотрите на слайд и прочитайте пословицу «Грамоте учиться – всегда пригодится».

Ребята, как вы понимаете данную пословицу?

Да, верно. Эта пословица означает, что для хорошего результата нужно учиться и трудиться, что бы добиться своей цели.

Вот и мы с вами сегодня потрудимся и узнаем много нового.

Приветствуют учителя.




Внимательно слушают.



Высказывают своё мнение.




Р: осуществлять волевую саморегуляцию


К: владеть диалогической формой речи



2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений







Наглядный

(демонстрация)



Словесный

(беседа)


Ребята, сейчас давайте проведём словарную работу. На ваших партах лежат листочки, прошу приступить к работе.


Ребята, посмотрите на слайд.

(самолёт, утро, комната, лестница, север, яблоко, берег, рябина)

Что объединяет все эти слова?



Что такое имя существительное? На какие вопросы оно отвечает?






Какими бывают имена существительные?




Как определить, что имя существительное одушевленное или неодушевленное?













Как определить, что имя существительное собственное или нарицательное?












Верно, молодцы!

Ребята, а как определить число имён существительных?









Как определить род имён существительных?









Ребята, а что такое склонение имён существительных?


Верно, а сколько падежей в русском языке? Назовите их, пожалуйста.

Ребята, а какой падеж отвечает на вопросы кто? что?

Выполняют словарную работу.







Все эти слова являются именем существительным.

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? Или что?

Одушевлёнными и неодушевлёнными. Собственными и нарицательными.

Одушевлённые имена существительные обозначают людей и животных. В начальной форме отвечают на вопрос кто?

Остальные имена существительных называют неодушевлёнными. В начальной форме отвечают на вопрос что?

ФИО людей, клички животных, географические названия (сран, городов, рек, озёр, морей), названия улиц, площадей, худ. произведений - это имена существительные собственные.

Остальные имена существительные называются нарицательными.

Если имя существительное в единственном числе, то оно обозначает один предмет.

А если во множественном числе то обозначает два и более предметов.

Имена существительные, которые можно заменить: местоимением он, - мужского рода,

местоимением она, - женского рода,

местоимением оно, - среднего рода.

Изменение имён существительных по вопросам.

Шесть. Называют.

(И,Р,Д,В,Т,П)

Именительный падеж.

















К: владеть диалогической формой речи







Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу


3. Выявление места и причины затруднения

Словесный метод (беседа)







Ребята, давайте разберём слово рябина.

Какой частью речи является слово рябина?

Верно, одушевленное или неодушевленное имя существительного? Собственное или нарицательное?

Род?

Число?

Падеж?



Сегодня мы начнём подробно изучать первый падеж. Значит, какой будет тема нашего урока?

Верно, тема нашего урока «Именительный падеж»

А какой будет цель урока?


Имя существительное.


Неодушевлённое.

Нарицательное.

Женский.

Единственное.

Именительный.



Именительный падеж.



Цель урока: узнать, что такое именительный падеж.














К: владеть диалогической формой речи









Р: принимать и сохранять учебную задачу






Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи


4.Построение проекта выхода из затруднения

Словесный метод (беседа)

- А какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы достичь нашей цели?

Задачи:

1) Научиться определять И.п.

2) Научиться подчёркивать имя существительное в И.п., как член предложения.



Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи


5.Реализация построенного проекта

Словесный метод (беседа)


Практический

(упражнения)


Ребята, откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа.

Записали? Замечательно.

А теперь открываем учебник на стр. 42.

Упражнение 74.

t1645588706aa.png

Прочитайте задания.

(Спрашиваю одного ребёнка, что бы он прочитал задания вслух) Перечислите, что мы должны сделать. (Спрашиваю одного ребёнка, что бы он перечислил, что мы должны сделать)


Верно.

(Устное задание)

А сейчас давайте по цепочке прочитаем текст задания, называя пропущенную букву.

Начинай.

Всё верно, молодцы.

Ребята, что такое синонимы?




Верно, найдите и назовите синонимы из текста. Кто уже нашёл, отвечаем по вытянутой руке.

Верно, а чем является имя сущ., стоящее в предложении в И.п.?

Верно, молодцы.

Ребята, сейчас выполняем письменное задание. Кто хочет к доске?

(Выполняем по 1 предложению у доски)

Ребята, какой вывод мы можем сделать после выполнения упражнения?



Хорошо, давайте сравним наш вывод с правилом, которое в учебнике.

Кто хочет прочитать правило вслух?

Итак, ребята, чем является существительное в И.п.?

Употребляется без чего?


Верно, ребята, наш вывод совпал с правилом?


А теперь давайте встанем и разомнёмся!

Записывают.



Открывают.








Читают.

Списать, вставить пропущенные буквы, найти и подчеркнуть имена существительные в И.п. Найти синонимы.

Выполняют.





Синонимы - это слова близкие по смыслу, но различные в написании.

Синонимы: буран, вихрь, вьюга.


Подлежащим.



Выполняют задание.



В предложение существительное в И.п. является подлежащим.



Читает.

Подлежащим.


Без предлогов.

Да.


Выполняют физминутку.

Учащиеся получат представление об именительном падеже.



































Учащиеся научатся определять падеж по вопросу.





.


К: владеть диалогической формой речи


П:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;


П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи


6. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи


Словесный метод (беседа)


Практический

(упражнения)






А сейчас давайте поработаем с упражнением 75.

t1645588706aa.png

Прочитайте задания.

(Спрашиваю одного ребёнка, что бы он прочитал задания вслух)

Ребята, перечислите, что мы должны сделать.






Верно.

(Устное задание)

А сейчас давайте прочитаем слова и составим из них предложения.

Кто составил предложения, отвечаем по вытянутой руке.

Молодцы, а теперь составленные предложения давайте запишем в тетрадь. Кто хочет у доски записать первое предложение?

(Выполняем по 1 предложению у доски)

Ребята, какой вывод мы можем сделать после выполнения упражнения?










Читают.



Составить и записать предложения, подчеркнуть в предложениях главные члены и указать падеж выделенных имён существительных.


Выполняют.






Отвечают на вопрос.



Делают вывод: слова следы, рябчик, кустики, петушок стоят в И.п. , и являются подлежащим.

Учащиеся получат возможность научиться: подчёркивать имя существительное в именительном падеже, как член предложения.




К: владеть диалогической формой речи

П:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;


П: осуществлять синтез как составление целого из частей;



7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Практический

(упражнение)


Словесный

(беседа)


Наглядный

(демонстрация)

Сейчас выполним самостоятельную работу на карточках.

Вариант 1

Задание №1

Найдите и подчеркните имя существительное в именительном падеже.

Туче, Тучи, Туча, О туче, Тучей, Тучу.

Задание №2

Прочитайте предложение. Найдите в нём имя существительное в именительном падеже и подчеркните главные члены предложения.

Ярко светит солнце в небе голубом.

3

В каких словосочетаниях имена существительные стоят в именительном падеже? Подчеркните их.

Тонким пёрышком

В быстрой реке

Солнечный день

Зелёную травку

Вкусный пирог

Сломанных очков

Вариант 2

Задание №1

Найдите и подчеркните имя существительное в именительном падеже.

О сестрице, Сестрицей, Сестрице, Сестрицу, Сестрица, Сестрицы.

Задание №2

Прочитайте предложение. Найдите в нём имя существительное в именительном падеже и подчеркните главные члены предложения.

На столе стоял кувшин с водой.

Задание №3

В каких словосочетаниях имена существительные стоят в именительном падеже?

Пушистый снег

Падающую звезду

Ясное небо

О снежной зиме

Жёлтым карандашом

Тяжёлых учебников

Готовы? Давайте проверим, как вы выполнили задания.

(Сверяем ответы детей, с ответами на слайде)

Выполняют задание.













































Да.




П:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Р: осуществлять контроль, коррекцию действия.



8. Включение нового знания в систему знаний и повторений

Словесный метод (беседа)

С чем мы сегодня познакомились?

О чём узнали?






Где нам могут пригодиться эти знания?

С И.п.

О том, что имя существительное в И.п. является подлежащим и не употребляется с предлогом.

Отвечают.



К: владеть диалогической формой речи

П: осуществлять обобщение изученного




9.Рефлексия учебной деятельности

Словесный метод (беседа)


Наглядный

(демонстрация)

Достигли ли мы поставленной в начале урока цели?

Все ли задачи решили?

Обратите внимание на экран. Продолжите фразу:

Сегодня на уроке мне понравилось…

У меня вызвало затруднение…

Вашим домашним заданием будет выполнить упражнение 76 на стр. 43.

Мне было приятно работать с вами на уроке. До свидания!





Продолжают фразу.



Записывают д/з





Р: осуществлять самооценку деятельности.

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.


Самостоятельная работа "Именительный падеж"

Вариант 1

Задание №1

Среди разных форм слова подчеркните ту, которая стоит в именительном падеже.

Туче     Тучи     Туча    О туче    Тучей    Тучу

Задание №2

Прочитай предложение. Найди в нём имя существительное в именительном падеже, и подчеркни главные члены предложения.

Ярко светит солнце в небе голубом.

Задание №3

В каких словосочетаниях имена существительные стоят в именительном падеже? Подчеркните их.

Тонким пёрышком               Солнечный день                       Вкусный пирог

Сломанных очков                 Зелёную травку                        В быстрой реке                    

Вариант 2

Задание №1

Среди разных форм слова подчеркните ту, которая стоит в именительном падеже.

О сестрице    Сестрицей    Сестрице    Сестрицу    Сестрица    Сестрицы

Задание №2

Прочитай предложение. Найди в нём имя существительное в именительном падеже, и подчеркни главные члены предложения.

На столе стоял кувшин с водой.

Задание №3

В каких словосочетаниях имена существительные стоят в именительном падеже? Подчеркните их.

Пушистый снег                     Ясное небо                       Жёлтым карандашом

Падающую звезду              О снежной зиме              Тяжёлых учебников



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.