12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Анатольевна Карташова291
Стать первым учителем не по счёту, а по уважению! Вот моё кредо. Педагогический стаж-9 лет. Учитель высшей категории. Работа в школе для меня является безграничным опытом. Она даёт возможность жить и развиваться, стремиться к совершенствованию в работе.
Россия, Алтайский край, с. МАЛОЕНИСЕЙСКОЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Малоенисейская средняя общеобразовательная школа»

Бийского района, Алтайского края


Конспект урока русского языка

1 класс

Тема: «Имя собственное. Правописание имён собственных»


учитель начальных классов высшей категории

Карташова Наталья Анатольевна


2021 год

Пояснительная записка к уроку

Автор: Карташова Наталья Анатольевна


Предмет

Русский язык

Тип

Открытие новых знаний

Форма

Урок-игра

Название школы

МБОУ «Малоенисейская СОШ»

Программа

«Перспектива»

Автор

Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева

Описание урока-приключение

Название, тема

Имя собственное. Правописание имен собственных.

Предмет

Русский язык

Форма проведения

В парах, частично – поисковая, фронтальная.

Класс

1

Количество учащихся

35

Продолжительность урока

40 мин

Основа урока

Образовательные стандарты. ФГОС НОО

Цель, ожидаемые результаты обучения

Создать условия для формирования системы знаний о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Предметные результаты:

закрепить понятия «заглавная буква» в именах, фамилиях, отчествах; понятие собственные имена

Совершенствовать умения находить в тексте имена собственные и аргументировать в них написание заглавной буквы;

Развитие словарного запаса обучающихся;

Умение пользоваться толковым словарем.

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, способность к самооценке, расширение кругозора.

Регулятивные УУД: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.

Познавательные УУД: умение проводить сравнение, классификацию, группировку. Обобщение по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: строит речевые высказывания в устной форме, формулирует собственное мнение, умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре).

Основополагающий вопрос. Проблема

Смогут ли учащиеся самостоятельно или с помощью учителя, через проблемный вопрос, игровую деятельность и частичное исследовательские навыки и свои знания усвоить тему и применять их в дальнейшем на уроках

План оценивания

Во время работы. После работы

Система оценивания

Безоценночная система. Словестное оценивание и система «Волшебная лестница».

Средства обучения

Учебни , рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе, мультимедийное оборудование, презентация по теме урока.



Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Коррекционная работа с детьми ОВЗ

1 этап - Организационный – 1мин.


Цель этапа:

Обеспечить хорошую внешнюю обстановку для работы, психологический и эмоциональный настрой к общению

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку. (Слайд 1)

Учащиеся выполняют задания учителя. Отвечают на вопросы.



Ребята, начинаем наш урок.

Посмотрите на меня, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. И ответьте на мой вопрос:

Каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

Как вы думаете, от кого зависит успех на уроке?

Конечно, Это будет зависеть от вас и от меня: от того, как вы будете помогать мне и друг другу. Будете старательными, активными, внимательными и у вас все получится.

-Интересным, не скучным, узнали что-то новое.





Ответы детей.

Настраиваются на работу.


Вы знаете, сегодня с утра мне попала записка от мальчика, он не учил правила русского языка, не слушал учителя и попал в страну «Невыученных уроков». (Слайд 2)

Он просит помочь ему выполнить задания, с которыми он не справился, тогда он сможет вернуться домой. В этой стране он забыл как его зовут и не помнит даже фамилии.

Как вы думаете, получиться ли у нас внимательно слушать учителя, понять, что за тема будет сегодня на нашем уроке, выполнить задания и вернуть мальчика домой. Ведь только тогда он сможет вспомнить свое имя.

Ответы детей.



2 этап –

Актуализация знаний.

Постановка проблемы.

10 мин


Цель этапа:

Организация ситуации, в которой дети актуализируют нужные для последующего открытия знания

А начнем мы с игры.

Учитель предлагает сыграть в игру «Кто меня позвал». (Слайд 3)

Правила игры: Один ребенок выходит к доске поворачивается спинной к классу. Учитель выбирает ребенка, который должен громко позвать ушедшего. Ушедший возвращается и говорит, кто его позвал, в 1-м лице:

- Меня позвал ты, Антон.

Если ребенок догадался, кто его позвал, но не помнит имени, предложите ему спросить об этом позвавшего.

Названные имена вывешиваются на доску.

Одно слово УЧЕНИКИ лишнее.

Учащиеся участвуют в игре







Ребята посмотрите на доску.

- Прочитайте слова, которые появились во время игры.

- Что это за слова?

- Как вы думаете, все ли слова на доске относятся к именам?

- Какое по вашему мнению слово лишнее? (ученики) Почему оно лишнее?

- Обратите внимание на написание имён и слово УЧЕНИКИ, чем они отличаются?

Совершенно верно.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя. Зачитывают слова.


Ответы детей.


Все имена пишутся с заглавной буквы, а слово ученики с прописной.



Умение использовать речь для регуляции своего поведения



















Умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя



Принимать и сохранять цель и задач

- Как вы думаете, почему имена пишут с заглавной буквы, а слово ученики с маленькой?

Подумайте, к кому я обращаюсь, когда говорю слова: мальчик, девочка, ученик, школьница, подруга, друг, сестра, брат, внук, внучка?

Не понять. Как же поступить, чтобы человек понял, что обращаются конкретно к нему, а не к кому-то другому? Назвать человека по имени, а взрослого человека – по имени и отчеству. А может быть даже по фамилии. Кто же тот мальчик?

Кем он может быть? (Слайд 4)

Предположений много, но есть только один ответ.

- Имя, отчество и фамилия принадлежат только ему. Кличка животного тоже принадлежит именно ему. Вот почему каждое из этих слов так и назвали – собственное слово. Имена, отчества и фамилии, а также клички животных – это имена собственные.

И в русском языке у группы слов есть названия предметов которые всегда пишутся с заглавной буквы.

- Имена собственные.

А вы хотели бы больше узнать об ИМЕНА х СОБСТВЕННЫЕх? И вернуть мальчика домой.

Итак, давайте предположим, какая сегодня тема урока.

- Тема урока имена собственные. (Слайд № 5)

Какая цель урока?

Сможем ли мы, зная тему и цель урока, определиться с задачами?

Со вторым заданием мы справились. Значит мальчик уже совсем скоро вспомнит свое имя и попадет домой.

Ответы на поставленный вопрос.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ









Ответы детей. МАЛЬЧИК

сын, внук, брат, ученик, школьник, пассажир, покупатель, читатель








Строят предположение темы: Имена

Узнать какие слова называют именами собственными.

Пробуют сформулировать цель и задачи .

3 этап

Каллиграфическая минутка

Третье задание слушайте внимательно.

На доске написаны имена с заглавными буквами. Это имена из нашей игры.

Задание: запишите на листочках только заглавные буквы. Можете пользоваться плакатом Алфавит.

- Напишите эти буквы, расположив их в алфавитном порядке.

Сколько согласных, а сколько гласных букв вы выписали?

Учитель.

- Подчеркните в своих работах те буквы, которые вы считаете удачно написанными. Расскажите: какие буквы не получились, что в них не получилось?

Учитель. Как вы думаете, ребята, пригодятся ли заглавные буквы нам с вами сегодня на уроке?


Оцените свою работу по каллиграфии в вашей «Волшебной лестнице»

Дети. Здесь написаны слова только с заглавные буквы.




Ответы детей









Самооценивание





Учитель раздаёт карточки с показом, в которых дети работают

4 этап

Физкульт - минутка

Цель:

Организция процесса релаксации.

Организует и показывает выполнение упражнений.

Внимание девочки!

Внимание, мальчики!

Вытянув руки,

Разминаем пальчики.

Плечи поднимаем,

Головой вращаем,

Закрыв глаз, отдохнем,

Заниматься вновь начнем!

- Сейчас, ребята, игра на внимание.

Я буду называть слова. Если услышите имя собственное, вам надо хлопнуть в ладошку. Если услышите имя нарицательное, то ничего не делаете. Кто неправильно выполнит действие, то выбывает из игры.

(Юрий, космонавт, пилот, Андрей Николаевич, солнце, Марина, тетрадь, Паустовский, Оля, земля, урок, Рекс, крокодил, окно, еж, кинотеатр «Фонтан», тетрадь, сказка «Репка», ).Все сегодня молодцы

Выполняют упражнения физминутки.


5 этап – Разрешение проблемы. Открытие новых знаний. 15мин.

Цель этапа:

познакомить учащихся с видами имён собственных; учить различать и правильно писать имена собственные разных видов.

Четвертое задание.

Откройте учебник на стр 21. Прочитайте название темы урока.

- Скажите, правильно ли мы сформулировали тему?

Прочитайте, какие слова могут называть названия предмета.


- Только ли имена людей пишут с заглавной буквы? Откройте учебник на странице 23. Прочитаем правило в разделе «Узелки на память» и узнаем правильно ли мы решили поставленную проблему.

Давайте поработаем в парах и проверим, как вы поняли тему урока.Вспомним правила работы в парах.

У вас на столах лежат карточки, читаете текст, вставляете пропущенные буквы.

Разрешается совещаться шёпотом. На работу отводится 3 минуты.


Проверка по образцу. (Слайд 6)


Ребята, посмотрите на слайд. Возьмите красный карандаш, если есть ошибки, исправляем.

Скажите какие имена Собственные вам встретились в карточках, которые пишутся с заглавной буквы.


Проведите самооценку вашей выполненной работе на «Волшебной лестнице».

Дети читают название темы и сравнивают её с той, что сформулировали в начале урока.


Дети читают, делают выводы.



Ответы детей (Нет клички животных, фамилии, название все пишутся с заглавной буквы).


Повторяют правила. Приступают к работе.








Ответы детей по карточке.




Самооценка

Умение осуществлять пошаговый контроль по результату.



Учащимся раздается карточка только с именами собственными. В которые они должны вставить заглавные буквы

6 этап - Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель — закрепить знания учащихся с видами имён собственных; учить различать и правильно писать имена собственные разных видов

Продолжаем работать по учебнику. Упр. 38. Вам нужно придумать клички собакам и записать их в тетрадях.

Обсуждаем все вместе,

Придумываем свои.

Упр. 40 стр 22. (Закрепление)

В этом упражнении вам необходимо из текста выписать только имена собственные и записать их.


Оцените свою работу на данном этапе. Система «Волшебная лестница»

Письменная работа по учебнику в тетради

Самооценка.

Помощь в придумывании кличек.

Самооценка

7 этап Включение нового знания в систему знаний и повторение


Цель – закрепить знания о именах собственных.

Ребята, давайте повторим, что такое имена собственные. Какое правило нам нужно помнить, чтобы правильно их писать?

Давайте эти правила применим, когда будем выполнять задания в тетради.

Стр 13 № 2

Составьте имена и фамилии с данными слогами:

Ва... Ве...

Во... Ви.

Давайте устно проверим, какие имена вы записали.

Посмотрите, мальчик уже появился, значит, ему осталось вспомнить свое имя. А для этого нам необходимо отгадать ребус. (Слайд7-8)

Какое же имя у мальчика. ДИМА.

Молодцы ребята. Сегодня вам удалось совершить добрый поступок и помочь мальчику Диме вернуться домой.

Проведем самооценку этапа

Ответы детей.






Письменная работа.








Имя Дима. Самооценка




Помощь в выполнении задания по тетради.

8 этап. Рефлексия деятельности (итог урока)

Подведем итог урока и ответим на вопросы.

Какую цель мы поставили на уроке. Мы достигли цели? Как достигли цели на уроке?

-Как вы добывали информацию?

-Молодцы ребята! А теперь давайте попробуем оценить наш сегодняшний урок.

Если вы не допустили в заданиях ошибок и считаете, что со всем справились и поняли тему урока – закрасьте верхнюю ступеньку лестницы зеленым цветом. Если было трудно и немного не поняли тему, желтым.

Спасибо за урок!



Ответы детей. Выполнение задания
























Источники:

Климанова Л.Ф. Уроки русского языка 1 класс: пособие для учителей ОУ / Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. – М.: Просвещение, 2010.

Климанова Л.Ф. Русский язык. 1 класс. Учебник / Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева — М.: Просвещение, 2011.

Климанова, Л Ф. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. / Л.Ф. Климанова. - М.: Просвещение, 2011.

Технологическая карта уроков русского языка по системе учебников «Перспектив




Приложение 1

Карточка

ЗАЧЕРКНИ НЕПРАВИЛЬНУЮ БУКВУ

(Р,р)ека, (Н,н)овгород, (М,м)альчик, (С,с)обака, (В,в)итя, (Д,д)оброта, (К,к)уликовская битва, (О,о)рел, (Р, р)оссия, (С,с)трана. (И,и)ванов (С,с)аша



(слайд)- «Проверь себя».

река, Новгород, мальчик, собака, Витя, доброта, Куликовская битва, орел, Россия, страна, Иванов Саша.



Карточка

ЗАЧЕРКНИ НЕПРАВИЛЬНУЮ БУКВУ

(Р,р)ека, (Н,н)овгород, (М,м)альчик, (С,с)обака, (В,в)итя, (Д,д)оброта, (К,к)уликовская битва, (О,о)рел, (Р, р)оссия, (С,с)трана. (И,и)ванов (С,с)аша



Карточка

ЗАЧЕРКНИ НЕПРАВИЛЬНУЮ БУКВУ

(Р,р)ека, (Н,н)овгород, (М,м)альчик, (С,с)обака, (В,в)итя, (Д,д)оброта, (К,к)уликовская битва, (О,о)рел, (Р, р)оссия, (С,с)трана. (И,и)ванов (С,с)аша



Приложение 2

Ребус

t1618842997aa.gif




ДИМА

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.