12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Еремеева Инна Владимировна847
Россия, Самарская обл., Отрадный

Технологическая карта

урока мир природы и человека в 3 классе

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)


Тема: Транспорт специального назначения.

Целевая аудитория:

Характеристика обучающихся по возможностям обучения (по В.В. Воронковой)

I группа – Ф.М., В.Т.

Составляют обучающиеся, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Они хорошо понимают содержание прочитанных текстов, отвечают на вопросы по содержанию, могут соотнести свои ответы с определенным местом текста, озаглавить части текста, составить простейший план, и пересказать текст по плану. Все задания, как легкие, так и трудные, выполняются ими безошибочно или с единичными ошибками, которые они сами могут найти и исправить. На доступном их развитию уровне эти дети овладевают устной и письменной речью. Называют представителей живой и неживой природы, указывают элементарные причинно-следственные отношения.

II группа – О.Д., Н.В., В.И., Е.Е.

Достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Прочитанное понимают, но при пересказе могут допустить пропуски смысловых звеньев. Эти обучающиеся овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.

III группа – С.Д., Ю.В., А.В., А.П., С.К., Г.В.

Относятся обучающиеся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Для этих обучающихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Формирование связной устной и письменной речи у этих детей затруднено. Их отличает неумение построить фразу. Нередко содержание материала понимается искаженно, что требует дополнительного его объяснения и иллюстрирования.

IV группа - обучающихся нет.


Цель занятия: Уточнять и расширять представления об окружающем мире через знакомство с транспортом специального назначения.

Задачи занятия:

Познакомить с автомобилями специального назначения.

Закреплять знания видов транспорта, правила поведения на дороге.

Развивать осознанное восприятие и внимание в игровой деятельности, умения ориентироваться в пространстве.

Воспитывать аккуратность, бережное отношение к здоровью.

Планируемые результаты:

Называют некоторые виды транспорта, дифференцируют хорошо знакомый вид транспорта.

Называют транспорт специального назначения, указывают отличительные особенности.

Знают правила поведения на улице при появлении транспорта спецназначения.

Ориентируются в пространстве улицы.

Современные педагогические технологии: информационно-коммуникационные, игровая технология, технология дифференцированного обучения, здровьесберегающие технологии.

Оборудование и материалы: Экран, ПК, презентация «Транспорт специального назначения», проектор, звукозапись «Звуки улицы», отрывок из мультипликационного фильма «Азбука безопасности. Автомобили специального назначения», звукозаписи сирен пожарной, скорой и полицейской машин.

Демонстрационные материалы: Предметные картинки с изображением разных видов транспорта. Предметные картинки красного и синего грузовиков.

Раздаточные материалы: Карточки «Машины на дороге», кружки зеленого и красного цвета, карточки «Раскрась автомобиль», Мнемотаблицы к описанию машин. Таблички «Транспорт», цветные карточки-фишки. Смайлики веселые и грустные.




Этап урока

Содержание урока

Базовые

учебные

действия (БУД)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I и II групп

III и IV групп

Оргмомент

Ритуал приветствия.




Проверка готовности к проведению урока.

Проговорка:

Прозвенел звонок сейчас.

Мы все рады видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.


Приветствуют учителя.

Говорят слова проговорки (хором).




Приветствуют учителя.

Говорят слова проговорки (хором).


Регулятивные:

организация  

своего рабочего места.

Коммуникативные: приветствие.

Сообщение темы занятия.


- Ребята, сегодня мы отправимся в воображаемое путешествие, а вот куда, попробуйте догадаться по звукам, которые услышите. (Звучит запись «Звуки улицы»).

- А по улицам, что передвигается? (Машины)

- А какие машины вы знаете?

- Автобус, грузовик, трамвай, легковой автомобиль – это одним словом «транспорт».

- Сегодня мы с вами поговорим о транспорте.

Слушают аудиозапись «Звуки улицы».

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают аудиозапись «Звуки улицы».

Отвечают на вопросы учителя.

(Выполняют задание со зрительной опорой (на столах у каждого сюжетная картинки «Улица» с видами транспорта).)

Познавательные: слуховое восприятие, мыслительная операция – обобщение.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют тему урока.

Коммуникативные:

умение  вступать в диалог (отвечать на вопросы, слушать ответы).

Актуализация знаний.


Игра «Назовите транспорт»

- А сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете транспорт, ответьте на мои вопросы:

1. Если я скажу слово шасси, о каком транспорте я говорю? (О воздушном). У какого транспорта есть крылья. (Самолет).

2. Есть транспорт, который работает в море. Как он называется? Назовите его. (Ледокол, спасатель, катер, рыболовецкое судно, пассажирский лайнер).

3. Если я произнесу слово - железная дорога, о каком транспорте идет речь? (Поезд, электричка).

4. Есть транспорт, который помогает человеку на стройке. Назовите его. (Панелевоз, экскаватор, бульдозер, подъемный кран).

Правила дорожного движения

- Ребята, а вы умеете правильно переходить улицу?

- Что помогает людям переходить дорогу? (Пешеходный переход и светофор.)

- Расскажите, что означают цвета светофора?


Слушают учителя, отвечают на вопросы.

















Рассказывают правила перехода улицы.



Рассказывают значения сигналов светофора.


Выбирают ответы из представленных предметных картинок (визуализация ответов).
















Рассказывают правила перехода улицы (выбирают картинки с пешеходным переходом и светофором).

Рассказывают значения сигналов светофора.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

Коммуникативные:

умение  вступать в диалог (отвечать на вопросы, слушать ответы).


Словарная работа.


- А сейчас я предлагаю вам побыть автовладельцем. А кто такой автовладелец?

Отвечают на вопрос учителя (Человек, владеющий транспортом). Составляют предложение с «новым» словом.

Рассматривают предметную картинку.

Коммуникативные:

обогащение активного словаря.

Составление описательного рассказа с порой на мнемо-таблицу.

- У каждого из вас на столе лежит перевернутая картинка. Возьмите ее, посмотрите, какая машина на ней нарисована. И сейчас нам можно отправляться в путь. Но перед тем, как мы начнем путь, мы должны рассказать о своей машине. Каждый из вас автовладелец и вы хорошо знаете, из каких частей состоит машина, какой величины и цвета она, как помогает людям. Составить рассказ вам поможет мнемотаблица.

- Послушайте мой рассказ: Я водитель автобуса. У моего автобуса есть кабина, салон, двери, окна, колеса. Мой автобус большой, он желтый. Я на своем автобусе вожу людей на работу, в парк. Мне нравиться быть водителем автобуса.

- Молодцы ребята, вы хорошо знаете свой транспорт и то, как он помогает людям.

- Ребята, посмотрите внимательно на машины, которые мы описали, возможно, кто-то догадается, какая машина здесь лишняя? К этому заданию мы вернемся в конце занятия.

Дети рассказывают о транспорте: грузовая машина, полицейская машина, скорая помощь, пожарная машина.

После рассказа дети подходят к доске и прикрепляют картинку с транспортом на доску, на которой изображена улица.

Дети рассказывают о транспорте: грузовая машина, полицейская машина, скорая помощь, пожарная машина (Составляют описательный рассказ с помощью учителя по типу «Доскажи словечко»:

Учителя: Я водитель…

Ученик: автобуса.).

После рассказа дети подходят к доске и прикрепляют картинку с транспортом на доску, на которой изображена улица.

Коммуникативные:

развитие связной речи.

Регулятивные: работа со схемами и знаками (мнемотаблица).

Познавательные: развитие аналитико-синтетической деятельности.

Изучение новой темы.


- Дети, а вы знаете, что машины могут издавать звук.

- Послушайте внимательно запись и догадайтесь, какая машина издает такой звук? /звучат записи пожарной, скорой и полицейской машины/.

- Какой машины этот сигнал?

- Правильно.

- Какие еще сигналы вы слышите?

- А это какой сигнал?

- Какой у нее сигнал? (Тревожный, долгий.)

Дети прослушивают аудиозаписи звуков транспорта спецназначения.

Отвечают на вопросы.



Дети прослушивают аудиозаписи звуков транспорта спецназначения.

Передают голосом сигнал машин спецназначения (по звуковому сопровождению – отраженно)

- Сигнал скорой помощи.

У-у-у-у (протяжно).

- Сигналы полицейской машины.

У,у,у. (отрывисто).

- Сигналы пожарной машины.

- У…….(долго и тревожно).

Личностные: проявляют

интерес к изучаемой теме.

Познавательные:

развитие памяти, осознанного восприятия и внимания.

Рассказ учителя.


- Машина скорой помощи, полицейская машина и пожарная машина – это транспорт специального назначения. Каждая машина имеет определенный цвет и оснащена специальным оборудованием:  пожарная машина – красный, чтобы видно было издалека, имеет сигнальную лампу и сирену;  машина скорой помощи – белого цвета с красным крестом, так же имеет сирену и сигнальную лампу; полицейская машина тоже имеет свой цвет, звуковой сигнал и проблесковый маячок.

Слушают учителя.

Слушают учителя (показывают сигнальные кружки окраса машин специального назначения).

Личностные: проявляют

интерес к изучаемой теме.

Познавательные:

развитие слухового восприятия, наглядно-образного мышления.


Словарная работа.

- Ребята, сейчас я вам предлагаю побыть автомалярами. Кто такой автомаляр?

А чем занимается автомаляр?

Отвечают на вопрос учителя (Человек, занимающийся покраской автомобилей). Составляют предложение с «новым» словом.

Рассматривают предметную картинку.

Коммуникативные:

обогащение активного словаря.

Работа с карточками «Раскрась автомобиль».


- На столе у вас картинки с изображением транспорта специального назначения, вам необходимо их раскрасить в соответствующие цвета (как на образце).

- Назовите, автомаляром какой машины вы были?

Раскрашивают предметную картинку с изображением транспорта спецназначения в соответствующие цвета.

Докрашивают предметную картинку с изображением транспорта спецназначения в соответствующие цвета (с опорой на образец).

Регулятивные: 

работа с опорой на образец.

Познавательные: развитие мыслительной операции сравнение.

Физминутка

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли

Вправо – влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы шоферы – хоть куда.

Выполняют движения за учителем, согласно словам стихотворения.



Выполняют движения за учителем, согласно словам стихотворения.



Регулятивные: 

произвольная регуляция двигательной деятельности.


Изучение новой темы.

- Ребята, кто знает, как себя вести, если на дороге появилась такая машина?

- Давайте посмотрим небольшой мультфильм, а вы мне потом расскажите, как вести себя на дороге, если появился автомобиль специального назначения.


- Итак, ответьте на вопрос: как вести себя на дороге, если появился автомобиль специального назначения?

Отвечают на вопрос.


Просматривают отрывок из мультипликационного фильма «Азбука дорожного движения».


Отвечают на вопрос.



Отвечают на вопрос.


Просматривают отрывок из мультипликационного фильма «Азбука дорожного движения».



Отвечают на вопрос.


Личностные: готовность к безопасному и бережному поведению.

Познавательные: выполнение суждений и умозаключений.

Игра «Внимательный пешеход».

- Пешеходы должны быть очень внимательны. Давайте поиграем в слова: если услышите слово, называющее транспорт, поднимите зеленый кружок и говорите «проезжай», если другое слово — поднимите красный кружок.

Слова: мяч, яблоко, машины, автобус, платье, трамвай, полиция, солнце, ведро, такси, троллейбус, лампа, очки, скорая помощь, пожарная, стол, грузовик.

Поднимают зеленый кружок и говорят «проезжай», если слышат название транспорта.




Поднимают зеленый кружок и говорят «проезжай», если слышат название транспорта.




Регулятивные:

при­нимают цель и включаются в игру по правилам.

Познавательные: развитие произвольного устойчивого слухового внимания.

Игра «Накрой карточками-фишками»

- Ребята, я хочу проверить, хорошо ли знаете транспорт, о котором мы сегодня упоминали на занятии. Перед вами табличка «Транспорт».

Накройте синими карточками воздушный транспорт.

Накройте коричневыми карточками грузовой транспорт.

Накройте желтыми карточками водный транспорт.

Накройте красными карточками транспорт специального назначения.

Накройте железнодорожный транспорт зелеными карточками.

Посчитайте, сколько видов транспорта у вас осталось не накрытыми.

Накрывают цветными карточками-фишками ячейки таблицы с транспортом (Закрывают 3-5 ячейки таблицы на каждое задание).



Накрывают цветными карточками-фишками ячейки таблицы с транспортом (Работают с таблицей «Транспорт» в упрощенном варианте (закрывают по 2 автомобиля на каждое задание учителя)).



Регулятивные:

при­нимают цель и включаются в игру по правилам.

Познавательные: развитие произвольного, устойчивого слухового и зрительного внимания.

Ориентация в пространстве.

- Давайте представим, что мы оказались возле проезжей части города. Рассмотрите проезжую часть и ответьте на мои вопросы:

- Какие машины вы видите?

- Посчитайте сколько машин на картинке?

- Какая машина едет налево?

- Какая машина едет направо?

- Какая машина далеко от вас, какие близко, а какая ближе всех?

- Какая машина в центре?


- А сейчас, ребята, давайте вернемся к нашем машинам, которые вы описывали в начале занятии. Назовите «лишний» автомобиль. Почему?

Рассматривают сюжетную картинку на слайде, отвечают на вопросы учителя.








- «Лишний» автомобиль – грузовая машина, так как это не транспорт специального назначения.

Рассматривают сюжетную картинку на слайде, отвечают на вопросы учителя (указывают направления движения транспорта).







- «Лишний» автомобиль – грузовая машина, так как это не транспорт специального назначения.

Регулятивные: ориентировка на плоскости и в пространстве.

Познавательные: развитие мыслительных операций анализ, синтез и обобщение (группировка).

Коммуникативные:

построение понятных высказываний, ответов.

Заключительная часть.

Рефлексия.

- Ребята, вспомните, чем сегодня вы занимались на занятии?

- Что вы узнали нового, чего раньше не знали?

- Какая игра вам особенно понравилась?

- На столе возле доски есть смайлики, они разные есть веселые, есть грустные. Если вы довольный своей работой на занятии, возьмите веселый смайлик и положите его в красный грузовик. Если, на ваш взгляд, вы мало старались и могли бы работать лучше, возьмите грустный смайлик и положите его в синий грузовик.

- Молодцы! Спасибо за занятие!

Отвечают на вопросы учителя.




Выбирают смайлик и «грузят» его в кузов автомобиля.

Отвечают на вопросы учителя.




Выбирают смайлик и «грузят» его в кузов автомобиля.

Регулятивные: 

анализ и оценка своей работы на уроке.

Познавательные: развитие памяти.

Личностные: определение личной значимости изученной темы для безопасности здоровья.


1


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.