12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Галай Ирина Александровна93
Россия, Санкт-Петербург
Материал размещён в группе «Психологическая помощь в ДОУ»

Инновационные формы и методы работы с семьёй в ДОУ

Могучая духовная сила воспитания заложена в том,

что дети учатся смотреть на мир глазами родителей.

Только в совместной деятельности родители лучше

узнают своих детей, становятся ближе.

В.А.Сухомлинский
 

Современные психологические знания свидетельствуют об огромном значении полноценного общения взрослого и ребенка, стиля такого общения для развития детей. Поэтому одним из существенных аспектов психологического просвещения родителей является ознакомление их со способами правильного общения с детьми, создания в семье благоприятного психологического климата. Правильные взаимоотношения между детьми и взрослыми - важнейший фактор развития ребенка.

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Новая философия взаимодействия семьи и ДОУ предполагает и новые отношения. Имея свои особые функции, они не могут заменить друг друга, поэтому установление между ними контакта является необходимым условием успешного воспитания ребенка дошкольного возраста.

Новая философия взаимодействия педагогов и родителей нашла отражение в ФГОС ДО.

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)

Как уже было отмечено, главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Поэтому особо важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей.

К новым принципам взаимодействия относится и вариативность содержания, форм и методов образования родителей.

Современный родитель нуждается в изучении, как новых тем, так и старых в новом звучании. Поэтому педагогам необходимо строить работу с родителями, используя разнообразные формы просвещения, формируя родителей как педагогов.

Поскольку взаимодействие на современном этапе не ограничивается педагогическим просвещением, следует уточнить и расширить понятие «взаимодействие» такой характеристикой, как способность родителей к рефлексии. Задача формирования у родителей одного из компонентов педагогической рефлексии – умения самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место воспитуемого и посмотреть на ситуацию его глазами. Это особенно актуально для молодых отца и матери, поскольку у них только начинает складывать родительская позиция. От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и малыша, успех их дальнейшей воспитательной деятельности. Сформированные у родителей стремление понять ребенка, умение творчески применять полученные педагогические знания будут способствовать появлению взаимопонимания между ними, эмоционально-положительного, осознанного, нравственно-мотивированного отношения ребенка к требованиям взрослого.

Одним из распространённых поводов обращения родителей за помощью к психологу является проблема взаимодействия родителей с детьми и переживание негативных эмоциональных состояний детьми дошкольного возраста.

Многими авторами рассматривается возможность коррекции уровня негативных эмоциональных переживаний у детей различными методами (О.В.Куликовская, И.А.Левочкина, Ш.Левис, Е.И.Рогов и др.), а некоторые авторы (Н.Н.Лебедева, Г.Л.Леидрэт и др.) упоминают о возможности использования метода игровой терапии для коррекции тревожности у детей.

Чтобы понять детей, найти подход к ним, мы должны взглянуть на ребёнка с эмоциональной точки зрения, не следует рассматривать их как маленьких взрослых, их мир реально существует, и они рассказывают о нём в игре.

Анализ результатов исследования семей позволяет сделать вывод, что в помощи по вопросам психологического благополучия, нуждаются не только и не столько дети, но и их родители. И в первую очередь им нужно овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений. Это определило поиск новых подходов и методов в работе с семьёй и принята новая форма: детско-родительская группа.

Работа в детско - родительской группе рассматривается не только как средство организации психологического воздействия на участников, систему их отношений. Родители проводят время вместе со своим ребенком, играют с ним, находясь на территории его интересов. Работа в группе, подчинение и взрослых и детей единым требованиям, единым правилам игры дают ребенку возможность почувствовать свою значимость, а родителю - сойти с позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли ребенка.

 Литература

Авторская программа Суворовой Т.И. «Танцевальная ритмика для детей».

Воронова А.Е. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет» методическое пособие. Издательство Творческий Центр "Сфера" Москва 2006.

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - М., 1997.

Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. - М., 2004.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателей детского сада и родителей. - 2-е изд.. М, 1993.

Захаров А.И. Как предупредить страхи у детей. - М., 1986.

Коренева Т.Ф., «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд.центр «ВЛАДОС», 2001. – ч.1. – 112с.: ноты.

«Красота. Радость. Творчество». Программа / сост. Комарова, Т. С., Антонова А.В., Зацепина, М. Б., – Испр. и доп. – М., 2002.

Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: / Музыка и музыкальная деятельность / В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004. – («Росинка»).

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб, 2001.

Маралов В.Г., Фролова Л.П. Методическое пособие «Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста». Череповец, 1995.

Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб, 2004.

Макина - Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. - М., 2004.

Новиковская О.А. Практическое пособие «Логоритмика» Игры и упражнения для дошкольников. Издательство Санкт – Петербург Корона принт 2005

Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. - СПб, 2002.

Панфилова М.А. Игротерация общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М., 2000.

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие // Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1999.

Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования // Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М., 1986.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие. - М., 1995.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1. - М., 1989.

Сорокина Н.Ф. , Миланович Л.Г. «Театр- творчество - дети». Программа развития творческих способностей средствами театрального искусства. – М.: МИПКРО, 1995.

Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети // «Дошкольное воспитание», №4, 1996.

Собчик Л.Н. M1JP - метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. - СПб, 2001.

Спиваковская А.С. Психотерапия: Игра детства, семья. Т. 1. - М., 2000.

Тренинг по сказкотерапии // Под ред. Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой. - СПб, 2002.

Циркова Н.П. «В мире бального танца». Программа развития творческих способностей детей средствами танцевального искусства. – М.: «Владос», 1999.

Чистякова М.И. Психогимнастика. -М., 1995.

Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: Тренинговые программы. - М., 2007.

Я работаю психологом... опыт, размышления, советы // Под:ред. И.В. Дубровиной. - М., 1999.

Опубликовано в группе «Психологическая помощь в ДОУ»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.