Статья на тему «Интеграция ИКТ в учебный процесс: от презентаций до онлайн-игр»
Представьте себе мир, где занятия превращаются в захватывающие приключения, а каждый учащийся — воин знаний, вооруженный самыми передовыми технологиями. Именно такой мир обретает современное образование, в котором информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся главным оружием в борьбе за знания.
Сегодня ИКТ не просто внедряются в образовательную систему, они преображают её с ног до головы, наполняя каждый учебный день энергией и эмоциями. Какие же чудеса прячутся за этими технологическими заклинаниями? Как они влияют на учебный процесс и нашу жизнь в целом? В данной статье я расскажу, как ИКТ может сделать образование не только эффективным, но и захватывающим приключением каждый день.
Дистанционное обучение - это процесс, где обучающиеся осваивают образовательную программу прямо из своего дома, используя электронные ресурсы и технологии через интернет. В обычной школе учитель имеет возможность взаимодействовать с учащимися непосредственно, но при дистанционном обучении этот контакт ограничен экраном монитора. Поэтому педагогам приходится постоянно искать способы, чтобы сделать занятия интересными и увлекательными, чтобы учащиеся не теряли интереса к учебному процессу.
Я использую разнообразные онлайн-инструменты на различных этапах занятия, такие как презентации, электронные тетради, интерактивные игры, видеозанятия и другие. Онлайн-тренажёры помогают мне сделать процесс обучения более интерактивным и увлекательным.
1. Организационный этап
Я использую различные онлайн-сервисы, такие как YouTube, Zoom, Microsoft Teams и WebEx, Webinar, VK предоставляют возможность проведения видеоуроков и вебинаров в режиме реального времени. Также педагоги могут записывать занятия, которые затем могут быть доступны для просмотра учащимися в любое удобное для них время.
Для подготовки детей к занятию я использую чат онлайн-сервиса. Например, дети могут выразить своё настроение, выбрав соответствующую иконку или эмоджи и отправив её в чат. Это помогает создать атмосферу доверия и комфорта перед началом занятий.
2. Актуализация знаний
На этом этапе целью является проверка знаний и умений учащихся, необходимых для изучения нового материала. Также важно выявить пробелы и недостатки в их знаниях. Для этого можно использовать различные игры и сервисы.
Сервисы типа Jigsaw Planet предлагают интересную возможность собирать пазлы, которые могут содержать текстовую информацию. Например, педагог может создать пазл с ключевыми словами или темой занятия. Это не только развлекательная активность, но и способ стимулировать внимание учащихся к предстоящему материалу.
Сервисы, такие как Wordart (Tagul), предоставляют возможность создания облака слов или тегов. Например, педагог может предложить учащимся прочитать слова в облаке и определить их общую тему. Затем можно задать вопросы, чтобы активизировать размышления учащихся и подготовить их к изучению нового материала. Кроме того, зарегистрировав обучающихся в таких сервисах, педагог может попросить их самостоятельно составить облако слов по заданной теме, что способствует их активному участию на занятии.
3. Получение новых знаний
На этапе учащиеся знакомятся с новым материалом. Они могут использовать видеозанятия с различных интернет-ресурсов, таких как Инфоурок, Интернет.Урок, Яндекс.Учебник и другие. Это позволяет им получить конкретное представление о изучаемых фактах, явлениях и закономерностях. Khan Academy, Coursera, edX и Udemy предлагают бесплатные или платные курсы и уроки, включающие видеоматериалы, тесты, упражнения и интерактивные задания. Эти ресурсы позволяют учащимся самостоятельно изучать новые темы или углублять свои знания в конкретных областях.
Онлайн-сервисы, использующие виртуальную реальность (VR) и дополненную реальность (AR), предлагают новые возможности для образования. VR-платформы, такие как Google Expeditions и Oculus Education, позволяют учащимся погрузиться в виртуальные среды и исследовать различные места и события. AR-приложения, такие как Elements 4D и Anatomy 4D, позволяют учащимся визуализировать и изучать сложные объекты и концепции, добавляя виртуальные элементы в реальное окружение.
Кроме того, педагоги могут использовать презентации, созданные с помощью различных онлайн-инструментов, таких как Google-презентации, Canva, Prezi, Powtoon, Sway. Они могут как создавать свои презентации, так и использовать уже готовые материалы с других сайтов. Это помогает сделать изучение нового материала более наглядным и интересным для учащихся.
4. Закрепление новых знаний
На этом этапе занятия целью является закрепление усвоенного материала и его применение в различных ситуациях. Один из эффективных способов это сделать - проведение игр, например, квестов. Квесты можно создавать на сервисе Learnis.ru. Они позволяют учащимся применять свои знания в стандартных и нетрадиционных ситуациях, что способствует более глубокому усвоению материала.
Существует также множество других игр и сервисов для закрепления знаний, таких как Learningapps, Quizizz, Genial.ly и Wordwall.net. Они предлагают разнообразные задания и упражнения, которые помогают учащимся уверенно применять свои знания в различных контекстах.
Для закрепления различных тем использую различные сервисы для создания инфографики совместно с учащимися: Google Charts, Piktochart, Infogr.am и т.д.
5. Итог занятия
На этом этапе занятия целью является анализ успешности достижения поставленной цели и оценка уровня овладения знаниями. Для подведения итогов также можно использовать квизы. Это помогает оценить, насколько учащиеся усвоили материал, и выявить возможные пробелы или недочеты в их понимании.
Также сервис Google Forms позволяет создавать опросы и тесты онлайн. Педагоги могут создавать вопросы разных типов, включая выбор из нескольких вариантов, открытый ответ, шкалы оценок и т.д. Все эти методы рефлексии помогают педагогу оценить уровень усвоения материала учащимися и адаптировать свои методики обучения с учетом их потребностей и особенностей. Использование интерактивных дидактических игр делает занятия более интересным и мотивирующим для учащихся, а также облегчает работу педагога, делая её более творческой и разнообразной.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) не просто модный тренд в современном образовании, но и ключевой элемент его эволюции. Они преобразуют учебный процесс, делая его более доступным, интересным и эффективным для учащихся всех возрастов и способностей.
С использованием ИКТ занятия превращаются в увлекательные путешествия, где каждый учащийся становится активным участником образовательного процесса. Открытие новых знаний, сотрудничество с товарищами, проверка собственных навыков в игровой форме — все это стимулирует интерес к обучению и помогает учащимся лучше усваивать материал.
Благодаря ИКТ преодолеваются географические и временные ограничения, дети получают возможность обучаться в любом месте и в удобное для них время. Это особенно важно для тех, кто ограничен физическими или географическими условиями.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии играют решающую роль в современном образовании, делая его более динамичным, эффективным и увлекательным. Давайте продолжим исследовать и внедрять новые технологии в образовательный процесс, чтобы каждый учащийся мог раскрыть свой потенциал и достичь успеха в своем обучении и дальнейшей жизни.
Другие статьи автора по теме:
Возможности применения информационно-коммуникативных технологий в дополнительном образовании https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/vozmozhnosti_primeneniya_informatcionnokommunikativn_065639.html
Мультимедийные инструменты и ресурсы в современном образовании https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/multimedijnie_instrumenti_i_resursi_v_sovremennom_043412.html
Обучение в эпоху цифровых технологий: здоровье учеников в приоритете https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/obuchenie_v_epohu_tcifrovih_tehnologij_zdorove_uche_024715.html
Мультимедийные технологии в современной образовательной парадигме https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/multimedijnie_tehnologii_v_sovremennoj_obrazovate_042843.html
Список литературы
1. Герасимова Т.Н. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: ИКТ – компетентность современного учителя // [Электронный ресурс] - URL: http://festival.1september.ru/articles/592048/ (дата обращения 04.04.2024).
2. Зайцева С.А. Современные информационные технологии в образовании - URL: http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm (дата обращения 04.04.2024).
Горбачёва Марина Юрьевна
Ваниватова Александра Станиславовна