12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ваниватова Александра Станиславовна3915
Россия, Хабаровский край, Хабаровск

Ваниватова Александра Станиславовна,

методист, педагог-психолог, педагог-дополнительного образования

МАУДО ДЮЦ «Восхождение»


ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ


Статья посвящена вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога и педагога дополнительного образования по социально-гуманитарному профилю. Автор отмечает положительное влияние ИКТ на всестороннее развитие учащихся, организацию процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования, создание новых средств воспитательного воздействия.


Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, ИКТ-компетенции, познавательный интерес, дополнительное образование.


Современная реформа образования в России, связанная с реализацией личностно-ориентированного подхода, вызвала ряд серьезных изменений в привычной практике обучения и воспитания детей, в том числе внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности. Новые образовательные технологии приходят на помощь педагогу, помогая добиваться того, чтобы каждое занятие способствовало развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а, следовательно, повышению качества обучения.

Уже нельзя представить современное обучение и воспитание учащихся без применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Это с одной стороны компьютер, с другой – коммуникация. ИКТ могут выступать источником информации, обучающими устройствами или развивающей средой. Отдельно от ИКТ можно выделить компьютерные (новые информационные) технологии обучения, цель которых формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества».

В моем представлении, 21 век отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. ИКТ помогает мне общаться, обмениваться информацией, проводить консультирование с учениками в системе он-лайн с помощью электронной почты, социальных сетей, мессенджеров.

В работе с детьми, родителями и педагогами повысить интерес к занятиям помогает использование ИКТ. Одним из немаловажных факторов в проведении семинара, тренинга, родительского собрания является наглядность представленного материала. На занятиях с использованием медиапрезентации информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом его этапе. Проектор дает большое поле деятельности, например, просмотр видео материала к занятию, с постановкой проблемы после просмотра. Во внеаудиторной деятельности мотивирую учащихся создавать медиапрезентации для своих выступлений на конкурсах, форумах, презентациях проектов и т.д.​​​​​​​

m1647320449.jpg
Выступление учащихся на конкурсе "Формула успеха"

На занятиях с использованием обучающих компьютерных игр используется несколько компьютеров, планшетов, за которыми работают учащиеся индивидуально или в группе, самостоятельно изучая материал, выполняя необходимые задания и проходя проверку компетентности по данной теме. Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, но и повышать креативность ребёнка, создавать дополнительную мотивацию к учебной деятельности.

Использование здоровьесберегающих упражнений с использованием ИКТ вызывают у детей огромный интерес. Сегодня появилась возможность использовать электронные физкультминутки для глаз или, как их ещё называют, офтальмотренажёры. Мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение (инструменты анимации). Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок на экране. Полезно разглядывание стереограмм — это популярная интернет-забава, которая не только увлекательное занятие, но и оздоровительная гимнастика для глаз. Использую психологические компьютерные программы типа аутотренинга, расслабляющие, стимулирующие, развивающие. Для релаксации учащихся хорошо использовать различные аудио-визуальные стимуляции и АСМР-массаж.

Сегодня педагоги сами могут разрабатывать и создавать компьютерные варианты различных интерактивных упражнений, викторин, тестов с помощью различных платформ.

Kahoot - полезнейший сервис для создания онлайн опросов и викторин, который делает образовательный процесс очень интересным, интерактивным, и хорошо подходит для работы как с детьми, так и со взрослыми. (Кахут "Теория по ТРИЗ" https://create.kahoot.it/details/346880f9-0ad6-4cf9-b0be-2f2d56230fa4)

Quizizz - еще один любопытный сервис онлайн тестирования, очень похожий на Kahoot, однако в отличие от него в сервисе Quizizz педагог имеет возможность лучше управлять группой, следить за индивидуальной работой каждого учащегося.

Google Forms - это отличный инструмент для организации тестирований и опросов, все ответы могут проверяться автоматически, собираться в таблицу или отображаться в виде готовых диаграмм.

LearningApps - это сервис для создания интерактивных учебно-методических пособий по разным предметам, имеющий в своём арсенале 20 видов упражнений в игровом формате. В нём можно самостоятельно сделать приложение, выбрав один из 20 вариантов игровых механик, или использовать готовые работы других авторов в качестве шаблонов, изменив в них данные на свои. (Упражнение "Стили лидерства" https://learningapps.org/view15159639)

Данные программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Создание теста, викторины, интерактивного упражнения не занимает много времени, а проводить его можно на больших группах учащихся. Обработка результатов проводится «здесь и сейчас», и помогает мне сразу видеть ответы детей.

Для закрепления различных тем использую различные сервисы для создания инфографики совместно с учащимися: Google Charts, Piktochart, Infogr.am и т.д.


q1647320347.jpg
Инфографика учащегося "Правила ЗОЖ"

Электронная система тестирования делает психодиагностическую работу более продуктивной. Преимущества компьютерной диагностики в том, что, во-первых, появляется возможность проводить тестирование сразу нескольких обучающихся как по одному общему, так и по разным тестам. Во-вторых, не требуется персонального участия или присутствия рядом с детьми. Большинство тестов являются автоматическими. Ребёнок самостоятельно читает инструкцию, переходит к тестированию, и после чтения каждого вопроса нажимает на клавишу ответа, затем переходит к следующему вопросу. С помощью Google форм создаю анкеты, которые помогают мне быстро собрать информацию, провести мониторинг или опрос. Анализ ответов, отчеты, диаграммы формируются автоматически, можно выгрузить сводные данные в таблице Excel или отдельно каждую анкету.

В целях просветительской работы на сайте Центра «Восхождение» восхождение27.рф регулярно размещается различная информация: рекомендации, методические разработки, новости. С помощью Google диска совместно с детьми мы разработали сайт объединения, на котором ведётся история коллектива, публикуются новости и достижения учащихся. Плюс данного хостинга, в том, что здесь не нужно писать ни строчки кода и иметь специальные навыки построения сайтов.

ИКТ позволяет мне не только выстроить образовательный процесс максимально эффективно, но также помогает повышать свой профессиональный уровень. Для самообразования использую следующие ресурсы:

Образовательная платформа Stepik - Прохожу бесплатные массовые открытые онлайн-курс (МООК).

Интенсив «Я учитель» - Прохожу самодиагностику по направлениям: цифровые компетенции педагога, компетенции успешного педагога, формирование функциональной грамотности у учащихся, работа с трудным поведением. По результатам тестов дается индивидуальный профиль и рекомендации (курсы, материалы) по развитию педагога.

Всероссийский образовательный проект RAZVITUM (АНО Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования) - прохожу онлайн-курсы.

Научно–образовательное сетевое издание «Высшая школа делового администрирования» - прохожу онлайн-курсы, участвую в вебинарах.

Информационно-методический журнал ПРОДОД – участвую в вебинарах ГБПОУ г. Москва «Воробьевы горы».

Являюсь активным участником всероссийского педагогического сообщества УРОК.РФ.

Методы применения ИКТ в обучении безграничны и с развитием компьютерных технологий их становится все больше. Компьютер и новые информационные технологии являются мощным средством становления и развития ребёнка как личности, субъекта познания и практической деятельности, помогают педагогу сделать учебный материал более ярким, доступным, интересным, разнообразным и более лёгким для усвоения.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования // Школьные технологии – 2014 – №3 – С.154-169.

Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: 2014. – 114 с.

Булин-Соколова Е. И. Использование ИКТ в образовании // Информационное общество – 2014. – № 3/4. – С. 110–119.

Турковская Н. В. Использование информационно- коммуникационных технологий в учебном процессе / Н.В. Турковская, Е.В. Мелякова // Студент и наука2013: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 17-18 апреля 2013 г.), - Челябинск: ООО Матрица, 2013. - С.60-63.

Опубликовано


Комментарии (4)

Ковалева Галина Валентиновна, 15.03.22 в 08:05 2Ответить Пожаловаться
Александра Станиславовна, спасибо за качественную статью!
Ваниватова Александра Станиславовна, 16.03.22 в 03:21 0Ответить Пожаловаться
Галина Валентиновна, благодарю за отзыв!
Куликова Ирина Геннадьевна, 15.03.22 в 08:48 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за ресурс. Коллега, что Вы ведёте в ДО? Поняла только, что гуманитарный профиль
Ваниватова Александра Станиславовна, 16.03.22 в 03:21 0Ответить Пожаловаться
Ирина Геннадьевна, здравствуйте. Как психолог я провожу психологические занятия со всеми возрастными группами, а как педагог руковожу лидер-клубом старшеклассников. С деятельностью лидер-клуба можно познакомиться в моих публикациях ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/proektnaya_deyatelnost_kak_uslovie_formirovaniya_so_032328.html ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА СОЦИАЛЬНОГО УСПЕХА» https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/dopolnitelnaya_obsheobrazovatelnaya_obsherazvivayushaya_043359.html
Ваниватова Александра Станиславовна
Комментарий был удалён пользователем 16 мар 2022 в 03:21
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.