12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Романова Ольга Николаевна469
Люблю свою работу
Россия, Челябинская обл., Миасс
1

Интеграция образовательных областей при создании мини-музея

В ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены подходы и принципы построения образовательного процесса, который должен строиться с учётом интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возрастными возможностями и особенностями детей дошкольного возраста.       

Принцип интеграции является инновационным и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.

Понятие интеграции относится к общенаучным и заимствовано педагогической наукой из философии, где интеграция понимается как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. В 1993 году на сессии ЮНЕСКО было принято рабочее определение интеграции как такой органической взаимосвязи, такого взаимопроникновения знаний, которое должно вывести ребенка на понимание единой научной картины мира. Необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Использование интеграции в дошкольном образовании объясняется прежде всего биологическим феноменом, который характеризуется интенсивным созреванием организма и формированием психики. Ребёнок дошкольного возраста в сравнительно короткий период проходит все стадии развития человечества. Быстрое развитие ребёнка обеспечивают голографическое (целостное) и субсенсорное (сверхчувствительное) восприятие мира, которые являются врождёнными. Именно голографичность и субсенсорность позволили дошкольнику осваивать мир в короткие сроки, за 4–5 лет пройти этапы развития человечества. Высокая чувствительность, целостность восприятия мира дают ребенку возможность наиболее полно, объёмно, быстро и точно усваивать человеческий опыт. Обеспечение систематического функционирования интеграционного процесса позволяет создавать целостную систему развития у дошкольников познавательной активности и даёт возможность целостно воспринимать окружающий мир, не нарушая его природу

Как один из вариантов интеграции в дошкольном образовании рассматривается метод проектов. Как показывает практика, использование в образовательной деятельности метода проектов способствует формированию у дошкольников позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, в процессе систематизации информации, в практическом применении приобретенных знаний, навыков и умений (в играх и быту).

О перспективности метода проектов свидетельствуют широкие возможности развития составляющих успешной личности:

1. наблюдение и анализ явлений окружающей действительности;

2. проведение сравнения, обобщения и умения делать выводы;

3.развитие творческого мышления, логики познания, пытливости ума; 4.совместная познавательно-поисковая деятельность;

5.формирование коммуникативных и рефлексивных навыков и др.

В основу метода проекта заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагогов, детей и родителей над определенной практической проблемой. Работа над решением проблемы в проектной деятельности означает применение необходимых знаний и умений из различных образовательных областей для получения ощутимого результата. Особенностью проектной деятельности в дошкольном образовании является тесное сотрудничество взрослых (педагогов и родителей) и детей, так как ребенок не в состоянии самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Взрослые помогают детям обнаружить проблему (возможна провокация этой проблемы), вызывают интерес к ней и вовлекают детей в совместный проект.

Мы на собственном опыте убедились в эффективности метода проектов. В нашей группе проводился долгосрочный проект «Хлеб – всему голова», позволивший нам интегрировать различные образовательные области. Этот проект помог нам решить много задач:

 - закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку;

- познакомить с историей производства муки;

- совершенствовать системы обследовательских действий;

- помочь увидеть необыкновенное в обычном;

- обогатить кругозор детей;

- расширять словарный запас

- воспитывать уважение к труду взрослых.

         При проведении проекта нам удалось интегрировать следующие области:

Познание

Мы познакомили детей с историей производства муки. Дети самостоятельно пробовали получить муку с помощью каменных зернотерок, ступ с пестиком, ручной мельницы.

Провели ряд экскурсий, связанных с темой нашего проекта: мы рассматривали ветряную мельницу, посетили кулинарию, были в библиотеке, в магазине хлебобулочных изделий.

При создании экспозиции «Что можно сделать из теста» дети познакомились с названиями и внешним видом многих изделий из теста.

При создании экспозиции «Коллекция круп» дети познакомились с полезными свойствами гречки, риса, перловки, ячки, пшенки, манки и т. д.

Очень заинтересовали детей опыты по определению свойств муки.

Все дети в нашей группе могут самостоятельно замесить соленое тесто.

Коммуникация

Положительное влияние на развитие речи детей оказала сюжетно-ролевая игра «Музей», которая проходит в нашем музее хлеба. Для того, чтобы в музее было интересно, экскурсовод должен описывать экспонаты по схеме. Специальные схемы есть и для описания хлебобулочных изделий, роста колоса, изготовления печенья и многие другие.

Мы обогатили словарь детей названиями сельскохозяйственных профессий, инвентаря, техники, названиями хлебобулочных изделий, дети узнали много слов, связанных с историей хлеба (сито, зернотерка, хлебопекарня, ветряная мельница, амбар, соха, плуг и т.д.)

После каждой экскурсии дети зарисовывали впечатления и проводили беседы с составлением рассказов с опорой на личный опыт ребенка.

Социализация

Проект «Хлеб -  всему голова» позволил нам познакомить детей с целым рядом профессий: тракторист, комбайнер, шофер, агроном, пилот, мельник, пекарь, кондитер, продавец, менеджер по поставке товара, экскурсовод.

Дети познакомились со всеми этапами выращивания и производства хлеба, научились ценить труд взрослых.

Художественный труд

Развитию мелкой моторики, ручной умелости, эстетического вкуса способствовала работа с соленым тестом. Наша кружковая работа была связана с изготовлением хлебобулочных изделий и с оформлением экспозиции «Что можно сделать из теста». Дети знакомились с внешним видом изделий, самостоятельно подбирали подходящие цвета, замешивали тесто, лепили изделия и размещали их в нашей экспозиции.

Литература

Во время проведения проекта дети познакомились со многими  фольклорными произведениями, жанровыми особенностями поговорок, пословиц, загадок, волшебных и бытовых сказок.

При помощи родителей мы составили картотеки загадок, стихов, пословиц и поговорок о хлебе.

Большой интерес у детей вызывало задание объяснить, как они понимают пословицы – почему «Хлеб – всему голова», «Где сорняк цветет, хлеб не родится».


Мы убедились, что в  проекте можно объединить содержание образования из различных областей знания, что открывает широкие возможности организации совместной познавательно-поисковой деятельности детей, педагогов и родителей.





Список литературы


1. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112с.

 2. Емельянова, И.Е. Интегрированная познавательная задача как системообразующий фактор ху-дожественно-творческого развития ребёнка / И.Е. Емельянова // начальная школа Плюс До и После. – 2011. - №10. – С.1-7.

 3. Кириенко, С.Д. Интеграция содержания образования в практике работы ДОУ /С.Д. Кириенко /Начальная школа Плюс До и После. – 2011. - №10. – С.1-5.

 4. Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л.Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.

5. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников / А.И. Савенков. – Самара: Учебная литература, 2010. – 128 с.

 6. Трубайчук, Л.В. Интеграция как средство организации образовательного процесса/ Л.В. Трубайчук // Начальная школа Плюс До и После. – 2011. - №10. – С.1-7.

7. Успех. Методические рекомендации: пособие для педагогов/ [Н.О. Березина, О.Е. Веннецкая, Е.Н. Герасимова и др.; науч.рук. А.Г. Асмолов; рук.авт.коллектива Н.В.Федина]. – М.: Просвещение, 2011. – 240с. *I**.*



Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 03.09.20 в 13:45 1Ответить Пожаловаться
Информация устарела на сегодняшний момент... Области по ФГОС именуются иначе...
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.