12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наиля25
1

Применение технологий «Использование передовых технологий в учебно-воспитательном процессе детей с ОВЗ»

Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории Мирзаханова Наиля Нугамировна, ГБОУ «Мамадышская школа-интернат для детей с ОВЗ», учитель-дефектолог-олигофренопедагог.

Использование передовых технологий в учебно-воспитательном процессе детей с ОВЗ

Школа для детей с интеллектуальными нарушениями не является замкнутым пространством, не подверженным изменяющимся условиям, что отражено в Единой концепции федерального государственного общеобразовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, где отмечается, что «предмет стандартизации образования детей с ОВЗ в основе совпадает с общим, поскольку оба они обеспечивают образование ребенка развивающегося, образовывающегося, социализирующегося». В связи с вышеизложенным и в школах для детей с ОВЗ стали применяться современные развивающие технологии обучения и воспитания, цель которых не передача готовых знаний, а развитие самостоятельной, творчески мыслящей, социализированной личности с максимально доступным для ребёнка с ОВЗ уровнем возможностей усвоения, не смотря на имеющийся диагноз.

В педагогической практике применяются следующие инновационные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, информационно-коммуникационные, коррекционно-развивающие, проектные, игровые.

Основную роль в учебно-воспитательном процессе играет коррекционно-развивающая технология. Она предусматривает продолжение целенаправленной работы по коррекции и развитию психических процессов, эмоциональной и когнитивной сфер, обеспечивающих усвоение обучающимися минимума содержания образования по предметам, внеурочной деятельности, отслеживание результативности процессов обучения и воспитания, а также динамики их развития.

В результате происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта.

Игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии используются практически всеми педагогами. Специфика нашей школы-интерната такова, что без использования данных технологий невозможно построить образовательный процесс. Метод проектов - это способы организации частично самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Конечно, наши дети в силу своих особенностей здоровья, над проектами работают совместно с педагогами, которые помогают ребенку не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации. Проектная деятельность требует от педагога не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей. Используя метод проектов в работе с детьми с ОВЗ, необходимо помнить, что проект - продукт сотрудничества и сотворчества педагогов, детей, родителей. Педагог направляет обучающихся, готовит дополнительный материал, с которым работают дети, раздает задания. Важно, чтобы задания были не слишком сложными и выполнялись с «желанием и радостью», заинтересованностью обучающихся.

Последний этап проекта - защита - всегда самый ответственный. На защиту можно пригласить родителей, учащихся другого класса. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы продемонстрировать вклад каждого ребенка.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Роль взрослого на этом этапе - развитие и поддержка творческой активности обучающихся, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее.

К примеру, в моем классе девочка обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), у обучающейся отсутствует разговорная речь, произносит только некоторые короткие фразы, общается больше мимикой, эмоциональным состоянием, не всегда понимает обращенную к ней речь, но несмотря на имеющийся сложный диагноз, любит заниматься творческой работой совместно с классным руководителем, танцевать, рисовать, раскрашивать, изготавливать поделки своими руками в разных видах творчества, выступать в театральных постановках, «Театр теней», участвовать в школьных, муниципальных, республиканских, региональных конкурсах, где наравне с детьми легкой умственной отсталостью заслуженно получает дипломы различных степеней.

Поэтому в своей работе я активно применяю творческие проекты по предметам профильный труд, домоводство, окружающий природный мир и внеурочная деятельность. Эти проекты являются итоговой работой в моем классе. Например, выполненные нами объемные проектные работы: «Батик», «Ковер», «Панно из сухоцветов», «Вторая жизнь мусора» (поделки из бросового материала)», "Витражная роспись», «Вязание крючком», «Шитье сумочки с оформлением «Канзаши», макраме, папье-маше, шитье мягких игрушек, ткачество и многое другое были представлены на муниципальных, республиканских, региональных конкурсах, где были удостоены дипломами разных степеней. Это говорит о том, насколько прочны навыки, знания и умения обучающихся, которые были приобретены на занятиях. Кроме того, творческий проект позволяет обучающимся проявить индивидуальность, использовать на практике все полученные знания.

В своей работе также активно использую информационно- коммуникационные технологии. При такой организации материала включаются три вида памяти обучающихся: зрительная, слуховая, моторная. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность ребёнка с ОВЗ. Результативно использую активные методы и приемы рефлексии: для определения настроения и эмоционального состояния, для выяснения осознанности восприятия содержания пройденного материала, а также его закрепления.

На занятиях использую новые приемы арт-терапии, направленные на развитие социально-коммуникативных навыков, самопознание и принятие себя, данные методы являются средством преимущественно невербального общения, что делает их особенно ценными для тех детей, кто не владеет разговорной речью.

Считаю, что использование передовых технологий в учебно-воспитательном процессе детей с ОВЗ, обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес обучающихся.

Результаты творческой деятельности педагога и учащейся 8 Б класса:

t1704786995aa.jpg

t1704786995ab.jpg

t1704786995ac.jpg

t1704786995ad.jpg

t1704786995ae.jpg

 

 

 

 

t1704786995af.jpg

t1704786995ag.jpg

t1704786995ah.jpg

t1704786995ai.jpg

t1704786995aj.jpg

t1704786995ak.jpg

t1704786995al.jpg

t1704786995am.jpg

t1704786995an.jpg

t1704786995ao.jpg

t1704786995ap.jpg

t1704786995aq.jpg

t1704786995ar.jpg

t1704786995as.jpg

t1704786995at.jpg

t1704786995au.jpg

t1704786995av.jpg

t1704786995aw.jpg

t1704786995ax.jpg

t1704786995ay.jpg

 

t1704786995az.jpg

t1704786995ba.jpg

t1704786995bb.jpg

 

t1704786995bc.jpg

t1704786995bd.jpg

 

 

 

 

t1704786995be.jpgt1704786995bf.gif

t1704786995bg.jpgt1704786995bh.gif

t1704786995bi.gift1704786995bj.gif

t1704786995bk.jpgt1704786995bl.gif

t1704786995bm.gif

t1704786995bn.gif

t1704786995bo.gif

t1704786995bp.gif

t1704786995bq.gif

t1704786995br.jpg

 

Список использованной литературы:

1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий (Москва: НИИ школьных технологий, 2006)

2. Концепция ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья/ Н. Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. – М.: Просвещение, 2013.- 42 с. - (Стандарты второго поколения).

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.