12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Буторина Дарья Сергеевна140
учитель английского языка
Россия, Пермский край, Березники

Д. С. Буторина, учитель английского языка,

МАОУ СОШ с УИОП №3, г. Березники

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса [4, с. 3].

Преподавание иностранных языков – составная часть общей системы образования, и поэтому в известной степени оно подчиняется основным тенденциям развития этой системы. Одной из наиболее органичных и эффективных форм преподавания английского языка является метод проектов.

Доктор педагогических наук, известный исследователь в области современных технологий обучения учащихся Е. С. Полат определяет метод проектов как «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата».

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути [3, с. 18].

Полномасштабный проект включает несколько шагов-этапов работы. Выделим эти этапы и рассмотрим значимость учителя на каждом этапе.

1 этап – подготовительный. Приступая к созданию учебного проекта, следует определить его тему и цели, уточнить исходное положение, выбрать рабочие группы. Учитель мотивирует учащихся и наблюдает.

2 этап – планирование в классе. Школьники обсуждают содержание и характер проекта, составление интервью, способы сбора и вид необходимой информации (статьи, брошюры, иллюстрации и т.д.); распределяют обязанности. Учитель помогает в анализе и синтезе, наблюдает со стороны.

3 этап – принятие решения. Этот шаг связан с поиском новой дополнительной информации, обсуждением альтернатив (мозговой штурм), выбором оптимального варианта. Учитель наблюдает на большем расстоянии, становится «маленьким».

4 этап – выполнение проекта. Обычно на этой стадии деятельность выходит за пределы классной комнаты. Учащиеся берут интервью, делают аудио- и видеозаписи, собирают печатный и иллюстрированный материал. Главная задача на этом этапе – сбор информации. Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие создаются в классе. Учитель не вмешивается, наблюдает, стоит в стороне. По просьбе ребят учитель советует, как записать полученные данные, как преподнести информацию группе; проанализировать и объединить индивидуально собранные материалы членами группы в единое целое; откорректировать и оформить материалы как проект группы. Главное – не подавить инициативу ребят, с уважение относиться к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

5 этап – защита, презентация проекта. Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Каждая группа сама решает, как приготовить презентацию своего проекта. Ребята могут использовать плакаты, раздать слушателям план своей презентации, представить все в виде маленькой пьесы, использовать музыку и т.д. Остальные группы делают записи. По окончании презентации ученики этих групп анализируют проект, комментируют его и вносят свои предложения. Учитель участвует в оценке вместе с учащимися, он наравне с ними. Очень важно, чтобы учащиеся увидели положительный опыт в процессе презентации.

6 этап – оценка результатов. Проводится самоанализ и самооценка проделанной работы, анализ удач и неудач. Учитель наблюдает и направляет.

Рассмотрение взаимодействия учителя и учащихся показывает, что педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний [2, с. 36].

В обучении английскому языку метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой. В нашей школе обучение английскому языку ведется по учебникам «New Millennium English» («Английский язык нового тысячелетия») авторов Н.Н. Деревянко, С.В. Жаворонковой и др. Так, например, УМК для 6-го класса предлагает следующую тему проекта - «A book fair» («Книжная ярмарка»).

Авторы учебника рассматривают следующие этапы работы над проектом:

Prepare to talk about your favourite book.

Read your book review.

Think what you can tell your friends about your favourite book at the book fair.

Draw a picture or a book cover for your favourite book to help you talk about.

Bring your picture to the class.

Talk about your book at the book fair.

When you speak, remember these rules:

Do not talk too fast. Say each word clearly.

Look at the people in the class.

Tell people where they can get the book if they want to read it.

When you listen, prepare to answer these questions:

What books do you know about?

What writers do you know about?

What books would you like to read? Why?

Choose the books you like best. What is your first choice? Second choice? Third choice?

Talk about the book fair. Answer these questions.

Was it easy / difficult / interesting / exciting to talk about your favourite book?

Did you like doing it? [1, с. 23]

Приведем некоторые из выполненных ребятами проектов по заданной теме (Рис. 1 и 2).

 

Рис. 1

Рис. 2

Проектная работа – это один из способов подготовки учащихся к реальному общению с носителями языка. Работа над проектом развивает познавательные и творческие способности учащихся, поддерживает мотивы учебной деятельности, формирует потребности общения и обеспечивает условия для удовлетворения этой потребности, помогает формировать логическое мышление, развивает умения самостоятельно находить решения на основе суммы фактов, отстаивать свою точку зрения, свои убеждения. Немаловажное значение имеет и тот факт, что дети работают в малых группах. В группе всегда есть учащиеся с различным уровнем языковой подготовленности. При традиционной форме проведения занятий менее подготовленные ученики отмалчиваются. В работе над проектом каждый ученик вносит свою лепту в его реализацию в зависимости от знаний и личностных интересов. Каждый в равной мере несет ответственность за выполнение проекта и должен представить результаты своей работы.

Список литературы

  1. Деревянко Н.Н. Английский язык : Английский язык нового тысячелетия / New Millennium English: Учебник для 6 кл. общеобр. учрежд. – Обнинск: Титул, 2012. – 160 с.: ил.
  2. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. - Москва, 2003. – 317 с.
  3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. - 2000. - №2,3 - С. 17-19.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Опубликовано в группе «Творчество на уроках иностранного (английского, немецкого и др.) языка»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.