12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пузанова Валентина Владимировна44

Использование малых форм русского фольклора на уроках в начальной школе.

ФОЛЬКЛОР- это устное народное творчество, уходящее корнями в историю народа К.Д.Ушинский считал, что первый воспитатель ребёнка-это народ. Использование фольклора в начальной школе актуально в наше время, когда мы воспитываем патриотизм в детях.

Изучением фольклора занимаются историки, искусствоведы, этнографы, путешественники, литераторы, педагоги и др., которые отмечали, что в процессе развития общества возникли различные жанры и формы устного словесного творчества. Некоторые жанры фольклора прожили уже длительную жизнь и продолжают жить в современном обществе: колыбельные песни исторические песни песенная лирика героический эпос потешки, скороговорки сказки загадки частушки пословицы и поговорки

Проблема интереса, увлеченности - одна из главных проблем всей педагогики и очень важна для успешного ведения занятий по любому школьному предмету. Дети приобщаются к фольклору в процессе различных видов деятельности восприятия и исполнительства, игровой, музыкально-образовательной деятельности, созидательной и др. Все формы занятий по изучению народных традиций в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то новое, свое, лучшее.

По мнению ученых, младший школьный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Интересно исследование , где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике младших школьников. Отмечается, что фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей.Обобщая сказанное, отметим, что каждый, кто хочет знать прошлое, правильно понимать настоящее и будущее, должен знать фольклор - прекрасное средство массового воспитания. Значение его состоит в том, что все его произведения пронизаны стремлением к красоте, добру, миру. А задача учителя - дать понять детям необходимость изучения народных традиций и обычаев.

 Использование на том или ином этапе урока примеров из исторических песен или легенд, пословиц и загадок расширяет кругозор учащихся, воспитывает их патриотические чувства, пробуждает интерес к истории, литературе, развивает речь, делая ее меткой, богатой и выразительной.

Фольклор является незаменимым элементом учебной деятельности на уроках - помогает учащимся лучше усвоить новый материал, закрепить его, выработать умения и навыки; фольклор развивает инициативу учащихся, активизирует познавательную деятельность и тем самым, развивает мышление.

Существует особый вид устного народного поэтического творчества – это детский фольклор. Все произведения детского фольклора по их функциональной роли можно разделить на две группы:

произведения, связанные с игровыми действиями (пестушки и потешки, жеребьевки, считалки, игровые приговорки и припевки); произведения, которые занимают детей своим словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий.

Как я использую малые формы фольклора в своей работе?  А я работаю 41 год учителем начальных классов

Когда я веду подготовку детей в школу мы разучиваем множество стишков, прибауток, потешек. Например, Ваня, Ваня простота купил лошадь без хвоста. Сел задом наперёд и поехал в огород. Детям очень нравятся такие прибаутки.

Первые уроки 1 сентября я посвящаю пословицам. На занятии «Пословица-всем углам помощница» знакомлю детей с краткими изречениями, которые делают речь яркой и образной.

Я начинаю фразу, а дети заканчивают:

-Дело мастера …/боится/

-Поспешишь-…/людей насмешишь/

А к урокам русского языка можно приготовить сюжетные картинки (рыбной ловли, сбор урожая и т.д). Даю детям задания подобрать несколько одинаковых по смыслу пословиц

-Любишь кататься…

-Без труда-…

Хочешь есть калачи ….

Можно к картинке взять пословицу.

В 3-4 классах провожу систематическую работу со зрительными диктантами, основанными на пословицах и поговорках. Такая работа вызывает у детей сильный эмоциональный отклик, обогащает их речь, прививает мудрость, развивает память и оживляет урок.

В своей работе я использую и русские народные сказки, которые учат детей быть добрыми, заботливыми и чуткими. Во 2 м классе проводим КВН «Наши любимые сказки». Устраиваем театрализованные представления, где дети –это герои сказок.

На уроках музыки мы выполняем физминутки с танцевальными движениями :»Если нравится тебе, то делай так.. Поём русские народные песенки, танцем пляски, водим хороводы на народный лад. Мои помощники на уроках –русские народные игры, песенки, потешки, физминутки(Миша шёл, шёл. Боровик нашёл. Раз грибок, два грибок. Вот и полный кузовок.) Игра помогает детям усвоить новый материал по математике, русскому языку, литературному чтению и другим предметам.

Всё, что я знаю о русском народе,о нашей Родине, передаю детям в течении 40 лет.

Я верю. Что моя работа приносит плоды и детипотом всю жизнь будут черпать из народной поэзии живительную влагу – любовь к своему Отечеству.

В современной начальной школе перед учителем наряду с задачей полноценного владения навыками чтения стоят задачи литературного развития школьников. Проблему эту можно и нужно решать на любом материале по чтению. Пословицы и поговорки представляют величайшую ценность для обогащения литературного языка, для придания ему выразительности, точности. Содержание многих пословиц служит материалом не только для изучения грамматических правил, но также является источником воспитания нравственных качеств: любви к природе, Родине, труде, учат быть добрыми и отзывчивыми. Например, такая пословица: “Свалить дерево – секунда, вырастить – года” - воспитывает любовь к природе, бережное отношение к ней. Мои дети очень любят загадки. Они развивают у ребенка наблюдательность, учат сопоставлять явления, делать выводы, помогают увидеть мир по-новому, необыкновенно поэтически.Загадки применяются и на уроках русского языка в более старших классах при изучении правил правописания, на занятиях по выработке грамотного письма, при работе со словарными словами. Это должны быть такие загадки, которые содержат немало сочетаний букв, при написании которых учащиеся чаще всего допускают ошибки: слова с безударными гласными, звонкими и глухими согласными, словарные слова.

Скороговорки, чистоговорки и частоговорки способствуют формированию и развитию правильной чистой речи учащихся, помогают совершенствовать такие качества чтения, как правильность и беглость. Работа со скороговорками, чистоговорками и частоговорками носит характер усвоения содержания и правильного произнесения отдельных звуков или их сочетаний. Их можно использовать при изучении звуков в период обучения грамоте.Существенную дидактическую функцию с давних пор выполняют пословицы и поговорки. Они убедительно и просто учат людей жить и работать, знакомят с итогами долгих наблюдений над явлениями природы, дают разумный совет, как поступать в той или иной ситуации. Четко формулируя основные правила трудовой деятельности и морально эстетические нормы, произведения этого жанра становились учебником жизни.

Загадка стимулирует умственную деятельность ребенка, прививает вкус к умственной работе, способствует не только совершенствованию сообразительности, но и существенно расширяет представление о мире вообще. Являясь произведением словесного искусства, загадка одновременно с расширением кругозора детей воспитывает художественное восприятие окружающего и раскрывает метафорические богатства русского языка.

Устное народное творчество продолжает развиваться и в наши дни. Таким образом, проблемы фольклоризма заслуживают пристального внимания, а использование малых фольклорных форм на уроках в начальной школе актуально и перспективно.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.