12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Евдакименко Ольга Юрьевна3897
Россия, Свердловская обл., Нижний Тагил

«Использование современных образовательных технологий в формировании ключевых компетенций младших школьников»

Начальная школа является составной частью системы непрерывного образования. Учителя начальной школы призваны приобщать детей к творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющую находить эффективные способы решения проблем, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

Что же за понятие «компетенция», особенно для учащихся?

Компетенция – заранее заданная социальная норма к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Для учащегося - это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие компетенций. Чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов.

Чтобы универсальные учебные действия смогли в полной мере проявиться, необходимо применять различные инновационные образовательные технологии. Например, проблемное обучение, проектное обучение, Обучение с использованием ИКТ, Обучение с применением интегрированных уроков, Технология коллективного способа обучения, Личностно-ориентированные технологии, Технология критического мышления

Проблемное обучение — способ организации деятельности учащихся, который основан на получении информации путем решения теоретических и практических проблем в создающихся в силу этого проблемных ситуациях.

Проектная деятельность обучающихся - учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая цель, методы, способы деятельности, направленные на достижение конкретного результата в виде продукта. Проект содержит предварительное описание и детализацию конечного продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования. В основе работы над проектом условно лежит пять этапов: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация.


Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.

Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Содержание уроков, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам.

Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.

Внедрение технологии коллективного способа обучения предполагает исключение методов принуждения к учению и использованию лишь тех методов, которые вовлекают детей в общий труд учения, вызывая чувства успеха, движения вперед, развития.

Коллективный способ обучения включает четыре формы общения учащихся: коллективную, групповую, парную и индивидуальную. Коллективная и групповая формы хорошо использовать при игровых способах  обучения.

Важным является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. В организации работы учащихся на уроках с использованием технологии коллективного способа обучения должна прослеживаться систематичность и последовательность, в основе которой усложнение деятельности учащихся.


Личностно-ориентированный подход: - ставит в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Личностно ориентированный образовательный процесс полагает особое конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, который реализует принцип субъектности образования можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса. 


Технология критического мышления – данная технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». При её использовании у учеников развивается умение анализировать информацию, выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения, то есть формируется учебно-познавательная компетенция.


Хотелось бы отметить, что это не все инновационные образовательные технологии, которые применяются в школах для развития универсальных учебных действий учеников. Учитель сам выбирает ту технологию, которая лучше всего поможет создать из каждого ребёнка всесторонне развитую личность.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.