12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кузнецова Галина Ивановна9397 Обучаю юных моряков (лоция, устройство судна, судовые устройства и системы, история флота, морские узлы и т.д.). Педагог ДО высшей кв. категории, Почетный работник общего образования РФ, общий, педагогический стаж и стаж работы в одном учреждении 34 года. Россия, Пермский край, Березники |
Использование современных образовательных технологий в качестве мотиваторов изучения подростками истории УДТК
Аннотация. В статье изложен опыт работы автора по использованию различных сервисов Web 2.0. для создания обучающих электронных ресурсов по военной истории России, приведены ссылки на некоторые созданные автором интерактивные материалы, разработанные с помощью сервисов с целью мотивации обучающихся к изучению истории УДТК.
Ключевые слова: ИКТ, электронные образовательные ресурсы (ЭОР), социальные сервисы, Web 2.0., Уральский Добровольческий танковый корпус (УДТК), викторина, дидактическая игра.
Модернизация российского образования предполагает внедрение в учебный процесс различных электронных ресурсов. Проведение уроков и занятий с использованием ИКТ – это огромный пласт образования, который в настоящее время активно разрабатывается и пропагандируется. Использование электронных ресурсных материалов позволяет совершенствовать и оптимизировать образовательный процесс, разнообразить применение методических приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся и повышения эффективности образовательного процесса.
Специально разработанные ЭОР по истории Уральского Добровольческого танкового корпуса дают уникальную возможность для рассмотрения предпосылок и истории создания, укомплектования, боевых действий корпуса в связи с общим положением на фронтах ВОВ на основе критического мышления и системного анализа. Применение подобных ЭОР помогает повысить эффективность обучения, развивать интеллектуальный кругозор, творческие и познавательные способности обучающихся, повышать мотивацию, формировать УУД, стимулировать активную познавательную деятельность, учитывать индивидуальные особенности обучающихся (обучаемость, темп усвоения, индивидуальные психологические особенности восприятия информации (аудиал-визуал-кинестетик) и др.
Термин Web 2.0. ввёл Тим О’Рейлли в 2004 году. В это понятие он включил некоторые сайты, которые предоставляют пользователям свои базовые функции на безвозмездной основе или хотя бы часть контента предоставляется бесплатно. Второе название Web 2.0. – социальные сервисы, т.к. каждый человек может пользоваться Интернет-ресурсами, создавать собственные материалы, совместно использовать и редактировать в сети тексты, таблицы в электронном формате, презентации и др. Сервисы Web 2.0. играют большую роль в развитии информационной образовательной среды, благодаря доступности, открытости, интерактивности, коллективному взаимодействию, что весьма значимо для реализации задач образования и историко-патриотического воспитания в частности.
Рассматривая сервисы Web 2.0. с точки зрения использования в образовательном процессе, можно отметить их достоинства для эффективного изучения истории Уральского Добровольческого танкового корпуса:
продуктивное использование ресурсов своих собственных и созданных другими пользователями и находящихся в общем доступе;
устная и письменная коммуникация;
повышение мотивации обучающихся к учебной, поисковой, исследовательской деятельности, к углубленному изучению истории ВОВ;
повышение качества используемых наглядных материалов;
возможность создания образовательных ресурсов разной степени сложности с учётом потребностей и возможностей обучающихся;
«уплотнение» изучаемого материала за счёт инфографики;
использование педагогом доступных для него сервисов, постепенно осуществляя переход от простых к более сложным.
Подчёркивая актуальность использования ЭОР в обучении, хочу отметить, что использую созданные на этих сервисах ресурсы на разных этапах образовательного процесса:
при ознакомлении и изучении нового материала;
при закреплении и систематизации полученных знаний;
отработке навыков и в качестве «домашнего задания» на каникулы или время вынужденного пропуска занятий (по болезни, командировке и т.д.);
в качестве иллюстративного материала на практикумах и при подготовке к конкурсам по истории УДТК, патриотическим слётам;
для дистанционного обучения обучающихся, отсутствовавших на занятиях по уважительной причине;
для самостоятельного изучения учащимися некоторых тем в истории УДТК;
для подготовки юнармейцев-инструкторов и экскурсоводов по музею УДТК (задания на самостоятельное создание ресурса по какой-либо теме из истории УДТК, персоналий УДТК);
для собственного самообразования.
В своей работе использую сервисы Prezi (сервис для создания сетевых мультимедийных презентаций), Google Формы, Конструктор тестов (
Prezi – сервис для создания сетевых мультимедийных презентаций. В какой-то момент педагогической деятельности мне стало недостаточно возможностей стандартной офисной программы PowerPoint. Мультимедийный формат сервиса Prezi представляет собой один большой виртуальный стол, на котором расположены демонстрируемые объекты: картинки, фото, диаграммы, тексты, небольшие аудио- и видеофрагменты, трехмерные модели из программ Tinkercad и 3D Slash, объекты с флэш-анимацией (гифы) и т.д. При демонстрации сервис позволяет приближать (укрупнять) и отдалять (уменьшать) объекты, переносить их, группировать на слайде, выстраивать в определенной последовательности для показа. Для моей работы преимуществами сервиса Prezi считаю следующие его возможности:
создание динамичного, анимированного сюжета;
масштабирование кадров с объектами;
сохранение презентации для автономного показа без использования Интернета;
совместная работа над презентацией;
размещение презентации в блоге, группе ВК и на других сервисах;
группировка и навигация между объектами, обеспечивающие установление причинно-следственных связей и определяющие порядок восприятия материала.
Викторины с помощью электронного ресурса «Конструктор тестов»
Сервис «Конструктор тестов» позволяет задавать любое количество вопросов в текстовом формате, в виде фотоматериала или инфографики, а также в смешанном виде. Ответы могут быть заданы так же в любом из указанных форматов. Возможно создание вступительной статьи и (или) инструкции работы с викториной.
Сервис позволяет выводить результат прохождения викторины в абсолютных цифрах (правильных ответах) и в процентном соотношении, показывать правильный ответ сразу или показывать все ответы в конце, в режиме «верно – не верно» или развернутый, с комментариями. Позволяет давать словесную оценку (количество знаков ограничено, но вполне хватает).
В обычном формате прохождение обучающимися созданных автором викторин возможно только один раз. Доступ к викторине получают зарегистрированные обучающиеся по личному ID и паролю (для участия во Всеуральских чтениях и возможном применении в своей работе участниками этого форума я сняла это ограничение, до конца 2023 года викторины доступны для всех и неограниченное количество раз).
Результаты участия обучающихся (просмотр возможен только в режиме ограничения доступа к викторине) формируются в личном кабинете педагога, могут быть проанализированы по разным параметрам (например, общее количество участников, успешность по группам, классам и лично каждого, наиболее часто встречающееся ошибки и т.п), распечатаны в табличном виде.
Wordwall представляет собой многофункциональный инструмент для создания интерактивных игр. Сервис имеет русскоязычную версию. Интерактивные упражнения-игры воспроизводятся на любом устройстве, имеющем доступ в интернет: на компьютере, планшете, телефоне или интерактивной доске. Печатные версии можно распечатать или загрузить в виде файла PDF, использовать их в качестве самостоятельных учебных заданий. Анимированные шаблоны включают в себя знакомые дидактические игры, которые часто встречаются в работе педагога («Сопоставить», «Найди пару», «Мемори», «Викторина», «Погоня в лабиринте», «Кроссворд» и др.). В бесплатной версии доступны 18 шаблонов, однако с их помощью с одного устройства и с одного электронного адреса можно создать только пять игр-упражнений. Ограничений по срокам их использования нет. Имеется большая база готовых игр на разные темы. Создание игры – достаточно увлекательный процесс, интуитивно понятный, вполне по силам подросткам, занимает не очень много времени. Большим подспорьем в разработке является подключение к поисковой системе Bing, которая поможет быстро найти нужное изображение. Результаты педагог всегда может посмотреть в «Таблице лидеров», поскольку обучающиеся, заходя в игру, указывают имя (ник).
По истории УДТК автором разработаны игры: 1.«Основные даты истории Уральского Добровольческого танкового корпуса
4. Уральский Добровольческий танковый корпус: только цифры
Конечно, использование сервисов Веб 2.0 в учебно-воспитательном процессе требует от педагога постоянной работы над повышением уровня своей ИКТ-компетентности, творческого подхода к проектированию занятий.
Однако последующие результаты обучения того стоят: грамотное использование онлайн-сервисов способствует формированию интереса обучающихся к изучению истории УДТК, развитию у них креативных способностей, воспитанию активной жизненной позиции, патриотизма, повышению мотивацию к самообразованию, позволяет эффективно организовывать работу по сохранению у детей и молодежи исторической памяти об УДТК и ВОВ.
Список источников
Архивные материалы музея УДТК МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»
Возможности применения сервисов Web 2.0 при организации учебного процесса [Электронный ресурс]. Режим доступа URL:
Образовательные сервисы Web 2.0. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL:
Сервисы Web 2.0 в образовании и обучении. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL:
УДТК. Боевой путь от Орла до Праги. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL:
30-й Танковый корпус (СССР) [Электронный ресурс]. Режим доступа URL:
Уральский добровольческий танковый корпус [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: