12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Галина Ивановна9397
Обучаю юных моряков (лоция, устройство судна, судовые устройства и системы, история флота, морские узлы и т.д.). Педагог ДО высшей кв. категории, Почетный работник общего образования РФ, общий, педагогический стаж и стаж работы в одном учреждении 34 года.
Россия, Пермский край, Березники


Аннотация. В статье изложен опыт работы автора по использованию различных сервисов Web 2.0. для создания обучающих электронных ресурсов по военной истории России, приведены ссылки на некоторые созданные автором интерактивные материалы, разработанные с помощью сервисов с целью мотивации обучающихся к изучению истории УДТК.

Ключевые слова: ИКТ, электронные образовательные ресурсы (ЭОР), социальные сервисы, Web 2.0., Уральский Добровольческий танковый корпус (УДТК), викторина, дидактическая игра.

Модернизация российского образования предполагает внедрение  в учебный процесс различных электронных ресурсов. Проведение уроков и занятий с использованием  ИКТ это огромный пласт образования, который в настоящее время активно разрабатывается  и пропагандируется. Использование электронных ресурсных материалов позволяет совершенствовать и оптимизировать образовательный процесс, разнообразить применение методических приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся и повышения эффективности образовательного процесса.

Специально разработанные ЭОР по истории Уральского Добровольческого танкового корпуса дают уникальную возможность для рассмотрения предпосылок и истории создания, укомплектования, боевых действий корпуса в связи с общим положением на фронтах ВОВ на основе критического мышления и системного анализа. Применение подобных ЭОР помогает повысить эффективность обучения, развивать интеллектуальный кругозор, творческие и познавательные способности обучающихся, повышать мотивацию, формировать УУД, стимулировать активную познавательную деятельность, учитывать индивидуальные особенности обучающихся (обучаемость, темп усвоения, индивидуальные психологические особенности восприятия информации (аудиал-визуал-кинестетик) и др.

Термин Web 2.0. ввёл  Тим О’Рейлли в 2004 году.  В это понятие он включил некоторые сайты, которые предоставляют пользователям свои базовые функции на безвозмездной основе или хотя бы часть контента предоставляется бесплатно. Второе название Web 2.0. – социальные сервисы, т.к. каждый человек может пользоваться Интернет-ресурсами, создавать собственные материалы,  совместно использовать и редактировать в сети тексты, таблицы в электронном формате, презентации и др.  Сервисы Web 2.0. играют большую роль в развитии информационной образовательной среды, благодаря доступности, открытости, интерактивности, коллективному взаимодействию, что весьма значимо для реализации задач  образования и историко-патриотического воспитания в частности.

 Рассматривая сервисы Web 2.0. с точки зрения использования в образовательном процессе, можно отметить их достоинства для эффективного изучения истории Уральского Добровольческого танкового корпуса:

продуктивное использование ресурсов своих собственных и созданных другими пользователями и находящихся в общем доступе;

устная и письменная коммуникация;

повышение мотивации обучающихся к учебной, поисковой, исследовательской деятельности, к углубленному изучению истории ВОВ;

повышение качества используемых наглядных материалов;

возможность создания образовательных ресурсов разной степени сложности с учётом потребностей и возможностей обучающихся;

«уплотнение» изучаемого материала за счёт инфографики;

использование педагогом доступных для него сервисов, постепенно осуществляя  переход от простых к более сложным.

Подчёркивая актуальность использования ЭОР  в обучении,  хочу отметить, что использую созданные на этих сервисах ресурсы на разных этапах образовательного процесса:

при ознакомлении и изучении нового материала;

при закреплении и систематизации полученных знаний;

отработке навыков и в качестве «домашнего задания» на каникулы или время вынужденного пропуска занятий (по болезни, командировке и т.д.);

в качестве иллюстративного материала на практикумах и при подготовке к конкурсам по истории УДТК, патриотическим слётам;

для дистанционного обучения обучающихся, отсутствовавших на занятиях по уважительной причине;

для самостоятельного изучения учащимися некоторых тем в истории УДТК;

для подготовки юнармейцев-инструкторов и экскурсоводов по музею УДТК (задания на самостоятельное создание ресурса по какой-либо теме из истории УДТК, персоналий УДТК);

для собственного самообразования.

В своей работе использую сервисы Prezi (сервис для создания сетевых мультимедийных презентаций), Google Формы, Конструктор тестов (https://konstruktortestov.ru) и OnlineTestPad (https://onlinetestpad.com), Генератор ребусов Квестодел (http://kvestodel.ru/generator-rebusov) (универсальные online-конструкторы тестов, опросов, кроссвордов, квестов, ребусов), сервис шаблонов для создания дидактических игр Wordwall.net (https://wordwall.net/ru). Подробнее остановлюсь на трех из них.

Prezi сервис для создания сетевых мультимедийных презентаций. В какой-то момент педагогической деятельности мне стало недостаточно возможностей стандартной офисной программы PowerPoint. Мультимедийный формат сервиса Prezi представляет собой один большой виртуальный стол, на котором расположены демонстрируемые объекты: картинки, фото, диаграммы, тексты, небольшие аудио- и видеофрагменты, трехмерные модели из программ Tinkercad и 3D Slash, объекты с флэш-анимацией (гифы) и т.д. При демонстрации сервис позволяет приближать (укрупнять) и отдалять (уменьшать) объекты, переносить их, группировать на слайде, выстраивать в определенной последовательности для показа. Для моей работы преимуществами сервиса Prezi считаю следующие его возможности:

создание динамичного, анимированного сюжета;

масштабирование кадров с объектами;

сохранение презентации для автономного показа без использования Интернета;

совместная работа над презентацией;

размещение презентации в блоге, группе ВК и на других сервисах;

группировка и навигация между объектами, обеспечивающие установление причинно-следственных связей и определяющие порядок восприятия материала.

Викторины с помощью электронного ресурса «Конструктор тестов» https://konstruktortestov.ru создаю к разным памятным датам – «Об истории праздника День народного единства», «Время выбрало нас» (к дню вывода советских войск из Афганистана), «Дорогой жизни» (к дню окончательного освобождения Ленинграда от фашистской блокады), «С нами Бог и Андреевский флаг!» (к дню рождения Андреевского флага), и, в том числе, к 80-летию УДТК.

Сервис «Конструктор тестов» позволяет задавать любое количество вопросов в текстовом формате, в виде фотоматериала или инфографики, а также в смешанном виде. Ответы могут быть заданы так же в любом из указанных форматов. Возможно создание вступительной статьи и (или) инструкции работы с викториной.

Сервис позволяет выводить результат прохождения викторины в абсолютных цифрах (правильных ответах) и в процентном соотношении, показывать правильный ответ сразу или показывать все ответы в конце, в режиме «верно – не верно» или развернутый, с комментариями. Позволяет давать словесную оценку (количество знаков ограничено, но вполне хватает).

В обычном формате прохождение обучающимися созданных автором викторин возможно только один раз. Доступ к викторине получают зарегистрированные обучающиеся по личному ID и паролю (для участия во Всеуральских чтениях и возможном применении в своей работе участниками этого форума я сняла это ограничение, до конца 2023 года викторины доступны для всех и неограниченное количество раз).

Результаты участия обучающихся (просмотр возможен только в режиме ограничения доступа к викторине) формируются в личном кабинете педагога, могут быть проанализированы по разным параметрам (например, общее количество участников, успешность по группам, классам и лично каждого, наиболее часто встречающееся ошибки и т.п), распечатаны в табличном виде.

Wordwall представляет собой многофункциональный инструмент для создания интерактивных игр. Сервис имеет русскоязычную версию. Интерактивные упражнения-игры воспроизводятся на любом устройстве, имеющем доступ в интернет: на компьютере, планшете, телефоне или интерактивной доске. Печатные версии можно распечатать или загрузить в виде файла PDF, использовать их в качестве самостоятельных учебных заданий. Анимированные шаблоны включают в себя знакомые дидактические игры, которые часто встречаются в работе педагога («Сопоставить», «Найди пару», «Мемори», «Викторина», «Погоня в лабиринте», «Кроссворд» и др.). В бесплатной версии доступны 18 шаблонов, однако с их помощью с одного устройства и с одного электронного адреса можно создать только пять игр-упражнений. Ограничений по срокам их использования нет. Имеется большая база готовых игр на разные темы. Создание игры – достаточно увлекательный процесс, интуитивно понятный, вполне по силам подросткам, занимает не очень много времени. Большим подспорьем в разработке является подключение к поисковой системе Bing, которая поможет быстро найти нужное изображение. Результаты педагог всегда может посмотреть в «Таблице лидеров», поскольку обучающиеся, заходя в игру, указывают имя (ник).

По истории УДТК автором разработаны игры: 1.«Основные даты истории Уральского Добровольческого танкового корпуса https://wordwall.net/play/53478/727/735

t1680276894aa.pngt1680276894ab.png

t1680276894ac.pngt1680276894ad.png

2. Уральский Добровольческий танковый корпус: личности в истории.

https://wordwall.net/play/53483/149/255

t1680276894ae.pngt1680276894af.png

3. Боевой путь УДТК (основные сражения и операции)

https://wordwall.net/play/53485/174/344



t1680276894ag.pngt1680276894ah.png

4. Уральский Добровольческий танковый корпус: только цифры

https://wordwall.net/play/53535/646/831

t1680276894ai.pngt1680276894aj.png

Конечно, использование сервисов Веб 2.0 в учебно-воспитательном процессе требует от педагога постоянной работы над повышением уровня своей ИКТ-компетентности, творческого подхода к проектированию занятий.
Однако последующие результаты обучения того стоят: грамотное
использование онлайн-сервисов способствует формированию интереса обучающихся к изучению истории УДТК, развитию у них креативных способностей, воспитанию активной жизненной позиции, патриотизма, повышению мотивацию к самообразованию, позволяет эффективно организовывать работу по сохранению у детей и молодежи исторической памяти об УДТК и ВОВ.

Список источников

Архивные материалы музея УДТК МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»

Возможности применения сервисов Web 2.0 при организации учебного процесса [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://www.google.com/url?esrc=s&q=&rct=j&sa=U&url=https://fundamental-research.ru/ru/article/view%3Fid%3D39199&ved=2ahUKEwiD0ZCGuYb-AhUtpIsKHbHVA90QFnoECAUQAg&usg=AOvVaw2gf8OAsfCH2uatWaB89-u0 (Дата обращения 07.03.2023)

Образовательные сервисы Web 2.0. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://www.google.com/url?esrc=s&q=&rct=j&sa=U&url=http://lib.mygrodno.com/web-navigator/obrazovatel-ny-e-servisy-web-2-0/&ved=2ahUKEwiD0ZCGuYb-AhUtpIsKHbHVA90QFnoECAEQAg&usg=AOvVaw3RALrwTo02--aGa6wWQy3m (Дата обращения 07.03.2023)

Сервисы Web 2.0 в образовании и обучении. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://ru.wikibooks.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B8%D1%81%D1%8B_Web_2.0 (Дата обращения 07.03.2023)

УДТК. Боевой путь от Орла до Праги. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://www.google.com/url?esrc=s&q=&rct=j&sa=U&url=http://history-udtk.ru/history/warpath/&ved=2ahUKEwi_yp-uvIb-AhUY6CoKHaZLAugQFnoECAwQAg&usg=AOvVaw1Rxmy5NdH3wuiwyAGo6xJY (Дата обращения 04.03.2023)

30-й Танковый корпус (СССР) [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/30-%D0%B9_%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BF%D1%83%D1%81_(%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0) (Дата обращения 05.03.2023)

Уральский добровольческий танковый корпус [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://www.google.com/url?esrc=s&q=&rct=j&sa=U&url=https://avangard-permkrai.ru/military_patriotic_education/uralskiy_dobrovolcheskiy_tankovyy_korpus/&ved=2ahUKEwieudWYvYb-AhVqpIsKHTzRBfYQFnoECAAQAw&usg=AOvVaw05cUlcI4AkdXb1oRFWRMkH



Опубликовано


Комментарии (3)

Трефилова Раиса Поликарповна, 31.03.23 в 19:16 1Ответить Пожаловаться
Галина Ивановна, отличная у Вас получилась статья! Большое спасибо за память о земляках - добровольцах Уральского танкового конкурса! С интересом познакомилась с Вашими интерактивными ресурсами, дала ссылки детям.
Кузнецова Галина Ивановна, 31.03.23 в 21:22 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Раиса Поликарповна! Буду рада, если пригодится!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.