12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
гусева татьяна владимировна181
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
3

Выступление «Использование цифрового микроскопа на уроках и внеурочной деятельности»

ГБОУ СОШ пос. Новоспасский

муниципального района Приволжский

Самарской области

Гусева Татьяна Владимировна

учитель начальных классов

 

 

 

«Использования цифрового микроскопа на уроках и внеурочной деятельности».

 

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

         Именно в начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребёнка на учебную. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельность.  

С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Дети, благодаря

микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает. Цифровой микроскоп – это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное сильно привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру.

Каждое задание с использованием микроскопа дети встречают с восторгом, любопытством. Им, оказывается, очень интересно увидеть в увеличенном виде и клетки,  и жилки листа, и споры папоротника.

Цифровой микроскоп приспособлен для работы в школьных условиях. Он снабжен преобразователем визуальной информации в цифровую, обеспечивающим передачу в компьютер в реальном времени изображения микрообъекта и микропроцесса, а также их хранение, в том числе в форме цифровой видеозаписи. Микроскоп имеет простое строение.

При скромных, с современной точки зрения, системных требованиях он позволяет:

  • Увеличивать изучаемые объекты, помещённые на предметный столик

  • Использовать как прозрачные, так и непрозрачные объекты, как фиксированные, так и нефиксированные

  • Исследовать поверхности достаточно крупных объектов

  • Фотографировать, а также производить видеосъёмку происходящего

  • Производить простейшие изменения в полученных фотографиях, не выходя из программы микроскопа: наносить подписи и указатели.

  • Собирать из полученных результатов фото - и видеосъёмки демонстрационные подборки.

  • Распечатывать полученный графический файл в трёх разных режимах

  • Демонстрировать исследуемые объекты и все производимые с ними действия на мониторе персонального компьютера и/или на проекционном экране, если к компьютеру подключён мультимедиа проектор

    Важно и то, что очень многие из указанных объектов после исследования, организованного с помощью цифрового микроскопа, останутся живы: насекомых – взрослых или их личинок, пауков, моллюсков, червей можно наблюдать. А любое комнатное растение, поднесённое в горшке на расстояние около 2-х метров к компьютеру, легко становится объектом наблюдения и исследования, не теряя при этом ни одного листочка или цветочка. Это возможно благодаря тому, что верхняя часть микроскопа снимается, и при поднесении к объекту работает как веб-камера, давая 10-кратное увеличение. Единственное неудобство состоит в том, что фокусировка при этом осуществляется только за счёт наклона и приближения-удаления.

     Отрывки уроков окружающего мира с применением  цифрового микроскопа.

  1. Тема  урока: Тела, вещества, частицы.

    Лабораторная работа: Рассматривание и фотографирование клетки.

Цель: доказать, что все живое состоит из клеток

Объекты изучения: Кожица лука

Оборудование: цифровой микроскоп.

- Мы знаем, что все предметы, которые нас окружают, ученые называют телами.

- Предлагаю рассмотреть тело, небольшой кусочек репчатого лука.

 

Я отделила от разрезанной луковицы тонкую пленочку. На предметное стекло капнула воды, положила на нее пленочку, иглой расправила. Затем капнула на нее водный раствор йода. (Если использовать фиолетовую луковицу, то йод не нужен). Полученную красоту нарываю сверху покрывным стеклом и промокаю выступившую жидкость.

- Рассмотрим препарат сначала при маленьком, а потом при большом увеличении.

- Что вы видите? (клеточки, кирпичики)

- Эти кирпичики ученые назвали КЛЕТКОЙ.

- Что вы можете рассказать про клетку?

(она полужидкая – это цитоплазма;внутри еще круглое ядро – помогает расти и

размножаться;каждая клетка от соседних отделяется оболочкой

перегородкой – она защищает клетку и помогает сохранить нужную форму)

- Более подробно вы будете рассматривать строение клетки в старших классах.

- Какой можно сделать вывод: Лук состоит из клеток.

- Что такое лук? (тело, живой организм)

- Продолжите вывод: Все живое состоит из клеток: и человек, и растения, и лягушка, и микроб, и водоросли.

- Есть ли расстояние между клетками? (нет)

Тогда вывод: луковица состоит из твердого вещества.

- Только микроб – это одна клетка, а например лист  – миллионы клеток. В одном листе древесного растения их около 20 000 000.

Есть клетки – гиганты, вы их знаете, но не догадываетесь об этом.

Н-р, рыбная икринка, куриное яйцо.

- Для чего использовали микроскоп?

- Могли мы рассмотреть клетки без микроскопа?

- В чем нам помог микроскоп? (мы смогли узнать, что все живое состоит из клеток)

Делаем фото клетки, накладываем текст 

   Тема  урока: Строение вещества.

  1. Лабораторная работа: смешивание различных веществ, создание фильма с помощью микроскопа.

    Цель: узнать, что происходит с веществами при смешивании друг с другом?

    Объекты изучения: вода, акварельные краски, кусочек сахара, растворимый кофе.

Оборудование: цифровой микроскоп.

- Итак, мы с вами знаем, что нас окружают тела, тела состоят из веществ, а вещества состоят из частиц.

-Сейчас нам предстоит выяснить, что произойдет с веществами, если их смешать друг с другом?

- Приведите примеры любых веществ.

- Проведем исследование. Снимем фильм, чтобы показать на уроках учащимся класса.

- Смешаем два жидких вещества: воду и краску.

В воду аккуратно положить каплю чернил или краски.

Наблюдаем за окрашиванием воды .

- Почему окрасилась вода?

- Возможно ли окрашивание воды, если бы она была сплошной?

(Нет, вода окрасилась, потому что состоит из отдельных частиц, между которыми есть промежутки).

- Почему окрашивание происходило в разные стороны? ( частицы двигаются в разных направлениях)

- Сейчас проведем следующее исследование, которое поможет нам узнать:  могут ли частицы твердого вещества смешаться с частицами жидкого вещества?

- В воду положим кусочек сахара.

- Что происходит с сахаром? (Он тает и становится  невидимым)

- А что станет с водой?  (Она станет сладкой)

- Почему это происходит?  (частицы воды смешались с частицами сахара)

 - Теперь добавим гранулу кофе.

- Что мы видим?

- Почему гранулы кофе хватило, чтобы окрасить воду?

(В нем много частиц).

- Так почему же окрасилась вода? (гранула кофе распалась на мелкие частицы и ее частицы смешались с частицами воды)

- Что мы смогли увидеть, лучше рассмотреть с помощью микроскопа?

 Итог

Использование на уроке окружающего мира цифрового микроскопа совместно с компьютером позволяет получить увеличенное изображение изучаемого объекта  на экране монитора (при работе в группе или в классах с малым числом учащихся) или на большом экране (при работе с целым классом) с помощью выносного проекционного устройства, подключаемого к компьютеру. Цифровой микроскоп позволяет

  • изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно;

  • использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе учащихся;

  • применять разноуровневые задания для учеников одного класса;

  • создавать презентационные видеоматериалы по изучаемой теме;

  • использовать изображения объектов на бумажных носителях в качестве раздаточного или отчетного материала.

Использование цифрового микроскопа при проведении  исследований дает ощутимый дидактический эффект в плане мотивации, систематизации и углубления знаний учеников, то есть формирования так называемых обучающих возможностей, развития способностей учащихся к приобретению и усвоению знаний.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (1)

Диженина Наталья Алексеевна, 11.12.17 в 20:07 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за такое нужное выступление. Можно взять для себя и использовать как памятку при проведении таких уроков и лабораторных работ, очень понравилось.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.