12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Афанасьева Татьяна Михайловна25
1

«Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей школьного возраста»

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей школьного возраста»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по составлению  синквейнов  в работе с детьми, пропаганда и распространение инновационной педагогической технологии.

 Задачи:

- Познакомить педагогов с технологией  синквейн.

- Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать возможность  заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

- Познакомить педагогов с рекомендациями по проведении технологии.

Основные этапы мастер-класса:

1 Теоретическая часть.

2 Практическая часть.

3 Рефлексия. Итог.

Ожидаемый результат: Педагоги могут использовать технологию  синквейн в работе с детьми.

Теоретическая часть. Проблема формирования речи у детей школьного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для школьников. Традиционная методика обучения школьников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ учителя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное. Принятие ФГОС требует от учителя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль учителя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов, одним из которых является технология Синквейн. Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:

1 строчка - одно существительное;

2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;

3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;

4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;

5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл. Синквейн – один из эффективных методов развития речи школьников.

В чем же его эффективность и значимость? Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все. Во вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои  как творческие, речевые, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна  может  использоваться  как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна можно использовать для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.Способы  работы с  синквейнами.

Составление краткого рассказа по синквейну 

(с использованиием слов и фраз, входящих в состав последнего).

2. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки.

3. Коррекция и совершенствование готового синквейна.

(анализ неполного синквейна,  для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк, необходимо ее определить).

4. Можно использовать синквейн: на занятиях для закрепления изученной лексической темы;

5. При составлении синквейнов можно использовать соревнование«кто назовет больше нужных слов».

6.  Синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их). Часто у ребёнка возникают трудности с составлением рассказа по картинке, пересказом прочитанного, трудно выучить наизусть стихотворение, одной из причин является бедный словарный запас. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи школьников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа. Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры. Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:

открываются новые творческие интеллектуальные возможности

способствует обогащению и актуализации словаря

является диагностическим инструментом (коммуникативные качества)

носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)

используется для закрепления изученной темы

является игровым приемом

Использование технологии «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач:придает лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала;

- закрепляет знания о частях речи, о предложении;

- значительно активизирует словарный запас;

- совершенствует навык использования в речи синонимов;

- активизирует мыслительную деятельность;

- совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо;

- стимулирует развитие творческого потенциала.

Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец. Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом.Самое главное, что мне очень импонирует в данном методе, это то, что Синквейн –получается у всех!

Практическая часть. Приступим к составлению совместного синквейна, и вы легко запомните это правило. В левом нижнем углу напишите цифры от 1 до 5 столбиком (показываю). Чтобы не ошибиться, цифры можно написать в обратном порядке - снизу вверх: от 5 до 1.Темы синквейнов могут быть самые разнообразные, это могут быть профессии, одежда, транспорт, фрукты, овощи, животные, природа и явления природы и погоды и т. д.Возьмем тему«Новый год».

1. На 1-й строке, под цифрой 1 - напишите слово, обозначающее тему, т. е. название дерева - ёлка. 2. На 2-й строке - напишите два имени прилагательных, описывающих эту тему. Слова нужно подбирать наиболее красочные и интересные – зелёная, пушистая). 3. На 3-й строке – напишите три глагола, описывающих действия этого предмета в рамках темы – стоит, пахнет, веселит. 4. 4-я строка – запишите предложение, состоящее из 3-х и более слов, выражающее отношение к теме. Можно использовать любые части речи- Все любят этот праздник! 5. 5-я строка – нужно подобрать одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией темы – Каникулы.

3. Итог.-Скажите, пожалуйста, для закрепления, как называются стихи, которые мы сейчас с вами писали? (синквейны). Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии.Можно дать задание  на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные). Итак, дерзайте, уважаемые педагоги. Успехов в Вашем творчестве.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.