12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Копылова Ольга Егоровна76
Учитель физики высшей квалификационной категории.
Россия, Тамбовская обл., Староюрьево





Исследование потенциала фолдскопа для использования в образовательном процессе естественно-научного профиля



Автор: Копылова Ольга Егоровна, учитель физики

Филиал МБОУ Староюрьевской СОШ



Содержание

Введение………………………………………………………….…3-7

Теоретическая часть……………………………………………….7-11

Практическая часть……………………………………………….11-16

Результаты анкетирования учащихся……………………………24

Сценарий открытия выставки «Мир под микроскопом»………25-30

Заключение.....………………………………………………………30-32

Список использованной литературы………………………………32























Введение

Микроскопы нового образца – фолдскопы– появились относительно недавно. Как их использовать на практике? Какие объекты с их помощью изучать? В чем преимущества фолдскопов перед другими микроскопами? Эти вопросы остаются открытыми.

Фолдскопы – это новейшая разработка учёных Стенфордского университета, с помощью которой можно изучать окружающий мир не только в классе и дома, но и в природных условиях.

Это дешевый и простой микроскоп, состоящий из картонной развертки и линз, который может собрать даже ребенок. Он весит меньше 10 граммов и дает увеличение в несколько сот раз. Фолдскоп можно пристроить к смартфону и снимать видео о микромире. То есть гаджет наконец-то служит добру, став инструментом, помогающим исследовать окружающий мир.

В 2018-2019 учебном году группа учащихся МБОУ Староюрьевской СОШ под моим руководством приняла участие во всероссийском конкурсе «Сделай мир ближе», который был организован Благотворительным Фондом Сбербанка «Вклад в будущее», компанией ГлобалЛаб и издательством «Наука-Пресс». В рамках данного проекта на школу бесплатно были получены 40 фолдскопов. По условиям конкурса учащиеся под руководством педагога должны были собрать и протестировать прибор на предмет применения его в образовательной деятельности. Дети с большим энтузиазмом приступили к освоению нового прибора. Сколько было предложений и идей применения данного устройства в различных учебных дисциплинах. Были разработаны методики применения фолдскопа на уроках биологии, физики и химии.

Этот инструмент решает разные задачи в начальной школе и средней. В начальной школе фолдскоп работает на развитие навыка наблюдать. Вообще, навык наблюдать - это ключевое умение для человека, который хочет прожить успешную и здоровую жизнь. Наблюдение порождает вопросы, а именно с вопросов начинается наука. Так что будущий ученый и исследователь должен уметь видеть и подмечать. У школьников постарше фолдскоп развивает навык исследования, когда ты не только наблюдаешь за объектом или системой, но воздействуешь на нее тем или иным образом и фиксируешь результат. Исследование не просто наблюдение. Исследователь задается вопросом, формулирует гипотезу, которая отвечает на вопрос, а затем подтверждает или опровергает ее в эксперименте.

Тот, кто работает с микроскопом, в какой-то мере начинает ощущать себя человеком особого круга «посвященных» в деятельность, близкую к науке. Можно сказать, что для ученика школы это — первый опыт работы, максимально приближенной к научным исследованиям, возможность ощутить себя «настоящим» ученым, исследователем, открывающим тайны невидимого мира. Важно, что программа «микроскоп для каждого ребенка» может стимулировать глубокий интерес к науке в раннем возрасте.

В рамках самостоятельной исследовательской деятельности дети изучали эффекты кристаллизации (поливиниловый спирт, дихромат калия), вещества (воду, кровь, сахар, соль, соду, пенициллин), предметы живой/неживой природы (плесень, чешуя карпа, бабочки, мухи, инфузории, жуки, пчелы, листья растений, шелуха чеснока, лука и т.п.), вычисляли увеличение фолдскопа при помощи дифракционной решетки. Удалось вырастить за несколько секунд кристаллы и снять процесс роста на видео. Наш опыт заинтересовал даже преподавателей МГУ. Дети придумали направить смартфон с фолдскопом на проектор, теплый воздух проектора ускорил рост кристаллов.

В рамках данного проекта учащиеся школы оценили возможности фолдскопа для исследования тонких деталей окружающего мира и использования его в образовательном процессе естественно-научного профиля.

По счастливой случайности, благодаря социальной сети Фейсбук, нашими исследованиями заинтересовались в многопрофильном химическом предприятии «КРАТА» Краски Тамбова, ПАО Пигмент. Нас пригласили к сотрудничеству в рамках проекта по развитию исследовательской деятельности учащихся и профориентации. Исследованию была подвергнута и продукция ПАО "Пигмент". 20 сентября в Информационно-выставочном центре ПАО «Пигмент» открылась выставка «Мир под микроскопом» в рамках IX Всероссийского фестиваля науки NAUKA 0+. На выставке представлены научные микрофотографии, сделанные учащимися Староюрьевской школы с помощью фолдскопа.

Фолдскоп позволяет исследовать невидимый мир микроскопических объектов и форм жизни. Фолдскоп поставляется с комплектом линз 140-кратного увеличения боросиликатного объектива с почти двухмикронным разрешением. Использование фолдскопа совместно со смартфоном дает возможность получить увеличенное изображение изучаемого объекта (микропрепарата), рассмотреть его на экране монитора (при работе в группе или в классах с малым числом учащихся) или на большом экране (при работе с целым классом) с помощью проекционного устройства, подключаемого к компьютеру.

Фолдскоп позволяет:

проводить исследования на уроке, дома, в путешествии;

применять его в образовательном процессе при изучении предметов естественно-научного профиля;

изучать исследуемый объект как одному ученику, так и группе учащихся одновременно;

использовать изображения объектов в качестве демонстрационных фото и видео;

создавать презентационные видеоматериалы по теме исследования;

использовать изображения объектов на бумажных носителях в качестве раздаточного или отчетного материала.

Использование фолдскопа при проведении школьных исследований дает ощутимый эффект в плане мотивации и углубления знаний учеников.

Объект исследования – фолдскоп.

Предмет исследования - живые и неживые объекты для изучения с помощью фолдскопа.

Цель исследования - оценить потенциал нового исследовательского инструмента, его полезность и уместность в образовательном процессе.

Задачи:

- подобрать и изучить литературу по данной теме;

- изучить устройство и принцип действия фолдскопа;

- научиться собирать фолдскоп и снять видео по сборке фолдскопа для средних и младших школьников;

- выполнить микроскопические исследования с помощью фолдскопа различных живых и неживых объектов;

- выявить возможности применения фолдскопа на уроках естественно-научного профиля;

- разработать методики для применения фолдскопа на уроках естественно-научного профиля;

- провести эксперимент по созданным методикам применения фолдскопа на уроке, на практическом занятии на природе, в экспедиции, дома и т.п.

- провести опрос учащихся, участвующих в тестировании фолдскопа;

- подготовить отчет по результатам апробации прибора;

- подготовить материал для трансляции опыта использования инструмента в образовательном процессе.

Методика проведения исследования.

Изучение теоретических основ устройства прибора.

Разработка, анализ и сравнение различных методик использования фолдскопа.

Использование смартфона для создания фото и видео материалов разных объектов микромира.

Теоретическая часть

Для невооруженного глаза наименьший угол зрения приблизительно равен 1'. Этот угол определяется мозаичным строением сетчатки, а также волновыми свойствами света.

Существует ряд приборов, предназначенных для увеличения угла зрения – лупа, микроскоп, зрительная труба.

При визуальных наблюдениях глаз является неотъемлемой частью оптической системы, поэтому ход лучей в приборах, вооружающих глаз, зависит от аккомодации глаза. При анализе работы оптических приборов для визуальных наблюдений удобнее всего полагать, что глаз наблюдателя аккомодирован на бесконечность. Это означает, что лучи от каждой точки предмета, пройдя через прибор, попадают в глаз в виде параллельного пучка.

Научные и лабораторные исследования, образовательный процесс, выполнение производственных и ремонтных работ в некоторых сферах народного хозяйства совершенно невозможны без микроскопа.

Микроскоп — удивительный прибор, волшебное окно, через которое можно заглянуть в загадочный микромир. Это подобно своего рода путешествию в параллельный мир, который находится здесь, неподалеку, но скрыт от большинства людей. На рынке представлен огромный выбор моделей для дома и обучения, ремонта сотовых телефонов и проведения других предметных или биологических наблюдений. Есть среди них современные цифровые устройства, традиционные бинокулярные, а также гибридные модели, позволяющие реализовать поставленные задачи.

Микроскопы незаменимые помощники для широкого круга исследователей, но они достаточно дорогостоящие приборы и доступны не всем. Но появился новый, доступный для широких слоев населения нашей страны, вариант микроскопа — бумажный (фолдскоп)!

В 2014 году в мире появился бумажный микроскоп Фолдскоп (Foldscope). Его разработала команда молодых исследователей под руководством профессора Ману Пракаша в Школе медицины при Стэнфордском университете. В то время Джим был аспирантом, а Ману заведовал лабораторией. Идея сделать такой микроскоп пришла во время их многочисленных рабочих поездок по всему миру, где им постоянно приходилось сталкиваться с громоздкими и сломанными микроскопами или вовсе их отсутствием.

Фолдскоп - это дешевый и простенький инструмент, который пользователь сам собирает из картонной развертки и линз. Он весит меньше 10 граммов и дает увеличение от 140 до 2 000 раз, то есть позволяет рассмотреть объекты размером 700 нм и более. Например, бактерию Escherichia coli. К фолдскопу можно подключить смартфон и снимать объекты исследования на фото и видео.

Собирается Фолдоскоп так: берём лист бумаги с шаблоном Фолдскопа, вынимаем детали, складываем и соединяем их, прикрепляем линзу, светодиод с батарейкой и карманный микроскоп готов. После этого можно следить за жизнью бактерий в речной воде или рассматривать строение растений. Достаточно лишь положить исследуемый объект под линзу.

Благодаря идее создания средства дешёвого прибора, авторы проекта распределили 50000 фолдскопов по 135 странам и попросили получателей отображать результаты в онлайн-сообществе. Такое широкое распределение Фолдскопов показало удивительное разнообразие применений этого инструмента. Например, Фолдскопы были использованы для идентификации микроскопических яиц сельскохозяйственных вредителей в Индии, для каталогизирования биоразнообразия почвенных членистоногих в бассейне Амазонки, обнаружения поддельных валюты и лекарств, слежение за токсичными водорослями, обнаружение бактерий в пробах воды, составление карты разнообразия пыльцы в городе.



Очередная цель компании – распространить миллион бумажных микроскопов. В рамках этой задачи компания сотрудничает с образовательными организациями по всему миру. Как заявляют разработчики, они считают, что каждый ребёнок в мире, должен носить микроскоп в своём кармане, так же как карандаш.

Благодаря обратной связи Фолдскоп постоянно развивается. Например, сейчас к нему можно прикреплять смартфон с помощью магнитной клипсы, чтобы наблюдать за бактериями прямо на экране, а обычную бумагу заменили на синтетическую, благодаря чему микроскоп не боится воды.

В России фолдскопы появились благодаря Благотворительному фонду Сбербанка «Вклад в будущее», издательству «НаукаПресс» и компании «ГлобалЛаб», они бесплатно разосланы в 799 школ страны, учителя которых подали заявку для участия в конкурсе. Таким образом, российские школьники получили возможность апробации и тестирования этих нехитрых приборов и возможности их применения в учебном процессе.

Фолдскоп позволяет учащимся в любой момент и в любом месте исследовать ранее невидимый мир микроскопических объектов и форм жизни. Это может быть что угодно: живые амёбы, бактерии, водоросли, пыльца растений и многое другое.

Фолдскоп можно использовать в трёх различных режимах: смотреть глазом, смотреть через смартфон и снимать видео, проецировать на белую поверхность.

Тот, кто работает с микроскопом, в какой-то мере начинает ощущать себя человеком особого круга «посвященных» в деятельность, близкую к науке. Можно сказать, что для ученика школы это — первый опыт работы, максимально приближенной к научным исследованиям, возможность ощутить себя «настоящим» ученым, исследователем, открывающим тайны невидимого мира. Важно, что программа «микроскоп для каждого ребенка» может стимулировать глубокий интерес к науке в раннем возрасте.


Практическая часть

Опыт №1 (пример применения фолдскопа на уроке биологии)

Изучение строения плесневых грибов

Цель: познакомиться с особенностями строения плесневых грибов мукора и пеницилла.

Оборудование: слайды держатели с окнами и перфорацией, микропрепараты, фолдскоп, телефон.

Ход работы.

Приготовьте препараты плесневых грибов.

Рассмотрите микропрепарат «Мукор» с помощью фолдскопа. Что представляет собой мицелий плесневого гриба? Найдите на концах гиф плесени черные головки со спорами.  Это спорангии.   Рассмотрите  их. Найдите   на    микропрепарате   лопнувшие спорангии, из которых высыпаются споры. Рассмотрите споры. Сделайте фото.

Ответьте   на  вопросы: какой  цвет имеет мицелий мукора? Почему этот гриб поселяется    на   продуктах    питания?   Как происходит размножение мукора? Зарисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.

Рассмотрите микропрепарат «Пеницилл» с помощью фолдскопа. Что представляет собой мицелий плесневого гриба?

Найдите на концах гиф плесени  кисточки со спорами.  Это спорангии.   Рассмотрите  их. Найдите   на    микропрепарате   лопнувшие спорангии, из которых высыпаются споры. Рассмотрите споры.

Ответьте   на  вопросы: какой  цвет имеет мицелий пеницилла? Почему этот гриб поселяется    на   продуктах    питания?   Как происходит размножение пеницилла?

Зарисуйте строение гриба пеницилла и подпишите названия его основных частей.

Результаты опыта:

Плесневые грибы

Мукор

t1577897384aa.jpgt1577897384ab.jpgt1577897384ac.jpgt1577897384ad.jpg

Пеницилл

t1577897384ae.jpgt1577897384af.jpgt1577897384ag.jpg

Опыт №2(пример применения фолдскопа на уроке физики)

Определение увеличения фолдскопа с помощью дифракционной решетки

Цель: определить увеличение фолдскопа с помощью дифракционной решетки.

Оборудование: фолдскоп, дифракционные решетки, телефон.

Ход работы.

Вставьте дифракционную решетку в фолдскоп и сфотографируйте полученное изображение. Проделайте опыт с дифракционными решетками на 1мм - 50 штрихов, на 1мм- 75 штрихов, на 1мм – 100 штрихов.

t1577897384ah.jpgt1577897384ai.jpg

Для определения увеличения фолдскопа используйте пропорцию:

Например, на 1 мм дифракционной решетки приходится 50 просветов.

t1577897384aj.jpg

Дифракционная решетка 1:50

На увеличенном изображении на 135 мм приходится 43 просвета. Составим пропорцию.

N * 1 мм/50 =135мм/43, где N – это увеличение фолдскопа;

N = 50*135/43≈157 , т.е. т.е. увеличение изображения в 157 раз.

Выполните опыт для двух других дифракционных решеток.

t1577897384ak.jpg

Дифракционная решетка 1:75

t1577897384al.jpg

Дифракционная решетка 1:100



4.Повторите опыт несколько раз. Определите среднюю величину увеличения фолдскопа и посчитайте погрешность измерений. Сделайте вывод.

Вопросы

1. Что такое фолдскоп?

2. Как располагается предмет при рассматривании его через фолдскоп?

3. Какая линза взята в фолдскопе в качестве объектива?

4. По какой формуле подсчитывается увеличение фолдскопа?



Опыт №3 (пример применения фолдскопа на уроке физики)

Природное средство борьбы с флаттером


Цель: познакомиться с особенностями строения крыльев насекомых (на примере пчелы, комнатной мухи и дрозофилы), пронаблюдать темное хитиновое утолщение, которое регулирует колебание крыла насекомого и избавляет его от вредных колебаний типа флаттера.

Оборудование: слайды держатели с окнами, микропрепараты, фолдскоп, смартфон.

Дополнительная информация.

В аэродинамике известно явление, называемое флаттером, которое представляет собой вредные колебания крыла в полете. Ученые долго не могли найти средства гашения этих колебаний. Один из найденных способов устранения флаттера оказался очень простым. У передней кромки каждого крыла делалось утяжеление – оно гасило вредные колебания.

Природа в течение веков также выработала средство борьбы с флаттером. На каждом крыле насекомого в вершинной его части у переднего края имеется темное хитиновое утолщение. Удаление его не лишает возможности насекомого летать, но нарушает правильность колебания крыла.

Разве эта история не достойна аплодисментов природе?

«Учись у природы, набирайся у нее ума, чтоб уметь все делать лучше, чем сама природа!»

Ход работы.

Приготовьте препараты крыльев пчелы, комнатной мухи и дрозофилы.

t1577897384am.jpg

Рассмотрите микропрепараты с помощью фолдскопа. Пронаблюдайте жил­кование (расположение трахеи), расположение хитинового утолщения. Сделайте фото каждого препарата.

Сравните размер и форму темного хитинового утолщения у разных препаратов. Проанализируйте результаты наблюдения с массой насекомого, средой обитания, скоростью полета, частотой взмаха крыльями.

Сделайте вывод.

Задание: «Подготовьте сообщение об истории борьбы с флаттером в самолетостроении».

Результаты опыта






Крыло пчелы

t1577897384an.jpgt1577897384ao.jpgt1577897384ap.jpg

Крыло комнатной мухи

t1577897384aq.jpgt1577897384ar.jpgt1577897384as.jpg

Крыло дрозофилы

t1577897384at.jpgt1577897384au.jpg

Опыт №4 (пример применения фолдскопа на уроках химии и физики)

Возгонка бензойной кислоты

Цель: наблюдение испарения твердой бензойной кислоты, минуя жидкое состояние.

Оборудование: слайды держатели с окнами и перфорацией, бензойная кислота (15 г), большой стеклянный купол, небольшая елочка, фарфоровая чаша, горелка для сухого горючего, сухое горючее, фолдскоп, телефон.

Ход работы.

Бензойная кислота при нагреве легко переходит из твердого состояния в газообразное, минуя жидкое, этот процесс называется возгонкой или сублимацией. Получившиеся кристаллы рассмотрели и сфотографировали при помощи фолдскопа.


t1577897384av.jpgt1577897384aw.jpg

Фото опыта

t1577897384ax.jpg








Опыт №5 (пример применения фолдскопа на уроке физики)

Наблюдение роста кристаллов с помощью фолдскопа.

Цель работы: пронаблюдать рост кристаллов с помощью фолдскопа.

Оборудование: фолдскоп; два предметных и два покровных стекла; держатели для проб и наклейки; растворы медного купороса, гипосульфита, поливиниловый спирт, карбамид; кисточка; пипетка.

Ход работы.

Проведите наблюдение за процессом роста кристаллов в пересыщенных растворах.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Подготовьте слайды или предметные стекла для работы.

Капните пипеткой на стекло 1-2 капли насыщенного раствора и поместите их для просмотра в фолдскоп.

Для просмотра поднесите объектив к глазу и удерживайте фолдскоп напротив источника света, чтобы в поле зрения попал край капли, там обычно начинается образование первых кристаллов. Испарение воды делает раствор пересыщенным, и из него растут кристаллы.

Выполните проецирование с помощью телефона, сделайте фото результата эксперимента.

Добейтесь получения чёткого изображения края капли. Пронаблюдайте процесс роста кристаллов с разными растворами. Зарисуйте и сфотографируйте наблюдаемые кристаллы. Попробуйте снять процесс роста кристаллов на видео.

Результаты работы.

t1577897384ay.jpgt1577897384az.jpgt1577897384ba.jpgt1577897384bb.jpgt1577897384bc.jpgt1577897384bd.jpg



Опыт №6 (пример применения фолдскопа на уроке физики)

Роль диффузии в питании растений

Цель: наблюдение явления диффузии в цветке розы.

Оборудование: слайды держатели с окнами и перфорацией, микропрепараты, роза, чернила, фолдскоп, телефон.

В результате эксперимента пронаблюдали роль диффузии в питании растений, лепестки розы окрасились в цвет чернил, сделали фото срезов лепестков.



t1577897384be.jpgt1577897384bf.jpgt1577897384bg.jpg


t1577897384bh.pngt1577897384bi.jpg


Опыт №7 Исследование зоомикромира аквариума.
Цель: обнаружение и наблюдение микроорганизмов; обнаружить и пронаблюдать за движением и поведением данных представителей.

Оборудование: слайды держатели с окнами и перфорацией, микропрепараты, пробирка, пипетка, стакан с водой из аквариума, фолдскоп, телефон.

Ход работы.

Отчетливо видно количество и очертания живых инфузорий. При рассмотрении вычислили с какой скоростью они передвигались(2,5 мм/с). Данный опыт удалось снять на видео с помощью смартфона.

t1577897384bj.jpgt1577897384bk.jpg

t1577897384bl.png

Опыт №8 Поиск тихоходок

Цель: найти тихоходок и пронаблюдать за ними.

Оборудование: мох, вода, чашка Петри, пинцет, файл, ножницы, фолдскоп, телефон.

Дополнительная информация.

Тихохо́дки  — тип микроскопических беспозвоночных.

t1577897384bm.png

Впервые представитель этих животных был описан в 1773 году немецким пастором И. А. Гёце. В 1777 году итальянский учёный Ладзаро Спалланцани дал им название  — «тихоходки»), маленький водяной медведь.

Невзирая на их размеры, за этими существами крайне интересно наблюдать! Тихоходки, или водяные медведи, являются одними из самых удивительных животных на Земле, и живут они среди мха и папоротников. Тихоходки способны пережить:

Низкие температуры вплоть до -200°C и высокие температуры не выше 151°С

Застывание в глыбе льда

Недостаток кислорода в течение нескольких дней, возможно, даже месяцев

Недостаток воды в течение десятилетий

Уровень рентгеновского излучения в 1000 раз превышающий смертельную дозу для человека

Большинство вредных химических веществ

Кипящий спирт

Низкое давление в вакууме (как в открытом космосе)

Экстремальное давление, в шесть раз больше, чем в самой глубокой части океана

Ход работы.

Пинцетом возьмите образец мха или лишайника. Поместите образец в бумажный пакет или конверт, чтобы он немного подсох. Пластиковый пакет не даст воде выйти и тем самым приведет к росту плесени, которая загородит животных от вашего взгляда.

Поместите образцы в чашку Петри. Достаточно, чтобы в каждой чашке Петри находилась лишь крошечная щепотка материала. Если у вас нет чашки Петри, возьмите небольшой прозрачный пластиковый контейнер. Блистерные упаковки для хранения таблеток подойдут как нельзя лучше.

Полностью замочите мох или лишайник. Заполните чашку Петри водой, желательно дистиллированной или дождевой, высотой примерно на один сантиметр. Оставьте растение замачиваться где-то от 8 до 24 часов, чтобы разбудить водяных медведей.

Выжмите воду из мха в другую чашку Петри. Выжимание или встряхивание места жительства перенесет этих микроскопических существ в воду.

Подготовьте слайды держатели с окнами и перфорацией.

Поместите слайд в фолдскоп.

Результаты опыта:

t1577897384bn.jpgt1577897384bo.jpg



t1577897384bp.png

















Результаты анкетирования учащихся, участвующих в тестировании фолдскопа

Вопросы анкеты:

Испытывали ли вы трудности при сборке?

Попадались ли при сборке бракованные приборы?

Согласны ли вы с тем, что фолдскоп можно использовать в процессе обучения?

Испытывали ли вы сложности при работе с прибором?

Удивили ли вас результаты экспериментов?

Удалось ли вам использовать фолдскоп совместно со смартфоном?

Согласны ли вы с тем, что каждый школьник должен иметь фолдскоп?

Действительно ли фолдскоп помогает сделать мир ближе?





t1577897384bq.png








Сценарный план

открытия фотовыставки «Мир под микроскопом» в

Информационно-выставочном центра ПАО «Пигмент»

Место действия: Тамбов, Монтажников, 1, фойе информационно-выставочного центра


Дата:

20 сентября 2019г.

Время:

с 11.00 до 13.30

10.45-10.55

Сбор гостей (подход к прессе, видеосъемка, запись интервью)

Нt1577897384br.gift1577897384br.gift1577897384br.gif еобходимое оборудование:


Выставка научных фотографий размещена в фойе.

В центре фойе под «молекулой» установлена трибуна с микрофонами, играет легкая фоновая музыка.

Внутри ИВЦ установлен роллап ИВЦ для фотосессий гостей (баннер фестиваля науки 2Х3).

Сертификаты готовы к вручению.

Численность:

Собираются гости

Директор по производству ПАО «Пигмент» Р.Ю.Павлинов Представитель управления образования и науки области М.А. Стегачева

Директор технологического института ТГТУ, к.т.н, доцент Полушкин Дмитрий Леонидович

Директор Института математики, естествознания и информационных технологий ТГУ им. Г,Р..Державина, доцент, кандидат с\х наук Скрипникова Елена Владимировна 

Начальник ЦЛ Мартьянов Константин Игоревич

Начальник ОпРП Васнева Елена Александровна

Участники проекта – учащиеся школы Староюрьевского района (20 чел.) + учителя

СМИ

Фотографии Игошин А., Гл.редактор газеты «Химик Гутник И.А., PR-менеджер Тариелашвили М.Л.

Общее количество: около 50 человек

Гости располагаются в фойе ИВЦ

Ведущий мероприятия

И.П.Чемерчева (по тексту И.П)

11.00 -11.20

Звучат фанфары.

И.П.: Добрый день, дорогие гости! Мы рады Вас видеть на территории публичного акционерного общества «Пигмент»! Приветствуем всех, кто пришел разделить радость торжественного открытия первого экспозиционного проекта информационно-выставочного центра «Мир под микроскопом».

Этой выставкой мы начинаем цикл научно-популярных мероприятий в рамках IX Всероссийского фестиваля науки NAUKA0+ в Тамбовской области.

Наши сегодняшние гости - учащиеся средней общеобразовательной школы Староюрьевского района. В процессе научно-исследовательской работы с помощью фолдскопов они получили много научных фото и видео материалов. И сегодня результат этой работы перед нами.

Позвольте мне представить слова для приветствия директору по производству ПАО Пигмент Роману Юрьевичу Павлинову (приветствует)



Позвольте мне представить слово для приветствия нашим гостям:

Начальнику отдела_______________ управления образования и науки области__________________ (приветствует).

Сегодня с нами те, кто всегда поддержит научные исследования ребят, – коллеги из университетов, крайне заинтересованные в том, чтобы Вы продолжали заниматься научно-исследовательской работой. Я хочу пригласить сюда директора технологического института ТГТУ, к.т.н, доцента Полушкина Дмитрия Леонидовича и директора Института математики, естествознания и информационных технологий ТГУ им.Г.Р.Державина, доцента, кандидата с\х наук Скрипникову Елену Владимировну. 

Ну и конечно, Вы понимаете, что этот проект не состоялся бы без прекрасного и увлеченного человека – учителя физики и математики Копыловой Ольги Егоровны. (О.Е. рассказывает о сути проекта, о том, как к ним попали фолдскопы и как с ними работали ребята в течение прошлого учебного года).

И.П. В этот день мы хотели бы поздравить всех участников проекта и вручить именные сертификаты. (Вручение сертификатов, 22 шт.)

Ну что, ж дорогие друзья, позвольте считать выставку открытой. В течение месяца с ней смогут познакомиться все гости Информационно-выставочного центра предприятия. Приглашаю Вас к осмотру экспозиции, после которой для всех желающих состоится экскурсия в интерактивный выставочный зал «Пигмент» 

11.20-11.35

Осмотр экспозиции, сбор группы для экскурсии

11.35 – 13.25

Экскурсия. Проводит И.П.Чемерчева, Фотосессия

13.25 – 13.30

Отъезд гостей



t1577897384bs.jpg

t1577897384bt.jpg

t1577897384bu.png

t1577897384bv.png

t1577897384bw.jpg

t1577897384bx.jpg

t1577897384by.jpg

t1577897384bz.jpg





Заключение

Фолдскоп позволяет исследовать невидимый мир микроскопических объектов и форм жизни. Фолдскоп поставляется с комплектом линз 140-кратного увеличения боросиликатного объектива с почти двухмикронным разрешением. Использование фолдскопа совместно со смартфоном дает возможность получить увеличенное изображение изучаемого объекта (микропрепарата), рассмотреть его на экране монитора (при работе в группе или в классах с малым числом учащихся) или на большом экране (при работе с целым классом) с помощью проекционного устройства, подключаемого к компьютеру.

Фолдскоп позволяет:

проводить исследования на уроке, дома, в путешествии;

применять его в образовательном процессе при изучении предметов естественно-научного профиля;

изучать исследуемый объект как одному ученику, так и группе учащихся одновременно;

использовать изображения объектов в качестве демонстрационных фото и видео;

создавать презентационные видеоматериалы по теме исследования;

использовать изображения объектов на бумажных носителях в качестве раздаточного или отчетного материала.

Использование фолдскопа при проведении школьных исследований дает ощутимый эффект в плане мотивации и углубления знаний учеников. У нас в распоряжении 40 приборов. После сборки и первого использования трудно описать радость познания, у учащихся возникали идея одна за другой, хотелось рассмотреть все вокруг. Старшеклассники оказывали помощь в сборке фолдскопов учащимся 4-8 классов и радовались их увлеченностью новым прибором.

Можно сказать, что для ученика школы это — первый опыт работы, максимально приближенной к научным исследованиям, возможность ощутить себя «настоящим» ученым, исследователем, открывающим тайны невидимого мира. Важно, что программа «микроскоп для каждого ребенка» может стимулировать глубокий интерес к науке в раннем возрасте.

Итоги работы показывают, что фолдскоп очень нужен в учебном процессе и может активизировать исследовательскую деятельность учащихся на уроке, дома, в любой момент и любом месте, ведь его можно просто носить в кармане.

Считаю, что у этого прибора большие перспективы использования в российском образовании.


Список использованной литературы

Интернет ресурсы

Инструкция по подготовке препарата для фолдскопа / URL: https://globallab.org/ru/project/media/rassmatrivaem_rastitelnye_kletki.ru.html#close

Как найти и ухаживать за тихоходкой (водяным медведем) https://ru.wikihow.com/%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B8-%D0%B8-%D1%83%D1%85%D0%B0%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B7%D0%B0-%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D0%B9-(%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8F%D0%BD%D1%8B%D0%BC-%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BC)

Foldscope – самый настоящий бумажный микроскоп http://www.proghouse.ru/article-box/100-foldscope

Что такое фолдскоп? https://foldscope.vbudushee.ru/about







32


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Медведева Татьяна Александровна, 01.01.20 в 22:37 0Ответить Пожаловаться
Ольга Егоровна, очень интересная работа и её результаты. Спасибо большое за Ваш материал.
Копылова Ольга Егоровна, 06.02.20 в 09:59 1Ответить Пожаловаться
Спасибо большое. В 2018-2019 учебном году группа учащихся МБОУ Староюрьевской СОШ под моим руководством приняла участие во всероссийском конкурсе «Сделай мир ближе!», который был организован Благотворительным Фондом Сбербанка «Вклад в будущее», компанией ГлобалЛаб и издательством «Наука-Пресс». В рамках данного проекта на школу бесплатно были получены 40 фолдскопов. В рамках данного проекта учащиеся школы оценили возможности фолдскопа для исследования тонких деталей окружающего мира и использования его в образовательном процессе естественно-научного профиля. Разработаны методики применения фолдскопа на уроках естественно-научного профиля. Лидеры проекта: Сутормина Ксения, Сибикин Максим, Сутормина Юлия, Курманова Ульяна.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.