ВСЕРОССИЙСКИЕ КОНКУРСЫ
Бесплатные конкурсы для учителей. Сертификаты и призы участникам!
Материал опубликовала
Абдуллина Виктория Борисовна39
Саратовская обл., Саратов
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 57»

Ленинского района города Саратова

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЗАОЧНАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ «ОС@ - 2013»

Секция: экология человека.

Исследовательская работа

ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖЕН НОС?

Тузовой Арины, обучающейся

МОУ «Средняя

общеобразовательная школа № 57»

Руководитель Абдуллина В.Б.,

учитель начальных

классов I категории

Саратов, 2013


 

Содержание.

Введение стр. 3

Основная часть стр. 3-5

Заключение стр. 5

Список литературы стр. 6

 

Для чего нам нужен нос?

Цель исследовательской работы. Расширить представления о своём организме – о функциях носа, особенностях его строения, значении в жизни человека.

1. Введение.

Некоторые считают, что нос – это только украшение на лице. Другие думают, что природа дала нам нос, чтобы задирать его кверху. Есть даже выражения: «Ишь ты, нос задрал!» или «Ну что ты нос повесил?» Это шутка. На самом деле даже самый маленький нос – весьма важная часть тела. Ещё во втором классе на уроке окружающего мира мы изучали тему «Органы чувств». Я узнала, что нос – это орган обоняния. Нос помогает чувствовать и различать запахи. Но мне захотелось узнать о таком органе, как нос, больше. Поэтому я выбрала тему для работы «Для чего нам нужен нос?»

2. Основная часть.

Самой выдающейся частью на лице каждого человека и в прямом, и в переносном смысле является нос. Нос всегда считался едва ли не самым загадочным из всех органов чувств. Разберёмся с этим органом. Итак, нос нам нужен, по моему мнению, для того, чтобы чувствовать окружающие запахи. А как же нос воспринимает запахи? Из детской энциклопедии для любознательных «Отчего и почему?» я узнала: воздух, который мы вдыхаем, раздражает наши нервные окончания. Если он имеет какой-нибудь запах, мы его немедленно почувствуем. С помощью обоняния человек как бы контролирует качество воздуха. В случае появления в воздухе приятного запаха, мы стараемся дышать глубже (воздух после дождя, на прогулке в лесу и т. п.). А при ощущении неприятного запаха, наоборот, стараемся дышать как можно реже. Нос способен мгновенно определить присутствие в воздухе тысячи разных веществ. И я была уверена, что нос нам нужен только для того, чтобы ощущать различные запахи. Но проведя несколько экспериментов и изучив дополнительную литературу, я убедилась, что это не совсем так.

Однажды я заболела, и при приёме пищи заметила, что, оказывается, я не чувствую вкус того, что ем? Что же произошло? Мне стало интересно, я взяла энциклопедию и узнала, что обоняние тесно связано со вкусом. Поэтому, когда у нас заложен нос, мы не ощущаем не только запах, но и вкус пищи. Даже страшно подумать о том, что мы могли бы не почувствовать, как аппетитно пахнет бабушкиным пирожком, вкусным борщиком, апельсинчиком. А вот другая ситуация, когда начался пожар или произошла утечка газа…, ведь именно наш нос первым придет на помощь и спасет от опасности.

После выздоровления я решила провести такой эксперимент: я зажала нос прищепкой и стала пробовать на вкус йогурты с клубничным и вишнёвым вкусом. Я убедилась, что невозможно определить вкус продукта, если «не работает» нос.

А почему во время насморка мы перестаём чувствовать запахи, что же происходит? Сначала проведём эксперимент: возьмём салфетку и промокнём ею внутри носа. Салфетка намокла – внутри нос покрыт слизью. Во время насморка слизистые оболочки в носу разбухают, раздражаются и забиваются слизью. В результате, запахи, находящиеся в воздухе, перестают действовать на обонятельные нервы. Проверим, что получится, если не дышать через нос. Для этого сначала понюхаем что-нибудь приятное – глубоко вдохнём через нос. Затем зажмём нос и подышим ртом. Какой бы запах мы до этого ни нюхали, с зажатым носом почувствовать невозможно. Вот что и происходит с заложенным носом.

Так же я узнала, что содержащаяся в носу слизь предохраняет наш организм от попадания микробов. У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи. Ее функция – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости. Слизь содержит вещества, убивающие микробов, или препятствующие их размножению. Под слизистой оболочкой ветвятся многочисленные кровеносные сосуды, поэтому даже легкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями. Эти сосудистые сплетения согревают вдыхаемый воздух до температуры тела.

Следующий этап эксперимента. Проверим проходимость воздуха через носовые ходы. Для этого закроем один носовой ход, а к другому поднесем легкий кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе. Вывод: При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.

А почему дыхание через нос предпочтительнее, чем дыхание через рот? Оказывается, дышать рекомендуется через нос, потому что при дыхании ртом в легкие поступает холодный воздух, что является причиной простудных заболеваний. Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции. Кроме того, носовое дыхание улучшает кровообращение в полости черепа. Нервные клетки получают достаточное количество кислорода, что благоприятно сказывается на работе нервной системы. Ограничение носового дыхания в детстве из-за хронического насморка или дефекта дыхательных путей приводит к отставанию в развитии.

А если зажать нос руками и произнести слово «нос», что происходит со звуками? Правильно, они изменились. Речь стала нечеткой, голос гнусавым, глухим, неприятным. То же самое происходит, когда у нас насморк, и заложен нос. Этот эксперимент доказывает то, что нос играет немаловажную роль в произношении звуков.

А сейчас следующий этап эксперимента. Зажмем нос и не будем дышать. Очень тяжело не дышать. Дыхание имеет важное значение, и если воздух не поступает, это опасно не только для наших лёгких, но и для головного мозга. Человек не может жить без воздуха, а чтобы он попадал в организм, природа придумала для нас дыхательную систему, где нос играет главную роль.

Рассмотрим схему носа – такого важного для нас органа.

Попадая в нос, воздух проходит через два коридора – это ноздри, стенки их покрыты волосками. Вы можете спросить, зачем они в носу. Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух проходит через лабиринт - носовые ходы. Лабиринт играет важную роль для того, чтобы воздух, проходя по носовым ходам, согревался и попадал в наши лёгкие уже тёплым. А ещё мы помним, что стенки лабиринта покрыты липкой жидкостью – слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом пробраться в наш организм. Когда слизи с налипшими в ней микробами становится слишком много, мы чихаем, и нос очищается.

Вот, оказывается, почему важным гигиеническим правилом является ежедневное очищение и мытье носа во время утреннего умывания – чтобы в носу не скапливались болезнетворные микробы.

А ещё я узнала из источников Интернета, что в некоторых странах жители так любят свой нос, что украшают его разными предметами, колечками, драгоценными камнями, а в некоторых государствах Африки жители даже здороваются с помощью носа.

3. Заключение.

Итак, подводя итоги моей исследовательской работы, я могу сказать

следующее: нос – настоящая химическая лаборатория, способная моментально определять в воздухе тысячи разных веществ. Благодаря обонянию, человек может отличить хорошую пищу от испорченной, вовремя обнаружить утечку газа на кухне, ощутить вкус пищи. При помощи носа мы произносим звуки. Так же я знаю, что нос – это один из главных органов дыхательной системы. К нему нужно бережно относиться, чтобы быть здоровым.

Про нос написаны книги, сочинены стихи и песни. Вот какой важный орган – нос!

Список информационных ресурсов.

Большая детская энциклопедия, том 2 стр. 133-134

Энциклопедия для любознательных «Отчего и почему?» (издательство «Махаон», Москва, 2009), стр. 236

Интернет ресурсы:

http://naturcentr.ru/articles/a118.dlya_chego_nam_nuzhen_nos_.htm

http://tmndetsady.ru/formirovaniyu-nachalnyih-predstavleniy-o-zdorovom-obraze-zhizni/news1627.html

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Поблагодарить автора 0 Добавить в избранное
! Пожаловаться

Комментарии доступны только участникам группы