12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Долгобородова Лариса Анатольевна4112
Я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Стараюсь, чтобы они были творческими, активными и успешными.
Россия, Архангельская обл., Архангельск
13

Исследовательская работа «На каком языке разговаривают собаки»



Исследовательская работа

Тема: «На каком языке разговаривают собаки»

Автор: Шошина Дарья, ученица 4 класса

Оглавление

Введение……………………………………………………………………

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА ТЕЛА, ПОВАДОК И ПОВЕДЕНИЯ СОБАК

1.1 Что можно определить по хвосту собаки?......................................................

1.2 Что можно определить по собачьим ушам?...................................................

1.3 Что можно определить по пасти собаки?.......................................................

1.4 Изучение повадок и поведения собак…………………………………………

ГЛАВА 2. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ С СОБАКАМИ

2.1 Анкетирование участников…………………………………………………….

2.2 Исследование правил безопасного поведения людей с собаками……………

Заключение………………………………………………………………………….

Приложения

Приложение 1. Анкета……………………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Собака – самый древний спутник человека. Существует даже поговорка, что собака – друг человека. Действительно, очень часто собака является любимым домашним питомцем. Но бывают случаи, когда собаки бросаются на людей, рычат, кусаются. Нужно помнить, что собака, по своей природе, хищник. Как же избежать таких неприятных ситуаций? Необходимо изучать «собачий язык» — это язык тела, привычки и поведение собак, чтобы понимать их и самим не совершать ошибок.

Цель работы – изучить правила поведения и язык тела собак.

Для выполнения цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить язык тела собак.

Изучить правила поведения собак.

Узнать, как хорошо дети и взрослые умеют понимать собак.

Составить правила безопасного общения человека с собакой.

Множество проблем возникает из-за того, что человек неправильно понимает «выражение лица» собаки. Благодаря своим привычкам собака может понимать сигналы и звуки, издаваемые другими собаками и людьми. Эти характеристики позволяют псу общаться с человеком и становиться его другом. Хотя собака не разговаривает, она сообщает информацию с помощью голоса, поз, движений, запахов, и основное значение имеет то, что человек научается понимать эти знаки и «отвечать» на них соответствующим образом [3].

Актуальность исследования заключается в том, что многие дети и взрослые боятся собак, при этом не знают, как определить настроение собаки, не знают правил безопасного общения с собаками.

Гипотеза: изучив язык тела и правила поведения собак, можно ли перестать бояться их на улицах, в гостях и т.п.

Методы исследования:

Поиск информации в литературных источниках и Интернете.

Анализ информации: текст разбит на главы и пункты, составлены таблицы, подобраны рисунки к тексту.

Анкетирование.

Подсчет результатов.

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА ТЕЛА, ПОВАДОК И ПОВЕДЕНИЯ СОБАК

Поскольку у человека есть дар слова, ему уже не требуется читать по глазам своих ближних малейшие изменения в их настроении. Большинству людей кажется, что мимика животных крайне скудна, однако в действительности дело обстоит как раз наоборот [2].

Собака – животное со сложным поведением. Существует наука, которая изучает поведение животных – этология. Эта наука появилась в 30-х годах 20 века, с тех пор стало много известно о собаках. Если научиться понимать по позе и телодвижениям, как чувствует себя собака, то можно предугадывать ее действия и правильно реагировать в различных ситуациях.


 

1.1. Что можно определить по хвосту собаки?

Некоторые считают, что если собака виляет хвостом, то она радуется. Но это не всегда так. Собаки могут вилять хвостом по многим причинам и таким образом выражать радость или агрессию. Это зависит от породы собаки. У большинства собак хвост похож на волчий (ведь волки предки собак) и свисает между задних ног. У мопса хвост закручен баранкой и лежит на спине, у борзой – загнут к низу. Когда собака находится в расслабленном состоянии, то хвост у нее находится в естественном положении (рис. 1).

Рисунок 1 – Позы собаки в расслабленном состоянии

Слева: «Мне все равно, я безразличен», справа: «Оставь меня в покое, я занят!»

Свою радость и хорошее настроение собака выражает, виляя хвостом из стороны в сторону, а очень хорошее настроение, виляя им по кругу энергично (рис.2).

Рисунок 2 – Поза собаки в хорошем настроении

«Посмотри, посмотри на меня, я классный!»

А вот когда собака нервничает или расстроена, она хвост опускает, при этом тоже может им вилять (рис. 3). Испытывая сильный страх, собака свой хвост прижимает к животу 

Рисунок 3 – Позы собаки в нервном состоянии

Слева: «Выражаю свою покорность, ты главнее.», справа: «Что мне делать? Я в замешательстве.»


(рис. 4).

Рисунок 4 – Поза собаки в страхе

«Я испытываю страх»

Свою настороженность собака проявляет высоко поднятым и напряженным хвостом, в таких случаях говорят, что хвост как труба (рис. 5).

Рисунок 5 – Настороженная поза собаки

«Даже не вздумай приближаться!»

Агрессию по отношению к человеку или другому животному собака показывает, покачивая кончик хвоста из стороны в сторону. Может показаться, что собака виляет хвостом от радости, но на самом деле это не так, нужно еще смотреть на всю позу собаки (рис. 6).

Рисунок 6 – Позы собаки в агрессивном состоянии

Слева: «Ты мне неприятен, буду рычать и скалиться пока не уйдешь!», справа: «Я серьезно настроен, могу укусить!»

1.2. Что можно определить по собачьим ушам?

Уши у собак, как и хвост, отличаются в зависимости от породы: у овчарки стоят торчком, у спаниелей – свисают. В расслабленном состоянии уши находятся в естественном положении (рис. 7).

Рисунок 7 – Уши в естественном положении

Свою покорность собака выражает прижатыми ушами к голове (рис. 8).

Рисунок 8 – Уши в позе покорности

Свое веселое и счастливое настроение собака выражает приподнятыми ушами .

 

Рисунок 9 – Уши в дружелюбном состоянии

В агрессивном состоянии уши направлены вверх и немного вперед, при этом собака скалится и рычит (рис. 10).

 

Рисунок 10 - Уши в агрессивном состоянии

1.3. Что можно определить по пасти собаки?

В расслабленном состоянии пасть у собаки закрыта или немного приоткрыта (рис. 11).

 

Рисунок 11 – Пасть открыта и расслаблена, уши в расслабленном положении

В испуганном состоянии пасть закрыта, и губы немного натянуты в уголках (рис. 12).

 


 

Рисунок 12 – Губы немного натянуты, собака напугана

Выражая покорность человеку, собака может демонстрировать «покорную улыбку». Она натягивает губы, и показывает передние зубы. При этом поза всего тела покорная, может поскуливать (рис. 13).

Рисунок 13 – Губы натянуты, видны передние зубы

Агрессивное состояние нетрудно понять по наморщенной морде и оскаленным зубам (рис. 14).

Рисунок 14 – Оскаленная пасть в агрессивном настроении

В данной работе я изучила положение хвоста, ушей и пасти собаки. Но нельзя рассматривать их по отдельности, о настроении собаки нужно судить по всему внешнему виду.

1.4. Изучение повадок и поведения собак

Общаясь с собакой, необходимо всегда помнить, что собака – это животное. И какой бы умной она ни была, в определенные моменты могут сработать инстинкты, и собака может укусить. Например, когда малыш неаккуратно играет, тянет ее за хвост или наступает ей на лапу, собаке становится больно, и она инстинктивно может укусить – это реакция на боль.

Когда кто-то или что-то движется перед собакой, она этот объект воспринимает как добычу – это тоже врожденный инстинкт. Поэтому в такой ситуации чаще всего собака погонится за объектом или человеком.

Итак, помня об инстинктах, как же можно узнать настроение собаки?

В спокойном состоянии хвост и уши находятся в естественном положении, пасть закрыта или слегка приоткрыта, мышцы расслаблены. Собака может вилять хвостом. При этом она не старается казаться ни меньше, ни больше своего естественного размера.

В возбужденном и нервном состоянии собака стоит прямо, все ее мышцы напряжены, шея вытянута, уши направлены вверх и вперед, хвост напряжен и находится в вертикальном положении. Шерсть на спине может стоять дыбом, глаза и морда направлены на объект возбуждения. Пасть закрыта, но при этом собака может рычать.

В испуганном состоянии корпус собаки выгнут, голова опущена, уши прижаты, хвост также сильно прижат, иногда к животу, пасть приоткрыта, могут быть видны зубы. Собака может дрожать, и тело ее будет поджато, она старается казаться меньше своих естественных размеров.

В радостном и игривом состоянии собака прыгает и бегает, движения ее пружинистые. В таком состоянии собака может с разбегу прыгать на хозяина или другого человека, отталкиваться лапами и опять убегать, таким образом она приглашает поиграть. Уши прижаты, пасть растянута в улыбке, энергично виляет хвостом, может лаять, но не агрессивно. Часто в игривом состоянии пес прижимает грудь к земле, а задняя часть остается приподнятой.

В агрессивном состоянии собака старается выглядеть больше своих размеров, хвост напряжен и стоит «трубой», кончик покачивается из стороны в сторону, шерсть на холке и спине вздыблена. Глаза смотрят прямо на человека. Морщит морду, пасть оскалена, видны передние зубы, собака лает или рычит.

Итак, я изучила внешний вид, повадки и поведение собак в различных состояниях. Далее необходимо изучить, как эти знания могут помочь при общении с собаками, можно ли избежать конфликтных ситуаций.

ГЛАВА 2. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ С СОБАКАМИ

2.1. Анкетирование участников

В своей работе я решила узнать у детей и взрослых нашей школы, насколько хорошо они знают язык тела и поведение собак. Для этого я разработала анкету с вопросами (Приложение 1. Анкета). В анкетировании приняли участие 18 детей и 8 взрослых.

Таблица 1 – Результаты анкетирования

 

Взрослые

Дети

Домашнее животное

5

12

Собака

3

3

Боятся собак

1

6

Кусала собака

3

6(2)

Существует ли язык тела собак

8 да

1 нет, 4 не знаю, 7 да

Настороженность собаки определили

2

1

Все собаки злые

0

3

Злые породы собак

Бульдог, ротвейлер, питбуль, стаффорд

Бульдог, доберман, овчарка, ротвейлер

Правильное поведение при конфликте с собакой

6

8

Собака – друг человека!

8

11

По таблице 1 видно, что у многих детей и взрослых дома есть домашние животные, но собак держат не так много. Многие дети боятся собак (6 человек из 18), многих детей кусали собаки (6 человек из 18).

Большинство опрошенных считают, что можно по внешнему виду собаки определить ее настроение, но правильно определить настроение собаки по картинке смогли немногие (2 взрослых и 1 ребенок). Почти все опрошенные считают, что от природы нет злых собак, а есть неправильно воспитанные. К агрессивным породам и взрослые, и дети отнесли бульдогов и ротвейлеров, а дети еще овчарок и доберманов.

А вот как вести себя, когда столкнулся со злой собакой, знают почти все взрослые и только половина детей. Это значит, что детей нужно учить, как распознавать настроение собаки, учить языку тела, повадкам, а также нужно составить правила общения с собаками.

2.2. Исследование правил безопасного поведения людей с собаками

Столкнувшись со злой собакой нужно помнить следующее: собака – хищник с врожденным инстинктом на убегающую добычу. Поэтому погнаться с лаем за бегущим человеком (лыжником, велосипедистом и т. д.) и напугать его могут многие из них, а укусить – лишь единицы [1].

Вот пример конфликтной ситуации: человек бежит, увидев троллейбус, подъезжающий к остановке. Собак, гуляющих на пустыре вдоль дороги, он просто не принимает в расчет. Их владельцы, занятые разговором, не смотрят по сторонам. А ведь им необходимо раньше своих любимцев увидеть тот объект, который может вызвать у животных интерес, и взять собак на поводки или просто отвлечь их внимание игрой – бросить палочку в противоположном от бегущего человека направлении [1]. На самом деле кусачих собак мало, нужно помнить простые правила хозяину собаки и окружающим людям. Так же нужно объяснять детям, что бегать и махать руками при виде чужой собаки нельзя, но и бояться ее не надо.

Для выражения своего настроения и чувств собака пользуется выражением морды, глаз, движениями ушей, хвоста, туловища, а также лаем и другими звуками. Если ребенок или взрослый неправильно понимает язык тела собак или его не знает, то может возникнуть множество проблем.

Необходимо знать правила безопасного поведения человека с собаками, чтобы избежать неприятных ситуаций:

Нельзя бегать перед собакой, лучше спокойно пройти мимо.

Нельзя гладить чужую собаку.

Если хозяин собаки разрешил погладить собаку, то всегда нужно дать собаке себя обнюхать, прежде чем ее трогать.

Рисунок 15 – Где можно гладить собаку

На рисунке 15 показаны места на теле собаки, которые можно гладить: незнакомую собаку лучше гладить по спине, голову и животик обычно гладит хозяин. А вот совсем нельзя трогать хвост, лапы тоже лучше не трогать.

Если вы боитесь собаку, нельзя смотреть ей в глаза, руки лучше опустить в карманы, к собаке нужно повернуться боком, таким образом собаками вами не заинтересуется, так как вы никак с ней не взаимодействуете.

Постарайтесь не бояться собаку, она это хорошо чувствует.

Эффект пинг-понга: собака может заразиться страхом от человека.

Правил не так много, и они совсем не сложные. Их сможет запомнить и соблюдать любой ребенок и взрослый.

Итак, в своем исследовании я хотела узнать, может ли «собачий язык» помочь людям при общении с собаками. Выдвинутую гипотезу я подтвердила, зная язык тела, повадки и поведение собак, можно определить их настроение, таким образом, можно избежать конфликтных ситуаций и не бояться чужих собак.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель работы достигнута, в работе изучены правила поведения и язык тела собак.

В первой главе рассмотрен теоретический материал по изучению внешнего вида, инстинктов и поведения собак. Я изучила, что можно определить по хвосту, ушам и пасти собак, а также узнала, как определить собаку в радостном, возбужденном, нервном и агрессивном состоянии.

Во второй главе описана практическая часть работы. Я узнала, проведя анкетирование, как хорошо знают язык тела собак и правила общения с собаками дети и взрослые нашей школы. Пришла к выводу, что есть проблемы во взаимоотношениях детей и собак. Многих детей кусали собаки, но они не знают, как определить настроение собаки по их внешнему виду. Составила правила безопасного общения человека с собакой, чтобы не бояться чужих собак.

Была выдвинута гипотеза: изучив язык тела и правила поведения собак, можно ли перестать бояться их на улицах, в гостях и т.п. Гипотеза была подтверждена. Я выяснила, что по внешнему виду собаки можно определить ее настроение, а также зная правила безопасного общения человека с собакой, можно избежать неприятных ситуаций в общении с ними, а поэтому можно собак не бояться.

Я согласна, что собака – друг человека! Собака не ест людей. Нужно знать, как правильно общаться с собаками, знать их повадки и инстинкты! А собаки – это всего-навсего часть привычного для нас окружения, такое же живое существо, как и мы.

Список используемой литературы

1 Пойми Друга: Справочник по поведению собак / А. Санин, Л. Чебыкина. – М.: ЛОКИД-Пресс, 2005. – 302 с.

2 К. Лоренц Человек находит друга / Издательский дом Захаров, 2001.

3 Домашние животные. Учимся понимать собаку. Что означают собачьи жесты? Как понять поведение собаки? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://allpets1.com/sobaki/uchimsya-ponimat-sobaku-chto-oznachayut-sobachi-zhestyi-kak-ponyat-povedenie-sobaki /

Дрессировка собак. Что значит язык тела собаки и как его правильно интерпретировать? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dressirovka- sobak.com/ukhod-i-zdorove/iazyk-tela-sobak-kak-poniat-iazyk-zhestov-pitomtca.html

Х. Хел Радость, гадость и обед / Издательский дом Карьера Пресс, 2011.


Язык собак
PPTX / 981.8 Кб

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. АНКЕТА

1. Сколько Вам лет? ________________

2. Есть ли у Вас домашнее животное?

Да

Нет

3. Есть ли у Вас собака?

Да

Нет

4. Испытываете ли Вы страх при виде собаки?

Да

Нет

5. Кусала ли Вас когда-нибудь собака?

Да

Нет

6. Если кусала, то что по вашему мнению, послужило причиной?

Собака

Хозяин собаки

Ваши действия

7. Как вы думаете, можно ли по ушам, глазам, хвосту собаки определить ее настроение?

Да

Нет

Не знаю

8. Попробуйте определить настроение собаки по картинке

_______________________________________________________

9. Все ли собаки одинаковые?

Все собаки злые

Все собаки добрые

Перечислите породы злых собак:

10. Может ли пригодиться изучение языка собак?

Да

Нет

Не знаю

11. Знаете ли Вы, как себя вести, если вы столкнулись со злой собакой?

Знаю, в этом случае необходимо:

 

Не знаю

12. Согласны ли Вы с утверждением: «Собака – друг человека»?

Да

Нет

Не знаю

Опубликовано в группе «Исследовательская деятельность учащихся»


Комментарии (2)

Надежда, 10.04.18 в 16:20 0Ответить Пожаловаться
Познавательная работа!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.