12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фролова Галина Николаевна32
2

Исследовательская работа студентов как часть профессиональной подготовки

Исследовательская работа студентов как часть профессиональной подготовки специалиста


Анализ общих компетенций специалиста среднего звена, которые приводятся во ФГОС СПО показывает, что специалист должен:

-понимать сущность выбранной специальности;
-организовывать собственную деятельность;
-принимать решения и нести за них ответственность;
-осуществлять поиск и использование найденной информации;
-использовать ИКТ;
-работать в коллективе;
-брать на себя ответственность за работу членов команды;
-заниматься самообразованием.

И все эти общие компетенции должны быть сформированы у студента за 3 года 10 месяцев. Много этого времени или мало? При этом нужно понимать, что у каждого специалиста в соответствии с выбранной специальностью должны быть также сформированы и соответствующие профессиональные компетенции. Так как надо построить свою работу всей образовательной организации, всему педагогическому коллективу, чтобы на выходе мы имели конкурентно способного специалиста, отвечающего требованиям времени?

Существуют разные направления работы, но одним из главных инструментов, позволяющих решить поставленную задачу, является вовлечение студентов в исследовательскую деятельность.

Именно эта работа позволит привить студентам навыки самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, познакомить их с современными методами научного исследования, техникой эксперимента, реальными условиями работы в производственном коллективе.

За время обучения в колледже привлечение студентов к исследовательской работе можно условно разделить на два этапа:

Первый этап – вводный, начальный, когда студенты получают первичные навыки при выполнении простейших работ. На первом этапе (а это, как правило, первый-второй курс) студентов знакомят с основами и элементами научных исследований, развивают навыки самостоятельной работы по углубленному изучению фундаментальных наук, воспитывая любовь к избранной специальности.

Второй этап – когда студент уже достаточно осознанно принимает участие в исследовательской работе на более высоком уровне. На этом этапе обучающиеся включаются непосредственно в исследовательскую работу. Им поручаются конкретные теоретические, экспериментальные или конструкторские разработки.

На каждом этапе используются свои формы организации исследовательской работы. Например, на первом этапе это может быть написание рефератов по отдельным темам изучаемых курсов, участие в изготовлении учебно-методических пособий (макетов, моделей, таблиц, чертежей, схем, плакатов), проектная деятельность. В рамках дисциплины «Предпрофессиональный кластер», которая изучается на 1 курсе, студенты выполняют и защищают свой первый индивидуальный проект.

На втором этапе исследования ведутся при выполнении практических и лабораторных работ, курсовых или дипломных проектов, во время прохождения учебной или производственной практик. На этом этапе студенты готовят и оформляют научные сообщения и рефераты. Выполняются реальные проекты. Лучшие работы представляются на студенческих научно-практических конференциях и форумах, конкурсах и выставках.

В данной статье невозможно дать полный обзор того, как исследовательская работа студентов организована в целом в нашем колледже, это тема отдельного выступления.

Я бы хотела поделиться опытом своей работы в этом направлении.

Проводить соответствующую работу я могу по двум направлениям: в рамках учебных занятий (лабораторные и практические занятия, курсовое проектирование, учебная практика, дипломное проектирование) и во внеурочной деятельности (кружок, консультации, внеклассная работа по специальности).

Остановлюсь на особенностях исследовательской работы студентов-программистов (специальность 09.02.07 Информационные системы и программирование). В результате такой работы получается готовый программный продукт, который должен быть передан заказчику. Поэтому в исследовательской работе со студентами данной специальности выделяем следующие этапы:

1 этап. Постановка проблемы и накопление фактов. На этом этапе студент должен «погрузиться в предметную область», провести анализ имеющихся аналогов программных продуктов, выявить их достоинства и недостатки и обосновать необходимость предложенной разработки, выявить у заказчика требования к разрабатываемому программному продукту. В результате проделанной работы оформляется техническое задание на разработку.
На втором этапе студент непосредственно занимается проектированием, созданием, отладкой и тестированием программного средства. В результате проделанной работы оформляется исследовательская работа и необходимая программная документация.
На третьем этапе представление результатов исследовательской работы проходит или в рамках открытой защиты курсовых и дипломных проектов, или во время выступления на различных конференциях и научных форумах. Наиболее интересные дипломные проекты уже после их защиты могут быть представлены на конкурсе дипломных проектов.
Передача программного средства заказчику: установка программного продукта и обучение заказчика работе с программой, передача сопроводительной документации.

Программные продукты, созданные в рамках исследовательских работ студентов, активно используются на учебных занятиях, при организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов, при проведении внеклассных мероприятий, профориентационной работы со школьниками, в работе администрации колледжа, в работе внешних организаций.

Подводя итоги всему выше сказанному, хочется еще раз отметить, что в процессе выполнения исследовательской работы студенты-программисты учатся применять теоретические знания на практике, выполнять поиск нужной информации в различных источниках, выполнять анализ и систематизацию найденного материала, организовывать собственную деятельность, принимать решения и нести за них ответственность, общаться с реальными заказчиками.

​​​​​​​


Презентация к выступлениюPPT / 10.43 Мб
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.