12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Аблясова Татьяна Петровна59

Введение

Мордовское национальное искусство представляет яркое, самобытное явление нашей современности. Среди искусств народов и народностей, входящих в состав РФ, художественное творчество мордвы выделяют свои особенности и черты, которые слагают неповторимость художественного характера. Традиции мордовского народного творчества восходят к глубокой древности, в них исток и корень национальной культуры.

Человек и природа, искусство и природа веками жили в единстве. Природа будила воображение, обогащала наблюдениями, оттачивала чувство красоты, оно формировалось в процессе труда.

Во все времена чувство прошлого соединялось с мечтой народа о будущем, рождало сказку, рождало творчество, неотъемлемое от жизни народа, от его истории, создавало культуру преемственности.

Духовная культура мордвы - одного из крупных народов, населяющих Поволжье – сформировалась в сложных исторических условиях. Мордва исконные жители лесного края – были издревле знакомы с художественной обработкой дерева, у всемирно известного скульптора С.Д. Эрзи немало достойных безвестных предшественников. В течение многих тысячелетий создавалась уникальная и неповторимая культура мордовского народа. Мы ещё до конца не осознали ту истину, что людей притягивает друг другу не только сходство, но и различие. Поэтому надо не стирать эти различия, а развивать и совершенствовать дальше.

 

Пояснительная записка

Внеурочные занятия дают детям возможность лучше узнать и изучить историю, культуру, традиции мордовского (эрзя, мокша) народа.

При составлении программы была использована программа «Культура народов Поволжья» [ Текст] : программа и методические рекомендации (А.Ш. Кержнер, В.А. Архипова, Н.С. Нурмухаметова, В.Д. Кирюшкина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2011. - 92 с.

Воспитание детей на национальных традициях, в данном случае (история, культура, традиции мордовского народа), в наше время является одним из важнейших средств нравственно – эстетического воспитания.

Фольклор в школе - это уважение не только к своему народу, но и к другим народам, к их культуре, традициям.

Занятия побуждают у ребят интерес к золотому фонду мордовской песни, к национальным традициям, обрядам, быту и т.д., что даёт возможность, основываясь на симпатии ребёнка, развивать его межнациональное сближение в смешанной национальной среде.

На внеурочных занятиях органически сочетаются фронтальное воздействие на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика, так как занятия проходят небольшими группами (12 – 15 человек), где каждый ребёнок пробует свои силы как в пении, так и в игре.

Программа включает в себя лекции, тематические вечера, концерты, сценические постановки.

Актуальность данной программы заключается в развитии творческих способностей, преодолении языкового и культурного барьера в ситуации диалога разных культур.

Материал программы рассчитан на детей от 8 до 15 лет (разно - уровневое тематическое планирование ) и состоит из 8 разделов. Каждый из 8 разделов может использоваться относительно самостоятельно при углублении и расширении его в такой степени, которая определяется интересами учащихся и квалификацией педагога. Весь учебный процесс должен увязываться с сезонными работами и связанными с ними обрядовыми циклами, религиозными и бытовыми праздниками, юбилеями и знаменательными событиями, датами и т.д.

В календарно – тематическом плане педагог должен правильно организовать самостоятельную деятельность учащихся. Основное методическое требование - накопление знаний и закрепление умений в результате языковой, игровой по преимуществу, внеклассной работы, исключение принуждения и необходимости совершения больших волевых усилий со стороны ребёнка.

Работа по изучению истории, культуры, традиций мордовского народа осуществляется на двуязычной основе - на русском языке с введением элементов мордовского ( эрзя ) языка.

Учителю необходимо вести широкую разъяснительную и воспитательную работу среди родителей, привлекать их к проведению совместных мероприятий.

Программа курса «История, культура, традиции мордовского (эрзя, мокша) народа» в данном случае составлена для 5-8 классов по 2 часа в неделю.

Цель программы:

- развитие творческих способностей учащихся; воспитание духовно – нравственных ценностей через приобщение к традициям, истории и культуре мордовского ( эрзя, мокша) народа; формирование национальной культуры обучающихся.

Задачи:

Образовательные:

- обучить основам мордовского (эрзя) народного пения;

- обучить правилам культуры поведения;

- освоить и частично запомнить мордовские календарные обряды.

Развивающие:

- развить познавательную, творческую и общественную активность школьников в процессе концертных выступлений;

- развить память, мышление, воображение, фантазию, творческую инициативу;

- формировать эстетический вкус.

Воспитательные:

- воспитывать уважение к другим народам, заложить основы толерантности и нравственности;

- воспитывать стремление к практическому использованию знаний и навыков, полученных на занятиях;

- воспитывать чувство гражданственности.

Задачи данной программы опираются на принципы дидактики:

- наглядности;

- систематичности;

- связи теории с практикой.

Контроль - опрос, творческие задания, выступление перед родителями, проведение фольклорного праздника.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностными результатами освоения учащимися программы являются:

понимание культуры народов Поволжья как одной из основных ценностей, определяющих роль в развитии интеллектуальных, эстетических, творческих способностей и моральных качеств личности; его значение в процессе получения школьного образования.

осознание сохранения и развития культурных ценностей, укрепления добрососедства, уважения и братства.

Метапредметные результаты освоения учащимися программы:

способность определять цели предстоящей учебной деятельности и последовательность действий, умение оценивать свои результаты, адекватно формулируя ответы.

применение приобретенных знаний, умений и навыков на межпредметном уровне, в повседневной жизни.

овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, анализ и редактирование.

умение создавать устные тексты на заданную тему и правильно и свободно излагать их в процессе речевого общения.

Предметными результатами освоения учащимися программы являются:

представление Симбирского Поволжья как организма географического, духовного, и культурного единства, части которого исторически связаны хозяйственным взаимопониманием всех населяющих его народов.

овладение знаниями культур, религий, национальных традиций и интересов русского и мордовского народов Поволжья.

осознание возрождения этнокультурной памяти есть государственное и стратегическое единство, доказывающее миру свою волю и способность к миру и равновесию.

Предполагаемые результаты:

- наличие интереса мордовской (эрзя, мокша) песне, традициям, истории, обрядам;

- исполнять мордовские (эрзя) народные песни;

- научиться слушать и различать мордовскую (эрзя) речь;

- соблюдать общечеловеческие нравственные ценности: доброту, терпимость, сочувствие, любовь, уважение и т.д.

- участвовать в концертах и конкурсах, двигаться под мордовскую (эрзя, мокша) музыку;

- повысить сценическое мастерство.

Учебно-тематический план

 

Тема занятий

Кол –во занятий

1

Введение

1 ч

2

Происхождение и расселение мордовского народа

5 ч

 

Моя родословная.

1 ч

 

Этнографические группы.

2 ч

 

Песенные традиции Поволжья.

2 ч

3

Материальная культура

11 ч

 

1. Исследователи мордовской культуры.

1 ч

 

2. Орудие труда.

1 ч

 

3. Мордовский народный костюм.

2 ч

 

4. Влияние русской культуры.

2 ч

 

5. Женские убранства.

1 ч

 

6. Свадебная одежда.

2 ч

 

7. Пища мордвы.

1 ч

 

8. Рецепты мордовской кухни.

1 ч

4

Праздники, обычаи, обряды.

21 ч

 

1. Мордовские божества.

4 ч

 

2. Зимние мордовские обряды.

4 ч

 

3. Весенне – летние обряды.

4 ч

 

4. Осенние обряды мордвы.

4 ч

 

5. Мордовские моляны.

2 ч

 

6. Престольные праздники мордвы.

3 ч

5

Устно – поэтическое творчество мордовского народа

12 ч

 

1. Игры и хороводы мордвы.

5 ч

 

2. Необрядовая поэзия.

2 ч

 

3. Жанры мордовской песни.

5ч

6

Профессиональная музыкальная культура мордовского народа

11 ч

 

1. Композиторы Мордовии.

1 ч

 

2. Музыкальные инструменты.

2 ч

 

3. Слушание и разучивание мордовских песен.

8 ч

6

Выдающиеся земляки

5 ч

 

1. Национальные герои.

2 ч

 

2. Национальные художники и скульпторы.

2 ч

 

3. Первый мордовский поэт.

1 ч

7

Заочное путешествие по городам Мордовии.

6 ч

 

1. Саранск – столица Мордовии.

1 ч

 

2. Темников – самый старый город.

1 ч

 

3. Театры Республики Мордовия.

2 ч

 

4. Итоговое занятие. Концерт.

2 ч

 

Всего

72 ч

Содержание

Изучение истории, культуры, традиций мордовского (эрзя, мокша) народа как необходимое условие развития национальной мордовской культуры в целом. Понятия «малая Родина», «история семьи», «моя родословная». Понятия о певческих навыках. Слушание мордовских песен в исполнении ансамбля «Торамо».

Происхождение и расселение мордовского народа.

Историческая связь и совместная жизнь русского и мордовского народов. Исторический поворот в судьбе мордовского народа ( 1480г).

Особенности расселения мордвы. Две основные этнографические группы мордвы: мокша и эрзя.

Мордовское население Ульяновской области. В области проживают преимущественно мордва - эрзя.

Материальная культура мордвы.

Исследователи материальной культуры мордовского (эрзя, мокша) народа – А.П. Рябов, А.Ф. Юртов. Земледельческий и животноводческий уклад жизни мордвы. Озксы (моления) в честь животных (Каляда озксы), связанные с животноводством. Орудия труда.

Причина исчезновения у мордвы (чувашей, марийцев, удмуртов) кузнецов, серебряников и других ремесленников (17 в.). Деревообработка. Обработка волокна, прядение, ткачество. Обработка кожи и меха. Изменения в мордовской одежде (конец 19 начало 20 в.). Чем больше в одежду народа входили новые материалы, тем меньше обращались мастерицы к вышивке.

Мордовский народный костюм, как произведение искусства. Понятие народа об идеальном облике людей своей нации во взаимосвязи с окружающей природой, жизнью, культурой, бытом. История развития национального костюма мордвы; причины, повлиявшие на ход перемен в костюме от древности до настоящего времени.

Близость мордовской одежды с русской, татарской, чувашской и других, живущих по соседству народов.

Заимствование покроя и оформления элементов мужского костюма.

Влияние русской культуры вышивка крестом, перевитью, новая цветовая гамма).

Сравнение убранства эрзянских женщин с мокшанскими. Женская кичка ( панга, панго). Серёжки мокшанские ( пилкс, пилекст). Смысловое значение женских украшений ( оберег ). Обувь. Лапти (пуло марть карьсть), низкие ботинки с отделкой из красной фланели, жёлтой или красной кожи (котат). Праздничный вид обуви ( конец 19века) сапоги со сборами.

Свадебная одежда, самый богатый наряд. Одежда для общих сельских и престольных праздников.

Пища, как составная часть материальной культуры. Традиционное питание мордвы, связь с его хозяйственным укладом жизни.

Пища растительного происхождения.

Рецепты мордовской кухни. Мордовский пирог (курник ). Первые и вторые блюда. Напитки (кулага).

Праздники, обычаи, обряды.

Мордовские божества. Понятие мордвы о высшем существе. Бог мира (паз, Шкай ).

Тюштя - царь мордвы. Мордовский князь Пургаз (13 в.)

Божества в образе женщин (Анге - патяй). Праздники и моляны в честь её. Моляны совершались не более 5 раз в году. Сыновья Анге - патяй. Дочери Анге – патяй. В Симбирской губернии мордва звали дочь Агне - патяй. Мастор – паз Зарёй озксом.

Божества в образе мужчин (Нишке -паз , Волцы – паз ). Вера мордвы в близкие сношения богов с людьми, кроме верховного бога. Нишке - паз (старший сын Анге - патяй) бог неба, солнца, огня и света. Главный покровитель пчёл. Волцы - паз, высший бог всего живого, кроме человека (четвёртый сын Анге - патяй ). Покровитель охоты и рыболовства.

Зимние обряды. Каждый обряд совершался, прежде всего, для того, чтобы повлиять на природу, обеспечить хороший урожай, приплод скота, достаток и благополучие семьи. Цикл зимних обрядов. Высмеивание Роштов баба и Карят рукоделие, выставляемое для осмотра.

Весенне – летние обряды. («Тундонь ильтямо чи» - Проводы весны). Последний день Троицы мордва устраивали праздник. Значительное место отводилось ряженым. Символ праздника - берёза. Местом праздника могла бы быть вся округа: околица села, роща, опушка леса и т.д. Связь с мордовской мифологией, в частности, с легендами и сказками о лесных жителях, покровителях деревьев и лесных животных ( Вирява, Ведьава).

Осенний обряд «Тейтерень пия кудо». Праздник в честь природы, в котором карнавальное веселье перемежалось с богатым застольем и неотъемлемым национальным напитком «Пуре». Участники праздника девушки. Праздник был одновременно и действенным средством укрепления добрососедства и дружбы между отдельными сёлами.

Моляны ( озксы) мордвы. Дохристианские религиозные праздники. Основной момент всех озксов - жертвоприношение божествам, их кормление. Произносимые молитвы с обращением на восток. Озксы не имеют точной календарной даты. «Кереть - озксы» - начало сева яровых посевов. Аналогично у других народов Поволжья (марийский «ага - пайрам», чувашский «акатуй» , татарско - башкирский «сабантуй»

«Пиземе озкс ( обряд вызывания дождя).

«Нуемас - тема» ( окончание жатвы )

«Покров - баба» ( дань покровителям скота и жилища )

Престольные праздники.

Кузьма - Демьян. Сближение мордвы с христианами. Отожествление мордовских божеств с православными святыми. В день Кузьмы - Демьяна приносили жертву - курицу.

Михайлов день. Праздник Волцы - пазу, богу звериной охоты.

Влияние русской культуры. Мордовские народные праздники и моления приспосабливались к церковным. Следы двоеверия.

Устно – поэтическое творчество мордовского народа.

Игры и хороводы мордовского народа. Наряду с жанрами обрядовой поэзии в мордовском устном народном творчестве богато представлены произведения необрядовые.

Пословицы ( валмеревкст, валмуворкст ), считалки, скороговорки, поговорки, загадки, загадки - етафоры, загадки - вопросы, пословицы приметы, загадки - задачи.

Народное творчество в 19 веке. Пафос устно – поэтического творчества связан с его представлением о счастливой и свободной жизни. Эти произведения всегда полны оптимизма, свидетельствующего о духовном богатстве мордвы, её вере в свои силы.

Мордовская народная песня. Эпические (мифологические, балладные, исторические), лирические (о мироздании и труде, о молодёжи, о семейной жизни, о рекрутчине и солдатчине, о разбойниках, переселенцах и отходниках, о социальном протесте). Частушки. Детский фольклор ( творчество взрослых для детей, детское творчество и то, что перешло в фольклор из устного народного творчества).

Профессиональная музыкальная культура мордовского народа.

Становление профессиональной музыкальной культуры. Композиторы Мордовии. Из истории Государственного музыкального театра имени И.М. Яушева Республики Мордовия.

Музыкальные инструменты. Шавова, кальдерьдема, нудей, гармонь.

Разучивание песен С. Люлякиной. Знакомство с творчеством.

Слушание и разучивание мордовских народных песен. Некоторые мотивы народных мордовских песен созвучны не только с песнями родственных народов, но и со славянскими и тюркскими произведениями. Таковы песни о большом дереве, тотемной утке, построении города, выбора родоплеменного вождя.

Выдающиеся земляки.

Национальные герои. Алёна Арзамасская, героиня Отечественной войны эрзянского народа 1670 года. Судьба Алёны схожа с судьбой Жанны Д Арк.

Анай Боляй, герой Отечественной войны эрзянского народа 1670 года. Талантливейший организатор национально - освободительной войны Поволжья.

Пургаз или Пуреш. Первый мордовский князь. Пуреш (мокшанский князь). Идея создания мордовского государства.

Спасение в искусстве. Народный художник Мордовии Ф.И. Сычков. Главная тема творчества художника. Статьи, воспоминания Ф.И. Сычкова.

Мордовские поэты и писатели.

И.П. Кривошеев - один из основателей литературных языков. Знакомство с творчеством писателя. Разучивание стихов. Чтение из книг рассказов и стихов на эрзянском языке.

Первый мордовский поэт З.Ф. Дорофеев. Букварь З.Ф. Дорофеева.

Заочное путешествие по городам Мордовии.

Саранск - столица Мордовии. Ансамбли Мордовии. Театры Мордовии. Дом - музей С.Д. Эрзи. Музеи Мордовии. Темников - самый старый город в Республике Мордовия. История создания.

Отчётный концерт - финал концертной работы. Выступают все дети.

 

Заключение

Программа факультативного курса предусматривает перспективное развитие общественной активности школьников, подчинённое основному образовательному принципу - от простого к сложному, от знаний к творчеству. Дети осваивают азы гражданственности и личностные межнациональные отношения, что имеет в наше время первостепенное значение в воспитании и развитии подрастающего поколения.

В программе факультативного курса ведётся работа - индивидуальная, групповая, а также с родителями. Все фольклорные праздники проводятся с участием родителей.

Литература

1. Энциклопедический справочник. Всё о Мордовии. г. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1998г.

2. Обрядово-праздничные традиции в жизни мордовского народа. Методический сборник. г. Ульяновск: Симбирская книга, 2001г.

3. Ф.В.Сычков. Альбом. Воспоминания. Переписка. г. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1998г.

4. Традиционные праздники и обычаи. Сборник сценариев. г. Саранск: Типография «Красный Октябрь», 1998г.

5. Мордовский народный костюм. г. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1990г.

6. Очерки мордвы. П.И. Мельников (Андрей Печёрский) г. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1981г.

7. «Эрзянь мастор» Независимая общественно-политическая газета. Выходит с сентября 1994г. г.Саранск: типография «Красный Октябрь», 1994г.

8. Мордовские народные песни. г. Саранск: Музгиз, 1957г.

9. Ю.Пальтин. Содакай. Азбукась стихсэ. г. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1997г.

10. Мордва. Историко – культурные очерки. г. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1995г.

11. «Ёвксонь кужо. Эрзянь ёвкст». г. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1993г.

12. С.Люлякина. Тонеть Мордовия, моран морот (песни). г.Саранск: Мордовской книжной издательствась, 1990г.

13. Д.Надькин. Пинкст. Кочказь произведеният. г. Саранск: Мордовской книжной издательствась, 1993г.

14. Ф.Ш.Кержнер, В.А.Архипова, Н.С.Нурмухаметова, В.Д.Кирюшкина «Культура народов Поволжья» программа и методические рекомендации . Ульяновск : УИПКПРО, 2011г.

15.Т.В. Николаева. Организация внеклассной работы по мордовскому языку и литературе. г. Ульяновск: УИПКПРО, 20012г.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.