12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
LYDMIL@2597
Я – учитель истории. Моё призвание – учить Истории, научить хранить Память народа и передавать её из поколения в поколение. Мое педагогическое кредо: Учитель не открывает истины, он — проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам.
Россия, Пермский край, д.Гурина Кудымкарского муниципального района

 Министерство образования и науки РФ

Управление образования Кудымкарского муниципального района

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Гуринская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю

Директор ________/_________/

«__»_____________2017 г.

Согласовано

«___»________2017 г.

Зам. директора по УВР

________/___________/

Программа рассмотрена на заседании

МО учителей гуманитарного цикла

«__»_____2017г.

Руководитель МО

________________/______________/


 


 


 


 


 

ПРОГРАММА

«Народы и культуры Урала»

(7 класс)

Составитель Часовских Л.Л.

Учитель истории и обществознания


 


 


 


 


 


 


 


 


 

2017


 

Пояснительная записка

 

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере духовно-нравственного воспитания детей.

Актуальность:

Краеведение – одно из важных направлений при формировании личности ученика.

Необходимость развития знаний, умений, интересов учеников в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания ребят о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании патриотизма, любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

Новизна программы состоит в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего края. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, походы, творческие работы, участие в общественной жизни школы и своего села.

Данная краеведческая работа активизирует мыслительные процессы детей, помогает выработке умений общаться, самостоятельно приобретать, практически применять научные знания, способствует овладению навыками исследовательской работы.

Цель: создание условий для духовно-нравственного воспитания и развития детей через активное познание родного края

Задачи:

Образовательные:

вовлечь детей в активную исследовательскую и практическую деятельность по изучению природы, истории и культуры своего края, её преобразованию и охране.

развитие познавательного интереса к отечественной культуре в целом через знакомство обучающихся с культурой, традициями, историческим прошлым народа края;

Развивающие:

развивать творческие способности и коммуникативные умения обучающихся, в процессе освоения местного краеведческого материала;

развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности и формирование потребности в саморазвитии.

Воспитательные:

формировать гражданскую позицию, чувства патриотизма, любви к родине.

воспитание любви к малой Родине, гуманное отношение к людям разных национальностей, воспитывать личность гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее природу, историю, культуру, национальные традиции;

Место курса в плане внеурочной деятельности

Программа рассчитана на 1 год обучения в 7 классе и является продолжением курса «Мой Пермский край», начатого в 5-6 классах. Количество часов в неделю - 1 час в неделю. Всего 34 часа в год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты:

Личностными результатами освоения программы являются:

развитие любознательности и формирование интереса к изучению родного края;

воспитание ответственного отношения к истории и природе родного края

формирование мотивации дальнейшего изучения истории родного края.

Метапредметные результаты:

овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности;

формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, графиков, рисунков и т. д.;

развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметные результаты:

-формирование у учащихся основ гражданской идентичности личности, психологических установок для развития способностей к общению и сотрудничеству;

-развитие у учащихся ценностно-смысловой сферы личности, умения учиться, самостоятельности, инициативы и ответственности личности.

Средством развития личностных, метапредметных и предметных результатов служит учебный материал учебника Г.Н. Чагин. Народы и культуры Урала. ИД «Сократ»,2002г. и «Мой Пермский край» (авт. Н.П.Горбацевич, Д.М.Софьин, О.В.Власова, Д.А.Кормилин).

Ожидаемые результаты:

- устойчивый интерес к истории малой Родины;

- приобретение знаний по истории и культуре родного края;

- умение устанавливать связи между прошлым и современностью;

- способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.

Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

Материальное обеспечение программы

Компьютеры, проектор, экран, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, интерактивная доска.

Методические рекомендации и технологические подходы:

При достижении поставленных образовательных, воспитательных и развивающих целей используются методы обучения: словесный, наглядный, практический, исследовательский, картографический, статистический. Используются различные формы обучения: практические работы, ИКТ-презентация, исторический диктант, тест.

Для проверки знаний, умений учащихся в конце учебного года проводится контрольная работа по текстам управления образования.

Учебно-методическое обеспечение программы:

Н.П.Горбацевич, Д.М.Софьин, О.В.Власова, Д.А.Кормилов изд-во «Книжный мир», «Мой Пермский край»(Странички далеких и близких времен), -2015.

Г.Н. Чагин . Народы и культуры Урала. ИД «Сократ»,2002г

Содержание программы

7 класс

1.Введение. 1час.

Источники и методы этнографического исследования.

2.Этническая карта Урала. 2часа.

Формирование и расселение народов Урала.

3.Народы Среднего Урала. 3часа.

Исторические судьбы разных народов.

4.Русские. 4часа.

Поселения. Жилище в обрядах и представлениях. Общественный и семейный быт. Календарные обычаи и праздники. Фольклор.

5. Финно-угорские народы. 5часов.

Общее между финно-угорскими народами. Поселения. Жилище в обрядах и представлениях. Общественный и семейный быт. Календарные обычаи и праздники. Фольклор. Коми-пермяки, коми-язьвинцы, удмурты, марийцы, манси.

6. Коми- пермяки. Я – коми-пермяк. 10 часов.

Поселения, одежда, кухня, религия, календарные и семейные обряды и традиции. Устное народное творчество.

7. Тюркские народы. 4часа.

Башкиры, татары. Их расселение, обряды и традиции. Устное народное творчество.

8. Комплексное изучение традиционной культуры народов Урала. 3часа.

Занятия населения, обряды и традиции, поселения, одежда, питание, досуг.

9. Итоговые занятия. 2 часа.

Защита проектов .

Тематическое планирование курса

п/п

Тема

Всего

часов

Теория

Практика

1

7 класс.

Введение. 1час.

Источники и методы этнографического исследования.

1

1

 

2-3

Этническая карта Урала. 2часа.

Формирование и расселение народов Урала.

Практикум «Работа по карте Урала, Пермского края, Коми-пермяцкого округа»

2

1

1

4-6

Народы Среднего Урала. 3часа.

Исторические судьбы разных народов. Народы в разные исторические эпохи. (с (9 по 21 век).

3

1

2

7-10

Русские. 4часа.

Поселения. Жилище в обрядах и представлениях. Общественный и семейный быт. Календарные обычаи и праздники. Фольклор.

4

2

2

11-15

Финно-угорские народы. 5часов.

Общее между финно-угорскими народами. Поселения. Жилище в обрядах и представлениях. Общественный и семейный быт. Календарные обычаи и праздники. Фольклор. Коми-пермяки, коми-язьвинцы, удмурты, марийцы, манси.

5

2

3

16-25

Коми- пермяки. Я – коми-пермяк. 10 часов.

Поселения, одежда, кухня, религия, календарные и семейные обряды и традиции. Устное народное творчество.

10

4

6

26-29

Тюркские народы. 4часа.

Башкиры, татары. Их расселение, обряды и традиции. Устное народное творчество.

4

2

2

30-32

Комплексное изучение традиционной культуры народов Урала. 3часа.

Занятия населения, обряды и традиции, поселения, одежда, питание, досуг.

3

2

1

33-34

Итоговые занятия. 2 часа.

Защита проектов .

2

 

2

 

Всего за 7 класс:

34

15

19

Учебно-методическое обеспечение.

Н.П.Горбацевич, Д.М.Софьин, О.В.Власова, Д.А.Кормилов изд-во «Книжный мир», «Мой Пермский край»(Странички далеких и близких времен), -2015.

Г.Н. Чагин . Народы и культуры Урала. ИД «Сократ»,2002г

Список литературы.

1. А.М. Белавин, Н.Н. Агафонова, Н.Б. Крылысова, М.Г. Нечаев, А.Б. Суслов «Страницы истории Земли Пермской», Пермь «Книжный мир», 1997 г.

2. Н.В. Иванова, А.А. Неулыбина, Е.А. Черных «География Пермской области» Пермское книжное издательство, 1984 г.

3.«Твое Прикамье», Пермь книжное издательство, 2002 г.

4.Чагин «Народы и культура Прикамья в 19- 20 веках»

5.«Прикамье: страницы далёких и близких времён».

6.Интернет сайт: http://www. . perm1.ru

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.