Итоговая комплексная работа на межпредметной основе по географии за 6 класс

25
8
Материал опубликован 4 November 2016 в группе

МКОУ Нововоронежская СОШ №4 учитель географии

Ковалева Галина Валентиновна

РАЗДЕЛ VII. итоговая комплексная работа на межпредметной основе за 6 класс

Перечень умений, проверяемых в рамках итоговой комплексной работы на межпредметной основе

География

1.3. Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт

(Ковалева Галина Валентиновна, учитель географии)

1.Задание базового уровня

Дополните

Постоянный водообмен в природе называется ___________:

Текст

Слова известного географа А. А. Григорьева о том, что вода не только образует гидросферу, т. е. одну из самостоятельных сфер Земли, но и проникает в другие ее сферы — литосферу, атмосферу, биосферу. Она входит с ними в теснейшее соприкосновение и, возвращаясь обратно в свободную гидросферу, придает ей часть приобретенных от других сфер свойств. Не случайно поэт А. Дитрих писал:

В звонкой льдинке и слезинке,
И в дождинке, и в росинке —
Нам откликнется всегда
Океанская вода

 

Правильные варианты ответа: Мировой круговорот воды в природе (круговорот воды)

2.Задание базового уровня

Дополните

Характер течения реки в данном описании называется ____________:

Текст

"Волга задумчиво текла в берегах, заросших островами, кустами, покрытая мелями. Вдали желтели песчаные бока гор, а на них синел лес; кое-где белел парус, да чайки, плавно махая крыльями, опускаясь на воду, едва касались ее и кругами поднимались опять вверх, а над садами высоко и медленно плавал коршун" (Роман «Обрыв», ч. 1, гл. X).

Правильные варианты ответа: медленное (спокойное).

3.Задание базового уровня

Дополните

Рельеф местности, по которому течет река в данном описании, называется ______________:

Текст

"Волга задумчиво текла в берегах, заросших островами, кустами, покрытая мелями. Вдали желтели песчаные бока гор, а на них синел лес; кое-где белел парус, да чайки, плавно махая крыльями, опускаясь на воду, едва касались ее и кругами поднимались опять вверх, а над садами высоко и медленно плавал коршун" (Роман «Обрыв», ч. 1, гл. X).

Правильные варианты ответа: возвышенная равнина (холмистая равнина)

1.Задание повышенного уровня

Соотношение

Между материками и реками:

Текст

Реки играли и играют в жизни человека большую роль. По их берегам селились племена, возникали города, это были основные пути сообщения, вся жизнь человека связана с реками. Реки “кормили” и “поили”. Они были естественной преградой от врагов. На Руси всегда любили реки. В разговорную речь вошли такие уважительные и ласковые слова, как: “ Волга– матушка, Амур – батюшка, Ока – красавица, Енисей – богатырь”. Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки. Любили реки писатели и поэты, много прекрасных строк они посвятили им.

Есть в мире много всяких рек,
Великих, сильных, полноводных,
Коварных, тихих, благородных,
Воспел их в песнях человек.
Есть Дон, Кубань, Юкон, Ока,
Есть Волга матушка-река.

Колорадо, Янцзы и Хуанхэ,
Где жёлтый берег вдалеке.
Амур, Миссисипи, Миссури,
Рассветы там синей лазури.
Я слышал Конго, есть река,
Темна, опасна, глубока.
Есть Амазонка, Ориноко,
Текут они в дали далёкой,
Есть Нил великий, Ганг огромный,
Есть множество – больших и скромных…

Материки

Реки

Евразия

Дон, Кубань, Ока, Волга, Янцзы, Хуанхэ, Амур, Ганг

Северная Америка

Юкон, Колорадо, Миссисипи, Миссури

Южная Америка

Амазонка, Ориноко

Африка

Конго, Нил

2.Задание повышенного уровня

Соотношение

Между Беринговым проливом и географическими объектами, которыми он соединяет:

Текст

24 июля 1728 года из Нижне-Камчатского острога (крепость в устье реки Камчатки) отправился небольшой корабль водоизмещением 90 тонн «Святой архангел Гавриил» под командованием Витуса Беринга, построившего его вместе со своими спутниками. Путь был нелегким – ни узкого  из членов экспедиции не было опыта плавания в полярных водах. Но моряки преодолели все трудности. Экспедиция составила подробную карту, познакомилась с местными обитателями и в сентябре вернулась к месту старта, установив, что материки «не сходятся». На самом деле через пролив между двумя континентами уже в 1648-м проскочили шесть плоскодонок сибирского казака Семена Дежнёва, но отчет экспедиции затерялся в русских архивах. Так пролив стал Беринговым.

два океана

 

два моря

 

Правильные варианты ответа:

два океана

Тихий и Северный Ледовитый

два моря

Чукотское и Берингово

3.Задание повышенного уровня

Соотношение

Между Беринговым проливом и географическими объектами которыми он разьединяет:

Текст

24 июля 1728 года из Нижне-Камчатского острога (крепость в устье реки Камчатки) отправился небольшой корабль водоизмещением 90 тонн «Святой архангел Гавриил» под командованием Витуса Беринга, построившего его вместе со своими спутниками. Путь был нелегким – ни узкого  из членов экспедиции не было опыта плавания в полярных водах. Но моряки преодолели все трудности. Экспедиция составила подробную карту, познакомилась с местными обитателями и в сентябре вернулась к месту старта, установив, что материки «не сходятся». На самом деле через пролив между двумя континентами уже в 1648-м проскочили шесть плоскодонок сибирского казака Семена Дежнёва, но отчет экспедиции затерялся в русских архивах. Так пролив стал Беринговым.

два материка

 

две части света

 

два полуострова

 

два государства

 

Правильные варианты ответа:

два материка

Евразия и Северная Америка

две части света

Азия и Америка

два полуострова

Чукотский и Аляска

два государства

Россия и США

4.Задание повышенного уровня

Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором верно представлена высотная поясность:

В тексте отрывок из книги Владимира Афанасьевича Обручева "происхождение гор и материков".
Поднимаясь вверх, мы видим, как меняется растительность гор. Леса,
 
которые покрывали склоны гор внизу, начнут редеть, разобьются нa 
небольшие рощи. Потом кое-где останутся отдельные деревья, корявые и 
полуиссохшие; жестокие ветры, поздние и ранние заморозки мешают им расти, и рано губят их. На смену деревьям появляются кусты разных видов; но скоро и они исчезнут, и всё большие площади будут заняты лугами. Трaвa этих лугов густая, но низкая; она пестреет мелкими рaзнообрaзными 
цветами. Это - так нaзывaемые альпийские луга, лучшие горные пaстбищa.
Но ещё выше мало - помалу исчезнут и эти луга, трaвa поредеет,
 
попрячется в ложбинки, под защиту камней; её место займет мох, a по 
каменным глыбам и осыпям яркими пятнами раскинутся лишайники. Почва всё больше оголяется, всё чаще попaдaются россыпи мелкого или крупного щебня, целые потоки каменных глыб, спускающиеся с горных вершин. В разных местах высятся скалы, гребни голого камня. Местами попaдaются полосы тающего зимнего снега, грязного, покрытого чёрной пылью и щебнем. На этой высоте могут прозябать только лишайники, потому что здесь слишком мало тепла.
 

леса, редколесье, альпийские луга, тундра, ледники снега

редколесье, леса, альпийские луга, тундра, ледники снега

леса, редколесье, тундра, альпийские луга, ледники снега

тундра, ледники снега, редколесье, альпийские луга, леса

4.3.Планировать пути достижения целей. Устанавливать целевые приоритеты

(Ковалева Галина Валентиновна, учитель географии)

1.Задание базового уровня

Дополните

Название материканазывается ________________:

Текст

На Земле есть замечательный материк. Следуя на корабле вдоль его берегов с запада на восток, путешественник пересечет три океана; север и юг на этом материке мгновенно «меняются» местами. И, наконец, в этих местах человек не всегда в состоянии отличить море от суши.


Правильные варианты ответа: Антарктида ( материк Антарктида)

2.Задание базового уровня

Дополните

Название трех океанов называются __________________:

Текст

На Земле есть замечательный материк. Следуя на корабле вдоль его берегов с запада на восток, путешественник пересечет три океана; север и юг на этом материке мгновенно «меняются» местами. И, наконец, в этих местах человек не всегда в состоянии отличить море от суши.


Правильные варианты ответа: Тихий, Атлантический, Индийский

3.Задание базового уровня

Дополните

Название океана, в котором находится остров называется____________:

Текст.

А теперь юные искатели приключений, вперед! В путь! Он будет не прост: тот его одолеет, кто знает, что в дальних странствиях дороже золота ценятся знания, умения и дружба. 
Никто на свете не может подсказать, за каким поворотом в жизни нас ждет удача. Но вот судьба улыбнулась и вам мореходы: в желудке у акулы была найдена бутылка с таинственной запиской.

«Центр острова находится на 40 ю.ш и 178 в.д. Красота острова поражает путешественников. Папоротники, среди которых бродили динозавры и возраст которых составляет 100 млн лет, находятся на этом острове и по сей день. Встречаются папоротники высотой с пятиэтажный дом и редкий вид сосны, которая растет только на этом острове.

Правильные варианты ответа: Тихий океан (Тихий)

4.Задание базового уровня

Дополните

Название острова называется ____________:

Текст.

А теперь юные искатели приключений, вперед! В путь! Он будет не прост: тот его одолеет, кто знает, что в дальних странствиях дороже золота ценятся знания, умения и дружба. 
Никто на свете не может подсказать, за каким поворотом в жизни нас ждет удача. Но вот судьба улыбнулась и вам мореходы: в желудке у акулы была найдена бутылка с таинственной запиской.

«Центр острова находится на 40 ю.ш и 178 в.д. Красота острова поражает путешественников. Папоротники, среди которых бродили динозавры и возраст которых составляет 100 млн лет, находятся на этом острове и по сей день. Встречаются папоротники высотой с пятиэтажный дом и редкий вид сосны, которая растет только на этом острове.

Правильные варианты ответа: Новая Зеландия (остров Новая Зеландия)

5.Задание базового уровня

Дополните

Название острова, после расшифровки письма называется __________:

Текст

Никто на свете не может подсказать, за каким поворотом в жизни нас ждет удача. Но вот судьба улыбнулась и вам мореходы: в желудке у акулы была найдена бутылка с таинственной запиской. Расшифруйте её. 
Я, йыратс тарип сноБ, яувтсвуч дереп йомеунимен йеовс йоничнок яинезыргу итсевос, юащеваз иовс ащиворкос умот, отк тедйан утэ уксипаз. ДалК тыраз ан евортсо, ЩиворкоС аН угереб авортсо тетсар оверед, в елпуд огороток – атрак. ИдйаН ее и ащиворкос иовт. 

Правильные варианты ответа: остров Сокровищ (Сокровищ)

1.Задание повышенного уровня

Отметьте правильный ответ

Ряд стран, на одной параллели с Россией, Канадой, Швецией:

Текст

Ребята- финны из небольшого поселка, расположенного вблизи северного полярного круга, захотели переписываться со школьниками из других стран, живущими сними на одной параллели. Они отправили письма в Россию, Канаду, Швецию. В какие страны вблизи северного полярного круга, ребята могут написать письма.

США, Норвегия, Исландия

Норвегия, Финляндия, Дания

Финляндия, США, Германия

2.Задание повышенного уровня

Отметьте правильный ответ

Номера предложений по порядку их следования в тексте:

1.Этому в немалой степени способствовали пожары.

2.Среди южноевропейских государств, страна удерживает первое место по потере лесов на единицу занимаемой площади.

3.В настоящее время площадь португальских лесов значительно уменьшилась.

4.Они являются печальной особенностью летнего сезона в Португалии.

Правильные варианты ответа: 2 3 1 4

3.Задание повышенного уровня

Отметьте правильный ответ

Слои образующие атмосферу (6 слоев):

Текст Атмосфера Земли.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли, вращающаяся вместе с ней. Атмосфера – это смесь газов, состоящая из азота (78,О8%), кислорода (20,95 %), незначительной части озона, углекислого газа (О, О3%), а также инертных газов: аргона (О,93%) и небольшого количества гелия, неона, ксенона, криптона (0,01%).

В атмосфере можно выделить несколько слоёв, различающихся по температуре и плотности.

Тропосфера – самый нижний сой атмосферы, толщина которого над полюсами составляет 8-10 км, в умеренных широтах – 10-12 км, а над экватором –16-18 км. Температура в тропосфере понижается с высотой в среднем на 0,6 градуса на каждые 100 метров и достигает у верхней границы -55 градуса Цельсия.

В тропосфере сосредоточено около 80% массы атмосферы. В этом слое находится почти весь водяной пар, образуются облака и осадки, а также происходит вертикальное (конвекция) и горизонтальное (ветер) перемещение воздуха.

Стратосфера – слой воздуха, расположенный над тропосферой на высоте от 8 до 50 км.

В этом слое сосредоточено 20% массы атмосферы. Воздух в нём разряжён, практически нет водяного пара, а поэтому почти не образуются облака и осадки. Здесь наблюдаются устойчивые воздушные течения, скорость которых достигает 300 км/час.

В стратосфере находится озон, который поглощает ультрафиолетовые лучи, не пропуская их к Земле и тем самым, защищая живые организмы на нашей планете.

Мезосфера – слой атмосферы, расположенный на высоте 50-80 км. Плотность воздуха здесь в 200 раз меньше, чем у поверхности Земли.

На высоте 80 км начинается термосфера. До 250 км температура в ней возрастает, а выше становится постоянной и достигает 1200- 2000 градусов Цельсия.

Ионосфера – слой очень разряжённого воздуха, расположенный на высоте от 50 до 1000 км и включающий в себя мезосферу и термосферу. Этот слой состоит в основном из заряженных (ионизированных) атомов кислорода. В ионосфере возникают полярные сияния и наблюдаются резкие колебания магнитного поля.

Экзосфера – внешний слой атмосферы, расположенный выше 1000 км. Этот слой называют ещё сферой рассеивания, так как частицы газов движутся здесь с большой скоростью и могут рассеиваться в космическое пространство.

Правильные варианты ответа: Тропосфера, Стратосфера, Мезосфера, Термосфера, Ионосфера, Экзосфера

4.Задание повышенного уровня

Отметьте правильный ответ

4 понятия, признаком которых по тексту является «тепло»:

Текст

Берега Роторуа.

На Северном острове Новой Зеландии находится удивительная долина, расположенная на Вулканическом плато. Аборигены из племени маори называют эту долину «страной горячей воды». В ней не найти участка, не затронутого термальной деятельностью. В городке Роторуа струи горячего пара поднимаются прямо из трещин в асфальте. Рядом с городом, а также на берегах озера Роторуа находится великое множество горячих источников.

Правильные варианты ответа: «страной горячей воды», термальной деятельностью, горячего пара, горячих источников. (горячей воды, термальной, горячий пар, горячий источник)

5.Задание повышенного уровня

Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором герои находятся по мере возрастания расстояния до центра Земли:

Географическая задача:

Поспорили бурильщик–нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли? Аквалангист говорит: « Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, ее глубина 11022 м и окажусь ближе к центру Земли». Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли». Бурильщик: « Я пробурю скважину на глубину14 км  и буду ближе всех к центру Земли». Пингвин, ничего не говорит, он просто живет в Антарктиде. Известно, что высота материка Антарктида 3 км+ высота ледового щита 3 – 4 км. Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния до центра Земли.

полярник, бурильщик, пингвин, аквалангист

бурильщик, пингвин, полярник, аквалангист

полярник, аквалангист, бурильщик, пингвин

пингвин, полярник, аквалангист, бурильщик

4.4.Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания

(Ковалева Галина Валентиновна, учитель географии)

1.Задание базового уровня

Дополните

Название природной зоны, после расшифровки письма называется ______:

Текст

«Бутылочная почта» 
Уже сотни лет существует бутылочная почта. При бедствии в море, в надежде на спасение, моряки бросали записки, запечатанные в бутылку. Иногда помощь и приходила. 
«Нас забросило на остров с координатами 19 ю. ш. и 47 в.д. здесь водятся самые маленькие обезьяны, длина тела которых составляет всего 12см Найдите нас» 


Правильные варианты ответа: экваториальный лес (джунгли)

2.Задание базового уровня

Отметьте правильный ответ

Количественное понятие, обозначающие виды морских животных, кроме рыб:

Текст

Флора и фауна Гвинейского залива чрезвычайно разнообразна. Здесь водятся летучие рыбы, по внешнему виду напоминающие сельдей или кефаль, но с необычайно развитыми грудными плавниками, достигающими в длину почти половины тела. Встречаются стайки тунцов – ценной промысловой рыбы.

Изредка в залив заплывают киты-кашалоты. Водятся здесь кальмары, способные поймать с помощью своих щупалец даже очень крупную рыбу, а также акулы, вокруг которых всегда вьются стайки рыбок-лоцманов.

Правильные варианты ответа: 3

3.Задание базового уровня

Отметьте правильный ответ

Количественное понятие, обозначающие виды рыб кроме морских животных:

Текст

Флора и фауна Гвинейского залива чрезвычайно разнообразна. Здесь водятся летучие рыбы, по внешнему виду напоминающие сельдей или кефаль, но с необычайно развитыми грудными плавниками, достигающими в длину почти половины тела. Встречаются стайки тунцов – ценной промысловой рыбы.

Изредка в залив заплывают киты-кашалоты. Водятся здесь кальмары, способные поймать с помощью своих щупалец даже очень крупную рыбу, а также акулы, вокруг которых всегда вьются стайки рыбок-лоцманов.

Правильные варианты ответа: 3

4.Задание базового уровня

Отметьте правильный ответ

Количественное понятие ценных пород деревьев встречается в тексте:

Текст

Деревья тропических лесов.

В тропических лесах произрастает множество ценных древесных пород. Самой ценной из которых называют шорею исполинскую или саловое дерево. Из него строят дома, изготовляют железнодорожные шпалы, предметы домашнего обихода. Кроме того, можно встретить дальбергию широколистную, или сиссу, а также тик, джатовое дерево. Все эти породы дают крупномерную деловую древесину. Не менее ценным считается и белое сандаловое дерево. Оно интересно тем, что его древесина издает приятный запах. Статуэтка или бусы, выполненные из такого дерева, будут сохранять свой аромат в течение нескольких лет.

 

Правильные варианты ответа: 4

5.Задание базового уровня

Дополните

Ошибочное понятие (слово) в содержании текста называется ________:

Текст

Остров – это участок суши, окруженный океаном, морем, озером или рекой. Площадь которого меньше самого маленького материка Австралии. Остров может быть как отдельным образованием, так и входить в различную группу себе подобных. Группы островов называются архипелагами. Эти острова с «пышной» растительностью. В качестве примера можно привести такой пример: Гавайский архипелаг или самый крупный на земном шаре Малайский архипелаг. Оба они располагаются в Тихом океане.

Правильные варианты ответа: рекой (река)

1.Задание повышенного уровня

Соотношение

По предложенной графической структуре соотнести способ действия отрицательного воздействия на природу:

Полотно 20

 

ответ

1

Утверждение

Человек орошает земли

2

Вопрос/поднимите проблему

Всегда ли это нужно и необходимо

3

Приведите аргументы «против»

 

Правильные варианты ответа:

 

ответ

1

Утверждение

Человек орошает земли

2

Вопрос/поднимите проблему

Всегда ли это нужно и необходимо

3

Приведите аргументы «против»

-Исчезновение водоемов

-Опустынивание

-Засоление

-Нарушение природных сообществ

-Заболачиванию почвы

-Уменьшение естественных природных сообществ

2.Задание повышенного уровня

Соотношение

По предложенной графической структуре соотнести способ действия положительного воздействия на природу:

Полотно 20

 

Ответ

1

Утверждение

Человек орошает земли

2

Вопрос/поднимите проблему

Всегда ли это нужно и необходимо

3

Приведите аргументы «за»

 

Правильные варианты ответа:

 

Ответ

1

Утверждение

Человек орошает земли

2

Вопрос/поднимите проблему

Всегда ли это нужно и необходимо

3

Приведите аргументы «за»

-Увеличение сельскохозяйственных площадей

-Выращивается больше сельскохозяйственных растений

-Увеличение урожая

3.Задание повышенного уровня

Соотношение

По предложенной графической структуре соотнести способ действия:

Полотно 20

 

Ваш ответ

1

Утверждение

 

2

Вопрос/поднимите проблему

 

3

Приведите аргументы «за»

 

4

Приведите аргументы «против»

 

5

Сделайте вывод

 

Правильный вариант ответа:

 

Ответы

1

Утверждение

Человек орошает земли

2

Вопрос/поднимите проблему

Всегда ли это нужно и необходимо

3

Приведите аргументы «за»

Увеличение сельскохозяйственных площадей

-Выращивается больше сельскохозяйственных растений

-Увеличение урожая

4

Приведите аргументы «против»

-Исчезновение водоемов

-Опустынивание

-Засоление

-Нарушение природных сообществ

-Заболачиванию почвы

-Уменьшение естественных природных сообществ

5

Сделайте вывод

Орошение должно быть рациональным и грамотным.

.

4.Задание повышенного уровня

Дополните

Название океана и острова, после расшифровки письма называются _____________:

Текст

«Бутылочная почта» 
Уже сотни лет существует бутылочная почта. При бедствии в море, в надежде на спасение, моряки бросали записки, запечатанные в бутылку. Иногда помощь и приходила. 
«Нас забросило на остров с координатами 19 ю. ш. и 47 в.д. здесь водятся самые маленькие обезьяны, длина тела которых составляет всего 12см Найдите нас» 


Правильные варианты ответа: Индийский океан, остров Мадагаскар (Индийский, Мадагаскар)

5.Задание повышенного уровня

Отметьте правильный ответ

Продолжите ряд, в котором верно представлены самые-самые:

Тихий океан, Северный Ледовитый океан, Марианская впадина, Течение Западных ветров, море (озеро) Мертвое.

большой, маленький, глубокая, протяженное, соленое

глубокая, протяженное, соленое, большой, маленький

протяженное, соленое, большой, маленький, глубокая

соленое, маленький, протяженное, соленое, большой

4.6.Основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса

(Ковалева Галина Валентиновна, учитель географии)

1.Задание базового уровня

Дополните

Представление о форме Земли людей в древности…

Текст

Отвечая на уроке географии о форме Земли, герой книги Л. Лагина «Старик Хоттабыч» сказал: « Если бы Земля была бы шаром, воды стекли бы с нее вниз, люди умерли бы от жажды, а растения засохли.

Правильные варианты ответа: плоская (в виде диска)

2.Задание базового уровня

Отметьте правильный ответ

Верное установление названия старинной карты:

Текст

 В архиве была найдена старинная карта, изданная в XVIII в, на которой чернилами оказалось залитым название одного моря. Ученые пытались установить это название. Было высказано пять точек зрения.

установить невозможно

Карское море 
Красное море 
Камчатское море 
Командорское море 
 

3.Задание базового уровня

Дополните

Географическое название точки называется ______________:

Текст

На планете Земля, есть единственная точка северного полушария, не участвует в суточном вращении Земли вокруг своей оси. Здесь нет понятия «сутки», нет долготы, нет восточного, западного и северного направления, а любая точка на поверхности Земли всегда расположена по отношению к этой точке только в одном направлении.

Правильные варианты ответа: Северный полюс ( 90 градусов северной широты)

1.Задание повышенного уровня

Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором верно представлены изменения человеком природных объектов, из-за которых приходится исправлять географические карты:

Текст

Писатель Константин Георгиевич Паустовский написал в рассказе «Старинная карта»: «Карту эту мне пришлось исправлять самому. Там, где были изображены болота, кое-где уже шумел молодой сосновый лес, на месте иных озер оказались трясины». Какие ещё изменения природных объектов могут быть такими быстрыми, что из-за них приходится исправлять географические карты?

вырубка лесов, посадка деревьев и кустарников по склону оврага

создание заповедников и заказников

сброс загрязненных бытовыми отходами вод в реку

аэродром, расположенный рядом с рощей

2.Задание повышенного уровня

Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором виды хозяйственной деятельности людей приводят к неблагоприятным изменениям природных комплексов:

Текст

Писатель Константин Георгиевич Паустовский написал в рассказе «Старинная карта»: «Карту эту мне пришлось исправлять самому. Там, где были изображены болота, кое-где уже шумел молодой сосновый лес, на месте иных озер оказались трясины».

вырубка лесов,

сброс загрязненных бытовыми отходами вод в реку

аэродром, расположенный рядом с рощей

посадка деревьев и кустарников по склону оврага

создание заповедников и заказников

3.Задание повышенного уровня

Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором виды хозяйственной деятельности людей приводят к благоприятным изменениям природных комплексов:

Текст

Писатель Константин Георгиевич Паустовский написал в рассказе «Старинная карта»: «Карту эту мне пришлось исправлять самому. Там, где были изображены болота, кое-где уже шумел молодой сосновый лес, на месте иных озер оказались трясины».

посадка деревьев и кустарников по склону оврага

создание заповедников и заказников

вырубка лесов,

сброс загрязненных бытовыми отходами вод в реку

аэродром, расположенный рядом с рощей

4.Задание повышенного уровня

Отметьте правильный ответ

Номер участка удобного для закладки нового фруктового сада:

Текст

Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит лучше прогревается солнцем. Он также должен иметь удобное расположение для вывоза собранного урожая. Какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее отвечает указанным требованиям.

Правильный вариант ответа: 1

5.4.Осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия

(Ковалева Галина Валентиновна, учитель географии)

1.Задание базового уровня

Дополните

Географическая закономерность от подножья гор к вершине называется _______________:

В тексте отрывок из книги Владимира Афанасьевича Обручева "происхождение гор и материков".
Поднимаясь вверх, мы видим, как меняется растительность гор. Леса,
 
которые покрывали склоны гор внизу, начнут редеть, разобьются нa 
небольшие рощи. Потом кое-где останутся отдельные деревья, корявые и 
полуиссохшие; жестокие ветры, поздние и ранние заморозки мешают им расти, и рано губят их. На смену деревьям появляются кусты разных видов; но скоро и они исчезнут, и всё большие площади будут заняты лугами. Трaвa этих лугов густая, но низкая; она пестреет мелкими рaзнообрaзными 
цветами. Это - так нaзывaемые альпийские луга, лучшие горные пaстбищa.
Но ещё выше мало - помалу исчезнут и эти луга, трaвa поредеет,
 
попрячется в ложбинки, под защиту камней; её место займет мох, a по 
каменным глыбам и осыпям яркими пятнами раскинутся лишайники. Почва всё больше оголяется, всё чаще попaдaются россыпи мелкого или крупного щебня, целые потоки каменных глыб, спускающиеся с горных вершин. В разных местах высятся скалы, гребни голого камня. Местами попaдaются полосы тающего зимнего снега, грязного, покрытого чёрной пылью и щебнем. На этой высоте могут прозябать только лишайники, потому что здесь слишком мало тепла.


Правильные варианты ответа: высотная поясность (смена растительности с высотой)

2.Задание базового уровня

Дополните

Природная зона, по которой течет река в данном описании называется ______________:

Текст

"Волга задумчиво текла в берегах, заросших островами, кустами, покрытая мелями. Вдали желтели песчаные бока гор, а на них синел лес; кое-где белел парус, да чайки, плавно махая крыльями, опускаясь на воду, едва касались ее и кругами поднимались опять вверх, а над садами высоко и медленно плавал коршун" (Роман «Обрыв», ч. 1, гл. X).

Правильные варианты ответа: лесная зона (лес)

3.Задание базового уровня

Отметьте правильный ответ

По заданным логическим вопросам определить природную зону:

Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом.

Сильные ветры.

На южной границе средняя температура июля +10*С.

Лето короткое и холодное.

Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана.

Много перелётных птиц летом (утки, гуси, лебеди)

Мало певчих птиц.

В зоне много болот.

Безлесная природная зона с растительностью из мхов, лишайников и стелющихся кустарничков.

В зоне огромные площади занимают оленьи пастбища

Правильные варианты ответа: тундра (природная зона тундры)

4.Задание базового уровня

Отметьте правильный ответ

По заданным логическим вопросам определить природную зону:

Почвы дерново-подзолистые, серые лесные и бурые лесные.

В природной зоне деревья образуют один ярус.

Деревья более холодоустойчивы.

Древесина – главное богатство этой зоны.

Растения – амурский бархат, женьшень, лианы.

Преобладают хвойные деревья: ель, пихта, сосна.

Обитают бурый медведь, лось, белка, заяц-беляк.

Эта природная зона занимает самую большую площадь.

Правильные варианты ответа: тайга (природная зона тайги)

5.Задание базового уровня

Дополните

Название природной зоны называется _____________:

Текст

В северной части материка Северной Америки из больших млекопитающих для данной зоны характерны — овцебык. Значительно чаще встречается северный олень карибу. На побережье Северного Ледовитого океана живут белый медведь, полярный волк,  песец, а также значительное количество грызунов — разные виды леммингов, зайцы-беляки, мыши полевки.
Самыми типичными птицами, которые остаются на зиму в тундре, является полярная  сова,  белая куропатка Летом сюда прилетает много разных водоплавающих птиц, которые гнездятся около озер и на болотах.

Правильные варианты ответа: тундра (зона тундры)

1.Задание повышенного уровня

Соотношение

Между материками и животными:

Текст

Директору зоопарка привезли 15 разных животных.

Бизон, коала, большая панда, кенгуру, анаконда, лев, соболь, павлин,

броненосец, зебра, тигр, императорский пингвин, ягуар, зубр, скунс.

Для животных подготовили просторные вольеры, соответствующие контурам материков, на которых они обитают.

Помогите директору зоопарка распределить животных по «вольерам-материкам».

Материки

Животные

Евразия

большая панда, соболь, павлин, тигр, зубр

Северная Америка

бизон, скунс

Южная Америка

анаконда, броненосец, ягуар

Африка

лев, зебра

Австралия

коала, кенгуру

Антарктида

императорский пингвин

2.Задание повышенного уровня

Дополните

Название основной и единой части гидросферы называется ____________:

Текст

Слово «океан» (от греч. Okeanos), означающее «великая река, обтекающая всю Землю», известно человеку с древности. Древнегреческие ученые-географы считали, что Землю опоясывает быстрый могучий……. Он находится настолько далеко от моря, что воды не смешиваются. У него нет ни начала, ни конца. В древнегреческих легендах об ………говорится, что он был сыном бога Урана (бога неба) и Геи (богини земли) и являлся одним из творцов мира. По своему могуществу он уступал только Зевсу. ………женился на своей сестре Тефии, которая произвела на свет три тысячи рек и столько же океанид (морских нимф). Так …….стал отцом всех морей, рек и источников. 


Правильный вариант ответа: Мировой океан

3.Задание повышенного уровня

Отметьте правильный ответ

Ряд совершенных ошибок из рассказа школьника:

Рассказ школьника

Летом в туристическом лагере у нас состоялся поход. Мы

вышли около 12 часов дня, и пошли по азимуту 180 градусов в северном

направлении. Яркое солнце светило нам в глаза, и вожатый свернул в

хвойный лес. В лесу было прохладно, влажный мох покрывал стволы

гигантских берёз с южной стороны и уходил далеко вверх по стволу. Мы

пошли по лесной тропинке, которая шла на запад. Азимут движения был

равен 85 градусов.

северном направлении, с южной стороны, на запад

180 градусов, 85 градусов

4.Задание повышенного уровня

Отметьте правильный ответ

Ряд совершенных ошибок из рассказа школьника:

Рассказ школьника

Летом в туристическом лагере у нас состоялся поход. Мы

вышли около 12 часов дня, через два часа вожатый объявил, что первый привал будет рядом с избушкой лесника. Судя по карте, на которой она была обозначена чёрным треугольником, до неё уже было недалеко. Чуть в стороне от избушки значком красного цвета, напоминающим своей формой головастика, был обозначен колодец. Мы подошли к нему набрать воды. Дальше тропинка шла по лугу вдоль берега речки, низкого и пологого отмеченного синей штриховкой.

чёрным треугольником, красного цвета, синей штриховкой

избушкой лесника, обозначен колодец, берега речки

5.Задание повышенного уровня

Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором указаны верные записи в старинном корабельном журнале:

Антиквару предложили купить старинный корабельный журнал, но он усомнился в его подлинности. Проведите географическую экспертизу каждой записи, указав, верна она, или нет.

Запись №1. 22 июня мы отплыли из Рио-де-Жанейро. В этот день, как не странно, ночь была длиннее дня. Мы взяли курс на Гибралтарский пролив.

Запись №2. Попутный пассат быстро несет нас к намеченной цели. Ура! Еще немного, и мы пересечем экватор.

Запись №4. Уставшие от борьбы со стихией матросы было взбунтовались и потребовали повернуть назад, но отказались от этой идеи, когда показалось африканское побережье. Нас подхватили теплые струи Гольфстрима, и мы достигли Канарских островов.

Запись №3. Ночью после бурана матросы наблюдали северное сияние и сочли это за плохое предзнаменование.

Запись №5. В открытом океане наш корабль встретился с цунами. Нас как пушинку зашвырнуло на двадцатиметровую высоту и бросило обратно в пучину. Пропало без вести пять человек. Многие ранены.

Запись №6. В декабре, наконец, встали на рейд в порту Марселя, крупнейшем в Италии.

5.8.Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования

(Ковалева Галина Валентиновна, учитель географии)

1.Задание базового уровня

Дополните

Географическая закономерность температуры воздуха от подножья гор к вершине называется _____________:

В тексте отрывок из книги Владимира Афанасьевича Обручева "происхождение гор и материков".
Поднимаясь вверх, мы видим, как меняется растительность гор. Леса,
 
которые покрывали склоны гор внизу, начнут редеть, разобьются нa 
небольшие рощи. Потом кое-где останутся отдельные деревья, корявые и 
полуиссохшие; жестокие ветры, поздние и ранние заморозки мешают им расти, и рано губят их. На смену деревьям появляются кусты разных видов; но скоро и они исчезнут, и всё большие площади будут заняты лугами. Трaвa этих лугов густая, но низкая; она пестреет мелкими рaзнообрaзными 
цветами. Это - так нaзывaемые альпийские луга, лучшие горные пaстбищa.
Но ещё выше мало - помалу исчезнут и эти луга, трaвa поредеет,
 
попрячется в ложбинки, под защиту камней; её место займет мох, a по 
каменным глыбам и осыпям яркими пятнами раскинутся лишайники. Почва всё больше оголяется, всё чаще попaдaются россыпи мелкого или крупного щебня, целые потоки каменных глыб, спускающиеся с горных вершин. В разных местах высятся скалы, гребни голого камня. Местами попaдaются полосы тающего зимнего снега, грязного, покрытого чёрной пылью и щебнем. На этой высоте могут прозябать только лишайники, потому что здесь слишком мало тепла.
 

Правильные варианты ответа: с высотой температура понижается (чем выше, тем холоднее)

2.Задание базового уровня

Отметьте правильный ответ

Ошибочное понятие в содержании текст:

Текст

Гейзеры.

1)Слово «гейзер» произошло от исландского geysa, что означает «хлынуть». Так называют источники, периодически выбрасывающие горячую воду и пар. 2) Они располагаются в районах современной или недавно прекратившейся вулканической деятельности. 3) Регулярный приток воды происходит из вулканического очага.

Правильные варианты ответа: 3

3.Задание базового уровня

Дополните

Нижний слой атмосферы, в котором сосредоточено 80% массы атмосферы называется _______________:

Текст Атмосфера Земли.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли, вращающаяся вместе с ней. Атмосфера – это смесь газов, состоящая из азота (78,О8%), кислорода (20,95 %), незначительной части озона, углекислого газа (О, О3%), а также инертных газов: аргона (О,93%) и небольшого количества гелия, неона, ксенона, криптона (0,01%).

В атмосфере можно выделить несколько слоёв, различающихся по температуре и плотности.

Тропосфера – самый нижний сой атмосферы, толщина которого над полюсами составляет 8-10 км, в умеренных широтах – 10-12 км, а над экватором –16-18 км. Температура в тропосфере понижается с высотой в среднем на 0,6 градуса на каждые 100 метров и достигает у верхней границы -55 градуса Цельсия.

В тропосфере сосредоточено около 80% массы атмосферы. В этом слое находится почти весь водяной пар, образуются облака и осадки, а также происходит вертикальное (конвекция) и горизонтальное (ветер) перемещение воздуха.

Стратосфера – слой воздуха, расположенный над тропосферой на высоте от 8 до 50 км.

В этом слое сосредоточено 20% массы атмосферы. Воздух в нём разряжён, практически нет водяного пара, а поэтому почти не образуются облака и осадки. Здесь наблюдаются устойчивые воздушные течения, скорость которых достигает 300 км/час.

В стратосфере находится озон, который поглощает ультрафиолетовые лучи, не пропуская их к Земле и тем самым, защищая живые организмы на нашей планете.

Мезосфера – слой атмосферы, расположенный на высоте 50-80 км. Плотность воздуха здесь в 200 раз меньше, чем у поверхности Земли.

На высоте 80 км начинается термосфера. До 250 км температура в ней возрастает, а выше становится постоянной и достигает 1200- 2000 градусов Цельсия.

Ионосфера – слой очень разряжённого воздуха, расположенный на высоте от 50 до 1000 км и включающий в себя мезосферу и термосферу. Этот слой состоит в основном из заряженных (ионизированных) атомов кислорода. В ионосфере возникают полярные сияния и наблюдаются резкие колебания магнитного поля.

Экзосфера – внешний слой атмосферы, расположенный выше 1000 км. Этот слой называют ещё сферой рассеивания, так как частицы газов движутся здесь с большой скоростью и могут рассеиваться в космическое пространство.

Правильные варианты ответа: тропосфера

4.Задание базового уровня

Дополните

Название слоя в Атмосфере, где формируется погода Земли, находится почти весь водяной пар, Температура в среднем понижается на 6 градусов Цельсия на каждые 1000 метров подъёма называется ______________:

Текст Атмосфера Земли.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли, вращающаяся вместе с ней. Атмосфера – это смесь газов, состоящая из азота (78,О8%), кислорода (20,95 %), незначительной части озона, углекислого газа (О, О3%), а также инертных газов: аргона (О,93%) и небольшого количества гелия, неона, ксенона, криптона (0,01%).

В атмосфере можно выделить несколько слоёв, различающихся по температуре и плотности.

Тропосфера – самый нижний сой атмосферы, толщина которого над полюсами составляет 8-10 км, в умеренных широтах – 10-12 км, а над экватором –16-18 км. Температура в тропосфере понижается с высотой в среднем на 0,6 градуса на каждые 100 метров и достигает у верхней границы -55 градуса Цельсия.

В тропосфере сосредоточено около 80% массы атмосферы. В этом слое находится почти весь водяной пар, образуются облака и осадки, а также происходит вертикальное (конвекция) и горизонтальное (ветер) перемещение воздуха.

Стратосфера – слой воздуха, расположенный над тропосферой на высоте от 8 до 50 км.

В этом слое сосредоточено 20% массы атмосферы. Воздух в нём разряжён, практически нет водяного пара, а поэтому почти не образуются облака и осадки. Здесь наблюдаются устойчивые воздушные течения, скорость которых достигает 300 км/час.

В стратосфере находится озон, который поглощает ультрафиолетовые лучи, не пропуская их к Земле и тем самым, защищая живые организмы на нашей планете.

Мезосфера – слой атмосферы, расположенный на высоте 50-80 км. Плотность воздуха здесь в 200 раз меньше, чем у поверхности Земли.

На высоте 80 км начинается термосфера. До 250 км температура в ней возрастает, а выше становится постоянной и достигает 1200- 2000 градусов Цельсия.

Ионосфера – слой очень разряжённого воздуха, расположенный на высоте от 50 до 1000 км и включающий в себя мезосферу и термосферу. Этот слой состоит в основном из заряженных (ионизированных) атомов кислорода. В ионосфере возникают полярные сияния и наблюдаются резкие колебания магнитного поля.

Экзосфера – внешний слой атмосферы, расположенный выше 1000 км. Этот слой называют ещё сферой рассеивания, так как частицы газов движутся здесь с большой скоростью и могут рассеиваться в космическое пространство.

Правильные варианты ответа: тропосфера

1.Задание повышенного уровня

Соотношение

Между параметрами погоды и единицами их измерения:

Представьте, что вы являетесь научным сотрудником метеорологической станции и занимаетесь наблюдениями за погодой. К вам в гости прилетели друзья - метеорологи с другой планеты, где атмосфера по свойствам близка к земной. Расскажите о параметрах погоды и единицах их измерения. Результаты своего рассказа отразите в таблице.

параметры погоды

единица измерения

температура воздуха

градусы Цельсия

скорость ветра

метры в секунду (м/с)

количество осадков

миллиметры

влажность воздуха

проценты (%)

атмосферное давление

миллиметры ртутного столба

2.Задание повышенного уровня

Соотношение

Между приборами и элементами погоды:

Представьте, что вы являетесь научным сотрудником метеорологической станции и занимаетесь наблюдениями за погодой. К вам в гости прилетели друзья - метеорологи с другой планеты, где атмосфера по свойствам близка к земной. Расскажите о метеорологических приборах, фиксирующих их, и элементами погоды. Результаты своего рассказа отразите в таблице.

барометр

анемометр

гигрометр

осадкомер

термометр

давление

скорость ветра

влажность воздуха

количество осадков

температуру воздуха

3.Задание повышенного уровня

Отметьте правильный ответ

Описание ветра, характерного только для пустыни Африки:

Текст

Ветры пустыни.

В Сахаре нередки сильные ветры, переносящие пыль и песок далеко за границы Африканского континента. Из великой пустыни он попадет в Атлантический океан и в Европу. Пыльные ветры, появляющиеся на просторах Сахары, имеют в разных местностях свои названия: сирокко, хамсин и харматтан. Сирокко, дующий в начале лета, способен почти мгновенно уничтожить весь урожай, бережно выращиваемый жителями оазиса. Из предложенного списка выберите описание ветра, характерного для пустыни.

2. Египтяне называют этот ветер хамсином, что переводится как «пятьдесят», ведь дует он целых пятьдесят дней, начиная от весеннего равноденствия, нанося непоправимый вред сельскому хозяйству.

3. Название этих ветров произошло от арабского маусим – сезон, это – устойчивые ветры, направление которых резко меняется на противоположное (или близкое к противоположному) 2 раза в год. Обусловлены главным образом сезонными различиями в нагревании материков. Зимние ветры чаще направлены с суши на океан, летние – с океана на сушу. Эти ветры хорошо выражены в тропических широтах, главным образом в бассейне Индийского океана.

1. Это устойчивые ветры, которые дуют в течение всего года над океанами.

Комментарии

Благодарю за качественный ресурс!

17 March 2019

Спасибо за оценку моей работы!

17 March 2019

Ай да умница, Галина Валентиновна!

10 April 2019

Любовь Витальевна, благодарю за добрый комментарий, очень приятно!

10 April 2019

Галина Валентиновна, всегда пожалуйста.

11 April 2019

Мира и добра Вам, Любовь Витальевна!

12 April 2019