12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юрова Анна Александровна33
Россия, Московская обл.

«Как повысить интерес детей к чтению?»

«Как хорошо любить читать!», перефразирую я классика. Да только, как воспитать в ребенке чувство любви, уважения, взрастить интерес к чтению?

Необходимо начать с самого начала!

На ранних этапах развития ребенок не способен прочитать книгу и, как правило, составляет представление о ней по картинкам. Тут и начнется наше увлекательное путешествие в мир литературы! Да, да, дорогой взрослый, не стоит недооценивать книжку с картинками! Сюжет в таких книжках строится таким образом, чтобы задействовать все органы восприятия. Книжки с картинками способны воспитать верных любителей чтения, и многие из них не теряют актуальности спустя годы.

Важно дать ребёнку и книге узнать друг друга получше. Взрослому следует рассказать маленькому читателю о том, что книга – не просто предмет, а целый удивительный мир, где обложка – это волшебная дверь, за которой скрываются тысячи удивительных историй, волшебных сказок и захватывающих рассказов!

Взрослому, берущему на себя роль проводника в волшебный мир чтения, нужно быть предельно внимательным выбирая литературу для маленького читателя. Ведь книга способна, как принести неоценимую пользу, так и послужить причиной будущих страхов и комплексов.

Дайте ребёнку книгу в руки, позвольте развернуть и рассмотреть рисунки, понюхать, заглянуть за последнюю страницу.

Помогите малышу прочитать название и порассуждайте вместе с ним, какая история может за ним скрываться. Необходимо научить ребёнка бережно и уважительно относиться к книге, ведь книга – это настоящее сокровище, друг, лекарство, учитель.

Узнайте у ребёнка, о чем ему хотелось бы прочитать, а лучше приведите его в книжный магазин и позвольте побродить среди полок и выбрать самую интересную книжку!

Огромное значение в формировании отношения ребенка к книге имеет то, как взрослый знакомит его с ней. Важно помнить, что Вы берете на себя роль голоса книги, речь взрослого должна быть размеренной, выразительной, как бы предвосхищающей сюжет. Попробуйте читать книгу так, словно сами впервые держите её в руках.

Чтение должно непременно заканчиваться до того, как ребёнок начнёт отвлекаться или сам попросит Вас остановиться. Пообещайте продолжить рассказ на следующий день, это даст малышу возможность переработать полученную информацию, сделать выводы и подумать о возможных вариантах развития сюжета. Важно правильно выбирать время для чтения. В период высокой активности ребёнка, чтение может нести оттенок действия, совершаемого по принуждению и в последствие вызвать отторжение к самому процессу чтения. Выбирайте вечер или утро, попросите малыша расслабиться или закрыть глаза. Не стоит запрещать ребёнку рисовать или собирать что-то из конструктора во время чтения. Необходимо помнить, что ведущим видом деятельности для ребёнка такого возраста является игровая деятельность, в процессе игры дети лучше и естественнее усваивают информацию, даже если нам с вами кажется иначе.

Но как же выбрать, что именно почитать ребёнку? К.С. Льюис сказал однажды, что книга для детей, которая нравится только детям – плохая книга. Что бы было интересно прочитать Вам?

Не прячьте книги на высоких полках, куда ребёнку сложно проникнуть. Пусть красочные, любимые издания расположатся на подоконнике или на небольшом столике возле уютного кресла. 

В дошкольном возрасте ребёнок во всем старается подражать взрослому. Поэтому, если Вы сами никогда не берёте книгу в руки, вряд ли ребёнок захочет это делать. Выделите немного времени вечером, включите уютный торшер и объясните ребёнку, что это время предназначается для чтения, и каждый читает свою книгу. Возьмите несколько небольших книг с собой на пикник, под сенью огромного дуба посреди парка прочитайте ребёнку небольшую историю, а потом поговорите о ее героях, о их поступках и мотивации. 

Не ограничивайте доступ ребёнка к книге. Пусть он листает издания, лежащие на подоконнике в поисках своей любимой иллюстрации, попросите ребёнка, который прочитал свою первую книжку найти страницу с каким-нибудь ярким фрагментом. Это научит малыша взаимодействовать с книгой, активирует навыки поиска.

Не игнорируйте вопросы ребёнка о книгах, которые читаете Вы сами. Расскажите, о чем идет речь в тексте и почему Вам это кажется интересным. Не делите книги на «взрослые» и «детские» – это может задеть ребёнка и обесценить, как отдельные издания, так и в целом литературу в его глазах.

Предложите малышу создать книгу своими руками, за основу можно взять уже имеющееся произведение или самостоятельно придуманную историю.

Предложите ребёнку самому выбрать формат и материалы для оформления обложки (аппликация или оригами, блестки, наклейки и бусинки, а может быть рисунок?)


Литература.

    Берту, Элдеркин: Книга как лекарство для детей



    Методические пособия серии “Обучение чтению: современные технологии”:

    Н.Н.Светловская. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать. 2005 год.

    Л.А.Павлова. Как формировать у младших школьников полноценный навык чтения. 2004 год.

    Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение. М.: Изд. Центр “Академия”, 1999 год.

    Обучение детей чтению: Практическая методика. М.: Изд. Центр “Академия”, 2001 год.

    Н.Н.Светловская. Теория методики обучения чтению. М., 1998 год.

    Т.Г.Егоров. Очерки психологии обучения детей чтению. М., 1988 год.

    Н.Д.Молдавская. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М., 1976 год.

    М.И.Оморокова. Совершенствование чтения младших школьников. М., 1997 год.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.