12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ванчугова Светлана Михайловна10373
В профессии уже более 30 лет. Люблю свою работу и своих учеников
Россия, Кировская обл., советск

Ванчугова Светлана Михайловна,

Учитель начальных классов

МОУ СОШ с УИОП №1

г. Советска Кировской области

Статья

Как повысить успеваемость школьника: личный опыт


Как повысить успеваемость школьника?- этот вопрос всегда стоит перед школьным учителем. Для начала обратимся к определению « успеваемость»

Успеваемость – это степень усвоения знаний, умений и навыков, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины и прочности; находит свое выражение в оценочных баллах.

Какие же факторы влияют на успеваемость?

- Семья и воспитание

- Атмосфера в школе

-Способности ученика: восприятие, мышление, понимание, воображение, память, речь, внимание, интеллектуальные стили познания

-Мотивация

- Способность к самореализации

-отношение учащихся к учебной деятельности

-уровень удовлетворения познавательного интереса

- степень удовлетворенности результатами учебной деятельности

Остановимся на одном из факторов –учебная мотивация.

Рассмотрим 3 блока мотивов к учению.

Эмоциональный блок

Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса.

Используем для этого для этого следующие приемы:

1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

2. Мотивационно-целевой блок решает задачу обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации. Это стало возможно благодаря следующим приёмам:

1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности;
3) реакция на ошибку, через приём "лови ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.

3. Познавательный блок направлен на формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Данная задача реализуется посредством следующих приёмов:

1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу.
2) необычная форма преподнесения материала. 
3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;
4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;
5) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;
6) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

Познавательные приемы мотивации обучающихся

-активизация познавательных интересов;

-создание проблемных ситуаций;

-опора на жизненный опыт обучающегося;

-выполнение творческих заданий;

-побуждение к поиску альтернативных решений;

-использование метода «мозгового штурма»;

-использование сравнений, опытов, парадоксов;

-экскурс в историю;

-использование обучающей интеграции между обучающимися.

Социальные приемы мотивации

-развитие желания быть полезным обществу;

-сопереживание;

-создание ситуации взаимопомощи;

-поиск контактов и сотрудничества;

-взаимопроверка и рецензирование;

-заинтересованность результатами коллективной работы.

Волевые приемы мотивации

-предъявление учебных требований;

-информирование об обязательных результатах обучения;

-формирование ответственного отношения к учению;

-рефлексия поведения

-создание ситуаций, в которых необходимо преодолеть познавательные затруднения;

-прогнозирование будущей деятельности.

Таким образом, для повышения успеваемости обучающихся нужно постоянно повышать учебную мотивацию ,создавать ситуацию успеха на уроке, развивать познавательный интерес; стимулировать работоспособность; корректировать негативные личностные особенности: тревожность, мнительность, неуверенность, развивать положительные личностные качества .

Опубликовано


Комментарии (1)

Пермякова Ольга Анатольевна, 03.05.23 в 05:26 0Ответить Пожаловаться
Светлана Михайловна, спасибо за статью. Насущную проблему подняли!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.