12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юлия148
3

Календарный учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ (НТМ и К)

Департамент образования г. Заречного Пензенской области


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА













Календарный учебный план

дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

технической направленности

НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ

МОДЕЛИРОВАИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ

(НТМ и К)


первого года реализации




Составитель: педагог

дополнительного образования

Сердечная Юлия Александровна









г. Заречный, Пензенская область

2023 г.


Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование и конструирование» технической направленности, рассчитана на обучение детей 6-8 лет в течение 1 года.

Актуальность программы для общества

Современное социально – экономическое развитие общества направленно на переход к новому технологическому укладу. Всё больше и больше говорится о формировании личности готовой жить и трудиться в качественно новых условиях, которые не сводятся к умению осваивать и эксплуатировать постоянно совершенствующуюся технику и технологии, а требует способностей справляться с комплексом новых производственных задач – проектных, конструкторских, технологических, управленческих. То есть обозначилась необходимость в высококвалифицированных инженерных кадрах, в людях с развитым инженерным мышлением.

Актуальность программы для учащегося

Начинать закладывать основы инженерного мышления необходимо ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего возраста он находится в окружении техники, электроники. Данный тип мышления необходим как для изучения и эксплуатации техники, так и для предохранения необдуманного «погружения» ребенка в техномир (приучение с раннего возраста исследовать цепочку «кнопка – процесс – результат» вместо обучения простому и необдуманному «нажиманию на кнопки»). Так же ребенок должен получать представление о научно-техническом творчестве.

Педагогическая целесообразность программы объясняется соответствием новым стандартам обучения, которые обладают отличительной особенностью – ориентацией на результаты образования, которые рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода. Такую стратегию обучения и помогает реализовать образовательная среда такой деятельности, которая учит самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия различных вариантов решения.

В процессе обучения при выполнении самых различных заданий у младших школьников вырабатываются такие ценные человеческие качества, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбирать работу, определять, как лучше ее выполнить, и способность доводить дело до конца - качества, без которых невозможно и творчество. Эти показатели личности еще слаборазвиты у младших школьников, и на их становление педагог обращает особое внимание.

Отличительные особенности программы:

создание особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей учащихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, но и раскрытию лучших человеческих качеств;

интегрированный характер и смена видов деятельности.

Новизна данной программы заключается в том, что она ориентирована на интерес и пожелания учащихся, учитывает их возрастные потребности, помогает реализовать возможности, стимулирует социальную и гражданскую активность, что даёт способ отвлечения детей от негативного воздействия и позволяет мотивировать их на развитие необходимых навыков

Цель программы - развитие творческих способностей младших школьников, используя различные направления технического творчества.

Задачи:

развитие технического, системного мышления, политехнического кругозора учащихся;

обучение первоначальным правилам инженерной графики, приобретение навыков работы с чертёжными инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке различных материалов;

развивать осмысленное и целенаправленное восприятие пространства, величины, формы предметов, наглядно-образную, ассоциативную и тактильную память;

расширять познания областей применения компьютеров, которые могут быть с пользой для учащихся использованы во время занятия при обработке информации и решении задач начальных школьных дисциплин;

способствовать формированию у учащихся алгоритмического подхода к решению задач – подхода, основанного на алгоритмах, которые могут быть использованы при решении задач как при наличии компьютеров, так и в случае их отсутствия.

Адресат программы: учащиеся в возрасте от 6 до 8 лет. В объединение принимаются организованные группы детей из школ.



Учебно –тематический план

1 год обучения

Раздел, тема

Количество часов

Формы контроля



Всего

Теория

Практика


1.

Вводные основы конструирования

72

14

58


1.1.

Вводное занятие


6


2

4

Тестирование

1.2.

Материалы и инструменты

22

4

18

Практические задания

1.3.

Знакомство с технической деятельностью человека

22

4

18

Самостоятельная работа, практические задания

1.4.

Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений

22

4

18

Самостоятельная работа Выставка, практические задания

2.


Конструирование


72

14

58


2.1.

Конструирование поделок путём сгибания

18

2

16

Соревнования, практические задания

2.2.

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей

18

4

14

Тестирование, практические задания

2.3.

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объемных деталей.

18

4

14

Самостоятельная работа, практические задания

2.4.

Работа с наборами готовых деталей

18

4

14

Самостоятельная работа, выставка


Итого:

144

28

116



Содержание занятий


1.Вводные основы конструирования

1.1.Вводное (организационное) занятие.

Теория. Задачи и содержание занятий по техническому конструированию в учебном году с учетом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, охрана труда при работе в объединении.

Практика. Изготовление изделий на тему: «Моя любимая поделка» с целью выявления интересов учащихся.

Контроль. Анализ входного тестирования.

1.2.Материалы и инструменты.

Теория. Производство бумаги и картона. Виды, свойства и применение бумаги и картона. Инструменты ручного труда и некоторые приспособления (ножницы, шило, линейка, угольник, кисти, игла и др.)

Практика. Изготовление поделки из бумаги раскраска и сборка.

Контроль. Анализ выполнения практического задания, наблюдение за выполнением работы учащимися.

1.3.Знакомство с технической деятельностью человека.

Теория Технологический процесс, рабочие операции. Шаблон, способы и приёмы работ с ним.

Практика. Изготовление поделки из полоски бумаги.

Контроль. Кроссворд «Угадай животных», анализ выполнения практического задания, наблюдение за выполнением работы учащимися.

1.4.Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений.

Теория. Условные изображения на бумаге (линия сгиба, место склеивания)

Практика. Изготовление поделок из бумаги по шаблону перенесение шаблонов на бумагу, раскраска, оформление поделки.

Контроль. Выставка детских работ, анализ выполнения практического задания, наблюдение за выполнением работы учащимися.


2. Конструирование

2.1. Конструирование поделок путём сгибания бумаги.

Теория. Сгибание – одна из основных рабочих операций в процессе практической работы с бумагой. Определение места нахождения линии сгиба в изображениях на классной доске, на страницах книг и пособий. Правила сгибания и складывания.

Практика. Изготовление поделок путём сгибания бумаги: парашют. Изготовление модели самолёта из плотной бумаги (разметка по шаблону), где по центру выкройки вдоль корпуса модели должна быть линия сгиба, а по краю шаблона – линия видимого контура.

Контроль. Соревнование – запуск бумажных моделей самолёта, анализ выполнения практического задания, наблюдение за выполнением работы учащимися.

2.2. Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей.

Теория. Способы и приёмы работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление квадрата, прямоугольника и круга на 2,4 (и более) равные части путём сгибания и резания. Деление квадрата и прямоугольника по диагонали путём сгибания и резания. Соединение (сборка) плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б) при помощи щелевидных соединений «в замок»; в) при помощи «заклёпок» из мягкой проволоки.

Практика. Конструирование из бумаги поделки с применением геометрических фигур (круг и треугольник), сборка и оформление.

Изготовление игрушки - дергунчика из картона. Соединение при помощи заклёпок из мягкой проволоки.

Изготовление поделки из картона при помощи щелевидных соединений, раскраска, оформление.

Построение поделки с применением треугольника и прямоугольника. Закрепление знаний о геометрических фигурах, раскраска карандашом, оформление.

Контроль. Тестирование на знание геометрических фигур, анализ выполнения практического задания, тестирования, наблюдение за выполнением работы учащимися.

2.3. Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей.

Теория. Приемы и способы конструирования моделей и макетов технических объектов: а) из готовых объёмных форм – спичечных коробков; б) из спичечных коробков с добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия; в) из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток – таких, как трубочка, коробочка.

Практика. Изготовление упрощенной модели. Сборка, склеивание и покраска модели. Из коробочек прямоугольной формы изготовить модель. Склеивание прямоугольных коробочек из плотной бумаги. Сборка и покраска.

Контроль. Анализ выполнения практического задания, наблюдение за самостоятельной работой учащимися.

2.4. Работа с наборами готовых деталей.

Теория. Приемы и способы создания макетов и моделей технических объектов, архитектурных сооружений и игрушек из готовых наборов. Правила и приёмы работы простыми инструментами. Элементы предварительного планирования с попыткой определения нужной последовательности сборки для создания данного объекта. Работа по образцу, по шаблону, по технической инструкции. Аттестация. Подведение итогов.

Практика. Конструирование различных макетов и моделей из готовых наборов.

Контроль. Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися, выставка макетов и моделей, анализ работы за учебный год.




Календарный учебный план


п/п

учебной недели

Дата

Тема занятия

Количество часов

Примечание





Всего

Т

П


1


Праздник «День знаний». Вводное занятие. ОТ при работе в объединении. Тестирование

2

1

1



Производство бумаги и картона, их виды, свойства и применение. БОЖ. Диагностика способностей учащихся

2

2

-


2


Инструменты ручного труда и некоторые приспособления (ножницы, шило, линейка, угольник, кисти, игла и другие)

2

1

1



Изготовление поделки из бумаги, раскраска и сборка

2

-

2



3


Выставка поделок. Задания по теме «Давай познакомимся»

2

1

1



Общие элементарные сведения о технологическом процессе, рабочих операциях. Знакомство с шаблонами

2

2

-



4


Способы и приемы работы с шаблонами. Изготовление поделки из полоски бумаги

2

1

1



Работа с шаблонами. Кроссворд «Угадай животных». Игровая познавательная программа «Живи безопасно!» в рамках недели безопасности

2

1

1



5


Знакомство с условными изображениями на бумаге (линия сгиба, место склеивания)

2

2

-



Изготовление поделки из бумаги по шаблону перенесение шаблонов на бумагу, раскраска, оформление поделки

2

1

1



6



Изготовление поделки из бумаги по шаблону

2

-

2



Изготовление поделки из бумаги по шаблону Выставка детских работ

2

1

1



7


Конструирование поделок путём сгибания

Правила сгибания и складывания

2

1

1



Определение места нахождения линии сгиба в изображениях на классной доске, на страницах книг и пособий

2

1

1



8


Изготовление поделок путём сгибания бумаги

2

-

2



Изготовление поделок путём сгибания бумаги

2

-

2



9


Изготовление поделок путём сгибания бумаги

Оформление поделки

2

-

2



Изготовление модели самолёта из плотной бумаги (разметка по шаблону), где по центру выкройки вдоль корпуса - линия сгиба, а по краю шаблона – линия видимого контура

2

-

2



10



Изготовление модели самолёта. Оформление самолета. Беседа-викторина «Мы едины!», посвященная Дню народного единства

2

-

2



Изготовление модели путем сгибания листа

2

-

2



11


Изготовление модели по собственному замыслу

2

-

2



Оформление моделей

2

-

2



12


Конструирование путем сгибания бумаги

2

-

2



Оформление моделей. Выставка работ

2

-

2



13


Акция «Здоровым быть здорово!»

2

-

2



Конструирование макетов и моделей технических объектов и моделей из плоских деталей

2

1

1



14


Деление квадрата, прямоугольника и круга на 2,4 (и более) равные части путём сгибания и резания

2

1

1



Деление квадрата и прямоугольника по диагонали путём сгибания и резания. Конкурсно-игровая программа «Технический калейдоскоп»

2

1

1



15


Соединение плоских деталей между собой

2

1

1



Конструирование из бумаги поделки с применением геометрических фигур (круг и треугольник)

2

-

2



16


Конструирование из бумаги поделки с применением геометрических фигур, сборка, оформление

2

-

2



Изготовление модели из картона. Соединение при помощи заклёпок из мягкой проволоки. Промежуточная аттестация учащихся

2

-

2



17


«Говорят под Новый год…» - новогодний огонек для учащихся объединения

2

-

2



Творческая мастерская «Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год!»

2

-

2



18


Изготовление модели из картона. Оформление

2

-

2



Изготовление поделки из картона при помощи щелевидных соединений

2

-

2



19


Изготовление поделки из картона. Раскраска, оформление

2

-

2



Построение с применением треугольника и прямоугольника. Оформление работ

2

-

2



20


Закрепление знаний о геометрических фигурах, раскраска карандашом, оформление

2

-

2



Тестирование на знание геометрических фигур

2

-

2



21


Конструирование моделей и макетов технических объектов из готовых объёмных форм

2

1

1



Конструирование моделей и макетов с добавлением дополнительных деталей

2

-

2



22


Изготовление упрощенной модели. Сборка коробков. Тематическая беседа «Героический Сталинград»

2

1

1



Изготовление упрощенной модели. Склеивание.

2

-

2



23


Изготовление упрощенной модели. Покраска модели.

2

-

2



Конструирование технических моделей из объёмных деталей

2

-

2



24


Творческая мастерская «Техника защитников отечества» Изготовление открыток для мужчин

2

-

2



Покраска и оформление моделей технических объектов. Склеивание. Сборка моделей

2

-

2



25


Изготовление модели из коробочек прямоугольной формы

2

-

2



Склеивание трубочек и коробочек. Сборка модели

2

-

2



26


Праздничная программа «Весна идет! Весне дорогу!»

2

-

2



Сборка и покраска модели

2

-

2



27


Оформление модели Выставка работ

2

-

2



Конкурс «Дело мастера боится»

2

-

2



28


Создание моделей технических объектов, архитектурных сооружений и игрушек из готовых наборов

2

1

1



Правила и приёмы работы простыми инструментами при создании моделей и макетов технических объектов

2

1

1



29


Элементы предварительного для создания технического объекта

2

-

2



Работа по образцу, шаблону и технической инструкции при создании макетов технических объектов

2

-

2



30


Создание макета технического объекта из готовых деталей. Сборка, оформление

2

-

2



Работа с наборами готовых деталей. Познавательная программа «Космическое путешествие»

2

-

2



31


Создание архитектурных сооружений при работе с наборами готовых деталей. Сборка

2

-

2



Создание архитектурных сооружений при работе с наборами готовых деталей. Оформление

2

-

2



32


Создание моделей при работе с наборами готовых деталей. Оформление

2

-

2



Создание моделей при работе с наборами готовых деталей по образцу

2

-

2



33


Создание моделей при работе с наборами готовых деталей по шаблону

2

-

2



Создание моделей при работе с наборами готовых деталей.

2

-

2



34


Создание моделей к при работе с наборами готовых деталей. Оформление

2

-

2



Создание моделей из набора готовых деталей по собственному замыслу. Планирование этапов работы. Сборка Беседа «Великая Победа»

2

-

2



35


Оформление макетов и моделей. Подготовка к выставке

2

1

1



Выполнение творческих заданий

2

0

2



36


Выполнение творческих заданий. «С днем рождения, Заречный!» - познавательная программа, посвященная г. Заречный

2

1

1



Итоговое занятие. Подведение итогов и анализ работы за учебный год.

Итоговый контроль

2

2

-





144

28

116





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.