12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кравец Вера Владимировна1274 учитель физики Россия, Краснодарский край, Сочи Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности-школьного клуба «Архимеды»
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
____________________
«25» августа 2016г.
Краснодарский край
город Сочи
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
кружок «Архимеды»
(общеинтеллектуальное направление)
Класс: 5
Учитель: Кравец Вера Владимировна
Количество часов: всего –34 часов; в неделю – 1 час.
Планирование составлено на основе рабочей программы учителя МОУ СОШ № 25 Кравец В.В.
Рабочая программа утверждена решением педагогического совета от 25 августа 2015г., протокол № 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
КТП первого года обучения внеурочной деятельности - кружка «Архимеды» - составлена на основе рабочей программы учителя МОУ СОШ № 25 Кравец В.В. Программа рассчитана на младших подростков (11-12 лет), обучающихся 5-6 классов. Состав группы постоянный, количество учащихся 12-15 человек. Занятия в кружке проводятся один раз в неделю по 1 часу, во время занятия обязательно проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз. Срок реализации программы - 2 года, объем курса – 68 часов (в 5 классе - 34 часа, в 6 классе – 34 часа).
Цель программы
формирование информационной грамотности учащихся на основе научного знания и самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.
Задачи программы:
формирование интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся (наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы);
развитие познавательных, аналитических и творческих способностей младшего школьника;
формирование осознанного отличия научных данных от непроверенной информации, понимания ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека
Методы и формы решения поставленных задач: самостоятельная работа, олимпиады, поисковые и научные исследования, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдение, демонстрационные эксперименты, лабораторные работы и опыты, проекты, решение количественных и качественных задач, интеллектуальные турниры и научно-исследовательские конференции.
Содержание курса разработано в соответствии с поставленными задачами, в нем раскрыты основные понятия и некоторые основополагающие законы физики. Курс содержит занимательный фактологический материал, углубляет и расширяет знания школьников об объектах природы и явлениях, происходящих в ней.
Формы и виды контроля
Текущий контроль в форме опроса, кратковременные лабораторные работы, интеллектуальные конкурсы; итоговый контроль в форме конференции (защита индивидуальных исследовательских проектов).
Методические рекомендации
Программа реализуется в форме мини-лаборатории, занятия проводятся в школьном кабинете физики (с использованием оборудования кабинетов физики, биологии, химии) и на пришкольном участке. Познавательная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий и интеллектуальных конкурсов. Исследовательская деятельность предусматривает работу в рамках учебного эксперимента, поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. В целях оптимизации экспериментальной деятельности, контроля за соблюдением техники безопасности и помощи учителю в проведении динамических пауз к работе могут быть привлечены ученики 10-го профильного (естественнонаучного или технического) класса (наставники - коучи).
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
| ||
1 | Гуревич, А.Е. Введение в естественно - научные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5-6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. _ М. : Дрофа, 2012. | |
2 | Гальперштейн, Л. Забавная физика : научно-популярная книга. – переизд, доп. и переизд. [Электронный ресурс] – Режим доступа: | |
3 | Донат, Б. Физика в играх / Б. Донат., Пер. с нем. – М.: Центрполиграф, 2012. | |
| ||
1 | Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. М.: Просвещение, 1985. | |
2 | Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. | |
3 | Мартемьянова Т.Ю. PRO-физика.Учебно – методическое пособие для учителей, детей и родителей. СПб.: СМИО пресс, 2016. | |
4 | Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010. | |
5 | Тит Т. Научные забавы и занимательные опыты. М.: Аст- Астрель, 2011. | |
2. Печатные пособия | ||
1 | Плакат «Покорение воздуха» (ИГ «Элементы») | 1 |
3. Технические средства обучения | ||
1 | Интерактивная доска | 1 |
2 | Проектор | 1 |
3 | Компьютер | 1 |
4 | Колонки | 2 |
4. Экранно-звуковые пособия | ||
1 | Электронное учебное пособие «Виртуальные лабораторные работы по физике». CD-ROM/ Новый Диск / Просвещение-МЕДИА | |
5. Оборудование класса | ||
5.1.Общее оборудование | ||
1 | Ученические столы с комплектом стульев | 15/15 |
2 | Стол и стул учителя | 1/1 |
3 | Демонстрационный стол | 1 |
4 | Доска интерактивная | 1 |
5 | Компьютер | 1 |
6 | Аптечка | |
7 | Огнетушитель | |
5.2. Приборы и материалы | ||
1 | Барометр-анероид | 1 |
2 | Брусок | 15 |
3 | Воронка | 1 |
4 | Гвозди/ скрепки | 15/15 |
5 | Желоб металлический | 15 |
6 | Источник света (лампа на подставке) | 15 |
7 | Камертон | 1 |
8 | Компас | 15 |
9 | Круглый предмет (шарик для настольного тенниса) | 15 |
10 | ЛабДиск (комплексный датчик) | 1 |
11 | Линейка ученическая | 15 |
12 | Манометр (жидкостный) | 1 |
13 | Медицинский шприц 5см3-10см3 | 15 |
14 | Мензурки (мерный цилиндр) | 15 |
15 | Метроном | 1 |
16 | Набор «Плавание» | 5 |
17 | Плитка электрическая | 1 |
18 | Рулетка | 1 |
19 | Рычажные весы | 15 |
20 | Сантиметровая лента | 5 |
21 | Свечи | 15 |
22 | Секундомер | 15 |
23 | Стакан | 15 |
24 | Стальной шарик | 15 |
25 | Стеклянная колба | 15 |
26 | Стеклянная палочка | 1 |
27 | Стеклянные трубочки (капилляры) | 15 |
28 | Тела разной формы и объема | 15 |
29 | Термометры | 15 |
30 | Термоскоп | 1 |
31 | Шарики малого диаметра | 15 |
32 | Штатив с муфтой, лапкой и кольцом | 15 |
№ п/п | Тема занятия | Содержание урока | Тип урока / форма урока | Кол-во час | Дата урока | Планируемые умения и навыки | Материально – техническое обеспечение | ||||||
План | Факт | ||||||||||||
Введение | 1 | ||||||||||||
| Вводное занятие. | Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с кабинетом физики. | Урок открытия нового знания (УОНЗ)/ лекция | 1 | Знать правила техники безопасности, соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности | Презентация «Правила ТБ в кабинете физики» | |||||||
Исследование и исследователи | 2 | ||||||||||||
| Исследование и исследователи. | Что такое исследование? Кто такие исследователи? Кто такой Архимед? | УОНЗ/ беседа | 1 | Давать определение понятиям, проводить информационно - смысловой анализ информации | Фрагмент мультфильма «Оля, Коля и Архимед» («Союзмультфильм», 1972г) | |||||||
| Наблюдение и опыт. | Мир науки – мир изобретений. Изготовление бумажной вертушки «рыбка» и наблюдение её полёта. | Урок общемето-дологичес-кой направленности (УОН)/ практикум | 1 | Давать определение понятиям, различать способы познания природы | Бумага, ножницы, образец бумажной вертушки «рыбка» | |||||||
Вещества и их свойства | 3 | ||||||||||||
| Виды и строение веществ. | Молекулы. Вода, воздух, огонь и земля. Растворимость веществ. Проверка растворимости веществ в воде (поваренная соль, песок, земля, жидкое мыло, сахар, масло растительное). | УОНЗ/ комбини-рованный урок | 1 | Давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов | Свеча, стаканчики с водой, пустые стаканы, модель молекулы воды, пластилин двух цветов (для изготовления моделей атомов); жидкое мыло, соль поваренная, сахар, масло растительное, песок, земля (в пластиковых стаканчиках для лабораторного эксперимента) | |||||||
| Исследование жидкостей. | Жидкое состояние вещества. Испаряемость жидкостей. Сравнение испаряемости воды, растительного масла и одеколона. Плавучесть веществ. Проверка плавучести веществ (дерево, пластмасса, алюминий). | УОНЗ/ комбини-рованный урок | 1 | Осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений. Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. | Стаканчики с водой, брусочки из дерева, пластмассы, алюминия. Стекла покровные, пипетки, масло растительное, одеколон (спирт). | |||||||
| Газообразное состояние вещества. | Воздух. Свойства газов. Плазма. Наблюдение пламени свечи. Сравнение массы надутого и не надутого воздушных шаров. | УОНЗ/ комбини-рованный урок | 1 | Устанавливать аналогии и причинно- следственные связи, строить рассуждения, отнесения к известным понятиям. | Свеча на подставке для наблюдения пламени. Шары воздушные. | |||||||
Явления природы | 3 | ||||||||||||
| Явления, наблюдения, опыты. | Явления природы. Физические и химические явления. Научное наблюдение и опыт. «Фараонова змея», движение шарика в перевёрнутой мензурке с водой. | УОНЗ/ лекция | 1 | Наблюдать природные явления; выдвигать гипотезу; описывать и обобщать результаты наблюдений, объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования | Таблетки глюконат кальция, сухое горючее, фарфоровая чаша для проведения опыта «фараонова змея»; мензурка м водой, шарик для настольного тенниса. | |||||||
| Способы описания явлений. | Рассказ, рисунок, фотография, видеосъёмка. Наблюдение кипения воды. | УОНЗ/ экскурсия | 1 | Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. | Образцы различных описаний явлений (презентация). Колба с водой, электроплитка лабораторная. | |||||||
| Интеллектуальный турнир «Я познаю мир». | Викторина | Урок развиваю-щего контроля (УРК)/ викторина | 1 | Высказывать свою точку зрения, взаимодействовать в игровой ситуации, участвовать в самооценке и взаимооценке, работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Викторина в формате мультимедийной презентации | |||||||
Лабораторное оборудование | 3 | ||||||||||||
| Лабораторное оборудование. | Штатив. Калориметр. Колба. Мензурка. Ливер. Пробирка. Пипетка. Капиллярная трубка. Моделирование устройств на основе штатива (подставка для книг, держатель для лампы, фонтанчик). | УОНЗ/ комбини-рованный урок | 1 | Использовать простые измерительные приборы; проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя | Штативы с принадлежностями, пустые пластиковые бутылочки (0,25- 0,5 л), лампа на подставке, калориметр, колбы, мензурки, пробирки, капиллярные трубки, ливер. | |||||||
| Измерительные приборы. | Секундомер. Измерительная лента. Весы. Жидкостный термометр. Измерение температуры воды с помощью термометра.
| УОНЗ/ комбини-рованный урок | 1 | Использовать простые измерительные приборы; проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя | Термометры спиртовые лабораторные, стаканчики с теплой водой (30-40 0С). | |||||||
| Датчики. | ЛабДиск ГЛОМИР. Электронный датчик температур. | УОНЗ/ комбини-рованный урок | 1 | Использовать простые измерительные приборы; проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя | ЛабДиск ГЛОМИР. Электронный датчик температур (из комплекта оборудования L -micro). | |||||||
Измерения | 4 | ||||||||||||
| Взвешивание тел. | Виды весов. Правила взвешивания. Взвешивание малых тел (массой до 200 г) с помощью весов разных видов. | УОН/ практикум | 1 | Использовать простые измерительные приборы; проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя | Весы лабораторные рычажные, весы лабораторные электронные, набор разновесов и гирь. | |||||||
| Измерение времени. | Измерение времени с помощью секундомера, метронома, часов с секундной стрелкой. Измерение времени с помощью секундомера. | УОН/ практикум | 1 | Секундомеры лабораторные, секундомеры в мобильных телефонах учеников, метроном, часы с секундной стрелкой | ||||||||
| Солнечные часы. | Моделирование солнечных часов. | УОН/ практикум | 1 | Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале | Картон, бумага, скотч, ножницы, клей, деревянные палочки (зубочистки, шпажки), фломастеры, пластилин. Презентация с образцами солнечных часов. | |||||||
| Измерение температуры. | Измерение температуры с помощью ЛабДиска и датчика температур. | УОН/ практикум | 1 | Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации | ЛабДиск ГЛОМИР. Электронный датчик температур (из комплекта оборудования L -micro). | |||||||
Элементы гидростатики и аэростатики | 5 | ||||||||||||
| Атмосферное давление. | «Картезианский водолаз». | УОНЗ/ лекция | 1 | Проводить наблюдения, измерения; представлять результаты наблюдений и измерений с помощью схем и рисунков; устанавливать причинно-следственные связи. | Пипетки, бутылки пластиковые с водой, пластилин. | |||||||
| Давление жидкости. | Капиллярные эффекты. Сообщающиеся сосуды. | УОНЗ/ комбини-рованный урок | 1 | Использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение гипотезы. | Набор капиллярных трубок разного сечения, вода подкрашенная, прибор демонстрационный «сообщающиеся сосуды». | |||||||
| Плавание судов. | Осадка судна. Ватерлиния. Моделирование корабликов из бумаги, определение их осадки. | УОНЗ/ практикум | 1 | Использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как эксперимент, установление границ применимости модели/теории. | Бумага, ножницы, цветные карандаши, ёмкости с водой, маленькие стеклянные шарики из набора лабораторного «Плавание тел». | |||||||
| Интеллектуальный турнир «Плавание тел». | Викторина | УРК/ викторина | 1 | Высказывать свою точку зрения, взаимодействовать в игровой ситуации, участвовать в самооценке и взаимооценке, работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Мультимедийная презентация в виде интерактивной викторины | |||||||
| Воздухоплавание. | Воздушные шары. | УОНЗ/ виртуальная экскурсия | 1 | Выдвигать гипотезу, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Шары воздушные, наполненные гелием, наполненные воздухом. Презентация – виртуальная экскурсия «Воздухоплавание» | |||||||
Тепловые явления | 3 | ||||||||||||
| Тепловые явления. | Признаки тепловых явлений. Примеры тепловых явлений. Нагревание монеты разными способами: в горячей воде, над электроплиткой, трением о дощечку. | УОНЗ/ деловая игра | 1 | Использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение гипотезы. | Стакан с горячей водой, электроплитка лабораторная, щипцы с теплоизолированными ручками, дощечки деревянные, монеты. | |||||||
| Тепло работает. | Демонстрации: «Несгораемая» бумага. Бумажная кастрюля. Вентилятор над электроплиткой. Шар Герона. | УОНЗ/ проблемный урок | 1 | Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. | Модель шара Герона, электроплитка, спиртовка, бумажная «змейка», закреплённая над плиткой, коробочка из бумаги (или бумажный стаканчик), деревянный брусок, бумага, спички, кнопки. | |||||||
| Температурные рекорды в природе и технике. | Работа в группах: Поиск информации о самых высоких и самых низких температурах, зафиксированных на Земле и в космосе, представление информации в виде плаката. | УОНЗ/ игра | 1 | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета | Компьютер с доступом в сеть Интернет ( в том числе персональные гаджеты учеников), энциклопедии по физике, технике, астрономии, ватман, маркеры, цветные мелки, доска. | |||||||
Звуковые явления | 9 | ||||||||||||
| Звуковые явления. | Способность слушать звук. Эхо. | УОНЗ/ лекция | 1 | Проводить наблюдения; представлять результаты наблюдений и измерений с помощью рисунков и таблиц. Собирать, обобщать и представлять данные, полученных в ходе самостоятельно проведённых исследований | Аудиозапись звуков от 20Гц до 20000Гц. Камертон. | |||||||
| Музыкальные звуки. | Особенности музыкальных звуков. Музыкальные инструменты. Запись звука. | УОНЗ/ комбини-рованный урок | 1 | Аудиозапись звучания различных музыкальных инструментов. | ||||||||
| Характеристики звука. | Громкость. Измерение громкости с помощью ЛабДиска. Высота тона. | УОНЗ/ комбини-рованный урок | 1 | ЛабДиск ГЛОМИР. Приложение «Шумомер» на Android. | ||||||||
| Рупор. | Изготовление рупора. схема | УОН/ практикум | 1 | Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации | Картон, скотч, клей, ножницы, линейки | |||||||
| Работа над исследовательским проектом. | Примеры исследовательских и проектных работ. План работы над проектом. Выбор темы. | Урок рефлексии / диалог | 1 | Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале | Презентация с примерами исследовательских и проектных работ | |||||||
| Сбор информации. | Работа с источниками информации (книги, журналы, сеть Интернет) | УОН/ проектная работа | 1 | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета | Работа в школьном ресурсном центре (библиотечный фонд, сеть Интернет, мультимедиа-ресурсы) | |||||||
| Экспериментальная часть проекта. | Эксперимент, моделирование. | УОН/ проектная работа | 1 | Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации | Оборудование кабинета физики по запросу учащихся | |||||||
| Обработка результатов эксперимента. | Проверочный эксперимент, оформление выводов | УОН/ проектная работа | 1 | Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | Работа в кабинете информатики (ПК с доступом в сеть Интернет) | |||||||
| Оформление отчёта по проекту | Создание письменного отчёта, подготовка презентации | Урок рефлексии/ проектная работа | 1 | Выбирать и адекватно использовать технические средства ИКТ для фиксации текстовой информации, изображений и звуков в соответствии с поставленной целью | Работа в кабинете информатики (ПК с доступом в сеть Интернет) | |||||||
Итоговая конференция | 1 | ||||||||||||
| Итоговая конференция | Выступления по теме проектов, обсуждение, рефлексия | УРК/ защита индивидуальных исследовательских проектов | 1 | Выступать с аудиовидео-поддержкой. Высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии, в самооценке и взаимооценке. | Интерактивная доска, демонстрационный стол, магнитная доска для плакатов |