12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ямаева66
Уча других, мы учимся сами.
Россия, Башкирская респ., Дюртюли

Мастер-класс

«Всякий есть что он ест» Д.Б.Шоу


«Мёртвые души», или В поисках живой души?»

- Добрый день, ребята! Можно я задам вам не очень скромный вопрос: когда в последний раз вы были в продуктовом магазине? Что лежало в вашей корзине? (показывает корзину из маркета) Вспомните набор продуктов, который вы приобрели? Отвечать вслух необязательно, запишите в свои блокнотики, а в конце нашего занятия мы вернемся к этим спискам.

-Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите?(список телепередач)Это список популярных телепередач за неделю, которые идут на наших федеральных каналах.

1) «Интерьер»(«Дачный ремонт», «Школа ремонта», «Фазенда», «Как это сделано», «Квартирный вопрос»)

2) «Одежда»(«Модный приговор», «Посольство красоты», «Присяжные красоты», «Свадебный размер», «Перезагрузка»)

3) «Еда»(«Смак», «Едим дома», «Барышня и кулинар», «Гамбургер против пиццы», «Домашняя кухня», «Джейми Оливер: супер еда», «Правила моей кухни», «Еда, я люблю тебя!»)

- Почему я выделила именно эти три раздела? (это бытовые потребности народа)

-Почему эти передачи так популярны, что на каждом канале их десятками? (люди эти интересуются, потому что хотят приобрести, хотят самовыражения, хотят отвлечься, им нравится).

- Обратите внимание на количество передач. Каких больше? (о еде). Почему?(это наша потребность…)

- сегодня я предлагаю поразмышлять над словами Джорджа Бернарда Шоу «Всякий есть что он ест», а сделаем мы это через произведение великого русского классика Н. В. Гоголя

«Мёртвые души», или В поисках живой души?»

- А как мы это будем делать? ( 1) будем изучать Теорию,2) анализировать Текст)

- В ходе работы над текстом будем размышлять над проблемой: «Всякий есть что он ест».

- Таким образом, как мы будем работать? (мы будем использовать алгоритм, сначала поработаем над теорией, затем с художественным текстом, в частности с эпизодами, связанными с едой, характеризовать персонажей поэмы)

- В литературоведении есть понятие Художественная деталь. А что это? Как вы понимаете этот термин? (это средство для передачи основной мысли писателя)

- А что говорит нам об этом словарь?

Деталь (от фр.- «часть», «подробность»)- это значимая подробность, частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены эпизода или всего произведения. В произведениях с деталью связан какой-либо идейно - тематический мотив

(слайд 1)

- Как вы думаете, кто является непревзойденным мастером художественной детали? (Н.В Гоголь)

- Почему?

Детализация - важный аспект реалистического письма,

Н.В.Гоголь видит вещи как бы под микроскопом, они часто меняют свой привычный облик, часто наделяются самостоятельной жизнью.

Мир вещей в поэме «Мертвые души» - хаос, своего рода кладбище вещей

- Итак, художественная деталь - это средство создания образа, элемент, несущий смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении.

-Например, кто помнит, во что был одет Обломов?(халат). Где жил Раскольников?(в шкафу, в гробу, в каморке)

- У нас образы этих героев связаны с художественной деталью.

- Мы рассмотрели теорию, теперь переходим к следующему этапу? (к работе с текстом).

- Итак, поработаем с текстом. Многие исследователи замечают обилие или даже перенасыщенность в поэме художественных деталей. Сегодня я хотела бы обратить ваше внимание на то, как это работает. Я предлагаю обратить внимание только на ЕДУ, это поможет нам охарактеризовать героев поэмы.

- Вспомним сюжет.(слайд 2 – композиция поэмы).

1.Все события, происходящие в поэме, связаны с героем Павлом Ивановичем Чичиковым,

2. который путешествует с целью приобретения так называемых «мертвых душ», чтобы затем заложить их в Опекунский совет и получить значительную сумму денег.

3. он оказывается в губернии N.

- Достаточно. Кому интересны подробности, предлагаю не полениться и прочитать эту поэму.

 -Путешествуя от помещика к помещику, главный герой в первую очередь оказывается за столом.Русские помещики были гостеприимными и угощали гостей на славу!

Деловые переговоры по купле–продаже предваряются застольем. Повествование строится таким образом, что каждая выделенная автором «съедобная» деталь отражает черты характера того помещика, с которым обедает гоголевский герой».

- К кому Чичиков приезжает первым? (к Манилову)

- Чтобы нам легче работалось, я понимаю, что не все вы на днях перечитали «Мертвые души». Я заранее приготовила отрывки из произведения (слайд 3 Манилов)

- Чем же он угощает своего гостя, которому он очень рад? И мы знаем, что Чичиков дольше всех ехал к нему, и он сильно в дороге проголодался.

- Что подано на стол? (любящему покушать Чичикову предложены простые, «по русскому обычаю, щи, но от чистого сердца»).И это гостеприимнейший до приторности хозяин!А почему ЩИ? (потому что «Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы. Может быть, к ним следует примкнуть и Манилова…»

«Хозяйством нельзя сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою…»

Он мечтатель, плохой хозяин, праздный, слащавый, с претензией на аристократизм).

-Интересна реакция Павла Ивановича, как он реагирует? (он благодарит его и отказывается)

- Да, Манилов - помещик, равнодушный ко всему, витающий в облаках-Все, что подается Маниловым на стол, полностью характеризует его образ.

(слайд 4. Воронка. Бесхозяйственный мечтатель.)

- На столе стоят корзины. Зная пристрастие в еде своих хозяев, что приобрела бы в магазине их экономка? (капуста, морковь, лук, картфель)

-Теперь поработаем в группах:

- Вам предстоит вместе с Чичиковым посетить помещиков

- Коробочку

- Собакевича

- Плюшкина

-перед вами корзины, выберите нужную вам и заполните её блюдами и продуктами, которыми помещики угощали Чичикова. К заданию нужно подойти творчески и рассмотреть проблему с точки зрения

шеф-повара

поэтов

артистов. (Перечисляют блюда и дают характеристику каждому помещику)

-Ну, а залу достается самое интересное. Мы попадаем в гости к Ноздреву. (Слайд 5. Портрет Ноздрева и отрывок из текста)

-Ноздрев - человек знаменитый, сам автор называет его «Исторической личностью. Он активно зазывает Чичикова за стол, хотя тот и не просился.

«…Обед, как видно, не составлял у Ноздрева главного в жизни; блюда не играли большой роли: кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось. Видно, что повар руководствовался более каким-то вдохновеньем и клал первое, что попадалось под руку: стоял ли возле него перец - он сыпал перец, капуста ли попалась - совал капусту, пичкал молоко, ветчину, горох - словом, катай-валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выйдет.»

-Какое блюдо подано Ноздревым на стол? (блюдо никакое, оно не играет роли.)

-У мастера слова не находится СЛОВ, зато дальше он пишет: (Слайд 6)

Зато Ноздрев налег на вина: еще не подавали супа, он уже налил гостям по большому стакану портвейна и по другомугосотерна, потому что в губернских и уездных городах не бывает простого сотерна. Потому Ноздрев велел принести бутылку мадеры, лучше которой не пивал сам фельдмаршал. Потом Ноздрев велел еще принесть …бургоньон и шампаньон вместе. В непродолжительном времени была принесена на стол рябиновка, имевшая, по словам Ноздрева, совершенный вкус сливок, но в которой, к изумлению, слышна была сивушища во всей своей силе. Потом пили какой-то бальзам, носивший такое имя, которое даже трудно было припомнить, да и сам хозяин в другой раз назвал его уже другим именем. 

-Итак, ЧТО мы положим в корзинку?

- Так какой, он, Ноздрев??? (праздный гуляка, кутила, мот, ведет бесцельное существование…)

(Слайд 7 Воронка. Праздный гуляка)

- Возвращаемся к нашим группам.

- Чем потчевали гостя эти помещики?

- Коробочка  (Слайд 8.Портрет)

- Мы сложили в корзинку грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом, припекой со сняточками, и невесть чего не было. Пресный пирог с яйцом!  Все это он съел с довольствием!!!

- Какой странный набор! Все это мучные изделия, которые требуют минимальных затрат.

Коробочка, женщина очень обстоятельная и аккуратная, но при всем этом она скупа, расчетлива, для писателя его героиня.

Коробочка - неразвитая личность: «… точно ли Коробочка стоит так низко на бесконечной лестнице человеческого совершенствовании?...» Именно такой вывод делает про неё автор. Слайд 9. Воронка. Расчетливая скопидомка)

- Собакевич (Слайд 10.Портрет Собакевича)

- Щи, кусок няни, гречка, мозги

Каша с мясом барана,

Ватрушки, индюк, набитый добром

Из риса, яиц и печенки. (Л. С. Собирает корзину)

- Каков Собакевич! Хорош аппетит!

И потчует гостя с размахом.

Пал Ваныч, откушав всего за столом,

На пуд потяжелел махом!

- Цель жизни помещика Собакевича - наполнение желудка. Он редко о ком отзывался хорошо, все люди вокруг него плохие. «Нрав какой собачий!»- говорит о нем Гоголь. Он - человек- кулак, жадный накопитель, чревоугодник.

Слайд11. Воронка. Кулак, чревоугодник

- Плюшкин(Слайд 12.Портрет Плюшкина)

Обед у Плюшкина

....Поставь самовар, слышишь, да вот возьми ключ да отдай Мавре, чтобы пошла в кладовую: там на полке есть сухарь из кулича, который привезла Александра Степановна, чтобы подали его к чаю!. .
....у меня был славный ликерчик, если только не выпили! народ такие воры! А вот разве не это ли он? - Чичиков увидел в руках его графинчик, который был весь в пыли, как в фуфайке. - Еще покойница делала, - продолжал Плюшкин, - мошенница ключница совсем было его забросила и даже не закупорила, каналья!

Ребята играют роль


"... восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха!..."

"... Мошенник [...]

Такой скряга, какого вообразить трудно.

В тюрьме колодники лучше живут, чем он: всех людей переморил голодом..." "... скрягу Плюшкина [...] того, что плохо кормит людей?.." 

"... человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине

мелкий взгляд его обращался к бумажкам и перышкам, которые он собирал в своей комнате..."

"... это бес, а не человек...", «Прореха на человечестве», мертвая душа


Слайд12. Воронка. «Прореха на человечестве»


- Спасибо группам за творческий подход. Посмотрите на слайд.Ч то у нас получилось? (воронка)

- Как вы знаете, Н.В. Гоголь ориентировал свое произведение на эпос Гомера и «Божественную комедию» Данте Алигьери что определило трехчастную структуру поэмы. 1 том был задуман как представление и аналитическое осмысление «ада» российской действительности, во 2 томе писатель намеревался пропустить своих героев через «чистилище», чтобы в 3 томе изобразить их в «раю». Но, к нашему несчастью, и к счастью учеников 2 том был сожжен, а 3 не написан. Куда привел героев-помещиков их образ жизни? (в АД)


Слайд12. Воронка. АД

   Заключение

    Изложенные выше наблюдения позволяют сделать следующие выводы.

  Частое обращение Гоголя к образам еды не случайно. Эти детали несут огромную смысловую нагрузку.

Если в этом мире главное, то, что всегда на первом месте, - это еда, а люди и предметы видятся через призму съестного, становятся понятны масштабы такого мира.

    Для автора поэмы еда, заполняющая не только желудки героев, но и всё окружающее их пространство, является средством изображения душевной пустоты персонажей, которые заняты только удовлетворением своих физических потребностей. И поэтому они достойны называться «мёртвыми душами» в гораздо большей степени, нежели те, кого они покупают и продают.

- - А мы с вами вспомним содержимое нашей продуктовой корзины. Что вы приобрели? (перечисляют)

А теперь представим себе, что за нами в очереди в супермаркете стоит Н.В.Гоголь. Если бы он был жив и решил написать 3 том и ему нужны были наши типажи, ЧТО бы он написал о нас с вами?

-Уважаемые ребята! Как сказал Н.В. Гоголь: «Подумайте не о мертвых душах, а о живой душе!»

Ирина Самарина-Лабиринт

Как хочется душевной красоты…
Открытости и честности взаимной…
Тошнит от фоток с внешностью утиной
И очень не хватает доброты.

Но вместо чувств на людях ярлыки…
Так стало много глянцевых журналов.
А искренность душевная пропала
 
И под улыбкой прячутся клыки…

Но даже встретив искренность в толпе,
Ловлю себя на том, что сомневаюсь…
Боюсь, что снова в людях ошибаюсь.
Смотрю на них, но каждый – по себе…

Бывает, в модном платье дорогом
Стоит душа, дешёвая до боли.
Расчётливости алчные пароли
Во взгляде отражаются пустом…

Всё дёшево, в чём нет души людской,
Будь это тело или вещь крутая.
А красота душевная простая
Хранит надежду, веру и любовь…

.Результаты ЕГЭ, ГИА, теперь и итоговых сочинений (изложений) убеждают нас в том, что чтение-понимание, умение интерпретировать текст - это ведущие компетенции, необходимые не только ученику, но и любому взрослому человеку в его дальнейшей деятельности. Личностно ориентированная среда на уроках литературы - это развивающая речевая среда, основой которой является текст. Работа с текстом - важная составляющая всех моих уроков.















Опубликовано


Комментарии (2)

Легоцкая Вера Сергеевна, 30.04.22 в 12:38 0Ответить Пожаловаться
Очень интересная работа, но автор не прикрепил презентацию!
Ямаева, 30.04.22 в 21:05 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за отзыв, а презентацию обязательно выложу!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.