12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лисенкова Нина Ивановна101
Россия, Нижегородская обл., Перевоз



Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Лисенкова Нина Ивановна

Район

Перевозский

Место работы

МАОУ «СШ №2 г. Перевоза»

Должность

учитель


Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

химия

Класс

8

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений Рабочей программы предметной линии учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. ФГОС. Химия. 8-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, сост. Гара Н. Н., М. «Просвещение», 2014 г. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации

Цели учебного занятия (согласно ПРП)

формирование интеллектуально развитой личности, готовой

к самообразованию, сотрудничеству, самостоятельному принятию решений, способной адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни;


определять кислород как «химический элемент» и как «простое вещество», составлять формулы веществ по их названиям.


Тематический блок, тема (согласно ПРП)

Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений) Тема 3: "Воздух..Кислород. Горение"

Тема урока: Кислород. Получение кислорода.

Основное содержание (согласно ПРП)

Объяснять понятие кислорода как химического элемента и как простого вещества, рассмотреть способы получения кислорода в лабораторных условиях и в промышленности.

Характеризовать физические свойства кислорода, нахождение в природе.


Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) (согласно ПРП)

эвристическая беседа, дискуссия, самостоятельная работа

Учебная задача

Открыть способ …

Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …

Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования


Открыть способ работы с таблицами и схемами


Вовлечь учащихся в исследовательскую и коммуникативную деятельность при работе на уроке с раздаточным материалом, выполнением практической работы и выполнения заданий.

Овладеть теоретическими знанием о кислороде как хим. Элементе и простом веществе, его ролью в природе и в жизни., сформировать у учащихся правила по ТБ при обращении со спиртовкой.




Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты


t1670518884aa.gifЦель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)



Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся распознавать кислород как хим. Элемент и как простое вещество, познакомятся с их свойствами


Обучающиеся получат возможность продолжить формировать знания о понятиях «химический элемент» и «простое вещество», отрабатывать химические термины и понятия



Цель – способ (метапредметный результат)

Познавательные

Обучающиеся.

- Овладеют способом смыслового чтения

-научаться формулировать цель урока, используя проблемную ситуацию

-научатся делать выводы на основе полученной информации и проведенного эксперимента

Регулятивные

Обучающиеся научаться

определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения;

организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы.

Коммуникативные

Овладеют коммуникативными навыками при работе в группе, при высказывании своей точки зрения






Познавательные

Обучающиеся получат возможность работать с текстами и сворачивать информацию в таблицы, решать логические задачи, повышать уровень смыслового чтения


Регулятивные

Обучающиеся получать возможность научиться делать выводы по результатам исследования и применять их в повседневной жизни

Коммуникативные

обучающиеся получат возможность развивать

умение воспринимать информацию на слух;

строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнение совместной работы;

развивать на уроке активную речевую практику.



Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся убедятся в необходимости применения практических знаний в практической деятельности.

Отметят потребность в справедливой оценке своей работы и работы одноклассников.


Обучающиеся получат возможность для формирования интереса к естественным наукам.




Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

Имеют опыт выполнения исследовательской деятельности на уроке, выполнять задания на анализ, логику, заполнять таблицы, выбирать правильное решения в затруднительной ситуации.

Имеют навыки смыслового чтения, могут контролировать ход выполнения работы, умеют оценивать себя и товарищей.

Имеют навыки взаимопроверки и взаимооценки



Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат



фронтальная работа в эвристической беседе

выполнение тестовых заданий и ситуационной задачи

проведение химического эксперимента в соответствии с правилами ТБ.


Регулятивные УУД:

выдвижение и формулировка целей

планирование своей деятельности, нахождение алгоритма выполнения поставленной задачи

осуществление само- и взаимоконтроля процесса выполнения заданий и коррекция своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

установление учебного сотрудничества с учителем и рабочих отношений в паре со сверстниками, уважительное отношение к позиции другого

участие в совместном обсуждении результатов практических действий

адекватное использование устной и письменной речи

Познавательные УУД:

Понимание, интерпретация и использование знаков, символов и схем для решения учебных и познавательных задач

умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, извлечение необходимой информации из источников

построение логических рассуждений, умение проводить анализ и синтез, умение осуществлять сравнение; умение обобщать изученное; умение классифицировать объекты, делать выводы

правильное обращение с лабораторным оборудованием.


участие в дискуссии

участие в разрешении проблемной ситуации

развитие любознательности и интереса к исследовательской деятельности

формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию

формирование химико-экологической культуры и научного мировоззрения.



Используем метапредметную рефлексию:

1.Тема нашего сегодняшнего урока …

2. Передо мной на уроке стояла цель …

3. Сегодня я узнал …

4. Было интересно …

5. Было сложно…

6.Я понял, что …

7. Теперь я могу …

8. Я научился …

9. Я работал на уроке…

10.Выводы урока таковы



Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Использование индивидуального оценочного листа.





Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы


Химия. 8 класс:учеб. для общеобразават. организаций/ Г.Е. Рудзитис,Ф.Г. Фельдман. – 6–е изд.,стериотип. – М.:Просвещение, 2018. – 207 с. :ил.


Ахметов М.А. Химия: 8 класс: методическое пособие/ М.А.Ахметов, Н.Н.Гара. – М.:Вентана-Граф, 2014.

1.Физические свойства кислорода http://900igr.net/up/datas/162440/009.jpg

2. Способы собирания кислорода

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0b46/0000bb0d-378af4d8/img6.jpg

3. Тест по теме «Кислород» https://onlinetestpad.com/ru/test/1118891-khimiya-8-klass-kislorod


1. Кислород в природе http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d01275b9-db4c-41f4-ba26-5e780ce4347f/57.html

2. Открытие кислорода http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8030c95a-d899-487e-961d-734c4b98438e/48.html

3. Получение кислорода в промышленности

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f50ddefd-4352-a855-9aaa-ff5da24f891c/00119989991141536.htm





Техническое обеспечение

Мультимедийный проектор, персональный компьютер, лабораторное оборудование: пробирки, штатив, хим. стаканы, вода, кристаллизатор, инструктивные карточки для проведения лабораторных опытов




Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование


Этап урока Подэтап урока Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)












1.Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Предъявление учителем своей индивидуальности

Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества

Создание комфортной психологической атмосферы урока


1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом)

Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.


1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п.

Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания»

Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся

















2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата

Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)


Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”


2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире

Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности).

Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения


2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними

Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности

Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем


2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях

Построение системы конкретно-практических задач

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости


3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи


3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения



Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП Подэтап урока или другой формы УВП Действия учителя (педагога) Действия обучающихся



1.Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Поиск взаимодействия с учащимися на уровне вербального и невербального общения, выявление эмоционального настроя на урок, комфортабельности.

Фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку.


Приветствуют учителя. Слушают. Подготавливаются к работе

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Ребята, мы начинаем изучение конкретных веществ, образуемых химическими элементами. И это отнюдь не случайно. Многие из них имеют огромное значение в природе.

Учитель проводит «Мозговой штурм»

Загадки о химических элементах:

Вещество известное – 

Нужное, полезное!

Мы на химии его 

Называем «аш два о» Н2О


В чем горят дрова и газ,

Фосфор, водород, алмаз?

Дышит чем любой из нас

Каждый миг, и каждый час?

Без чего мертва природа? О2


Что общего в их химических формулах?

Дайте определения «Простое вещество», «Химический элемент»

Привести примеры простого вещества и химического элемента.






Предлагают работать в группах



В процессе беседы отвечают на вопросы, поставленные учителем.

За правильный ответ учащийся получает по 1 баллу, фиксирует его на полях своей рабочей тетради.

 












1.3. Создание проблемной ситуации

Создает проблемную ситуацию путем предложения задания: Вам предлагается синквейн, что скрыто в ключевом слове?

***

Бесцветный, газообразный

Окисляет, реагирует, сжижается

Мы не можем без тебя

Жизнь!


Самостоятельно формулируют учебные гипотезы для решения проблемной ситуации, используя имеющийся набор знаний, применяют логические операции.



Для решения у учащихся имеется определенный минимум знаний из курса географии, биологии. Из курса географии основной школы они знают об атмосфере, в состав которой входит кислород, а из биологии растений о процессе фотосинтеза ( образовании кислорода)








2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Проанализируйте опыт Д.Пристли (рис.)

 

t1670518884ab.jpg


Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока.




Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности. Отвечают на вопросы, поставленные учителем в ходе эвристической беседы. Это побуждает их к самостоятельному рассуждению, правильному использованию терминов и понятий, грамотному владению химическим языком


Выполняют задание

Растения в процессе фотосинтеза вырабатывают из углекислого газа кислород.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока.


Учитель предлагает сделать вывод, о каком веществе идет речь?

Какова будет тема урока? Цель? Что мы уже узнаем и что можем узнать еще кислотах? Прием «Таблица – ЗХУ»

Расчертите листок на три части и подпишите графы.

Я знаю

Хочу узнать

Что узнал?










Формулируют тему урока, цель и задачи.



Заполняют в тетради таблицу (1 и 2 графу).

Хочу узнать: 1) положение в ПСТХЭ; 2) нахождение в природе 3) физические свойства 4) применение


2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Организуется работа по изучению кислорода


Чтобы изучить новый материал, предлагаю представителям групп выбрать лепесток ромашки, содержащий определённый тип вопроса. (На этом этапе используется приём «ромашка Блума». Учащиеся не знают, над какими вопросами они будут работать, но могут выбрать задания по уровню сложности)

Задание №2: Используя текст, расскажите об открытии кислорода http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8030c95a-d899-487e-961d-734c4b98438e/48.html


Определить положение кислорода в ПСХЭ, Рассчитать у кислорода: Аr и Mr


Изучите диаграмму «Кислород в природе» : http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d01275b9-db4c-41f4-ba26-5e780ce4347f/57.html collection.edu.ru/dlrstore/d01275b9-db4c-41f4-ba26-5e780ce4347f/57.html

Работа в группах








Знакомятся с открытием кислорода

Дж.Пристли.


Определяют положение кислорода в ПСХЭ, Аr и Mr


Сравнивают содержание кислорода в земной коре, атмосфере. Делают выводы.



2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий


3 задание:

Найдите в тексте учебника название веществ, ускоряющих скорость химической реакции.


Учитель демонстрирует опыты получения кислорода в лабораторных условиях.

Правила техники безопасности при работе со спиртовкой.


Составьте схему способов получения кислорода (Кластер)

Работают с текстом, записывают термин «катализатор».

Записывают уравнения реакций получения кислорода



Сообщение учащегося «Правила обращения со спиртовкой».


Сравнивают составленные самостоятельно схемы получения



3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Учитель организует работу по осмыслению содержания новой темы, через непосредственный контакт с новой информацией, посредством организации групповой работы.

Рассмотрите рисунки: Способы собирания кислорода. https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0b46/0000bb0d-378af4d8/img6.jpg.

А как в промышленности получают кислород?

( http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f50ddefd-4352-a855-9aaa-ff5da24f891c/00119989991141536.htm

Как вы думаете, что произойдет на Земле, если исчезнет кислород?

https://www.youtube.com/watch?v=kU-67kxe8mo


Учитель организует деятельность по применению новых знаний в виде «Верные и неверные утверждения», анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность.

Выбери верное суждение о кислороде:

1.Кислород – элемент IV группы. -

 2. Кислород необходим для дыхания. +

 3. Кислород используют при резке и сварке металлов.+

 4. Кислород – это газ бледно-голубого цвета.-

 5. В лаборатории кислород получают разложением перманганата калия.+

 6. Кислород выделяют растения при фотосинтезе.+

 7. Кислород легче воздуха. -

8.Катализатор ускоряет химическую реакцию. +


Спикеры групп выступают перед классом, объясняя новый материал.





Анализируют, делают выводы




Самостоятельно выполняют предложенную ситуативную задачу.

Индивидуальная и парная работа обучающихся: (определяют правильные «+» и неправильные «-« утверждения)



Индивидуально в тетрадях пишут ответы.

Фронтально обсуждают.

Самопроверка и выставление баллов:

1 балл за каждый верный ответ

Обучающиеся оценивают результаты своей работы


3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Организует рефлексию в форме анкетирования

1. На уроке я работал(а): активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я: доволен/ не доволен

3. Урок для меня показался: коротким / длинным

За урок я: не устал(а) /

5. Мое настроение: стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был: понятен/ не понятен

полезен/ бесполезен, интересен/ скучен

Организует обратную связь с целью оценки эффективности

достижения поставленной цели, соотносит цель и результат.

Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока?

Как вы считаете, достигли мы её?

А теперь оцените свою деятельность на уроке.

Ответьте на предложенные вопросы:

Что изучили на уроке?

Что было легко? В чем были трудности?

Коррекция самооценок,

самоанализа, выставление оценок.

Возвратимся к эпиграфу урока.

Изучая кислоты, мы узнали, что они образуют соли.

Что это за вещества? Возникла новая проблема,

которую мы будем решать на следующем уроке.



Возврат к цели

На основе анализа и синтеза фактов делают самостоятельные выводы и обобщения.


Осознают смысл эпиграфа, нацеливаются на дальнейшее получение учебных занятий.




Анализируют таблицу «ЗХУ», планируют дальнейшие действия.



Самооценка работы на уроке:

9 – 10 баллов – «5»

7 – 8 баллов – «4»

5 – 6 баллов – «3»


4.Домашнее задание


Поясняет и настраивает на выполнение заданий §32, вопросы (уровень заданий выбирают сами учащиеся),

Тест по теме «Кислород» https://onlinetestpad.com/ru/test/1118891-khimiya-8-klass-kislorod

Составить кластер «Применение кислорода» творческие задания по желанию (синквейн, кроссворд)


Учащиеся воспринимают информацию, фиксируют задание..


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.