12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Метелькова Людмила Анатольевна82
Учитель химии школы № 35 города Ярославля. Педагогический стаж 42,5 года.
Россия, Ярославская обл., Ярославль

План-конспект открытого урока по химии «Кислоты», 8 класс

УМК О.С.Габриелян

Учитель химии основной школы 35 г. Ярославля

Метелькова Людмила Анатольевна

Технологическая карта урока

Предмет: Химия

Класс: 8 класс

Базовый учебник: Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2019 г.

Тема урока: Кислоты

Цель: усвоение знаний обучающихся о кислотах как классе неорганических соединений

Задачи:

образовательные:

- обеспечить формирование представления об одном из важнейших классов неорганических соединений – кислотах;

- обеспечить знания обучающихся о составе и номенклатуре кислот;

- обеспечить умение обучающихся классифицировать кислоты по различным признакам;

- обеспечить умение обучающихся находить степень окисления элементов в кислотах, заряд ионов кислотных остатков.

воспитательные:

создать условия для:

- воспитания сознательного и серьезного отношения обучающихся к учебной дисциплине, убеждая их в том, что полученные знания пригодятся им в будущей деятельности;

- воспитания умения участвовать в обсуждении, отстаивать свою точку зрения, уважая точку зрения других людей;

- воспитания умения слушать других, культуры речи, общения;

- воспитания способности сопереживать товарищам при их неудачах, радоваться их успехам;

- воспитания потребности в овладении специальными знаниями, умениями, навыками;

- воспитания таких качеств личности, как ответственное отношение к порученному делу, умение объективно оценивать результаты своего труда;

- воспитания веры в свои силы и потребности раскрыть потенциальные способности;

- воспитания умения управлять собой, своим поведением.

развивающие:

создать условия для:

- развития мышления обучающихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы;

- развития у обучающихся рефлексивной деятельности;

- развития у обучающихся исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний – наблюдение, гипотеза, эксперимент);

- развития практических умений и навыков работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, актуализации знаний обучающихся о правилах работы в химическом кабинете в связи с изучением свойств кислот;

- развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Критерии достижения цели урока: обучающийся знает понятие «кислота», форрмулы кислот, классификацию кислот, признаки действия кислот на индикаторы; умеет: называть кислоты, определять принадлежность веществ к определенному классу соединений, находить степень окисления элементов в соединениях и заряд ионов кислотных остатков, соотносить формулы кислот и соответствующих им оксидов, составлять формулы гидроксидов (кислот) и распознавать опытным путем их растворы.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма урока: комбинированный урок

Условия обеспечения учебной деятельности:

УМК: О.С. Габриелян

Технология: технология развития критического мышления, системно-деятельный подход.

Материально-техническое обеспечение:

- планшеты ;

- дидактический материал для обучающихся –  таблица кислот и кислотных остатков;  таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде;

- карточки с формулами и названиями кислот и кислотных остатков;

- таблицы «Окраска индикаторов в кислой среде»;

- анкеты (для рефлексии).

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Организационный этап

Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку


Приветствуют учителя, проверяют свое рабочее место

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

Актуализация и коррекция опорных знаний и умений учащихся

Учитель: Начинаем урок с Эпиграфа « Ум заключается не только в знании. Но и в умении прилагать знание на деле» - Аристотель

Вам , ребята, понадобятся те знания, которые вы получили на предыдущих уроках по темам « Оксиды. Основания. Правила техники безопасности при работе со щелочами»

Самое интересное в окружающем нас мире – это то, что он очень сложно устроен, и к тому же постоянно изменяется. Каждую секунду в нём происходит множество химических реакций, образуется множество химических веществ. На сегодняшний день известно почти полмиллиона неорганических веществ. Вещества окружают нас повсюду, с использованием веществ связано прогрессивное развитие человечества. “Всё мы связываем с химической наукой: дальнейший прогресс окружающего нас мира, новые методы преобразования и усовершенствования. И не может быть в наши дни специалиста, который сумел бы обойтись без знаний химии” (Н. Н. Семенов-советский физико-химик, один из основоположников химической физики.).





Сегодня на занятии мы продолжим изучать многообразие мира неорганических веществ. Но для начала давайте вспомним:

Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков?

Какие соединения химических элементов мы изучили? Plus






Создает  проблемную ситуацию путем предложения задания:   

Распределить предложенные вещества по классам, дать определения известных классов

Обучающиеся отвечают на вопросы.


Выполняют задание – выделяют  2 группы веществ по признакам классов: оксиды,

основания; вещества третьей группы неизвестны.

Дают определения оксидов, оснований.

Разгадывают.


Выбирают : оксиды, основания. Вещества оставшиеся – неизвестны.

Познавательные:

логические – анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


3

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока.

К какой группе веществ мы отнесем H2SO4, HCl, H3PO4? Изучали ли мы подобные вещества?

Для того чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока, учитель предлагает пословицу : «Как поработаешь, так и полопаешь» Для вас я приготовила угощения ( на подносе канапе из разных фруктов)

«Угощенья не спроста

На вкус все кислое слегка-

Лимончик, киви, апельсин

И яблочко и мандарин.

Знаешь ты, и знаю я, Знают даже бегемоты-

Содержат вкусности-


На основе прослушанной информации учитель предлагает сделать вывод, о каком веществе идет речь?

Мы нашли название группы веществ 3 класса. Какова будет тема урока? Цель? Что мы можем узнать о кислотах?






















Отвечают на вопрос- КИСЛОТЫ

Формулируют тему урока, цель и задачи (Изучить строение, свойства. Классификацию, нахождение в природе, области применения кислот)

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

4

Восприятие нового материала


Организуется работа по исследованию класса кислот.

2 задание:

Определить состав кислот, воспользовавшись формулами из 1 задания





3 задание

Воспользовавшись текстом параграфа 21, изучить названия и классификацию кислот по наличию кислорода в кислотном остатке, по основности и по растворимости в воде. Составьте схемы классификации кислот.



Учитель объясняет алгоритм нахождения степени окислении элементов-неметаллов в кислотах, нахождение зарядов ионов кислотных остатков.


Учитель демонстрирует видеофрагмент «Действие кислот на индикаторы»

Демонстрирует таблицу с названиями и формулами кислот . Раздает детям готовые мини –таблички с основными неорганическими кислотами и их названиями)

ФИЗКУЛЬМИНУТКА Правила техники безопасности при работе с кислотами

Кислоты в природе и в жизни человека


Определяют состав вещества:

Н n(КО) m Формулируют определение класса кислот, записывают в тетрадь.







Сравнивают составленные самостоятельно схемы классификации кислот со схемами




Обучающиеся прослушивают материал, делают записи в тетрадь.





Делают вывод: независимо от вида кислоты, индикаторы изменяют свой цвет одинаково, а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствам


Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

Регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия;


Познавательные:

общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания;

логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез.


5

Первичное закрепление. Осмысление и систематизация изученного.

Организует работу по отработке умений находить степени окисления элементов в формулах кислот.

Организует работу по отработке умений устанавливать соответствия: формула кислоты – формула оксида.

Работа обучающихся с таблицей кислот и кислотных остатков,

1. Определение степени окисления элементов в формулах кислот;

2. Сопоставление формулы кислоты и формулы соответствующего ей оксида.

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные.



Учитель организует деятельность по применению новых знаний в виде дидактической игры, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность.

Индивидуальная работа обучающихся : ( дидактическая игра)

1. Соотнесение формул и названий кислот;

Обучающиеся осуществляют самопроверку заданий. Оценивают результаты своей работы.

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение.

6

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организует рефлексию в форме анкетирования

1. На уроке я работал(а):

активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я:

доволен/ не доволен

3. Урок для меня показался:

коротким/ длинным

4. За урок я:

не устал(а)/ устал(а)

5. Мое настроение:

стало лучше/ стало хуже

6. Материал урока мне был:

понятен/ не понятен

полезен/ бесполезен

интересен/ скучен

7. Домашнее задание мне кажется:

легким/ трудным

Обучающимся предлагается заполнить анкету. Обучающиеся осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока

Познавательные:

рефлексия

Личностные: смыслообразование

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

8

Домашнее задание

Учитель формулирует задание, комментируя его по необходимости.

параграф 21, вопросы 1 – 2, составить кроссворд по теме «Кислоты».

Обучающиеся воспринимают информацию, фиксируют задание.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.