Урок «Классы неорганических соединений» (Химия, 8 класс)
Сценарий урока.
Автор: Нарбекова Марина Ивановна.
Полное название образовательного учреждения: Татарстан, г. Казань, ГБОУ «Казанская школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Предмет: химия
Тема: «Классы неорганических соединений»
Класс: 8
Учебно-методическое обеспечение: УМК «Химия 8» Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, Москва, «Просвещение», 2015г.
Время реализации занятия: 40 минут
Цель урока.
Повторить, углубить и обобщить сведения об основных классах неорганических соединений.
Задачи урока:
- Проверить умения распознавать формулы основных классов неорганических веществ.
- Закрепить навык использования химической терминологии.
- Формировать интерес к предмету, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между ребятами.
- Корректировать произносительные навыки.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: презентация, ноутбук, проектор, Периодическая таблица Д.И. Менделеева; реактивы для проведения демонстрационных опытов.
Основное содержание темы: классификация неорганических соединений.
Термины и понятия: оксиды, основания, кислоты, соли.
План проведения урока:
Этапы урока |
Время |
1) Организационный этап. Постановка цели и задач урока. 2) Актуализация знаний. Мотивация и стимулирование деятельности. 3) Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне. 4) Применение знаний и умений в новой ситуации. 5) Физкультминутка «Самый шустрый!». 6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия. Анализ и содержание итогов работы. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
2 минуты
6 минут
8 минут
8 минут 3 минуты 8 минут 5 минут 2 минуты |
Образовательные результаты
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных знаний. Грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории. |
Познавательные УУД: Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы. Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах и таблицах. Использовать знаково-символические средства для выполнения заданий. Работать с моделями молекул (в виде формул) и химических процессов (в виде уравнений реакций). Регулятивные УУД: Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий. Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности. Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата. Коммуникативные УУД: Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками. Устанавливать рабочие отношения в классе, планировать общие способы работы. |
Умение классифицировать неорганические соединения. Знание предметной терминологии.
|
Ход урока.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Оборудование/ слайды |
Формирование УУД |
|||
1.Организационный этап. |
||||||
Приветствует и проверяет присутствующих. Здравствуйте. Кто сегодня отсутствует на уроке? Все готовы к уроку? Знакомство с условными обозначениями, планом урока. |
Приветствуют учителя. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. |
Слайды 1-4.
Переход по гипрссылкам и управляющим кнопкам. |
Личностные УД: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
|||
2. Актуализация знаний. Мотивация и стимулирование деятельности. |
||||||
Организует деятельность по актуализации понятий, используя игровые приёмы. Наиболее активные учащиеся оцениваются поощрительным баллом (рейтинг на магнитной доске). |
Отвечают на вопросы устно. Контролируют правильность ответов одноклассников. Вспоминают: металлы и неметаллы; названия химических элементов; типы химических реакций.
Формулируют тему урока |
Слайды 5-8.
В 1 задании при нажатии на фигуру с металлом появляется буква, при нажатии на фигуру неметалла-пустая фигура. В 4 задании при нажатии на значок, реакции, не являющиеся реакциями соединения- исчезают. Переход к слайдам с помощью управляющих кнопок, ответы появляются после нажатия на кнопку «ответ». |
Регулятивные УД: Умение самостоятельно обнаруживать и решать учебную задачу. Коммуникативные УД: умение слушать и понимать речь других |
|||
3. Обобщение и систематизация знаний. |
||||||
Организует выполнение заданий письменно. Тема урока: «Классы неорганических соединений». Мотивация и стимулирование деятельности: мы должны с вами повторить, углубить и обобщить сведения об основных классах неорганических соединений. Наиболее активные учащиеся оцениваются поощрительным баллом (рейтинг на магнитной доске). |
Записывают в тетрадях тему урока, выполняют письменно задания. Задание 1 и 4 одним из учащихся выполняется у доски. Проверка химического диктанта проводится взаимопроверкой (соседом по парте). |
Слайд 9-13.
|
Регулятивные УД: Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Коммуникативные УД: умение слушать и понимать речь других |
|||
4. Применение знаний и умений в новой ситуации. |
||||||
Напоминает правила техники безопасности при работе с кислотами, щелочами (инструкция по ТБ): на демонстрационном столе находятся реактивы, штативы с пробирками (в классе 6 детей, опыты выполняются на демонстрационном столе, поочерёдно каждым учащимся).
|
Выполняют письменно задания. Проводят наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Записывают уравнения химических реакций. Делают выводы. Одним из учащихся реакции записываются на доске. |
Слайды 14. |
Личностные УД: умение управлять своей познавательной деятельностью, открыто выражать и отстаивать свою позицию, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
|||
5. Физкультминутка «Самый шустрый!». |
||||||
Начинает физкультминутку, следит за активностью учащихся, помогает слабым учащимся. |
Учащиеся по очереди выбегают к доске, где составляют по 2-3 карточки «Химического лото», при этом выполняя упражнения зарядки. |
Слайд 15. |
Коммуникативные УД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. |
|||
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. |
||||||
Организует контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и коррекцию материала. |
Отвечают на вопросы теста (возможен и индивидуальный подход при наличии необходимого количества ноутбуков), обсуждают ошибки. |
Слайд 16 .
|
Личностные УД: Умение управлять своей познавательной деятельностью, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам |
|||
7. Рефлексия. Подведение итогов. |
||||||
Синквейн по теме. Первую строчку необходимо угадать (оксиды, основания, кислота, соль). Осуществляет рефлексию. Отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке, учитывая рейтинг на магнитной доске. |
Отгадывают первую строчку синквейна.
Отвечают на вопросы рефлексии, называют лучшего на уроке. |
Слайды 17. При нажатии на задание появляется текст синквейна, ответ после нажатия на цифру (последовательность щелчков). Слайд 18. Вопросы появляются при последовательности щелчков, при нажатии на предыдущий. |
Познавательные УД: умения осуществлять поиск нужной информации; выделять главное в тексте; грамотно формулировать ответы. Личностные УД: Умение управлять своей познавательной деятельностью, открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам |
|||
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
||||||
Информирует о домашнем задании, дает краткие инструкции по его выполнению. |
Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы. |
Слайд 19. |
Регулятивные УД: Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи. |
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
Учебник: «Химия 8»Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, Москва, «Просвещение», 2015г.
Брейгер Л.М., Баженова А.Е., Химия 8-11 классы. Развернутое тематическое планирование по учебникам Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Волгоград, Учитель, 2009
Тесты по химии. Т.А. Боровских. К учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 8 класс», Москва «Экзамен», 2013 г.
Габриелян О.С., Настольная книга учителя химии, 8 класс, 2001