12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стефанова Лариса Михайловна11425
Россия, Коми респ., Сыктывкар
11

Классный час «Чтобы не было беды»



Стефанова Лариса Михайловна,

учитель русского языка и литературы

УКП «РДБ» ГОУ РК «Республиканский центр образования» г. Сыктывкара Республика Коми.

Презентация к классному часу
PPT / 4.55 Мб

Цель: создание условий для предупреждения возможных опасных жизненных ситуаций для учащихся.

Задачи:

обучающие: углубить и систематизировать знания учащихся о правилах безопасного поведения дома и на улице;

развивающие: способствовать формированию у учащихся осознанной потребности в сохранении своего здоровья;

развивать умение анализировать возможные опасные жизненные ситуации и способность принимать правильное решение;

развивать навыки осознанного применения основных правил безопасного поведения дома и на улице;

воспитывающие:

воспитывать у учащихся ответственное и бережное отношение к своему здоровью;

способствовать воспитанию у учащихся внимательности, ответственности за свои поступки, находчивости.

1. Вступительное слово учителя. Слайд 1.

Ребята, мы живём в современном и сложном мире. Жизнь, как бы сложна она ни была временами, замечательна. Неда­ром, все мы так дорожим ею. Однако на свете существует много опасностей, которые подстерегают людей на их жизненном пути. Надо сказать, что на протяжении всей истории человечество подвер­гается воздействию стихийных бедствий, аварий и катастроф, кото­рые уносят тысячи жизней, причиняют колоссальный экономиче­ский ущерб, за короткое время разрушают всё, что создавалось го­дами, десятилетиями и даже веками. Для того чтобы обезопасить себя в той или иной сложной си­туации или вообще её избежать, вы должны знать, какие бывают чрезвычайные ситуации и как себя вести, если случилась беда. Но в первую очередь, вы должны знать, что при любой чрез­вычайной ситуации необходимо звонить в службу спасения 01 или 112 (с мобильного телефона). И спасатели всегда придут к вам на помощь!

2. Беседа. Разбор чрезвычайных ситуаций.

А сейчас давайте рассмотрим несколько чрезвычайных ситуаций.

Ситуация «Пожар». Слайд 2.

Давайте разберём такую распространенную ситуацию, как «Пожар».

Ежегодно в Республике Коми происходит более 2 тысяч пожа­ров, более 100 человек погибает, в том числе жертвами огня стано­вятся и дети. Основными причинами пожаров являются:

неосторожное обращение с огнём;

нарушение правил пожарной безопасности при использова­нии электроприборов, а также при топке печей;

детская шалость с огнём.

Большая часть пожаров происходит в жилом секторе и ча­ще всего эти пожары являются результатом незнания элементарных правил пожарной безопасности. В своих домах, квартирах люди постоянно используют различные бытовые электроприборы: плитки, утюги, чайники, различные обогреватели, телевизоры и т.д. При неосторожном пользовании ими может случиться пожар. По­этому электрические плитки, утюги, чайники и другие нагреватель­ные приборы обязательно должны быть установлены на открытом месте на несгораемые подставки, вдали от мебели, а также занаве­сок, постельного белья и одежды. Опасно изготавливать самодельные электронагревательные приборы и включать в розетку одновре­менно несколько приборов. Особенно опасный характер носят по­жары от телевизоров, включенных в сеть и оставленных без при­смотра.

Пример: Недавно в одной из квартир по улице Малышева в городе Сыктывкаре произошел пожар. Как выясни­лось, возгорание произошло, когда хозяев не было дома. Пожарных вызвала соседка, которая почувствовала сильный запах дыма. Мо­ментально прибывшие пожарные потушили пожар, причиной кото­рого послужил не выключенный из сети и находившийся в «спя­щем» режиме (когда горит огонек) цветной телевизор марки «Со­кол». В результате телевизор был уничто­жен огнём, а комната вместе с домашним имуществом сильно закоптилась от дыма.

Надо отметить, что люди часто гибнут от того, что не знают, как спастись от огня и дыма, поддаются страху, панике.

Необходимо уяснить для себя, что, попав в такую беду, ни в коем случае нельзя поддаваться панике. Следует знать, что огонь распространяется не сразу по всему помещению. Ему препятствуют глухие стены, перегородки, закрытые окна, двери и т.д. Надо пом­нить, что в любом случае на помощь немедленно прибудут люди. Пожарным-спасателям в черте города для этого требуется бук­вально считанные минуты.

Ребята, вы должны твердо знать, что, оказавшись отрезанными в помещении огнем или дымом, ни в коем случае нельзя прятаться. Многие дети при пожаре забираются под кровать, прячутся в шкаф, под стол и в другие укромные места. Спасатели или другие взрослые не смогут вас быстро отыскать. Огонь их может опередить.

Поэтому ваши действия должны быть следующие (слайд 3):

- при возникновении пожара позвоните по телефону 01 или 112 (с мобильного телефона), со­общив точный адрес и что горит;

- если рядом есть взрослые, позовите их на помощь;

- если комната заполняется едким дымом, закройте нос и рот мокрой тряпкой, пригнитесь к полу и срочно покиньте помещение (пробираясь в дыму к выходу, нужно двигаться вдоль стен, чтобы не потерять направление);

- не надо открывать двери, окна в горящее помещение, иначе туда устремится поток воздуха, который служит «пищей» для огня. Без воздуха огонь не будет сильно распространяться;

- если вы оказались отрезанными огнём или дымом, плотно закройте двери, законопатьте все щели мокрыми тряпками, одеж­дой, откройте окно или форточку и подавайте знаки помощи при­бывшим пожарным.

Часто причиной возникновения пожара служат детские шало­сти. Ребята балуются спичками, зажигалками. Во многие свои игры ребята стараются внести элементы таинственности. Порой бывает трудно предугадать, куда приведет детская фантазия в поиске мест для игр. В одном случае это неведомые ходы, которые прорывают в стогах сена, в другом - пещеры, устраиваемые в необычных местах. Нередко игры бывают в сараях, чердаках и подвалах. Таинствен­ность и темнота требуют применения огня, и тогда ребята, не заду­мываясь о последствиях, могут развести костёр, там, где опасно за­жечь даже спичку.

Пример: Несколько лет назад два школьных друга пробрались на чердак телятника совхоза «Сыктывкарский», прихватив с собой раздобытый где-то бензин, чтобы посмотреть, как будет гореть сено. Свою затею они осуществили. В течение 12 часов бойцы нескольких пожарных частей боролись с пламенем на площа­ди 400 кв.м., раскидывая сено, которое тлело, то затухая, то вспыхи­вая вновь. И все же 50 тонн кормов было повреждено огнём. Во время пожара более 300 телят было спасено, их вывели из горящего помещения. От огня пострадали чердак и кровля. Материальный ущерб составил несколько десятков тысяч рублей.

Часто бывают такие случаи, когда дети начинают украдкой курить (забывая, что это очень вредно для здоровья), выбирая для этого такие места, где можно надёжно спрятаться от взрослых. При появлении взрослых они стремятся скрыть свой поступок - бросают непотушенную сигарету куда попало, не думая, что может произой­ти пожар.

Пример: В первых числах августа десятилетняя жи­тельница Корткеросского района курила на окраине поселка, как го­ворится, подальше от родительских глаз, а затем окурок бросила прямо на сухую траву, которая загорелась. В результате пожара ог­нём были повреждены две картофельные ямы. Аналогичный пожар произошёл в поселке Троицко-Печорск в июле месяце, но последст­вия оказались намного тяжелее. Подростки курили в сарае, который был расположен рядом с жилыми домами. От небрежно брошенного окурка загорелся сарай, а затем огонь перекинулся вначале на один 12-ти квартирный дом, затем - на следующий дом. Быстрому распростра­нению огня способствовала сухая жаркая погода с сильным ветром. В результате пожара несколько семей остались без крыши над голо­вой.

Необходимо помнить: огонь наказывает за беспечность и ха­латность, порой очень жестоко!

И еще: не подводите своих родителей! Согласно действующему законодательству, за нарушения вами требований пожарной безопасности, если они привели к пожару, будут нести ответственность ваши родители.

А теперь давайте проверим, знаете ли вы правила безопасного обращения с электрическими приборами. При неумелом обращении они представляют большую опасность и могут привести к возникновению пожара.

Я предлагаю вам решить ситуативные задачи. Познакомьтесь с ситуациями. Кто из ребят поступает правильно?

Ситуативная задача № 1. Настольная лампа светила очень ярко. Таня взяла лист цветной бумаги и приложила к плафону лампы. Свет стал мягким, удобно было выполнять уроки.

Ситуативная задача № 2. Женя запаивал кастрюлю, а его сестра Ира гладила бельё. Они ставили свои электроприборы на специальные несгораемые подставки.

Ситуативная задача № 3. Валя мыла посуду и вдруг вспомнила, что уже начинается её любимая телепередача «Сам себе режиссёр». Она побежала в комнату вставлять вилку в штепсельную розетку мокрыми руками.

Ситуативная задача № 4. Вася знает порядок включения электроприборов в сеть: сначала он подключает шнур к прибору, а затем – к сети.

Правильно: 2, 4.

Кроме пожаров, есть ещё и другие чрезвычайные си­туации, на них мы сейчас вкратце и остановимся.

Ситуация «Один дома». Слайд 4.

А сейчас давайте немного поиграем.

Сюжетно-ролевая игра «Один дома».

Учащимся на карточках предлагаются ситуации для разыгрывания сценок. Задание для зрителей: прокомментировать действия участников, обосновать, насколько они были правильными.

Ситуация 1. Миша один дома. Звонит телефон. Мальчик берёт трубку и слышит незнакомый голос: «Здравствуйте, а родители дома? А когда вернутся?»

Ответ Миши: «Да, дома, но они заняты. Что им передать? Кому и куда перезвонить?»

Ситуация № 2. Виталик дома один. Звонок (стук) в дверь. Смотрит в глазок, увидел незнакомого человека, спрашивает: «Кто там?»

Последовал ответ: «Откройте, милиция! Человеку плохо, от вас вызовем «Скорую помощь».

Ответ Виталика: «Скажите, что случилось, по какому адресу, я всё сделаю сам». Мальчик идёт к телефону и вызывает «Скорую помощь».

Ситуация № 3. Сергей один дома. Кто-то пытается ключом открыть входную дверь. Сергей спрашивает: «Кто там?»

Последовал ответ: «Сантехники! Мы проверяем отопительную систему!»

Ответ Сергея: «Я ничего не знаю. Через час вернётся с работы папа, тогда и приходите».

Продолжают открывать дверь ключом. Тогда Сергей быстро баррикадирует дверь подручными предметами, звонит по телефону 02, затем бежит к окну и просит о помощи.

Молодцы, ребята! Вы правильно прокомментировали данные возможные ситуации.

Безопасность в квартире. Слайд 5.

Если вы оказались дома одни и в дверь позвонили - не спеши­те её открывать. Посмотрите в глазок, если человек вам не знаком - не открывайте, отойдите от двери и позвоните родителям на работу.

Если неизвестные рвутся в квартиру, немедленно поднимайте тревогу: позвоните в милицию (телефон 02) или сразу в службу спасения по телефону 01 или 112 (с мобильного). Разбейте окно, крикните людям «Пожар!» (это лучше привлекает внимание), стучите тяжёлыми предметами по батарее, кричите.

Ситуация «Осторожно, газ!» Слайд 6.

Ребята! Представьте: вы дома одни и вдруг почувствовали в квартире запах газа. Что вы будете делать в данной ситуации?

Учащиеся отвечают на вопрос. Учитель обобщает и дополняет их ответы.

Слайд 7.

Если вы почувствовали в квартире запах газа:

не включайте свет и не зажигайте спички;

- проверьте, закрыты ли краны на газовой плите;

- откройте окна и проветрите квартиру;

- немедленно позвоните по телефону службы газа - 04 или службы спасения – 01 или 112 (с мобильного).

4) Ситуация «На улице». Слайд 8.

Ребята, вы очень много времени проводите на улице. Улица таит в себе очень много опасностей, о которых вы порой даже и не подоз­реваете. И сейчас мы поговорим о безопасности на улице.

Безопасность на улице. Слайд 9.

В первую очередь необходимо строго соблюдать правила пешеходного движе­ния, как и правила дорожного движения. Никогда не принимайте от чужих людей сладости, подарки, деньги, приглашение покататься на машине и тому подобное. Особо опасно соглашаться с незнако­мыми людьми, когда они зовут куда-нибудь с ними пойти или по­ехать, просят помочь им что-нибудь сделать (например: поднести вещи, найти потерявшуюся кошку или собаку, сфотографироваться или вместе поиграть).

В настоящее время, когда очень часто проис­ходят террористические акты, соблюдайте на улице большую осто­рожность: не трогайте и не открывайте незнакомые предметы: свертки, сумки, пакеты. А если вы обнаружили подозрительные предметы, то сообщите взрослым, которые находятся от вас вблизи, или сразу позвоните в службу спасения. Чтобы с вами на улице не случилось, рассказывайте, в первую очередь, своим родителям или другим близким людям.

Ребята! Давайте проверим, умеете ли вы себя правильно вести на улице.

Каждый учащийся получает анкету.

Задание: внимательно прочитайте предложения, напротив каждого высказывания напишите ДА или НЕТ.

Будешь ли играть на проезжей части дороги или около неё?

Можно ли спрыгивать с крутящейся карусели?

Ты всегда переходишь дорогу на зелёный сигнал светофора?

Можно ли вступать в разговор с незнакомым человеком?

Согласишься ли ты прокатиться с незнакомцем на автомобиле?

Возьмёшь ли от парня на вокзале авторучку на память?

Отвергнешь ли ты предложение друзей поиграть на стройке, полазать, испытать свою ловкость?

Можно ли переходить дорогу перед близко идущим транспортом?

Согласишься ли показать дорогу к поликлинике двум парням?

Рискованно ли гулять на улице с наступлением темноты?

Самопроверка ответов учащимися:

1. НЕТ

2. НЕТ

3. ДА

4. НЕТ

5. НЕТ

6. НЕТ

7. ДА

8. НЕТ

9. НЕТ

10. ДА

Ребята! Оцените степень риска своего поведения на улице. Подумайте, как сделать своё нахождение на улице более безопасным.

5) Ситуация «В лесу». Слайд 10.

Ну а сейчас, ребята, рассмотрим ситуацию «Безопасность в лесу». Мы жи­вем с вами в красивом северном крае: нас окружают богатые леса, лучезарные реки. Может, даже поэтому мы ходим в походы или про­сто ездим в лес за дарами природы.

Безопасность в лесу. Слайд 11.

Первый совет - это не ходить в лес по одному. Прежде чем собраться в поход, необходимо сооб­щить родственникам (знакомым) о своем маршруте. Не забудьте взять с собой спички, компас, нож, соль. Перед тем, как войти в лес, определите по компасу стороны света, чтобы знать в каком направ­лении надо будет возвращаться. Если у вас не оказалось компаса, то запомните, с какой стороны светит солнце, при возвращении оно должно светить с другой стороны. Ну, а если вы все-таки заблуди­лись, не поддавайтесь панике, успокойтесь, прислушайтесь, не доно­сятся ли звуки, говорящие о близости людей. Выйдя в лесу на ручей, небольшую речку - идите вниз по течению, вода обязательно приве­дёт вас к людям. Запомните: вас будут искать, но спасение во мно­гом зависит от вашего грамотного поведения в лесу.

6) Ситуация «На воде». Слайд 12.

Безопасность на воде. Слайд 13.

Если говорить о безопасности на воде, то надо соблюдать следующие правила:

- сказать взрослым, родным, куда вы идёте;

- купаться только в специально отведённых местах;

- не подплывать к близко идущим судам, лодкам и катерам.

Весной становится опасен лёд на водоемах. Поэтому надо со­блюдать осторожность, и ни в коем случае в это время года нельзя кататься на санках, лыжах в таких опасных для жизни местах. При­ведем случай, который недавно произошел в Ухтинском районе. Весенним мартовским днём ученик третьего класса катался с горки и попал в промоину реки Ухта и тут же исчез подо льдом. И только спустя два дня тело мальчика было найдено. Этот трагический слу­чай послужит горьким уроком для многих ваших сверстников.

3. Группа учащихся исполняет «Частушки безопасности».

Как бы ни было нам сложно,

Будем крайне осторожны,

С незнакомым не пойдём,

В дом к себе не позовём.

 

Говорите, что хотите,

Меня вы не заставите,

Двери вам я не открою,

Как вы не настаивайте.

 

В школу нам пора идти,

Ближе через пустыри,

Но опасно – не пойдём,

Шумный мы маршрут найдём.

 

Мерседес стал возле нас,

Приглашают сесть – вот класс!

- Да куда, ты, простофиля,

В нём преступник-похититель!

 

Два дружка на лёд ходили,

Весело резвились,

Не успели отдохнуть –

Под лёд провалились.

 

На прогулке у реки

Мы костёр с друзьями жгли.

Если правила соблюдать,

То ожогам не бывать.

 

В нашей речке нет каменьев,

Только жёлтые пески.

Никогда, друзья, не будем

Заплывать через буйки.

 

Правила мы изучаем,

Их расскажем на весь свет,

Безопасность соблюдаем,

Ну а вам слабо иль нет?

4. Заключительное слово учителя.

Знают взрослые и дети,

Что ценней всего на свете:

Безопасность и здоровье

В жизни – главное условие.

Ребята, мы разобрали с вами много чрезвычайных ситуаций. Надеюсь, что вы запомнили, что нужно делать, если с вами случится беда. В заключение нашей беседы запомните Формулу Безопасно­сти (слайд 14), она заключается в следующем:

- предвидеть опасность;

- по возможности избегать её;

- при необходимости действовать решительно и чётко;

- бороться до последнего, активно, всеми возможными спосо­бами просить о помощи и самому её оказывать тем, кто попал в беду.

Приложение 1. Ситуативные задачи.

Ситуативная задача № 1. Настольная лампа светила очень ярко. Таня взяла лист цветной бумаги и приложила к плафону лампы. Свет стал мягким, удобно было выполнять уроки.

Ситуативная задача № 2. Женя запаивал кастрюлю, а его сестра Ира гладила бельё. Они ставили свои электроприборы на специальные несгораемые подставки.

Ситуативная задача № 3. Валя мыла посуду и вдруг вспомнила, что уже начинается её любимая телепередача «Сам себе режиссёр». Она побежала в комнату вставлять вилку в штепсельную розетку мокрыми руками.

Ситуативная задача № 4. Вася знает порядок включения электроприборов в сеть: сначала он подключает шнур к прибору, а затем – к сети.

Приложение 2. Сюжетно-ролевая игра «Один дома».

Ситуация 1. Миша один дома. Звонит телефон. Мальчик берёт трубку и слышит незнакомый голос: «Здравствуйте, а родители дома? А когда вернутся?»

Ответ Миши: «Да, дома, но они заняты. Что им передать? Кому и куда перезвонить?»

Ситуация № 2. Виталик дома один. Звонок (стук) в дверь. Смотрит в глазок, увидел незнакомого человека, спрашивает: «Кто там?»

Последовал ответ: «Откройте, милиция! Человеку плохо, от вас вызовем «Скорую помощь».

Ситуация № 3. Сергей один дома. Кто-то пытается ключом открыть входную дверь. Сергей спрашивает: «Кто там?»

Последовал ответ: «Сантехники! Мы проверяем отопительную систему!»

Ответ Сергея: «Я ничего не знаю. Через час вернётся с работы папа, тогда и приходите».

Продолжают открывать дверь ключом. Тогда Сергей быстро баррикадирует дверь подручными предметами, звонит по телефону 02, затем бежит к окну и просит о помощи.

Приложение 3. Анкета.

Задание: внимательно прочитайте предложения, напротив каждого высказывания напишите ДА или НЕТ.

1. Будешь ли играть на проезжей части дороги или около неё? _________

2. Можно ли спрыгивать с крутящейся карусели? ____________________

3. Ты всегда переходишь дорогу на зелёный сигнал светофора? ________

4. Можно ли вступать в разговор с незнакомым человеком?_____________

5. Согласишься ли ты прокатиться с незнакомцем на автомобиле? _______

6. Возьмёшь ли от парня на вокзале авторучку на память? _______________

7. Отвергнешь ли ты предложение друзей поиграть на стройке, полазать, испытать свою ловкость?_______________________________________

8. Можно ли переходить дорогу перед близко идущим транспортом? ____

9. Согласишься ли показать дорогу к поликлинике двум парням? _______

10. Рискованно ли гулять на улице с наступлением темноты? ____________

Использованная литература:

Основы безопасности жизнедеятельности. 5 - 8 классы. Для преподавателей средней школы/ авт.-сост. Попова Г. П. - Волгоград: Учитель, 2005

Памятка населению «Защитим свой дом от пожара!» Управления по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара, 2011

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Шалина Наталия Александровна, 07.01.17 в 16:52 0Ответить Пожаловаться
Спасибо хороший материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.