12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Снакина Наталья Викторовна276
Высшее педагогическое образование. Педагогический стаж 31 год.
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучший конспект классного часа «Все мы разные …»

Педагог: Снакина Наталья Викторовна ГБОУ № 413 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект классного часа на тему:  «Мы разные, но мы вместе!»

Цель:

Познакомить обучающихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью в наши дни.

Задачи:

I. Образовательная:

1. Познакомить обучающихся с понятием «толерантность», историей его происхождения.

2 .Объяснить ученикам, почему необходимо решать проблемы мирным путем.

3. Обучать ребят приёмам общения средствами игры.

4. Дать обучающимся возможность оценить степень своей толерантности.

II. Развивающая:

1. Развивать речь, творческие возможности обучающихся.

2. Развивать умения формулировать и высказывать свое мнение, уважать чужое мнение.

3. Развивать коммуникативные навыки, умения взаимодействовать в группе сверстников.

III. Воспитательная:

1. Воспитывать качества коллективизма, сплоченности, дружелюбия.

2. Воспитывать уважительное отношение учащихся к мнению других людей.

3. Воспитывать чувства доброты, понимания, сострадания, отзывчивости, милосердия к человеку.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, презентация, эмблемы-смайлики.

Оформление кабинета: разноцветные фонтаны из воздушных шариков-смайликов, выставка детского рисунка, игровой мяч в виде смайлика.

Возраст обучающихся: ученики 5-го класса.

В классе парты расставлены по группам. Всего четыре группы, в каждой группе по 6 человек. В центре спаренных парт у каждой группы свой цветной шарик-смайлик. Каждая группа заранее получила своё творческое задание к уроку. Ребята в путешествии по рубрикам представят свои выступления.

Ход урока:

1. Приветствие учителя

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок-игра, урок-путешествие! Обратите внимание, как красиво оформлен наш класс. Шарики-смайлики улыбаются нам. А посмотрите какие они разные: синие, зелёные, красные, жёлтые! Давайте для начала мы с вами поприветствуем друг друга необычным способом: помашем друг другу руками и улыбнемся друг другу так же, как смайлики улыбаются нам с вами! (дети приветствуют друг друга).

- Молодцы! Думаю шарики-смайлики вам уже подсказали тему нашего урока. Как вы думаете, о чём нам предстоит говорить на уроке? (дети поднимают руки, предлагают свои варианты темы).

- Все вместе мы определили тему нашего урока «Мы разные, но мы вместе!» (1 слай-название темы).

Люди на свет рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать,
Нужно терпенье в себе воспитать.
Нужно с добром к людям в дом приходить,
Дружбу, любовь в своем сердце хранить!

- Отправляемся в путешествие по познавательным рубрикам! (2слайд). Мы попали с вами на первую рубрику, которая называется «Путешествие в прошлое». Нам предстоит познакомиться с понятием «толерантность» и историей его происхождения. А поможет нам в этом группа под зелёным шариком-смайликом.

На экране (3слайд) портрет Талейрана Перигора. Ученики рассказывают о том, откуда пришло к нам слово «толерантность» и что оно означает. Для этого ребята предлагают обратиться к истории.

- На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. С именем этого человека и связанно понятие «толерантность». Толерантность – уважение, принятие людей, какими бы отличными от нас они не были. Люди разные, как наши шарики, это нужно понимать и принимать. Человек имеет право быть непохожим на нас, т.е. быть другим! 
- Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям.

- Люди обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
- Толерантность – это умение быть терпимым к чужим мнениям.

- В 1996г. Генеральная Ассамблея ООН (организация объединенных наций) предложила государствам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости. По-другому этот день называется Днём Толерантности.

- Спасибо группе с зелёным шариком - смайликом за интересное путешествие в историю. Молодцы, ребята! Следующая рубрика «Познавательная» (4-7 слайды). Слово группе под синим шариком - смайликом.

Ребята рассказывают о том, какое значение слово «толерантность» имеет в разных странах у разных народов мира.
- Как вы думаете, что значит слово 
толерантность в русском языке? (ответы детей)

Толерантность — означает уважение, принятие и признание другого - человека или другой культуры, уважительное отношение к их взглядам, образу жизни, вероисповеданию, национальности.

- Заглянем в энциклопедию и найдём много интересных определений «толерантности».

- В испанском языке «толерантность» означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

- Во французском - «толерантность» - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

- В английском - «толерантность» – готовность быть терпимым, снисходительным;

- В китайском - «толерантность» – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

- В арабском - «толерантность» – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

- В русском - «толерантность» – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

- Спасибо группе с синим шариком - смайликом за интересные энциклопедические знания. Молодцы, ребята!

- И мы переходим к рубрике «Цветок толерантности» (8 слайд). Слово группе с красным шариком - смайликом.

Ученики рассказывают о том, откуда пришёл к нам цветок толерантности и что он означает. Для этого ребята предлагают послушать свой рассказ.

- Мы уже знаем, что все люди разные. Поэтому «цветок толерантности» - это эмблема, которую придумали люди, чтобы показать какие мы не похожие друг на друга.

- У цветка разноцветные лепестки, такие же как сегодня наши смайлики.

- Лепестки хоть и разного цвета, но они все вместе в одном цветке и все дополняют друг друга.

- Если не будет одного лепестка, то цветок будет не полным.

- А значит каждый лепесток очень нужен и важен.

- Мы предлагаем всем использовать чистые листы бумаги и нарисовать свой цветок толерантности или любой другой рисунок по нашей теме.

Ученикам отводится время 15 минут для творчества. Каждая группа придумывает свой рисунок на данную тему. Под музыкальный фон дети рисуют. Затем каждая группа представляет своё творчество, рассказывает, что изображено на их рисунке. Учитель помогает рисунки закрепить на доске с помощью магнитов-смайликов. В результате на школьной доске появляется импровизированная выставка детского рисунка.

- Спасибо группе с красным шариком - смайликом за интересную коллективную творческую работу. В результате которой у нас получилась такая замечательная выставка рисунка. А ещё ребята показали нам, как можно всем вместе дружно делать одно дело. Молодцы, ребята!

- И мы переходим к рубрике «Шкала толерантности» ( 9-11 слайды). Слово группе с жёлтым шариком - смайликом.

- Перед вами шкала толерантности. И сейчас каждому из нас предстоит узнать какие мы: Толерантная личность – Я!?

- На экране шкала из 15 цветов от тёмно - красного до светло - зелёного.

- Каждый цвет соответствует цифре.

- Ребята, ответьте «да» или «нет» для себя на 15 вопросов.

- Затем подсчитайте «да» и «нет».


1. Я терпимый и терпеливый?

2. Я считаюсь с чужими мнениями и интересами?

3. Я умею решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания?

4. Я приветливый и заботливый?

5. Я вежливый и деликатный?

6. Я уважаю окружающих и уважаем ими?

7. Я уважаю права свои и других людей?

8. Я умею слушать и слышать других?

9. Я заботливый, сострадающий, поддерживающий в трудную минуту?

10. Я патриот своей школы, города, страны, заботящийся об их процветании?

11. Я человек, берегущий природу и культуру?

12. Я трудолюбивый?

13. Я успешный ученик?

14. Я общительный, доброжелательный?

15. Я счастливый?

- Подведём итог. Подсчитайте все «да» и сами определите свою толерантность.

1-5 – ты не очень толерантен, предстоит большая работа над собой;

6-9 - тебе не хватает толерантности, но ты стараешься быть терпимее;

10-12 – ты обладаешь многими толерантными качествами;

13-15 – ты толерантный человек!

- Спасибо группе с жёлтым смайликом за то, что мы узнали о себе немножко больше. Молодцы, ребята! Было интересно, познавательно и очень полезно.

- А теперь закрепим свои знания и проведём это в форме блиц - игры! Обратите внимание, что у меня в руках весёлый мяч-смайлик! Я буду бросать по очереди мяч, а вы должны его поймать и быстро продолжить фразу (12 слайд).

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Быть толерантным, значит……

Уважать другого


Быть добрым, терпимым


Не сердиться, не драться


Уметь сострадать


Уметь слышать и слушать


Любить людей


Уважать мнение других


Желание делать что-либо вместе


Быть чутким

Толерантность – это ………

Терпение


Доброжелательность


Гуманизм


Снисходительность


Любовь


Понимание


Милосердие


Дружелюбие


Прощение

Ребята, вы все молодцы! Столько интересного мы сегодня узнали на уроке. Каждая группа постаралась и подготовила свою Рубрику. У нас у всех хорошее настроение. Мы с вами работали все вместе, дружно, сообща! (13 слайд)

Рефлексия:

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Что больше понравилось или удивило?

Ребята отвечают по очереди каждая группа. Дополняют друг друга.

- У вас на столах круглые заготовки эмблем. Нарисуйте, пожалуйста, на заготовке свой смайлик. То выражение и настроение с каким вы сегодня уйдёте с урока. Свои эмблемы-смайлики вы унесёте с собой. И пусть дома они будут напоминать вам о толерантности. Потому что никогда нельзя забывать быть толерантным в отношении других людей (ребята рисуют свои эмблемы-смайлики).

- Спасибо за совместную интересную и творческую работу! (14 слайд)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ

СЛАЙД

ОПИСАНИЕ СЛАЙДОВ

t1607778318aa.gif

- Все вместе мы определили тему нашего урока «Мы разные, но мы вместе!»

t1607778318ab.gif

- Отправляемся в путешествие по познавательным рубрикам! Мы попали с вами на первую Рубрику, которая называется «Путешествие в прошлое».

t1607778318ac.gif

- На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. С именем этого человека и связанно понятие «толерантность». Толерантность – уважение, принятие людей, какими бы отличными от нас они не были. Люди разные, как наши шарики, это нужно понимать и принимать. Человек имеет право быть непохожим на нас, т.е. быть другим! 

t1607778318ad.gif

Следующая Рубрика «Познавательная». Слово группе под синим шариком - смайликом.
- Как вы думаете, что значит слово 
толерантность в русском языке? (ответы детей)

Толерантность — означает уважение, принятие и признание другого - человека или другой культуры, уважительное отношение к их взглядам, образу жизни, вероисповеданию, национальности.

- Заглянем в энциклопедию и найдём много интересных определений «толерантности».

t1607778318ae.gif

- В испанском языке «толерантность» означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

- Во французском - «толерантность» - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

- В английском - «толерантность» – готовность быть терпимым, снисходительным;

t1607778318af.gif

- В китайском - «толерантность» – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

- В арабском - «толерантность» – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

t1607778318ag.gif

- В русском - «толерантность» – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

t1607778318ah.gif

- И мы переходим к рубрике «Цветок толерантности».

- Мы уже знаем, что все люди разные. Поэтому «цветок толерантности» - это эмблема, которую придумали люди, чтобы показать какие мы не похожие друг на друга.

- У цветка разноцветные лепестки, такие же как сегодня наши смайлики.

- Лепестки хоть и разного цвета, но они все вместе в одном цветке и все дополняют друг друга.

- Если не будет одного лепестка, то цветок будет не полным.

- А значит каждый лепесток очень нужен и важен.

- Мы предлагаем всем использовать чистые листы бумаги и нарисовать свой цветок толерантности или любой другой рисунок по нашей теме.

t1607778318ai.gif

- И мы переходим к рубрике «Шкала толерантности».

- Перед вами шкала толерантности. И сейчас каждому из нас предстоит узнать какие мы: Толерантная личность – Я!?

t1607778318aj.gif

- Ребята, ответьте «да» или «нет» для себя на 15 вопросов.

- Затем подсчитайте «да» и «нет».

t1607778318ak.gif

- Подведём итог. Подсчитайте все «да» и сами определите свою толерантность.

t1607778318al.gif

- А теперь закрепим свои знания и проведём это в форме блиц - игры! Обратите внимание, что у меня в руках весёлый мяч-смайлик! Я буду бросать по очереди мяч, а вы должны его поймать и быстро продолжить фразу.

t1607778318am.gif

- Столько интересного мы сегодня узнали на уроке. Каждая группа постаралась и подготовила свою Рубрику. У нас у всех хорошее настроение. Мы с вами работали все вместе, дружно, сообща!

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Что больше понравилось или удивило?

t1607778318an.gif

- Спасибо за совместную интересную и творческую работу!

Использованная литература:

Васильева - Гангнус, Л. Азбука вежливости / Л. Васильева - Гангнус. - Москва : Педагогика, 1989

Лихачева, Т. И. Толерантность подростков: комплексная характеристика и проблемы формирования / Риэрдон, Бетти Э. Толерантность - дорога к миру / Бетти Э. Риэрдон. - Москва : Бонфи, 2001

Современный словарь иностранных слов. М., 1993.

Советский энциклопедический словарь. М., 1990.

Трубина, Л. Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия / Л. Трубина // Воспитание школьников. - 2003.

Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. - М. : Советская энциклопедия, 1983. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1990.

Ссылки и электронные ресурсы:

Википедия // Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/

Мир толерантности // Портал межнационального взаимопонимания, уважения и добрососедства. [Электронный ресурс]. URL: http://mirtolerantnosti.ru/

ООН. Декларация принципов терпимости. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtm


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.