12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трефилова Раиса Поликарповна117525
Учитель биологии высшей квалификационной категории, педагогический стаж 47 лет, руководитель регионального отделения "Зеленая планета". Отличник народного просвещения. Победитель краевого и национального проекта «Образование»
Россия, Пермский край, Карагай

МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа № 2»,

с. Карагай, Пермский край

 

 

 

 

Классный час «ОЧИСТИМ ПЛАНЕТУ ОТ МУСОРА»

 

 

 

 

Биология, экология, УМК любой

10-11 классы


 

Автор: 

Трефилова Раиса Поликарповна,

учитель биологии,

МБОУ «Карагайская СОШ № 2»
 

 

Карагай - 2018

Пояснительная записка

Классный час «Очистим планету от мусора» проведён в рамках Года экологии для учащихся 10-11 классов МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа № 2». Особенно актуально проведение урока в Год волонтёра и добровольца, т.к. учащиеся школы являются активными участниками природоохранных мероприятий, проводимых школьным экологическим центром «Эндемик», а также районным экологическим советом при администрации Карагайского муниципального района.

Продолжительность урока 90 минут.

В ходе урока использованы следующие виды деятельности учащихся:

  • познавательная;
  • коммуникативная;
  • рефлексивная.

Первая часть классного часа посвящена знакомству с теорией по проблеме отходов. Беседа или электронная презентация на основе материалов своего региона (15 мин).

Вторая часть классного часа (55 минут) – интерактивная деятельность учащихся. Учащиеся работают в группах по 5 человек. Для каждой группы подготовлены сборники «Охрана природы в Пермском крае» и задания, с которыми они работают 20-25 минут, затем группы в течение 30 минут представляют отчёт о выполнении заданий.

Третья часть классного часа - заключительная (20 минут). Учащимся предлагается решить кроссворд по теме (10 мин). Если слова записаны верно, то в вертикальном выделенном столбце получается слоган «Мусору скажем - нет». Для рефлексии отводится 7 минут. Три минуты – для подведения итогов урока.

Для классного часа использовано оборудование: ватман, бумага писчая, маркеры, карточки с заданиями, магниты, раздаточные материалы для организации интерактивной работы в группах. Подготовлена подборка справочной литературы.

1. Организационный момент.

Столы в классе расставлены для работы в группах. Учащиеся образуют группы по 4-5 человек. На столах подготовлены раздаточные материалы, бумага и маркеры для работы.

2. Определение целей и задач.

Учитель: ребята, исходя из темы урока, предположите, каковы будут цели и задачи нашего урока (ответы кратко фиксируются на листе бумаги). Думаю, что ваши высказывания вошли в те цели и задачи, которые демонстрируются на доске.

Цель: изучение проблемы отходов с экономической, экологической и социальной точки зрения, развитие понятий о раздельном сборе отходов.

Задачи:

Узнать о видах отходов и их классификации.

Познакомить со способами утилизации отходов, выяснить их положительные и отрицательные стороны.

Изучить преимущества системы раздельного сбора бытовых отходов.

Определить способы изменения собственного образа жизни для того, чтобы уменьшить потребление ресурсов и сократить отходы.

Содействовать воспитанию экологической культуры учащихся.

3. Актуализация знаний.

В ходе актуализации знаний с учащимися проводится беседа с использованием электронной презентации на основе материалов своего региона, города, села, ставятся проблемные вопросы, при ответе на которые учащиеся должны оперировать знаниями из курса биологии, экологии, географии.

Учитель: Ежегодно на территории Пермского края в год образуется 1,2 млн. тонн бытовых отходов, из них 32 % бытовых отходов – потенциальное вторичное сырье. В настоящее время в Пермском крае только 1 % отходов подвергается вторичному использованию. 40 % твердых бытовых отходов размещено на несанкционированных свалках. Образно этот объём отходов можно представить в виде железнодорожного состава, протяжённостью от Москвы до Екатеринбурга.

Учитель: Почему в природе нет таких объемов отходов? Вспомните примеры из жизни животных, растений и микроорганизмов.

Ответы учащихся.

- В биосфере преобладают замкнутые циклы. Отходы разлагаются и становятся сырьём для нового роста.

- Бактерии переводят органические вещества в минеральные, которые потребляются растениями, служащими пищей для животных и т. д.

Учитель: Почему перед человечеством встала проблема утилизации отходов?

Возможные ответы учащихся:

- Человечество производит много отходов, природа не справляется с их утилизацией.

- Люди создали новые вещества, которые не перерабатываются микроорганизмами-редуцентами.

- Отходов в природе нет, т.к. за многие миллионы лет сложились определённые цепи питания. Многие вещества, созданные человеком, живые организмы не могут включить в цепи питания.

Учитель: Человек – единственный вид на планете, который не живёт согласно принципу нулевых отходов. Менталитет «царя природы» - «Взять, сделать… и выбросить» - должен быть заменён идеологией нулевых отходов. Мы должны снижать свой «мусорный показатель» - уменьшать объём того, что мы не можем переработать, и постоянно выбрасываем в окружающую среду.

4. Знакомство с новым материалом - Беседа с использованием электронной презентации.

Учитель: каждый житель Пермского края ежегодно образует в среднем 300 кг отходов в год. Что же относится к твердым бытовым отходам - ТБО?

Твердые бытовые отходы (ТБО) относят к отходам потребления, образующимся в результате жизнедеятельности людей.

Источниками образования муниципальных отходов являются:

Жилой фонд (индивидуальные и многоквартирные дома);

Хозяйственные учреждения (магазины, культурные заведения, предприятия общепита, гостиницы);

Коммунальные службы (снос и строительство зданий, уборка улиц, зеленое строительство, парки, пляжи);

Социальные учреждения (школы, больницы, тюрьмы).

Морфологический состав ТБО разнообразен:

В Екатеринбурге, например, провели исследования по изучению морфологического состава твердых бытовых отходов. Наиболее распространенными являются пищевые отходы, бумага и картон (рис.1). Как показывает данная диаграмма, пищевые отходы составляют 34 %, бумага и картон – 31 %, полимеры – 7 %, металлы 6 %.

Рис.1. Состав ТБО

ТБО можно подразделить на четыре категории.

1. Вторичное сырье, которое можно пустить на переработку. Какие виды отходов относятся к этой категории? Действительно, из общего потока нужно выделить, сортировать и пускать в дальнейшую переработку бумагу, металлы, пластик, стекло.

2. Биоразлагаемые отходы, которые можно компостировать. Подумайте и скажите, какие отходы отнесём к этой категории? Ответы: пищевые отходы, садовые отходы, бумагу и картон.

3. Неутилизируемые отходы – в настоящее время либо не могут быть переработаны в полезную продукцию, либо затраты на переработку будут очень велики. К ним относят пластмассовые изделия, электронные и электрические приборы и др.

4. А можно ли переработать батарейки, ртутные градусники, лекарственные препараты, у которых закончился срок годности? Эта группа отходов относится к группе «Опасные отходы» – это виды отходов, содержащих токсичные или биологически опасные вещества, попадание которых в окружающую среду недопустимо.

Учитель: Почему Д.И.Менделеев сказал: «…Нет отходов, а есть неиспользованное сырье»?

Предполагаемые ответы учащихся:

- Дмитрий Иванович Менделеев задумывался над тем, что и отходы могут служить сырьем для получения каких-либо предметов или веществ, но по каким-либо причинам эти отходы в те времена не использовались.

- Очевидно, надо разрабатывать технологии для переработки отходов, чтобы они стали сырьём для получения продукции.

Учитель: Скажите, какие из отходов можно использовать повторно? Сколько % от всех отходов можно отнести к вторичному сырью?

Работа по диаграмме (рис.2).

Рис.2. Состав ТБО, г.Пермь , %

Учащиеся определяют, какие отходы можно отнести к вторичному сырью, рассчитывают их количество.

0,9 (цветные металлы) + 3 (черные металлы) + 10 (пластмасса) + 10 (бумага) + 9 (стекло)=32,5 (%)

Вывод: 1/3 часть отходов может быть переработана.

Учитель: В Пермском крае разработана Концепция по обращению с отходами производства и потребления, призванная закрепить общие подходы к организации системы управления отходами на территории края.

К концептуальным положениям, которые заложены в основу системы управления отходами на территории Пермского края, относятся:

- минимизация образования отходов на всех этапах жизненного цикла материалов, продуктов, изделий;

- экологически безопасное обращение с отходами;

- экономия ресурсов всех видов;

- снижение эмиссий в окружающую природную среду до экологически безопасного уровня;

- исключение перемещения отходов в пространстве и во времени;

- захоронение неутилизируемых отходов, исключающее негативное влияние на объекты окружающей среды и в настоящее время и в будущем («вечное захоронение»).

В построении политики обращения с отходами установлена четкая иерархия методов обращения с отходами (рис.3).

Рис.3. Иерархия методов обращения с отходами.

В первую очередь система должна быть нацелена на предотвращение образования отходов и снижение их токсичности. Если образование отходов не удалось минимизировать, отходы в максимальном объеме должны направляться на вторичное использование или энергетическую утилизацию (требуется максимальное использование ресурсного потенциала отходов). И только в третью очередь при невозможности материальной и энергетической переработки неутилизируемые отходы и продукты переработки/обезвреживания направляются на захоронение.

Твердые бытовые отходы состоят из различных компонентов, которые (в идеале) не должны смешиваться между собой, а должны утилизироваться отдельно друг от друга наиболее экономичными и экологически приемлемыми способами.

Вторичное сырье – утильные фракции – материалы и изделия (макулатура, пластик, ПЭТ-бутылка, полиэтилен, стекло, текстиль, металлическая банка), которые после полного первоначального использования могут применяться повторно в производстве как исходное сырье.

Учитель: Что необходимо сделать, чтобы использовать эти отходы в качестве сырья?

Предполагаемые ответы учащихся:

- При выгрузке мусора на свалках необходимо его сортировать.

- Необходимо отделять разные отходы друг от друга при сборе.

- Расставить контейнеры для раздельного сбора мусора.

- Нужно агитировать людей за раздельный сбор мусора.

Учитель: Действительно, мы должны иметь новый взгляд на проблему отходов. Природные ресурсы не безграничны. Как отметил Р.Мюррей: «Старая система создаёт отходы из благосостояния, теперь мы нуждаемся в создании благосостояния из отходов».

5. Интерактивный этап классного часа.

Сейчас мы переходим к интерактивному этапу, в ходе которого группы готовятся к круглому столу «Отходы: мифы и реальность».

Интерактивный этап классного часа - 55 минут.

На этом этапе учащиеся работают в группах в течение 20-25 минут. Каждая группа получает раздаточные материалы. Учащиеся знакомятся с дополнительным материалом, обсуждают его, готовят выступление и наглядность.

На отдельном столе подготовлены справочники и подборка литературы по теме. Это «Консультационный Центр».

Затем в течение 5 минут каждая группа представляет сообщение по своей теме, придерживаясь основного плана.

План сообщения

1. Сущность способа утилизации отходов.

2. Плюсы и минусы.

3. Влияние на экологическую обстановку в крае.

4. Экономический эффект.

5. Роль социума.

6. Альтернатива.

1 группа. Термические методы утилизации отходов.

2 группа. Биологические методы утилизации отходов.

3 группа. Захоронение (депонирование) ТБО. Мусороперерабатывающие заводы.

4 группа. Раздельный сбор отходов.

После представления материала по своей теме каждая группа выступает в роли оппонента и задаёт вопросы другим участникам круглого стола.

Выводы учащихся по интерактивному этапу:

- Прежде чем что-то запускать в производство, надо найти способы переработки этих веществ или предметов.

- Каждый должен минимизировать отходы в своей семье.

- Необходимо срочно вводить раздельный сбор отходов, чтобы часть отходов использовать вторично.

- Сжигать мусор – вредить своему здоровью (приложение 1)

6. Закрепление нового материала – разгадывание кроссворда- 10 минут.

Кроссворд

При правильном заполнении горизонтальных клеток в вертикальном выделенном столбце прочитаете фразу по теме урока.

Вопросы

  1. Макулатура.
  2. Опасный компонент термометра.
  3. Переработка растительных остатков.
  4. Вещества, непригодные к дальнейшему употреблению в быту или на производстве.
  5. Группа опасных отходов.
  6. Бытовое название отходов.
  7. Отходы, которые могут служить вторсырьём.
  8. Его заменяет тканевая сумка.
  9. Переработка отходов.
  10. Опасный вид переработки отходов.
  11. Автор выражения 'Нет отходов, а есть неиспользованное сырье'.
  12. Предпочтительный метод обращения с отходами.
  13. Организмы, переводящие органические вещества в неорганические.
  14. Один из способов утилизации отходов.
  15. Отходы, которые можно переработать.

Ответы

7. Рефлексия.

Каждый учащийся пишет на заготовленном заранее листе с надписью «Экологический совет на каждый день» свой совет в соответствии с темой классного часа. Учащиеся обсуждают и составляют план волонтёрских мероприятий на лето-2018 года.

По желанию учащиеся проговаривают окончание одного из предложений:

- Сегодня я узнал, что …

- На уроке я удивился тому, что…

- Я понял, что…

- Мне на уроке было ..., потому что…

8. Подведение итогов классного часа.

Учитель: сегодня на уроке мы рассмотрели очень важную тему, связанную с нашей повседневной жизнью. Думаю, что знания, полученные на уроке, вы начнёте применять в своей жизни и сократите количество мусора, производимого вашей семьёй. А образующийся мусор будете собирать раздельно. И в напутствие хочется напомнить слова И.Гёте: «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете».

Желаю вам, чтобы все ваши позитивные мысли превратились в конкретную деятельность по воплощению в нашем крае идеи раздельного сбора отходов.

Источники информации

1. Рекомендации по проведению уроков чистоты на территории Пермского края. – Составители: И.Зязева, С.М.Морозова, Е.Н.Овчинникова, Н.А.Пронина, г. Пермь, 2009. - http://kebc.papt59.ru/one_item_left.aspx?id_pages_under=131&masterPage=

2. Сапожникова Г.П., Снакин В.В. Мир в наших руках.- Пущино-Москва: Изд-во «11 формат», 2006.-76 с.

3. Трефилова Р.П. Конспект урока «Очистим планету от мусора» -

- https://educontest.net/component/content/article/46119 

- - https://easyen.ru/load/biologija/ekologija/ehkologicheskij_urok_ochistim_planetu_ot_musora/71-1-0-55490

- http://netnado.ru/poyasnitelenaya-zapiska-urok-chistoti-proveden-v-ramkah-dnej-z/page-1.html

  Приложение 1

НЕ СЖИГАЙТЕ МУСОР! ЭТО ВРЕДНО ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ!

Скоро субботники, время весенней уборки мусора. Стремясь придать территории опрятный вид, жители жгут все, что удается собрать. Порой от едкого дыма костров невозможно укрыться даже за закрытыми окнами квартир. Многие убеждены, что такой вид избавления от мусора безопасен. Так ли это?

Ни в коем случае не следует поджигать сухую траву и листья на традиционных весенних субботниках. Их дым содержит яды, которые вобрали в себя городские трава и листья в течение лета, в том числе соединения свинца, ртути и других тяжелых металлов опасных для здоровья человека. Кроме того, огонь уничтожает корни и ветви кустов, повреждает стволы молодых деревьев, губит семена наиболее ценных растений, просыпающихся от зимней спячки насекомых, делает непригодным верхний слой почвы.

Наиболее вредным дым костра бывает, когда в собранный мусор попадают отходы пластмасс, линолеума, упаковка, парниковая пленка и др. При сжигании таких куч мусора создаются “идеальные” условия для возникновения опасных токсичных веществ, в том числе диоксинов, вызывающих рак, а также цианидов, являющихся причиной множества смертельных случаев во время бытовых пожаров.

Особенно опасен дым мусорных куч для детей, у которых обмен веществ очень активен. Ребенку для отравления нужно в пять раз меньше  токсичных веществ, чем взрослому. Кроме того, большая часть отравляющих веществ оседает на землю, и дети из-за маленького роста вдыхают яда больше.

Дым от мусорного костра  может вызвать обострение сердечно-сосудистых заболеваний, хронических приступов у астматиков.

Сжигание мусора на улицах и во дворах - это нарушение федеральных законов «Об отходах производства и потребления», «Об охране атмосферного воздуха» и местных Правил благоустройства и содержания территорий. За нарушение этих правил Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрены штрафы: граждан - до 2 тыс. руб., организаций - до 250 тыс. руб.

Собранные отходы должны быть вывезены специализированными организациями.

Приглашаем всех принять активное участие в субботниках. Заботьтесь о своём здоровье, а так же о здоровье ближних и окружающей среды в целом.

Региональный оргкомитет Акции

Опубликовано в группе «Внеклассная и внеурочная деятельность по биологии, экологии.»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Селиванова Галина Геннадьевна, 27.07.18 в 19:54 8Ответить Пожаловаться
Спасибо за качественную работу, Раиса Поликарповна! Подкупает исследовательская составляющая. использую для проведения классного часа.
Трефилова Раиса Поликарповна, 27.07.18 в 19:58 10Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас, Галина Геннадьевна, за отзыв! Эта разработка заняла 1 место на краевом конкурсе.
Горбачёва Марина Юрьевна, 28.07.18 в 15:51 5Ответить Пожаловаться
И мне работа очень понравилась! Обязательно подготовлю такой классный час в своём классе!
Трефилова Раиса Поликарповна, 28.08.18 в 18:46 9Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна! Рада, что этот материал для Вас оказался полезен!
Самойлова Наталья Владимировна, 03.03.19 в 17:39 1Ответить Пожаловаться
Актуальный материал, отличная разработка! Спасибо, Раиса Поликарповна!
Трефилова Раиса Поликарповна, 21.04.23 в 00:00 1Ответить Пожаловаться
Признательна Вам, Наталья Владимировна, за оценку работы!
Буньков Андрей Владимирович, 24.03.19 в 11:47 2Ответить Пожаловаться
Важнейшая тема,спасибо!!!!!!!!!!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.