12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сахарова Татьяна Николаевна24
1

Классный час по теме «Что может быть на свете священнее имени матери! (В. Коротаев)»

Классный час по теме

 «Что может быть на свете священнее имени матери! (В. Коротаев)», 7 класс


Цель: формирование и развитие культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства и современных технологий.

Метапредметные УУД:

Личностные: совершенствует духовно-нравственные качества личности; умеет обоснованно выбирать собственные жизненные основы с позиций их ценностей для людей; участвует в творческом, созидательном процессе.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану; умеет подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Познавательные: понимает информацию, представленную в различных формах,  воспроизводит простые логические действия для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Не бойся проявлять свои чувства.

Люди, которых ты любишь и ценишь,

должны знать, как они важны для тебя

 Ф. М. Достоевский

 Быть …. матерью - это вершина

назначения женщины

Ф.М. Достоевский

Оборудование:

Портрет Ф.М.Достоевского, фотографии известных поэтов,  писателей и их родителей.

Выставка произведений Ф.М.Достоевского, иллюстраций к его произведениям о детях.

Мультимедийный проектор, презентация к мероприятию.

Ход мероприятия

1. Организационный момент. (Класс разбит на несколько групп).  

Я рада всех вас видеть. Давайте подарим хорошее настроение, улыбнемся друг другу. Надеюсь, что сегодняшнее мероприятие обогатит вас новыми знаниями.

2. Определение темы урока. Целеполагание.

Использования приёма «Мудрая фраза».

В качестве эпиграфа взяты слова Ф.М.Достоевского, но некоторые слова пропущены, нужно восстановить текст. У каждой группы своя фраза, выберите на столе подходящие по смыслу слова.

«Не бойся проявлять свои ….. Люди, которых ты …. и …., должны знать, как они важны для тебя» (Ф. М. Достоевский)

 «Быть …. - это вершина назначения ….» (Ф.М. Достоевский)

После того, как ученики выполнят задание, цитаты нужно прочитать (учитель демонстрирует их на слайде)

 - О чём эти фразы заставляют задуматься?

-Какова тема нашего классного часа? Как вы думаете, почему мы выбрали эту тему?

3. Беседа.

В последнее воскресенье ноября в нашей стране отмечается День матери. Также в этом году 11 ноября исполняется 200 лет со дня рождения писателя, публициста, мыслителя, одного из самых известных русских классиков Ф.М.Достоевского, который в своих произведениях раскрывал образы русских женщин-матерей. И сегодня, накануне этих замечательных праздников, мы проводим внеклассное мероприятие на тему «Что может быть на свете священнее имени матери!».

-Что вы чувствуете, что видите, что слышите, когда произносите слово «мама»? Работа в группах: «Моя мама…» (прием «Продолжи фразу….»). Озвучивают свои ответы.

-Для каждого человека мама – самый родной человек на свете. И мы любим ее не только за то, что она подарила нам жизнь, но и за то, что она всем материнским сердцем любит нас, заботится о нас, переживает за неудачи и радуется нашим победам.

4. Составление кластера «Материнское сердце».

 - Перечислите сокровища, которые хранятся в материнском сердце.

-Что значит любить своих детей?

-А еще мама преподносит порой самые настоящие уроки воспитания, желая видеть нас в будущем честными, успешными людьми, которыми можно гордиться. Многие матери сыграли решающую роль в формировании личности будущих  писателей: Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, Ф. М.Достоевского, С.Есенина. Образ матери становится одним из главных в русской литературе уже в XIX веке. В произведениях русских писателей в образе матери воплотились самые лучшие материнские черты: любовь к своим детям, жертвенность, милосердие, сочувствие (показ слайдов с фотографиями известных поэтов и писателей и их матерей).

Эта тема занимает важное место и в творчестве Достоевского.

5. Сообщение подготовленного ученика о матери Ф.М. Достоевского (показ слайдов о Ф.М. Достоевском и его матери).

Мария Федоровна Достоевская очень любила своих детей, всегда была рядом, помогала советами и делом. Не редко случалось, баловала. На праздники дарила подарки. Мария Федоровна принимала участие и в образовании детей. Сама она очень любила литературу, владела хорошим литературным языком, чувством стиля, играла на гитаре. Дети ее очень любили, отвечали ей взаимностью. Делились с ней своими мыслями, ничего не утаивали. Она поощряла литературные интересы и увлечения будущего писателя. Ф. Достоевскому ещё не было 16 лет, когда умерла его мать.

- У Ф.М.Достоевского  чрезвычайно значимы образы матерей в его романах «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток», с некоторыми мы будем подробно знакомиться в старших классах. Сегодня мы рассмотрим отрывок из романа «Подросток» «В барском пансионе», его вы прочитали дома.

6. Анализ отрывка из романа Ф.М.Достоевского «Подросток»  «В барском пансионе». Прием «Ромашка Блума».

Воспроизведение

Простые

Кто? Когда? Где? Как?

Назовите действующих лиц  рассказа. Где и когда происходят описываемые в отрывке события? Что мама принесла мальчику, чтобы угостить его? Что стало дальше с угощением? Что она отдала сыну перед уходом?

Понимание

Уточняющие

Правильно ли я понял..?

Почему мальчик говорит о себе, что он безродный, ведь у него есть мама? Что обозначает слово «безродный» для находящихся в пансионе детей? Именно  для этого мальчика?  С какой целью мама мальчика пришла к нему в пансион?

Применение

Практические

Как можно применить..?

Что можно сделать из..? и т.п.

Найдите описание матери мальчика. Как это описание ее  характеризует?

Найдите глаголы, которые характеризуют действия матери мальчика.

Найдите глаголы, которые характеризуют действия  мальчика во время встречи с матерью и после. Какой вывод можно сделать?


Анализ

Интерпретационные

Почему?

Почему посетительница не сказала ни Тушару, ни мальчику, что она его мать? Почему мальчик не притронулся к ее подаркам?

Почему мама отказалась от кофе?

Как ведет себя хозяин пансиона по отношению к матери главного героя?  Почему?

Почему, когда мама плачет, мальчик говорит, что ему стыдно? Стыдно за кого?

Прошло полгода. Что изменилось в мироощущении мальчика? Как он теперь думает о матери и своих поступках по отношению к ней? Чего он теперь стыдится? Почему?

Синтез

Творческие вопросы

Что будет, если..?

Что было бы, если бы мальчик не отвернулся от матери и не стыдился бы ее?

Оценка

Оценочные

Как вы относитесь 

Ваше мнение: правильно ли поступил мальчик с матерью? А как вы относитесь к своим мамам? Совершали ли поступки по отношению к маме, которые вызывают у вас чувство стыда? Какую проблему поднимает автор в данном отрывке? Какова главная мысль отрывка из произведения «Подросток»? Согласны ли вы с точкой зрения автора? Как бы вы поступили на месте героя рассказа?

 

- Легко ли быть матерью? Как вы понимаете слова Достоевского, приведенные в начале мероприятия: «Не бойся проявлять свои чувства. Люди, которых ты любишь и ценишь, должны знать, что  они важны для тебя»?

7. Рефлексия.

-Ребята, весь урок у меня в руках находилась волшебная палочка, которая помогала мне, я хотела, чтобы она научила вас любить, оберегать, радовать ваших мам, не обижать их. Сейчас эту палочку я передаю вам. Продолжите фразу: «Я попрошу волшебную палочку помочь…(кому?)».

-Давайте подарим на праздник нашим мамам букет нашей любви. Из каких цветов он будет состоять? (Каждый рисует свой цветок, затем на доске собирают их в один букет к ромашке).

8. Подведение итогов.

-Мы провели наше мероприятие накануне большого светлого праздника. Не забудьте поздравить своих мам и обязательно ей скажите: «Моя милая, добрая мама, прости меня за все. Ты у меня самая лучшая». Сделайте это, и в вашей душе будет чище и светлее. Низко поклонитесь матери за ее доброе всепрощающее сердце. Девочкам желаю в будущем стать добрыми, заботливыми, любящими мамами. Ведь «…быть матерью - это вершина назначения женщины» (Ф.М. Достоевский)

Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения «Слово о матери» Расула Гамзатова.

…Как бы ни манил вас бег событий,

Как ни влёк бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите

От обид, от тягот и забот.

Если стали сердцем вы суровы,

Будьте, дети, ласковее с ней.

Берегите мать от злого слова,       
Знайте, дети ранят всех больней.

Мать уйдет, и не изгладить шрама,

Мать умрёт, и боли не унять.

Заклинаю, берегите маму,

Дети мира, берегите мать!






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.