12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Крылова Елена63

Камчатский край

Усть - Камчатский муниципальный район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 5 пос. Ключи – 1»





Классный час,

посвященный 75-летию Великой Победы

«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…»


Разработала:

классный руководитель 9 класса

Крылова Елена Михайловна

 

             

Пояснительная записка

Цель: 

Формирование патриотического сознания, воспитание чувства гордости за свою Родину, изучение истории своей семьи в трагический период жизни нашей страны – Великой Отечественной войны.


Задачи:

Создать условия для осмысления таких духовно-нравственных категорий, как: Родина, верность традициям, уважение к памяти павших за Родину.

Способствовать укреплению связей между поколениями, развитию семейных ценностей обучающихся на ярких примерах, связанных с историей Великой Отечественной войны.

Использовать содержание темы классного часа и его диалоговое пространство для нравственного воспитания учащихся, формирования их Я – концепции, основанной на ценностных ориентирах современного общества.

Ожидаемые результаты проведения мероприятия ориентированы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

Личностные результаты образования:

формирование патриотизма как духовно-нравственной категории, как основы национального самосознания россиян, осмысление Дня Победы как священного праздника для всего народа, мощного фактора единства нации;

воспитание российской гражданской и цивилизационно-культурной идентичности школьников на основе формирования принадлежности к общности победителей в Великой Отечественной войне;

Метапредметные результаты образования:

умение находить, сопоставлять и критически оценивать информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.);

применение различных способов решения проблем творческого и поискового характера, в том числе в группе и команде;

умение готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением, в том числе в форме презентаций; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, умение работать в материальной и информационной среде общего образования в соответствии с содержанием конкретного исторического материала;

знание основных этапов и событий Великой Отечественной войны 1941–1945 годов,

умение устанавливать причинно-следственные связи, использовать логические построения при анализе событий Великой Отечественной войны;

проявление творческих задатков, способностей и навыков проектной деятельности у школьников на основе работы с материалами по истории Великой Отечественной войны.


Актуальность темы

Вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро. Современная молодежь мало знает о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны. С каждым годом всё меньше и меньше остается ветеранов той страшной войны. Но воспоминания об этих людях должны сохраниться. И такие классные часы  помогают осуществить  поставленные цели и задачи.


Место мероприятия в системе воспитательной работы:

Данное  мероприятие соответствует возрастным и психологическим особенностям детей,  направлено на реализацию поставленных  целей и задач,  занимает важное место в моей системе воспитательной работы по направлениям: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания.


Формы воспитательной работы:

Фронтальная беседа.

Поисково-исследовательская работа учащихся, презентация результатов этого исследования.

Наглядная агитация (презентация, видео- и аудиозаписи).


Оформление и оборудование:

Фотографии военных лет

Презентация

Видеозапись с песнями военных лет.

Компьютер, проектор.


Подготовительные мероприятия: При подготовке к классному часу учащиеся провели поисково – исследовательскую работу: расспросили родных и близких о ветеранах Великой Отечественной войны в своих семьях и нашли документы и фотографии из семейных архивов. Изучили и проанализировали информацию на сайтах http://www.obd-memorial.ru, http://www.podvignaroda.ru, https://pamyat-naroda.ru, https://archive.mil.ru, http://www.poiskludej.ru



Ход мероприятия

Звучит песня в исполнении Эдуарда Хиля

«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…»(слайд 1)

(слайд 2)

Учитель:

Множество войн и других тяжёлых испытаний выпало на долю нашей страны за долгие века её существования, многие из которых угрожали самому факту существования народа и государства. Совместными усилиями народы нашей страны неоднократно разрушали захватнические планы агрессоров с запада и с востока, мечтавших об имперском статусе или мировом господстве и видевших в сильной и независимой России препятствие на этом пути. Но Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. занимает совершенно особое, исключительное место в отечественной истории.

Наступающий 2020 год знаменателен особой датой – 75-летием Победы в Великой Отечественной войне. Это была не просто война за территории или зоны влияния. Эта война ставила вопрос о жизни или смерти нашего народа. В ходе неё СССР не только отстоял свою свободу и независимость в борьбе с самым мощным, наглым и коварным врагом, исповедующим человеконенавистнические идеологии расового превосходства, нацизма, антисемитизма, но и сумел добить кровожадного зверя в его логове.

Великая Отечественная война… Она прошла по судьбам миллионов людей, оставив на сердце и радость великой Победы, и горе утраты. В один из прекраснейших праздников в России – 9 мая – люди с гордостью рассматривают награды ветеранов войны, с интересом слушают их рассказы, смотрят старые и совсем новые фильмы о той далекой войне, зачитываются книгами о героических фронтовых буднях.

Во многих семьях как большие реликвии хранятся пожелтевшие странички писем с фронта, фотографии близких, навсегда оставшихся такими молодыми и счастливыми. Но есть семьи, в которых имеется один документ со страшной фразой «пропал без вести» (слайд 3).

Я из без вести пропавших

На войне в чужом краю.

Не отмечен среди павших

В том отчаянном бою.

На заре, ещё живого,

Завалил землёй снаряд.

Из состава рядового

Исключил меня комбат.

Надо мной прошла пехота,

Танки грозные прошли,

Пронесли в санбат кого-то,

А меня вот не нашли…

Нет меня среди погибших,

Нет меня среди живых.

Так о нас, пропавших, пишут

В донесеньях фронтовых.

На листок, войной пропахший,

Слёз немало пролилось…

«Сын Ваш…без вести пропавший…»

Остальное всё слилось…

Борис жаров


Выступления учащихся

(слайд 4)


Я хочу рассказать о своём прадедушке Цыбульском Александре Григорьевиче, 1916 года рождения, который пропал без вести в июле 1944 года. Эту историю я узнал от мамы, ей рассказала бабушка, Мария Яковлевна Кулиничева, ещё при жизни.

Июль 1944 года. Советские войска вели победоносные наступательные бои в северо-западном направлении. Далёкое село Урицкое Кустанайская область (в настоящее время Костанайская область), Казахстан. Во дворе дома, где жила семья прадедушки, скрипнула калитка. Прабабушка, Мария Яковлевна, узнала этот звук. «Почтальон!» мелькнуло в голове, и, поправляя на ходу платье, выбежала во двор. Обычно разговорчивый Асхат в этот раз протянул молча треугольник и, сославшись на большое количество писем, поковылял по дороге. Моей прабабушке было всего 20 лет. Этот сложенный листок бумаги мог или осчастливить семью, соседей, знакомых или…просто довести до безумия от горя. Мария Яковлевна увидела перечёркнутый красным карандашом адрес полевой почты и надежда рухнула.…Это было её письмо, оно вернулось, не найдя адресата. Только лишь по окончании войны прабабушка получила извещение, что Александр Григорьевич пропал без вести. С той поры так и не было известий…


Выступления учащихся


Почти в каждой семье нашей страны есть родственники, без вести пропавшие во время Великой Отечественной войны. Какие-то  разрозненные сведения хранятся в семье, у кого-то сохранились фотографии. Но, когда видишь фамилию родного человека в донесении базы «Мемориал, кажется, что, если узнаешь хоть что-то ещё, твой солдат не будет таким одиноким в своей безвестной могиле. И надеешься, что не вернувшиеся воины не останутся без молитв.

Мы, защищавшие страну,

Её Победы не узнали.

Мы только встретили войну

И в сорок первом задержали.

«С неустановленной судьбой» -

Пришло известие в конверте.

Я – не погибший, не живой,

Я – человек без даты смерти.

Парад, Победа, ордена

Достались нашим младшим братьям.

А нас проклятая война

Надолго спрятала в объятьях.

Фамилий скорбен длинный строй –

Судьбы бессмысленно-военной.

Я – не погибший, не живой,

Я – горсть земли и часть вселенной.

Тяжёл безвестности покой,

Не славы – памяти нам мало.

Но не отмечены строкой

На тысячах мемориалов.

А если в мирной тишине

Услышишь голос мой уставший,

Прохожий вспомни обо мне

И всех безвестных и пропавших…

Порой у Вечного Огня

Лежат цветы как чья – то память.

Для неизвестного меня

Нельзя в помин свечи поставить.

Холодной утренней росой

Омыт окоп, приютом ставший.

Я – не погибший, не живой,

Один из…без вести пропавших.

Виктор Черновалов


Выступления учащихся

(слайд 5)


Поиском пропавших без вести занимаются не только официальные структуры, но и простые, обычные люди, живущие среди нас. И сейчас хочется рассказать об удивительной женщине, которая посвятила жизнь поиску пропавших без вести бойцов Советской Армии. Антонина Васильевна Назарова, вместе с сыном Андреем занимается розыском мест захоронений пропавших без вести солдат, устанавливает связи с их родственниками. (слайд)

Через военкоматы, архивы им удалось найти места захоронений трёх братьев. И, конечно, они хотели, чтобы эти сведения дошли до Сибири, откуда герои войны ушли на фронт.

Так, родным стало известно, что Каверзины Николай Апполонович и Василий Апполонович, пропавшие без вести в июле 1942 года в районе деревни Селищи Новгородской области, внесены в список погибших воинского захоронения этого населенного пункта. Их брат, Алексей Апполонович, погиб в мае 1942 года в районе деревни Вороново Ленинградской области. Перезахоронены останки погибших в тех местах воинов на станцию Новая Малукса. 9 Мая 2012 года имена трех братьев Каверзиных были увековечены на мемориальных плитах. (слайд)

О Федосее Родионовиче Мутовине Антонине Васильевне удалось найти сведения, что он погиб в Ростовской области в районе города Новочеркасска. Теперь Антонина Васильевна добивается, чтобы и его имя было внесено в список погибших (слайд 6).


Учитель:

Вглядитесь в эти лица…. Они защищали Отчизну. Мы остаёмся перед славными Героями войны в неоплатном долгу, этот долг зовёт каждого из нас добрыми делами и поступками ответить на призыв ныне живущих – Помните! Наш долг перед ними – память о них! /слайд 7 видео «Родина! Светлой памяти павших в борьбе против фашизма. Минута памяти 9 мая»/

Тысячи людей до сих пор разыскивают сведения о своих погибших в годы Великой Отечественной войны родственниках, надеются найти их место захоронения, узнать, где и при каких обстоятельствах настигла их вражеская пуля или осколок. Отныне у многих появилась надежда получить достоверную информацию. Раньше такие списки нужно было самостоятельно искать в архивах и газетных подшивках. Теперь поиском сведений занимаются специалисты Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО). К ним поступает информация со всех регионов страны и из-за рубежа. О судьбе своих близких, защищавших и освобождавших нашу Родину в 1941 - 1945 годах, с помощью объединённой базы данных (http://www.obd-memorial.ru) можно узнать судьбу погибшего воина (слайд 8).


Выступления учащихся


Неизвестная судьба близкого человека всегда тревожит его родственников. Но в настоящее время у многих появилась возможность найти информацию о своих родных, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. Моя семья решила возобновить поиск пропавшего без вести прадедушки. Наше обращение началось с запроса в архив села Урицкое, откуда пришёл ответ... (слайд 9)

Но мы не отчаивались, продолжали искать и писать запросы, хотя информации об Александре Григорьевиче было очень мало. И наступил тот день, когда мы поняли, что наши поиски не напрасны: пришёл ответ из Центрального архива ФСБ России и из Центрального специального Государственного архива КНБ (Комитета национальной безопасности) Республики Казахстан (слайд 10). Это означало, что есть надежда узнать, где воевал и как погиб прадедушка. Поиск продолжается.


Выступления учащихся

История возникновения ОБД «Мемориал» начинается с января 2006 года в соответствии с Указом президента РФ по организации военно-мемориальной работы «Вопросы увековечивания памяти погибших при защите Отечества». Проведена уникальная по масштабам, технологии и срокам исполнения работа, в результате которой создана информационно-справочная система, не имеющая аналогов в мире. В 2015 году был запущен портал «Память народа», который объединяет базы данных проектов «Мемориал», «Подвиг народа» и более 11 миллионов записей из Книги Памяти. В базе данных содержится 37 миллионов записей из архивных документов, из них 16,6 миллионов цифровых копий документов о безвозвратных потерях периода Великой Отечественной войны (слайд 11).

Социальные сети также являются помощником в розыске погибших и пропавших без вести воинов. Одна из таких страниц на сайте Одноклассники «ПОИСК ЛЮДЕЙ» (слайд 12) /poisk_ludej@mail.ru/


Выступления учащихся


Мы уверены, нет в нашей стране равнодушных людей к судьбе своей Родины, её истории. Информация будет полезна всем тем, кто интересуется историей своей семьи, кто хотел бы узнать, где воевал дед или прадед; какие награды получил и за что, где и как погиб, не был ли в плену, немецких концлагерях на оккупированной территории СССР или территории Германии и других стран Европы, в гетто, лагерях НКВД, не воевал ли в партизанском отряде, не умер ли в госпитале от ран, не найден ли его медальон. А также тем, кто хотел увидеть подлинные документы времен войны, получить информацию из архивов … и ответить на многие для себя вопросы.

Давайте не будем забывать тех, кто отдал жизнь за нас. Фраза «Кто не уважает прошлого, тот лишен будущего!» должна стать девизом нашего поколения.

В случае если появится желание глубже изучить историю своей семьи, обратите внимание на ресурсы, представленные в нашей презентации.


Учитель:

Праздник Победы в Великой Отечественной войне – это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но и «передний край» нынешнего сражения за наше будущее.

Главный урок Великой Отечественной войны состоит в том, что лишь тот народ свободен и может противостоять любой агрессии, кто готов сражаться за свою свободу, за свою землю и за свое будущее до конца. Сохранение памяти о Великой Отечественной войне необходимо для дальнейшего развития России в XXI веке. Историческая память и чувство гордости за свою историю – основа достоинства нации, ее способности к реализации национальных интересов, ценностей и идеалов.


В заключение нашей встречи звучит песня в исполнении Марка Бернеса «Журавли» (слайд 13)

(слайд 14)

























Список использованных источников

http://www.obd-memorial.ru,

http://www.podvignaroda.mil.ru,

https://archive.mil.ru,

http://www.poiskludej.ru

http://m.ok.ru>topic Стихи о пропавших без вести и ветеранах.

http://mspu.org.ua/poetry/2122-stixi-o-vojne.html Борис Жаров (Луганск)

http://youtu.be/im-u2_kPQkE Минута памяти 9 мая.

http://youtu.be/GKoz4igLHjA «Журавли»

https://www.youtube.com/watch?v=vdd_o1jpGr0 «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»

http://www.google.com/amp/s/m.tvzvezda.ru/news/forces/content/

http://info.sibnet.ru/article/536102 «Как узнать о судьбе фронтовика...»

Семейный архив документов и фотографий

https://rg.ru/2015/02/18/ssilki.html ссылки для поиска информации об участниках Вов в интернете

http://sjkrsk.ru/propavshimi-bez-vesti-bol-she-ne-znachatsya/3/ Газета «Ангарская правда», 06.06.2012 г.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.