12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мельникова Светлана Федоровна2972
Стаж работы 35 лет. Работаю по системе Л.В. Занкова. Награждена почетной грамотой Министерства образования Р.Ф.
Россия, Смоленская обл., Смоленск
Материал размещён в группе «Игровые моменты на учебном занятии.»

                          Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                    «Средняя школа №26 имени А. С. Пушкина» города Смоленска

 

                                                     Когда еда прибавляет года


 

 

                                                                      Мельникова Светлана Федоровна,

                                                  учитель начальных классов

Смоленск,2017г.

                                                     Пояснительная записка

Здоровье детей в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации.

Ведущая роль школы в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей, создании нормальных условий для их роста и развития является главной.

Здоровье человека во многом определяется качеством его питания в детском возрасте. Как показывает практика, в домашних условиях питание детей зачастую не рационально (неумеренно, однообразно, нарушен режим питания) Дошкольный и младший школьный возраст сопровождается интенсивным ростом организма, бурным течением обменных процессов, развитием и совершенствованием функций многих органов и систем, что требует достаточного поступления качественных пищевых веществ. Модель пищевого поведения также формируется в младшем школьном возрасте. В их формировании важнейшую роль играет семья, где родители порой не уделяют достаточного внимания правильному и здоровому питанию ребенка. Яркая реклама продуктов, не имеющих никакой пользы, привлекает ребенка, что приводит к проблемам не только со здоровьем физическим, но и еще более опасным - психическим проблемам. В результате у детей развиваются не приносящие здоровья привычки в питании.

Правильное питание – одна из важнейших составляющих здоровый образ жизни, условие для нормального роста и развития ребенка.

Особое значение правильное питание приобретает в младшем школьном возрасте, когда организм активно растет и развивается. Недостаточное, нерациональное питание в этот период может обуславливать серьезные функциональные нарушения и стать причиной развития целого ряда заболеваний.

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В этом возрасте продолжается дальнейшее формирование организма (опорно – двигательного аппарата, сердечно – сосудистой, легочной и имунной систем и т. д.)

Ребенок быстро растет, возрастает интенсивность обменных процессов. Активно развивается мозг – формируются новые психологические функции, обеспечивающие возможность осуществления учебной деятельности – ведущей в этом возрасте. Особое значение приобретает вопрос организации правильного питания. Оно является одним из важнейших условий сохранения здоровья школьника, обеспечивает его организм необходимой для роста и развития энергии и пластическим материалом.

Для того, чтобы обеспечить организм всеми необходимыми для роста и развития веществами, в ежедневное меню ребенка должны быть разные продукты и блюда – мясные, молочные, продукты из круп и злаков, фрукты и овощи.

Основной формой для организации воспитательной работы по формированию полезных привычек в младшем школьном возрасте является игра, в которой ребенок осваивает навыки поведения, связанные с питанием. Важную роль в формировании основ культуры питания играют родители, служащие для него основным примером для подражания.

Наблюдая за поведением детей, а также по результатам бесед с родителями, я сделала вывод о том, что проблеме формирования культуры питания в практике семейного воспитания уделяется явно недостаточное внимание,  в связи с чем у детей (у некоторых - даже в старшем возрасте) часто отсутствуют базовые навыки культуры питания, и особенно - их этикетные основы. Многие дети не умеют правильно и красиво сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами. Недостаточно сформированы навыки сервировки стола, соблюдения правил этикета в процессе приёма пищи. Вероятно, такому положению дел есть свои логические объяснения. Сегодня культура питания, непосредственно связанная с упрощением бытового уклада в семье, диктует свои нормы этикетного поведения. Возможно, навсегда ушли в прошлое традиции длительных совместных трапез с использованием скатертей и столовых приборов с ножом и вилкой. И всё же этикетные основы культуры питания остаются актуальными всегда. Имеющаяся система образовательной деятельности не формирует у детей понимания о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, о правила столового этикета.

В апреле 2012 года Министерство образования и науки Российской Федерации направило в образовательные учреждения письмо №06 – 731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников, в котором говорится о том, что формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребенка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учётом возрастного подхода.

Правильное питание – одна из важнейших составляющих здоровый образ жизни, условие для нормального роста и развития ребенка.

 

 


                                          Когда еда прибавляет года.

Цели: объяснить значение полноценного питания для формирования детского организма;

используя литературный материал, показать пагубное влияние алкоголя н а здоровье человека.

формирование у детей основ культуры питания, осознанного отношения к своему здоровью.

Задачи:

1. Обогащать и расширять знания детей о рациональном питании и его роли для здоровья человека.

2. Воспитывать культуру поведения.

3. Знакомить с правилами этикета, принятыми в современном обществе.

4. Воспитывать самостоятельность при соблюдении правила гигиены.


Ход занятия

Учитель. Здоровье каждого человека зависит от очень многих факторов, один из них – полноценное питание. Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), содержащиеся в хлебе, молоке, яйцах, различных мясных и рыбных блюдах – это строительный материал для всех функций организма. Больше всего питательных веществ вы съедаете в обед с первыми и вторыми блюдами.

Ученик.

Как легко приготовить обед!

Ничего в этом трудного нет.

Это проще простого:

Это раз – и готово!

(Если мама готовит обед.)

Но бывает, что некогда маме,

И обед себе варим мы сами,

И тогда

( Не пойму, в чем секрет!) –

Очень трудно готовить обед!

Учитель. Приготовить обед - дело непростое и довольно хлопотное. С чего начинать обед?

С какого блюда? Кто из вас, ребята, знает и сумеет объяснить? ( Высказывания учащихся).

Чтобы вы догадались сами и правильно ответили на вопрос, послушайте внимательно стихотворение Ю. Тувима в переводе С. Михалкова «Овощи».

Ученик. Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

капусту,

горох,

петрушку и свеклу.

Ох!..

Вот овощи спор завели на столе…

Картошка?

Капуста?

Горох?

Петрушка иль свекла?

Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

капусту,

горох,

петрушку и свеклу.

Ох!..

После чтения стихотворения следуют ответы детей.

Учитель. Ответы ваши правильны. Обед действительно нужно начинать с салатов или винегрета. Ученые установили, что картофель, капуста, лук, огурцы, помидоры, салат, редис, морковь, свекла и другие - содержат не только питательные вещества, но и витамины, а также минеральные соли, клетчатку, которые помогают вашему организму усваивать различные пищевые продукты. Поэтому перед обедом очень полезны салаты из овощей, особенно из ранних – зеленого лука, редиса, салата, заправленные растительным маслом. Ранние овощи способствуют выделению пищеварительных соков и повышению аппетита. Но помимо овощей есть такой продукт, который ученые называют «самой богатой едой», без которого ни один ребенок не сможет нормально развиваться и расти. Что это за продукт? (Молоко.)

Учитель .Правильно, это молоко. Необыкновенные свойства молока люди оценили очень давно. Около десяти тысячелетий назад они попробовали овечье и козье молоко и научились готовить из них отличные сыры. Позже приручили коров, из молока которых стали получать вкусный творог. В Монголии из молока кобылиц научились готовить ароматный и очень полезный напиток – кумыс. Чашей, наполненной молоком, встречали знатных и дорогих гостей. Молоко считалось особым лакомством. Уже со времен Гиппократа, жившего в Греции более двух тысяч лет назад, молоко стали назначать людям нервным, с больным желудком. Спасение в молоке ищут при лечении отравлений.

Почему же молоко так необходимо организму человека? Почему молоко – удивительная и «изумительная пища», как считал И. И. Павлов? В молоке есть все вещества, из которых состоит наша пища, - белки, жиры, углеводы, соли, витамины. Установлено, что в одном стакане молока белков столько, сколько в двух куриных яйцах. В сутки ребенок должен выпивать по два стакана молока.

Кроме молока человеку полезны и другие напитки здоровья, например, отвар шиповника, фруктовые соки и т. По утрам мы часто пьем свежезаваренный ароматный чай. Но не все Вероятно, знают, что чай не только вызывает ощущение бодрости, легкости. В нем есть витамин, который влияет на прочность наших кровеносных сосудов и их деятельность. Специалисты также считают чай, разбавленный молоком, очень полезным диетическим напитком. Его можно пить и здоровым, и больным, особенно на ночь. Этот напиток помогает быстрому засыпанию, способствует хорошему, крепкому сну.

Кроме полезных напитков существуют и вредные – пиво, вино, водка. В них содержится алкогольное вещество, которое вызывает нарушения деятельности нервной системы, головного мозга. От алкоголя страдают желудок, печень. Кроме того, он приводит к понижению содержания витаминов и минеральных солей в организме. А это также вызывает различные заболевания. При употреблении алкогольных напитков человек ведет себя необычно: движения его размашисты и неуверенны; он идет, широко расставляя ноги, спотыкаясь; у него нарушается речь. Очень опасна бесконтрольность его поступков. Последствия употребления спиртных напитков бывают самые печальные.

Алкогольные напитки вредны асем, но особую опасность представляют для детей. Употребление спиртного даже в очень небольшом количестве – это медленное отравление организма, а если это делают дети, то оно резко ускоряется и усиливается, и даже может наступить мгновенная смерть.

А теперь прочитайте этот текст и объясните его смысл, (текст записан на доске).

Ведь если б еда прибавляла года,

Всех дольше бы жили обжоры тогда.

Съел мало – и много покоя взамен.

Съел много – к болезням отправился в плен.

(Ответы детей.)

Учитель. Переедание, отсутствие меры в еде приводит к избыточному весу, ожирению. При этом в подкожной жировой клетчатке и большинстве органов отлагается избыточное количество жира, что мешает нормальной работе внутренних органов, снижает сопротивляемость детского организма различным болезням.

А теперь будьте внимательны! Вот загадки – давайте отгадки.

Повернулось к солнцу золотое донце. (Подсолнух.)


 

Бел, как снег, в чести у всех.

В рот попал, там и пропал. (Сахар.)


 

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (Блины.)


 

В воде родится,

А воды боится. (Соль.)


 

Щеки розовы, нос белый.

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (Редис.)


 

Желтый, круглый, ты откуда?

Прямо с солнечного юга.

Сам на солнышко похож.

Можешь съесть меня, но только

Раздели меня на дольки.

Как меня ты назовешь? (Апельсин.)


 

Летом – в огороде свежие, зеленые,

А зимою – в бочке вкусные, соленые.

Отгадайте, молодцы: как зовут нас? (Огурцы.)


 

Его я режу на куски

И вижу в нем пургу муки,

И слышу шум колосьев в нем,

Политых солнцем и дождем,

И аромат земли родной,

Что перепахана весной.

Лежит он на столе дыша,

Как будто пахаря душа. (Хлеб.)

Не шит, не кроен, а весь

В рубцах.

Без счету одежек, и все

Без застежек. (Капуста.)


 

Много халатов надето

На куклу желтого цвета.

Султан на голове черен.

Все тело из(Кукуруза.)


 

Любопытный красный нос

По макушку в землю врос.

Лишь торчат на грядке

Зеленые пятки. (Морковь.)


 

Он большой, как мяч футбольный.

Если спелый – все довольны.

Как приятен он на вкус!

Что это за шар? (Арбуз)


 

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покапай немножко-

Под кустом… (Картошка)


 

Что полезно – всем известно.

Я ответ найду легко.

На моей любимой чашке

Нарисованы ромашки,

Ну, а в чашке…(Молоко)

Итог занятия – работа с пословицами. ( Записаны на доске)

-Не в меру есть – болезнь и беда. ( Осетинская)

Сытно кормить – только вредить. (Арабская)

Умеренность – мать здоровья. (Русская)


 


         Литература:


Горелова Ж. Ю. Гигиеническая оценка проектов по совершенствованию организации питания учащихся //Гигиена и санитария. - 2009. - N 2. - С. 60-63.

Ж. Ю. Новые формы организации питания детей в образовательных учреждениях // Вестник образования России. – 2005. - N 12. - С. 45-53.

Макеева А. Как научить ребенка правильному питанию // Основы безопасности жизни. – 2000. - N 6. - С. 57-59.

Михалюк Н. С. Оценка фактического питания различных возрастных групп детского населения // Вопросы питания. – 2004. - Т. 73. - N 4. - С. 28-32.

Мосов А. В. Новые санитарные правила : гигиенические требования к питанию дошкольников и школьников // Администратор образования. - 2009. - N 3. - С. 3-10.

Российская Федерация, О реализации программы "Разговор о правильном питании" : приложение к письму Минобрнауки России от 02. 10. 2007, N 06-1581. 06-1581 // Официальные документы в образовании. - 2007. - N 32. - С. 83-87.

Тутельян В. А. Гигиена питания : современные проблемы // Здравоохранение Российской Федерации. - 2008. - N 1. - С. 8-9.

Шумилова С. Л. Надо воспитывать культуру питания // Директор школы. – 2002. - N 10. - С. 88-91.

Опубликовано в группе «Игровые моменты на учебном занятии.»


Комментарии (2)

Игнатченко Екатерина Юрьевна, 07.01.18 в 23:26 1Ответить Пожаловаться
Очень полезный материал!
Порошина Ольга Анатольевна, 06.05.19 в 09:03 0Ответить Пожаловаться
Очень интересно и познавательно! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.