12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ненев Олег Сергеевич1340
Работаю учителем истории и обществознания в Лозымском филиале ГОУ РК "Республиканский центр образования". Специфика работы - работа с больными детьми, находящимися на лечении в санатории. Педагогический стаж - 12 лет. Нагрузка - 18 часов в неделю.
Россия, Коми респ., Сыктывкар
Материал размещён в группе «ФГОС ООО История Обществознание»
ЗАЯВКА на участие в республиканском конкурсе-фестивале внеурочных занятий, проводимым государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Коми республиканский институт развития образования», 
 
Сценарий (конспект) внеурочного занятия "Коми народная игра Шег"
 
Введение
В настоящее время одной из актуальнейших проблем воспитания является воспитание национальной культуры детей. Общие задачи эстетического воспитания не могут решаться вне содержания той национальной культуры, народных традиций, которые веками создавались народом, чей менталитет на данной территории является приоритетным. 
Вклад культуры в воспитание человека неоценим. Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Поэтому надо научить детей любить великие и малые свершения родного края, воспитывать уважительное отношение к прошлому. Через родную песню, народные игры и забавы, искусство ученики овладевают знаниями своего народа, его обычаями, получают представления о культуре своего народа.
 
Цель: формирование у обучающихся устойчивого интереса к культуре Коми края.
Задачи:
1)  Способствовать развитию познавательного интереса, творческих способностей личности;
2)  Организовать досуг детей
3)  Способствовать развитию у детей общей культуры, художественного восприятия и эстетического вкуса.
 
Коми народная игра "Шег"
 
«Костяные» игры известны в античных Греции и Риме, а наибольшую распространенность они получили у народов Средней Азии, Сибири, русских и финноугров. «Шег» схож с северорусскими вариантами игры в «бабки», но одновременно отличается от них терминологией, правилами и ходом действия. Коми название «шегъясьм», или просто «шег», возникло из слова «ыж шег», что означает «надкопытные суставы передних ног овец».
 
Игры с косточками животных считаются самыми древними в истории человечества: еще первобытные охотники кидали ради забавы или гадания кости диких зверей, а в скотоводческую эпоху пастухи на досуге с той же целью бросали кости домашнего скота.
 
Интересно, что лодыжки могли служить своеобразной «валютой». Об этом красноречиво свидетельствует описание 1920-х годов, принадлежащее перу известного этнографа Г.А. Старцева: «Осенью, после первого снега крестьяне вывозят на поле навоз. Нанимая для вывоза 10-летнего мальчика, который уже умел управляться с лошадью и выкидывать с дровней навоз, платили ему 1/4 копейки, и он оставался доволен этой платой. Но, чаще всего, расплачивались лодыжками. За 1/4 копейки давали две лодыжки, которые парнишка в праздничные дни мог продать торговцу или своим товарищам по игре… Мальчик моложе 10 лет за дневную работу получал одну лодыжку, и он сбывал ее за половину пряника, считавшегося у коми детьми самым изысканным угощением».
 
Играли в лодыжки на полу, но чаще всего на печи, так как печь считалась наиболее предпочтительным местом для игр, а также и для рассказывания сказок. Игра в лодыжки проходила азартно и весело.
 
Игра в «шег» была распространена по всей Вычегде, Выми, на Вашке и Мезени. Экспедиционные исследования последних лет на Сысоле и Печоре позволяют с уверенностью говорить о том, что и в селениях, расположенных вдоль этих рек, игра в лодыжки была любима и популярна».
 
На Ижме и Печоре для игры использовали не только бараньи и овечьи косточки, но и оленьи, коровьи.
Игра в «шег» была в основном забавой мальчишек, но по праздникам за кости брались и взрослые мужчины.
 
Настоящая «шегомания» начиналась на Рождество - играли всю святочную неделю. В другие времена года, «шег» находился под запретом - суеверные крестьяне боялись, что в хозяйстве могут выродиться овцы.
 
Девушки на святках тоже бросали кости, чтобы узнать свое будущее. Верхнепечорские охотники, коротая вечера в лесных избушках, также гадали на шегах. Только не на костяных, а на деревянных («пу шег»).
 
В отличие от девушек, озадаченных вопросами предстоящего замужества, суровые охотники, пропадавшие в парме по несколько месяцев, гадали, верны ли им оставшиеся дома жены. Если «пу шег» выпадал «неправильно», то приехавший с охоты муж мог избить жену.
 
Подобная игра существовала у многих народов (русских, мари, коми-пермяков, удмуртов, мордвы), а игры с овечьими (и других животных) лодыжками фиксировались также у остальных народов.
 
Эта игра была популярна у коми народа и до революции, и в советские годы. Играли в нее и пажгинцы. В те времена не было телевизоров и компьютеров, и коми крестьяне и их дети коротали долгие зимние вечера, играя с помощью бараньих лодыжек ("шеги") в эту интеллектуальную игру. Раньше в сельской местности держали много баранов и овец, и поэтому недостатка в косточках для игры не было. 
 
Для игры в шег нужны хорошо вычищенные и высушенные косточки, отделенные после длительной варки от мяса. Кости можно покрасить в разные цвета, а можно нанести на них отметки.
 
В селе Пажга усилиями Центра эстетического воспитания детей эта игра получила второе рождение, проводятся турниры и соревнования.
 
Правила игры «Шег». Проведение игры.
 
1. Игра проходит на ровной гладкой поверхности стола.
 
2. Играют 4 человека с 40 шегами (овечьими лодыжками).
 
3. Участники сидят с четырех сторон стола, и во время игры не имеют права передвигаться.
 
4. Судья контролирует игру стоя.
 
5. Сначала определяют очередность: каждый из четырех игроков берет лодыжку и бросает на стол. У кого выпадает «стол» (вверх ровной стороной), тот начинает первым. Вторым щелкает игрок, у которого выпадает «сак» (двумя ямками наверху), третьим – «пук» (выпуклой стороной вверх), последним – «гатш» (вверх одной ямкой).
 
6. Если выпадают два и более лодыжек с одинаковой позицией, то между этими игроками жеребьевка производится вновь.
 
7. После установления очередности, первый игрок собирает в ладони лодыжки и раскидывает на столе.
 
8. Если рассыпанные на столе шеги падают друг на друга, по ним сверху ударяют пальцем, чтобы рассредоточить скопление.
 
9. Щелкают только лежащие в одинаковом положении косточки: пук в пук, гатш в гатш и т.д.
 
10. Если игрок попадает, то забирает одно из двух и продолжает щелкать дальше.
 
11. Если промахивается или задевает третью (тогда говорят «куималiс» – задела третью), щёлкает следующий игрок.
 
12. Выполненный впустую щелчок (в воздухе, не прикасаясь пальцем лодыжки) также считается ходом, и право щелкать переходит другому игроку.
 
13. Следующий игрок собирает оставшиеся косточки в пригоршню и бросает на стол. В иных случаях, по предварительной договоренности, второй участник щелкает одинаковые шеги сразу же после промаха предшествующего игрока, не собирая в ладони косточки.
 
14. В тех случаях, когда невозможно произвести прямой щелчок по лодыжке, можно использовать «стенку» из ладони или своеобразный «трамплин» в виде кулачка.
 
15. Упавшую на пол косточку поднимает судья игры и снова бросает на игровой стол.
 
16. Если на столе остаются лодыжки разных позиций, и игрок до этого выбил косточку, то он продолжает игру далее: собирает оставшиеся лодыжки и вновь бросает на стол.
 
17. Игра заканчивается тогда, когда последние две лодыжки падают на одинаковые стороны, и игрок делает точный щелчок.
 
18. В следующем коне очередность устанавливается в зависимости от количества набранных шегов.
 
19. Если игроки выбивают одинаковое количество шегов, то очередность между ними устанавливается с помощью перебрасывания лодыжек: у кого выпадет иерархически старшая позиция, тот вступает в игру раньше другого.
 
20. Между собой участники играют 4 кона: победителем считается тот, кто выбьет наибольшее количество шегов в последнем коне.
Опубликовано в группе «ФГОС ООО История Обществознание»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.