12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Блинова Анастасия Вадимовна17

Формирование коммуникативной компетентности на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе

Блинова А.В.

Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, так как грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности, а формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно - воспитательного процесса.

Основу коммуникативной грамотности составляет умение ставить цели и задачи, планировать, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе, общаться, находить общий язык, действовать в конфликтной ситуации.

Коммуникативно грамотная личность – это человек, который ориентируется в мире и действует в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и

Способность коммуницировать с окружающими человек приобретает в процессе социализации. И наоборот, для успешной социализации крайне важна полноценная коммуникация с обществом на всех этапах взросления и становления личности.

Именно поэтому роль учителя начальных классов при формировании коммуникативной грамотности обучающихся велика. Ученический коллектив создается, растет и крепнет в процессе разнообразной совместной деятельности учащихся. Эта деятельность делает жизнь коллектива содержательной и интересной и служит источником коллективных интересов и коллективных переживаний, источником накопления морального опыта. Где нет совместной деятельности, там нет базы, необходимых условий для сплочения коллектива и для морального совершенствования учащихся.

Поэтому классные руководители работу по созданию и сплочению ученического коллектива в своем классе начинают с конкретных и полезных общих дел, требующих коллективной работы учителя с учащимися. А приобретение коммуникативных компетенций осуществляется на уроках окружающего мира, русского языка, математики и любых других предметах, в том числе и во внеурочной деятельности.

Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка

Большое внимание уделяю практической направленности обучения русскому языку, сотрудничеству с детьми, организации учебного диалога, созданию проблемных ситуаций, использованию творческих заданий. Все это помогает активизировать и формировать основные компоненты учебной деятельности.

С целью развития языковой компетентности младших школьников на уроках русского языка использую творческие работы, мини-сочинения, работу с пословицами и фразеологизмами.

Курс русского языка предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма.

Очень важно обучать детей не только созданию, но и восприятию высказываний. После самостоятельного написания изложения или сочинения каждый ученик сначала редактирует свою работу. Затем несколько учеников читают свои работы вслух. Одноклассники дают авторам рекомендации, как сделать текст лучше. Затем дети вновь возвращаются к своим сочинениям, улучшают их структуру и содержание.

Таким образом, ребята учатся договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат, координировать различные мнения и приходить к одному, общему. Таким образом, у учащихся появляется потребность в высказывании, достаточно уверенное владение монологической и диалогической речью, умение передавать на письме собственные мысли и чувства, способность размышлять. Учащиеся умеют сотрудничать друг с другом и с учителем.

Введение комплекса специально организованных упражнений в уроки литературного чтения способствует получению устойчивых положительных результатов. Диалог, живое общение, тренинги, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».

Тренировка в общении в ходе учебного занятия даёт ученику возможность не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на будущий профессиональный выбор.

Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке использую:

игровые приёмы;

задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:

сказать комплимент литературному герою;

сочинить свою волшебную сказку, ввести в название сказки новый объект;

придумать другое окончание сказки, рассказа;

Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

На занятиях математикой освоение коммуникативной компетенции подразумевает использование различных коллективных приёмов: работа в группе, дискуссия, дидактические игры и другие. Например, при изучении в 3 классе темы « Решение задач» класс разбивается на несколько групп. Каждая группа получает своё задание, где указан алгоритм решения задачи, заданной одним и тем же условием. Результаты работы каждой группы демонстрируются на доске. После этого организуется этап обсуждения использованных способов решения задачи, вносятся предложения, оцениваются достоинства и недостатки каждого способа, делается вывод. В результате применения такой формы организации деятельности ученики приобретают навыки работы в группе, овладевают способами взаимодействия с окружающими людьми. У них формируется умение задавать вопросы, выслушивать другого.

Считаю, что такие приёмы способствуют повышению учебно-познавательного процесса у детей, формированию у них умений самостоятельно ставить цели, выполнять учебные действия, осуществлять контроль за ходом выполнения учебных действий и оценивать результат своей деятельности.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках на уроках окружающего мира

Из форм работы, стимулирующих совершенствование коммуникативной компетенции учащихся на уроках окружающего мира, можно назвать следующие:

проведение заочной экскурсии по выставочным залам, музеям, улицам и площадям городов мира (ролевая игра, где один или несколько учеников выполняют обязанности экскурсовода, а другие — туристов),

работа в группах и парах, когда дети выполняют задания: Может ли человек жить, не оказывая влияния на окружающую среду? Обоснуйте оба варианта ответа: «Да, может», «Нет, не может»; Предложите одноклассникам угадать животное по его описанию и др.

составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером.

Эти упражнения, развивают у учащихся умение соотносить содержание и форму высказываний с речевой ситуацией, дисциплинируют мышление, оттачивают чувство языка, приучают гибко пользоваться им, имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру поведения в целом.

Любая экскурсия предполагает большой объем информации, учащиеся учатся умению слушать, слышать, воспринимать и обрабатывать информацию: после экскурсий дети делятся впечатлениями в устной форме, пишут отзывы, путевые заметки.

На уроках технологии дети часто выполняют групповые виды работ: композиции, поделки из различного материала. Такая работа требует от учащихся умения договариваться, обсуждать, слушать, обосновывать и т.п..

Большое значение для развития навыков общения младших школьников имеет внеурочная деятельность. Она расширяет рамки школьной программы, формирует любознательность, повышает эрудицию школьников, создаёт ситуацию успеха для всех учеников, и сильных, и слабых. Виды, использованных мною внеклассных мероприятий различны: викторины, конкурсы, тематические классные часы, праздники. При подготовке этих мероприятий я стараюсь использовать метод творческих проектов. В этом году, дети моего 3-Б класса защищали проект «Вперёд в будущее», где каждая команда представила модель транспорта будущего, рассказала о нём. Дети внимательно слушали друг друга, задавали вопросы, интересовались проектами одноклассников.

Систематическая работа по формированию коммуникативных компетенций приводит к тому, что:

Во – первых, неуклонно повышается успеваемость и качество знаний учащихся.

Во – вторых, возрастает интерес учащихся к учению. Ученики не просто слушают готовую информацию, а учатся добывать ее сами, в том числе из дополнительных источников.

В – третьих, учащиеся меньше устают на уроке. Так как, общаясь, им приходится передвигаться с места на место, а активные формы обучения играют не последнюю роль в здоровьесберегающем обучении.

В – четвертых, увеличивается количество учащихся с высоким уровнем коммуникативности.

В – пятых, улучшается память учащихся, внимание.

Таким образом, коммуникативные компетенции влияют на формирование гражданской зрелости, профессионального и личностного самоопределения.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.