12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Климова Наталья Николаевна234
Кандидат экономических наук, доцент, председатель ЦМК "Банковское дело" МПЭК РЭУ им. Г.В.Плеханова, опыт преподавательской деятельности 23 года, с 2016-2019 - зам.председателя ФУМО СПО по УГС 38.00.00 Экономика и управление, разработчик ПООП 38.02.07
Россия, Москва, Москва

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

Московский промышленно-экономический колледж

 

 

 

 

 

 

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ

выпускника программы подготовки специалистов среднего звена

на основе Федерального государственного образовательного стандарта

среднего профессионального образования по специальности

38.02.07 Банковское дело

Квалификация: Специалист банковского дела

 

Разработчик: Климова Наталья Николаевна, к.э.н., преподаватель МПЭК РЭУ им. Г.В.Плеханова

 

2021

t1614970880aa.gift1614970880aa.gifСОДЕРЖАНИЕ


 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

СООТВЕТСТВИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА ТРЕБОВАНИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

4


 

20

 

 

 

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Компетентностная модель представляет собой совокупность социально-личностных, общепрофессиональных и специальных компетенций, позволяющих выпускнику эффективно решать профессиональные задачи с учетом современных требований рынка труда и возможности построения образовательных траекторий использования вариативной части ФГОС СПО.

Цель компетентностного подхода в образовании – преодолеть разрыв между знаниями студента и его практической деятельностью, научить студента с помощью полученных и усвоенных знаний эффективно решать задачи практики.

Компетентностная модель выпускника составлена в соответствии с:

1. Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 38.02.07 «Банковское дело», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 05 февраля 2018г. № 67.

2. Профессиональными стандартами Совета профессиональных квалификаций финансового рынка:

- "Специалист по платежным услугам", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. N 645н;

- "Специалист по операциям на межбанковском рынке", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. N 643н,

- "Специалист по работе с залогами", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 марта 2015 г. N 176н,

- "Специалист по ипотечному кредитованию", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 марта 2015 г. N 171н,

- "Специалист по потребительскому кредитованию", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. N 646н,

- "Специалист по работе с просроченной задолженностью", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 сентября 2015 г. N 590н.

Область профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:
08 Финансы и экономика.

Квалификация: Специалист банковского дела.

Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет:

- на базе основного общего образования - 2 года 10 месяцев;

- на базе среднего общего образования - 1 год 10 месяцев.


 

2. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.

Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению основных видов деятельности:

- ведение расчетных операций;

- осуществление кредитных операций.

Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими профессиональными компетенциями (далее - ПК), соответствующими основным видам деятельности:

Ведение расчетных операций:

ПК 1.1. Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов;

ПК 1.2. Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах;

ПК 1.3. Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней;

ПК 1.4. Осуществлять межбанковские расчеты;

ПК 1.5. Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям;

ПК 1.6. Обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт.

Осуществление кредитных операций:

ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов;

ПК 2.2. Осуществлять и оформлять выдачу кредитов;

ПК 2.3. Осуществлять сопровождение выданных кредитов;

ПК 2.4. Проводить операции на рынке межбанковских кредитов;

ПК 2.5. Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам.

Обучающиеся, осваивающие образовательную программу, осваивают также профессию рабочего в соответствии с перечнем профессий рабочих, должностей служащих (Код 20002 – Агент банка по Перечню профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 513 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2013 г., регистрационный N 29322), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 1348 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2014 г., регистрационный N 31163), от 28 марта 2014 г. N 244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 апреля 2014 г., регистрационный N 31953), от 27 июня 2014 г. N 695 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2014 г., регистрационный N 33205) и от 3 февраля 2017 г. N 106 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 апреля 2017 г., регистрационный N 46339), рекомендуемых к освоению в рамках образовательной программы по специальности.

Основные требования к умениям и знаниям по осваиваемым общим компетенциям представлены в таблице 1.

 

Таблица 1- Знания и умения по осваиваемым общим компетенциям

Код

компетенции

 

Формулировка компетенции

 

Знания, умения

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

составить план действия; определить необходимые ресурсы;

владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

ОК 02

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска

Знания: номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования

Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования

ОК 04

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности

ОК 05

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе;

Знания: правила оформления документов и построения устных сообщений.

ОК 06

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

Умения: описывать значимость своей специальности

Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности, стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения. .

ОК 07

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности.

Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения

ОК 08

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

Умения: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной специальности 38.02.07 Банковское дело.

Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для специальности; средства профилактики перенапряжения.

ОК 09

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение

Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности

ОК 10

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках.

Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы

Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности.

ОК 11

Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

 

Умения: выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования

Знание: основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты

 

Показатели освоения профессиональных компетенций по основным видам деятельности представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели освоения профессиональных компетенций по основным видам деятельности

 

Основные виды

деятельности

Код и наименование

компетенции

Показатели освоения компетенции

Ведение расчетных операций

ПК 1.1. Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов

Практический опыт:

осуществления расчетно-кассового обслуживание клиентов

Умения:

- оформлять договоры банковского счета с клиентами;

- проверять правильность и полноту оформления расчетных документов;

- открывать и закрывать лицевые счета в валюте Российской Федерации и иностранной валюте;

- выявлять возможность оплаты расчетных документов исходя из состояния расчетного счета клиента, вести картотеку неоплаченных расчетных документов;

- оформлять выписки из лицевых счетов клиентов;

- рассчитывать и взыскивать суммы вознаграждения за расчетное обслуживание;

- рассчитывать прогноз кассовых оборотов;

- составлять календарь выдачи наличных денег;

- рассчитывать минимальный остаток денежной наличности в кассе;

- составлять отчет о наличном денежном обороте;

- устанавливать лимит остатков денежной наличности в кассах клиентов;

- отражать в учете операции по расчетным счетам клиентов;

- исполнять и оформлять операции по возврату сумм, неправильно зачисленных на счета клиентов;

- использовать специализированное программное обеспечение для расчетного обслуживания клиентов.

 

Знания:

- содержание и порядок формирования юридических дел клиентов;

- порядок открытия и закрытия лицевых счетов клиентов в валюте Российской Федерации и иностранной валюте;

- правила совершения операций по расчетным счетам, очередность списания денежных средств;

- порядок оформления, представления, отзыва и возврата расчетных документов;

- порядок планирования операций с наличностью;

- порядок лимитирования остатков денежной наличности в кассах клиентов;

- типичные нарушения при совершении расчетных операций по счетам клиентов

ПК 1.2. Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах

Практический опыт: осуществления безналичных платежей с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах

Умения:

- выполнять и оформлять расчеты платежными поручениями, аккредитивами в банке плательщика и в банке поставщика, платежными требованиями в банке поставщика и в банке плательщика, инкассовыми поручениями, чеками;

- использовать специализированное программное обеспечение и программно-аппаратный комплекс для работы с расчетной (платежной) документацией и соответствующей информацией

Знания:

- нормативные правовые документы, регулирующие организацию безналичных расчетов;

- локальные нормативные акты и методические документы в области платежных услуг;

- формы расчетов и технологии совершения расчетных операций;

- содержание и порядок заполнения расчетных документов.

ПК 1.3. Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней

Практический опыт: осуществления расчетного обслуживания счетов бюджетов различных уровней

Умения:

-оформлять открытие счетов по учету доходов и средств бюджетов всех уровней;

оформлять и отражать в учете операции по зачислению средств на счета бюджетов различных уровней;

- оформлять и отражать в учете возврат налогоплательщикам сумм ошибочно перечисленных налогов и других платежей.

Знания:

- порядок нумерации лицевых счетов, на которых учитываются средства бюджетов;

порядок и особенности проведения операций по счетам бюджетов различных уровней;

ПК 1.4. Осуществлять межбанковские расчеты

Практический опыт: осуществления межбанковских расчетов

Умения:

- исполнять и оформлять операции по корреспондентскому счету, открытому в подразделении Банка России;

- проводить расчеты между кредитными организациями через счета ЛОРО и
НОСТРО;

- контролировать и выверять расчеты по корреспондентским счетам;

- осуществлять и оформлять расчеты банка со своими филиалами;

- вести учет расчетных документов, не оплаченных в срок из-за отсутствия средств на корреспондентском счете;

- отражать в учете межбанковские расчеты;

- использовать специализированное программное обеспечение для совершения межбанковских расчетов.

Знания:

- системы межбанковских расчетов;

порядок проведения и учет расчетов по корреспондентским счетам, открываемым в подразделениях Банка России;

- порядок проведения и учет расчетов между кредитными организациями через корреспондентские счета (ЛОРО и НОСТРО);

- порядок проведения и учет расчетных операций между филиалами внутри одной кредитной организации;

- типичные нарушения при совершении межбанковских расчетов.

ПК 1.5. Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям

Практический опыт: осуществления международных расчетов по экспортно-импортным операциям.

Умения:

- проводить и отражать в учете расчеты по экспортно-импортным операциям банковскими переводами в порядке документарного инкассо и документарного аккредитива;

- проводить конверсионные операции по счетам клиентов;

- рассчитывать и взыскивать суммы вознаграждения за проведение международных расчетов и конверсионных операций;

- осуществлять контроль за репатриацией валютной выручки;

Знания:

- нормы международного права, определяющие правила проведения международных расчетов;

- формы международных расчетов: аккредитивы, инкассо, переводы, чеки;

- виды платежных документов, порядок проверки их соответствия условиям и формам расчетов;

- порядок проведения и отражение в учете операций международных расчетов с использованием различных форм;

- порядок и отражение в учете переоценки средств в иностранной валюте;

- порядок расчета размеров открытых валютных позиций;

- порядок выполнения уполномоченным банком функций агента валютного контроля;

- меры, направленные на предотвращение использования транснациональных операций для преступных целей;

- системы международных финансовых телекоммуникаций;

ПК 1.6. Обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт

Практический опыт: обслуживания расчетных операций с использованием различных видов платежных карт.

Умения:

- консультировать клиентов по вопросам открытия банковских счетов, расчетным операциям, операциям с использованием различных видов платежных карт;

- оформлять выдачу клиентам платежных карт;

- оформлять и отражать в учете расчетные и налично-денежные операции при использовании платежных карт в валюте Российской Федерации и иностранной валюте;

- использовать специализированное программное обеспечение совершения операций с платежными картами.

Знания:

- виды платежных карт и операции, проводимые с их использованием;

условия и порядок выдачи платежных карт;

технологии и порядок учета расчетов с использованием платежных карт, документальное оформление операций с платежными картами;

типичные нарушения при совершении операций с платежными картами.

Осуществление кредитных операций

ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов

Практический опыт:

оценки кредитоспособности клиентов

Умения:

- консультировать заемщиков по условиям предоставления и порядку погашения кредитов;

- анализировать финансовое положение заемщика - юридического лица и технико-экономическое обоснование кредита;

- определять платежеспособность физического лица;

- оценивать качество обеспечения и кредитные риски по потребительским кредитам;

- проверять полноту и подлинность документов заемщика для получения кредитов;

- проверять качество и достаточность обеспечения возвратности кредита;

- составлять заключение о возможности предоставления кредита;

- оперативно принимать решения по предложению клиенту дополнительного банковского продукта (кросс-продажа);

- проводить андеррайтинг кредитных заявок клиентов;

- проводить андеррайтинг предмета ипотеки;

Знания:

- нормативные правовые акты, регулирующие осуществление кредитных операций и обеспечение кредитных обязательств;

- законодательство Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- законодательство Российской Федерации о персональных данных;

- нормативные документы Банка России об идентификации клиентов и внутреннем контроле (аудите);

- рекомендации Ассоциации региональных банков России по вопросам определения кредитоспособности заемщиков;

- порядок взаимодействия с бюро кредитных историй;

- законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей, в том числе потребителей финансовых услуг;

- требования, предъявляемые банком к потенциальному заемщику;

состав и содержание основных источников информации о клиенте;

методы оценки платежеспособности физического лица, системы кредитного скоринга;

- методы андеррайтинга кредитных заявок клиентов;

методы андеррайтинга предмета ипотеки;

методы определения класса кредитоспособности юридического лица.

ПК 2.2. Осуществлять и оформлять выдачу кредитов

Практический опыт:

осуществления и оформления выдачи кредитов

Умения:

- составлять договор о залоге;

оформлять пакет документов для заключения договора о залоге;

- составлять график платежей по кредиту и процентам, контролировать своевременность и полноту поступления платежей;

- оформлять комплект документов на открытие счетов и выдачу кредитов различных видов;

- оформлять выписки по лицевым счетам заемщиков и разъяснять им содержащиеся в выписках данные;

- формировать и вести кредитные дела;

Знания:

- законодательство Российской Федерации о залогах и поручительстве;

гражданское законодательство Российской Федерации об ответственности за неисполнение условий договора;

- законодательство Российской Федерации об ипотеке;

- законодательство Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- содержание кредитного договора, порядок его заключения, изменения условий и расторжения;

- состав кредитного дела и порядок его ведения;

- типичные нарушения при осуществлении кредитных операций.

ПК 2.3. Осуществлять сопровождение выданных кредитов

Практический опыт:

осуществления сопровождения выданных кредитов

Умения:

- составлять акты по итогам проверок сохранности обеспечения;

- оформлять и отражать в учете операции по выдаче кредитов физическим и юридическим лицам, погашению ими кредитов;

оформлять и вести учет обеспечения по предоставленным кредитам;

- оформлять и отражать в учете начисление и взыскание процентов по кредитам;

вести мониторинг финансового положения клиента;

- контролировать соответствие и правильность исполнения залогодателем своих обязательств;

- оценивать качество обслуживания долга и кредитный риск по выданным кредитам;

выявлять причины ненадлежащего исполнения условий договора и выставлять требования по оплате просроченной задолженности;

- выбирать формы и методы взаимодействия с заемщиком, имеющим просроченную задолженность;

- разрабатывать систему мотивации заемщика, имеющего просроченную задолженность, и применять ее с целью обеспечения производства платежей с учетом индивидуальных особенностей заемщика и условий кредитного досье;

- направлять запросы в бюро кредитных историй в соответствии с требованиями действующего регламента;

- находить контактные данные заемщика в открытых источниках и специализированных базах данных;

- подбирать оптимальный способ погашения просроченной задолженности;

планировать работу с заемщиком, имеющим просроченную задолженность, на основании предварительно проделанной работы и с учетом намерений заемщика по оплате просроченной задолженности;

- рассчитывать основные параметры реструктуризации и рефинансирования потребительского кредита;

- оформлять и вести учет просроченных кредитов и просроченных процентов;

- оформлять и вести учет списания просроченных кредитов и просроченных процентов;

- использовать специализированное программное обеспечение для совершения операций по кредитованию.

Знания:

- способы и порядок предоставления и погашения различных видов кредитов;

способы обеспечения возвратности кредита, виды залога;

- методы оценки залоговой стоимости, ликвидности предмета залога;

- локальные нормативные акты и методические документы, касающиеся реструктуризации и рефинансирования задолженности физических лиц;

- бизнес-культуру потребительского кредитования;

- способы и порядок начисления и погашения процентов по кредитам;

- порядок осуществления контроля своевременности и полноты поступления платежей по кредиту и учета просроченных платежей;

- критерии определения проблемного кредита;

- типовые причины неисполнения условий кредитного договора и способы погашения просроченной задолженности;

- меры, принимаемые банком при нарушении условий кредитного договора;

- отечественную и международную практику взыскания задолженности;

- методологию мониторинга и анализа показателей качества и эффективности истребования просроченной и проблемной задолженности по потребительским кредитам.

ПК 2.4. Проводить операции на рынке межбанковских кредитов

Практический опыт:

проведения операций на рынке межбанковских кредитов

Умения:

- определять возможность предоставления межбанковского кредита с учетом финансового положения контрагента;

- определять достаточность обеспечения возвратности межбанковского кредита;

- пользоваться оперативной информацией о ставках по рублевым и валютным межбанковским кредитам, получаемой по телекоммуникационным каналам;

- применять универсальное и специализированное программное обеспечение, необходимое для сбора и анализа информации для сотрудничества на межбанковском рынке;

- пользоваться справочными информационными базами данных, необходимых для сотрудничества на межбанковском рынке;

- оформлять и отражать в учете сделки по предоставлению и получению кредитов на рынке межбанковского кредита;

Знания:

- порядок оформления и учета межбанковских кредитов;

- особенности делопроизводства и документооборот на межбанковском рынке;

основные условия получения и погашения кредитов, предоставляемых Банком России.

ПК 2.5. Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам.

Практический опыт:

Формирования и регулирования резервов на возможные потери по кредитам

Умения:

- рассчитывать и отражать в учете сумму формируемого резерва;

- рассчитывать и отражать в учете резерв по портфелю однородных кредитов

Знания:

- нормативные документы Банка России и внутренние документы банка о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери;

- порядок оценки кредитного риска и определения суммы создаваемого резерва по выданному кредиту;

- порядок и отражение в учете формирования и регулирования резервов на возможные потери по кредитам;

- порядок и отражение в учете списания нереальных для взыскания кредитов.

ПМ.03 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (20002 Агент банка)

Выполнение работ агента банка

Практический опыт:

консультирования клиентов по банковским продуктам и услугам

Умения:

- осуществлять поиск информации о состоянии рынка банковских продуктов и услуг;

- выявлять мнение клиентов о качестве банковских услуг и представлять информацию в банк;

- выявлять потребности клиентов;

- определять преимущества банковских продуктов для клиентов;

- ориентироваться в продуктовой линейке банка;

- консультировать потенциальных клиентов о банковских продуктах и услугах из продуктовой линейки банка;

- консультировать клиентов по тарифам банка;

- выбирать схемы обслуживания, выгодные для клиента и банка;

- формировать положительное мнение у потенциальных клиентов о деловой репутации банка;

- использовать личное имиджевое воздействие на клиента;

- переадресовывать сложные вопросы другим специалистам банка;

- формировать собственную позитивную установку на процесс продажи банковских продуктов и услуг;

- осуществлять обмен опытом с коллегами;

- организовывать и проводить презентации банковских продуктов и услуг;

- использовать различные формы продвижения банковских продуктов;

- осуществлять сбор и использование информации с целью поиска потенциальных клиентов.

Знания:

- определения банковской операции, банковской услуги и банковского продукта;

- классификацию банковских операций;

- особенности банковских услуг и их классификацию;

- параметры и критерии качества банковских услуг;

- понятие жизненного цикла банковского продукта и его этапы;

- структуру цены на банковский продукт и особенности ценообразования в банке;

- определение ценовой политики банка, ее объекты и типы;

- понятие продуктовой линейки банка и ее структуру;

- продукты и услуги, предлагаемые банком, их преимущества и ценности;

- основные банковские продукты для частных лиц, корпоративных клиентов и финансовых учреждений;

- организационно-управленческую структуру банка;

- составляющие успешного банковского бренда;

- роль бренда банка в продвижении банковских продуктов;

- понятие конкурентного преимущества и методы оценки конкурентных позиций банка на рынке банковских услуг;

- особенности продажи банковских продуктов и услуг;

- основные формы продаж банковских продуктов;

- политику банка в области продаж банковских продуктов и услуг;

- условия успешной продажи банковского продукта;

- этапы продажи банковских продуктов и услуг;

- организацию послепродажного обслуживания и сопровождения клиентов;

- отечественный и зарубежный опыт проведения продаж банковских продуктов и услуг;

- способы и методы привлечения внимания к банковским продуктам и услугам;

- способы продвижения банковских продуктов;

- правила подготовки и проведения презентации банковских продуктов и услуг;

- принципы взаимоотношений банка с клиентами;

- психологические типы клиентов;

- приёмы коммуникации;

- способы выявления потребностей клиентов;

- каналы для выявления потенциальных клиентов.

 

Общество хочет видеть в выпускниках: самостоятельно работающую, всесторонне развитую личность, обладающую профессиональными знаниями, с хорошей эрудицией, трудолюбивую; умеющую принимать решения с учетом обстоятельств и реализовывать свои способности наиболее выгодными для себя и окружающих способами.

Воспитательные цели программы достигаются путём использования учебного материала, в котором успех решения профессиональной задачи зависит не только от профессиональных знаний специалиста, но и от его поведения. Наиболее существенное воспитательное влияние на студентов оказывает предусмотренное в программе руководство самостоятельной работой студентов на всех этапах обучения, включая научно-исследовательскую работу студентов, производственную практику, демонстрационный экзамен и выполнение выпускной квалификационной работы.

Современный специалист в области банковского дела должен быть способным быстро ориентироваться в информационно насыщенной среде, гибко реагировать на стремительно изменяющиеся условия, в которых он осуществляет свою профессиональную деятельность. Чтобы избежать быстрого устаревания профессиональных знаний и навыков, потери компетентности, связанной с постоянно обновляющейся научной, технической и нормативной базой, современный специалист должен обладать способностью к саморазвитию, самообучению, творчеству. Эти способности немыслимы без воспитания таких базовых качеств и навыков, как умение вступать в конструктивный диалог, умение строить отношения сотрудничества, внимательность, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность, целеустремленность, гибкость и стрессоустойчивость.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СООТВЕТСТВИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА ТРЕБОВАНИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

 

 

Компетенции выпускника по специальности 38.02.07 Банковское дело соответствуют потребностям современного рынка труда, прогнозируемым тенденциям развития экономики и социальной сферы региона.Соответствие осваиваемых компетенций требованиям работодателей и трудовым функциям профессиональных стандартов представлено в таблице 3.

 

Таблица 3- Соответствие компетенций требованиям профессиональных стандартов

 


пп

Профстандарт (ПС)

Компетенции, осваиваемые в результате изучения профессиональных модулей

Соответствие

Комментарий

ПМ 01 Ведение расчетных операций

Профессиональный стандарт "Специалист по платежным услугам"

 

ОТФ А Выполнение расчетных операций

Трудовые функции: А/01.4 Осуществление переводов денежных средств по банковским счетам на основании распоряжений клиентов

А/02.4 Открытие, ведение и закрытие счетов

 

ПК 1.1. Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов

ПК 1.2. Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах

ПК 1.4. Осуществлять межбанковские расчеты

ПК 1.5. Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям

Соответствует

 

ПМ 02 Осуществление кредитных операций

Профессиональный стандарт "Специалист по работе с залогами»

 

ОТФ А Подготовка и заключение договора о залоге имущества

Трудовые функции:

А/01.6 Сбор документов, необходимых для проведения залоговой экспертизы и заключения договора залога

А/02.6 Оценка и залоговая экспертиза имущества

А/03.6 Заключение и регистрация договоров залога

А/05.6 Контроль исполнения условий залогового договора

ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов

ПК 2.2. Осуществлять и оформлять выдачу кредитов

ПК 2.3. Осуществлять сопровождение выданных кредитов

Соответствует

 

Профессиональный стандарт "Специалист по ипотечному кредитованию"

 

ОТФ А Обеспечение реализации политики банка в сфере ипотечного кредитования

Трудовые функции:

А/01.6 Предварительное сопровождение деятельности по ипотечному кредитованию

А/02.6 Оценка платежеспособности и кредитоспособности потенциального заемщика и анализ качества предмета ипотеки

А/03.6 Подготовка и заключение сделок ипотечного кредитования

А/04.6 Контроль исполнения условий договора ипотечного кредита

А/05.6 Последующее сопровождение деятельности по ипотечному кредитованию

ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов

ПК 2.2. Осуществлять и оформлять выдачу кредитов

ПК 2.3. Осуществлять сопровождение выданных кредитов

Соответствует

 

 

Профессиональный стандарт "Специалист по работе с просроченной задолженностью"

 

ОТФ А Взаимодействие с должником на ранних стадиях взыскания задолженности

Трудовые функции:

А/01.5 Анализ информации (досье) о заемщике, имеющем просроченную задолженность

А/02.5 Подготовка плана мероприятий по обеспечению производства платежей по просроченным задолженностям заемщика

А/03.5 Проведение переговоров с заемщиком, имеющим просроченную задолженность, и поручителями

ПК 2.3. Осуществлять сопровождение выданных кредитов

Соответствует

 

Профессиональный стандарт "Специалист по потребительскому кредитованию"

 

ОТФ А Проведение комплекса мероприятий для определения целесообразности предоставления потенциальному заемщику потребительского кредита

Трудовые функции:

А/01.5 Оказание информационно-консультационных услуг клиенту по вопросам предоставления потребительского кредит и выбора кредитной программы

А/02.5 Анализ кредитоспособности клиента и подготовка решения о целесообразности выдачи потребительского кредита

А/03.5 Заключение договора потребительского кредита

ОТФ В Контроль исполнения обязательств по договорам потребительского кредита и мониторинг качества потребительских кредитов

Трудовые функции:

В/01.5 Взаимодействие с заемщиком по вопросам обслуживания потребительского кредита

В/02.5 Проведение мероприятий по предупреждению и урегулированию просроченной задолженности заемщика по договору потребительского кредита

В/03.5 Мониторинг качества потребительских кредитов и корректировка резерва на возможные потери

ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов

ПК 2.2. Осуществлять и оформлять выдачу кредитов

ПК 2.3. Осуществлять сопровождение выданных кредитов

ПК 2.5. Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам.

Соответствует

 

Профессиональный стандарт "Специалист по операциям на межбанковском рынке "

 

ОТФ В Проведение операций на межбанковском рынке

Трудовая функция В/01.6 Проведение операций на рынке межбанковского кредитования

ПК 2.4. Проводить операции на рынке межбанковских кредитов

Соответствует

 

ПМ. 03

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Профессиональный стандарт "Специалист по ипотечному кредитованию"

 

ОТФ А Обеспечение реализации политики банка в сфере ипотечного кредитования

Трудовая функция А/01.6 Предварительное сопровождение деятельности по ипотечному кредитованию.

Трудовые действия:

- сбор первоначальной информации о клиенте (контактной информации и минимальных требований к ипотечному кредиту); - консультирование клиентов по видам ипотечных кредитов;

- выявлять потребности клиента по видам и условиям ипотечного кредитования;

- оказывать клиенту помощь в подборе оптимального варианта ипотечного кредита в соответствии с выявленными потребностями;

- предложение клиенту дополнительного банковского продукта (кросс-продажа) в соответствии с потребностями клиента при оформлении ипотечного кредита;

необходимые умения:

- оперативно принимать решения по предложению клиенту дополнительного банковского продукта (кросс-продажа);

знания:

- правила делового общения с клиентами;

- правила корпоративной банковской этики

Практический опыт: консультирование потенциальных клиентов о банковских продуктах и услугах.

умения:

- выявлять потребности клиентов;

- определять преимущества банковских продуктов для клиентов;

- ориентироваться в продуктовой линейке банка;

-консультировать потенциальных клиентов о банковских продуктах и услугах из продуктовой линейки банка;

- выбирать схемы обслуживания, выгодные для клиента и банка;

знания:

- продукты и услуги, предлагаемые банком, их преимущества и ценности;

- основные банковские продукты для частных лиц, корпоративных клиентов и финансовых учреждений;

- особенности продажи банковских продуктов и услуг;

- основные формы продаж банковских продуктов;

- политику банка в области продаж банковских продуктов и услуг;

- условия успешной продажи банковского продукта;

- этапы продажи банковских продуктов и услуг;

- принципы взаимоотношений банка с клиентами;

- психологические типы клиентов;

-приёмы коммуникации;

-способы выявления потребностей клиентов.

Соответствует

 

Профессиональный стандарт "Специалист по потребительскому кредитованию"

 

ОТФ А Проведение комплекса мероприятий для определения целесообразности предоставления потенциальному заемщику потребительского кредита

Трудовая функция А/01.5 Оказание информационно-консультационных услуг клиенту по вопросам предоставления потребительского кредита и выбора кредитной программы

Трудовые действия:

- выявление потребностей клиента в кредитном продукте;

- оказание помощи клиенту в выборе кредитного продукта;

- информирование клиента о банке, его услугах, программах потребительского кредитования и сроках рассмотрения кредитной заявки;

- консультирование клиента по вопросам предоставления кредита и обеспечения возвратности кредита;

необходимые умения:

- предлагать клиентам кредитные программы в соответствии с их целями и финансовыми возможностями

- оказывать помощь в подборе оптимального варианта потребительского кредита в соответствии с потребностями и финансовым положением клиента;

- доступно излагать условия кредитования с целью избежания двусмысленности или возможного недопонимая заемщиками, не обладающими специальными знаниями в банковской сфере;

необходимые знания:

- правила делового общения с клиентами.

Практический опыт: консультирование потенциальных клиентов о банковских продуктах и услугах.

умения:

- выявлять потребности клиентов;

- определять преимущества банковских продуктов для клиентов;

- ориентироваться в продуктовой линейке банка;

-консультировать потенциальных клиентов о банковских продуктах и услугах из продуктовой линейки банка;

- выбирать схемы обслуживания, выгодные для клиента и банка;

знания:

- продукты и услуги, предлагаемые банком, их преимущества и ценности;

- основные банковские продукты для частных лиц, корпоративных клиентов и финансовых учреждений;

- особенности продажи банковских продуктов и услуг;

- основные формы продаж банковских продуктов;

- политику банка в области продаж банковских продуктов и услуг;

- условия успешной продажи банковского продукта;

- этапы продажи банковских продуктов и услуг;

- принципы взаимоотношений банка с клиентами;

- психологические типы клиентов;

-приёмы коммуникации;

-способы выявления потребностей клиентов.

Соответствует

 

Профессиональный стандарт "Специалист по платежным услугам"

 

Трудовая функция А/02.4 Открытие, ведение и закрытие счетов

Трудовые действия: проведение идентификации клиента и его представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев;

необходимые умения:

-устанавливать и развивать деловые отношения с клиентами по вопросу платежных услуг;

- презентовать платежные услуги клиентам и их представителям;

-организовывать и проводить деловые встречи и переговоры с клиентами и их представителями; необходимые знания:

-основы психологии общения и ведения консультационной работы с клиентами;

-технологии ведения переговоров;

-основы делового этикета.

 

 

Практический опыт:

консультирования клиентов по банков-ским продуктам и услугам

умения:

- выявлять потребности клиентов;

- определять преимущества банковских продуктов для клиентов;

- ориентироваться в продуктовой линейке банка;

- консультировать потенциальных клиентов о банковских продуктах и услугах из продуктовой линейки банка;

- консультировать клиентов по тарифам банка;

- выбирать схемы обслуживания, выгодные для клиента и банка;

- формировать положительное мнение у потенциальных клиентов о деловой репутации банка;

- использовать личное имиджевое воздействие на клиента;

- переадресовывать сложные вопросы другим специалистам банка;

- формировать собственную позитивную установку на процесс продажи банковских продуктов и услуг;

- организовывать и проводить презентации банковских продуктов и услуг;

- использовать различные формы продвижения банковских продуктов.

Знания:

- особенности продажи банковских продуктов и услуг;

- основные формы продаж банковских продуктов;

- политику банка в области продаж банковских продуктов и услуг;

- условия успешной продажи банковского продукта;

- этапы продажи банковских продуктов и услуг;

- организацию послепродажного обслуживания и сопровождения клиентов;

- отечественный и зарубежный опыт проведения продаж банковских продуктов и услуг;

- способы и методы привлечения внимания к банковским продуктам и услугам;

- способы продвижения банковских продуктов;

- правила подготовки и проведения презентации банковских продуктов и услуг;

- принципы взаимоотношений банка с клиентами;

- психологические типы клиентов;

- приёмы коммуникации;

- способы выявления потребностей клиентов;

- каналы для выявления потенциальных клиентов.

 

Соответствует

 

 

28

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.