12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дмитрий Игоревич Павлов470
Россия, Москва, Москва
Материал размещён в группе «Интересное в информатике!»
5

Конференция «От информатики в школе к техносфере образования». Выступления участников.

Основные выступления на "секции 1" международной научно-практической конференции "От информатики в школе к техносфере образования". В том числе полное выступление Дмитрия Павлова.


видео

Текст моего выступления:
 
ШКОЛЬНЫЙ КУРС ИНФОРМАТИКИ – ТЕЧЕНИЯ И РИФЫ. ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН НАСТАЛО?

Аннотация: В статье рассматриваются причины недостаточного уровня подготовки учеников, обсуждаются вопросы проблемы наполнения учебных программ, а также необходимости формирования межпредметных связей между информатикой и другими дисциплинами, в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме того, делается ряд предложений по изменению подходов к изучению информатики, с целью открыть широкую дискуссию для всего педагогического сообщества.

Ключевые слова: Информатика; Информатика и ФГОС; модернизация курса информатики, межпредметные связи информатики; дискуссия о будущем информатики;

Являясь одной из самых молодых академических наук, и безусловно самой молодой из обязательных школьных дисциплин, информатика, за три десятка лет, прошла серьёзный путь. Сегодня уже уверенно можно выделить основные тенденции развития учебной дисциплины, оценить достижения и проанализировать ошибки. А они безусловно есть. 
Но прежде чем начать, я хочу сразу пояснить. Заключения, выводы и утверждения, которые содержатся в работе - результат наблюдений, измерений, диалогов, а главное обобщения фактов и результатов. И негативные тенденции выделяются не потому, что "всё плохо", а потому что они есть. И на фоне выстроенных методик и закономерностей школьного курса информатики, сегодня ярко видны и недостатки. 
Проблемы учебной дисциплины, её зачастую сиротское место в основной образовательной программе школ, это результат системных ошибок, заложенных на начальном этапе, и инертности системы образования как таковой. При этом замечу, что исключения есть. Я сам знаком с прекрасными преподавателями информатики, творчески подходящими к своему предмету. Есть и директора школ, понимающие важность дисциплины. Но такие исключения, как подчёркивает народная мудрость, только подтверждают правило. Теперь же, начнём.
Для участников конференции не секрет, что предпосылками к появлению информатики, стала потребность в развитии особой области знания, связанной с информационными основами процессов управления. Именно такой смысл вкладывали в научную основу информатики её "отцы" - академики В.С. Леднев и В.М. Глушко. Но для многих людей, подобные научные ориентиры - слишком абстрактны. И при первых попытках интеграции информатики в школьное образование, были избраны самые доступные пониманию элементы, а именно технологии автоматизации обработки информации.
С внедрением в общественную жизнь информационных технологий. Ключевой целью стало формирование прикладных навыков - навыков использования ПК. Причём упор часто делался на задачи абстрактные, не связанные с учебным процессом или бытовыми задачами. 
На фоне этой тенденции множество других вопросов, таких как формирование навыков преобразования информации, информационного мышления и культуры, научного мировоззрения, социализации школьников, проблемы глубокого анализа процессов и явлений, взаимосвязей в сложных системах, были отодвинуты на второй план. 
Как отмечает в своих работах вице-президент РАО, академик Александр Андреевич Кузнецов, информатика, как учебная дисциплина, уже в начале 80-х годов, не соответствовала задачам среднего общего образования. И следует отметить, что за 30 лет, ситуация не улучшилась. А с внедрением ФГОС трещина между курсом информатики, потребностями образования и социальным заказом стала настоящей пропастью. Развернем этот тезис.
Анализ требований ФГОС НОО, ООО, С(П)ОО, ключевой особенностью образовательного процесса определяет формирования умения учится. В этой связи технологии поиска, обработки, анализа, синтеза информации, являются ключевыми. Именно они определяют успешность технологии непрерывного обучения, задекларированной государственной политики в области образования. По сути информатика в структуре ФГОС носит ярко выраженный метапредметный характер, представляя собой некую платформу, универсальный инструмент, для построения индивидуальной образовательной траектории. И даже больше. Оставив в стороне школу, в наш информационный век, невозможно осуществить полноценную социализацию и самореализацию личности, без высокого уровня информационной грамотности и информационной культуры. 
На практике же сегодня информатика для многих школ - балласт. Несколько часов в расписании, которые просто надо чем-то заполнить потому, что так предписано. Нередко курс ведётся формально, а оценка успеваемости ведётся по посещаемости. 
Никакое метапредметное значение информатики, заложенное во ФГОС, никакие концепции "информационного общества" не меняют этого. И причин этого явления не мало. 
В первую очередь - отсутствие должного количества квалифицированных, мотивированных кадров, и традиционное для информатики ещё с 60-х годов НЕПОНИМАНИЕ не специалистами сути и целей науки и учебной дисциплины, которые кажутся чрезмерно абстрактными многим участникам образовательного процесса. 
Присутствует также и традиционное "мы раньше учились без компьютера, и всё было нормально". Воспринимая дисциплину как «навыковую», как курс обучения «тыканью в кнопки», администрация школ, функционеры от образования, родители просто не уделяют ей должного внимания. 
Но это всё эмоции. Что же мы имеем на практике. Разберём к примеру программу 7-9 и 10-11 классов, декларируемые задачи и реальное наполнение. А также полученные на практике результаты. 
Так в сфере личностных результатов к примеру, декларируется:
• наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; 
• способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
Результаты, по сути, не впечатляют. Попадающие после 9 класса в систему СПО ученики зачастую вовсе не имеют представления о информации, как о ресурсе. Ресурсом для многих является Википедия, информацию, представленную в которой не нужно ни перепроверять, ни даже просто прочитывать. 
Способность же к общению и сотрудничеству, коллективному решению задач, если и присутствует, но не в связи с информатикой. При коллективной работе над информационными задачами, неумение разделять роли в группе, и даже просто искать и передавать информацию, очевидно. 
Причины просты. Несмотря на декларацию "правильных" тезисов, программа и действующие методические рекомендации к реализации программы, не предполагают практического закрепления этих навыков. По сути в программе почти нет заданий, способных поддержать процесс развития заявленных личностных результатов. Не анализируются такие подходы и при подготовке учителей информатики. По сути общение, сотворчество, групповая исследовательская деятельность полностью отданы на откуп учителю. 
Не слишком глубоко, рассматриваются и вопросы, которые должны поддержать достижение следующих результатов:
• ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; 
• развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
Вообще вопросы, связанные с информационной культурой, правовыми и этическими аспектами работы с информацией, практически не рассматриваются. О существовании скажем 436-ФЗ, обучающиеся, да и учителя по сути вовсе не подозревают, а компьютерное пиратство считают единственной нормой жизни, что наглядно отражает полное отсутствие как правовой и информационной культуры, так и не восприятие информации как продукта труда. И при существующих в отрыве друг от друга дисциплинах информатика и обществознание, преодолеть это явление - затруднительно. 
В сфере достижения метапредметных результатов тоже есть провалы. Ни одна из учебных задач не содержит простренных, методически выверенных связей с другими дисциплинами. В базовом планировании отсутствуют как интегрированные уроки, так и интегрированные проекты, которые могли бы обеспечить серьёзное расширение представления учеников об учебных задачах и их связи с информатикой. По сути, учебные дисциплины живут сами по себе и информатика, являясь по сути связующим звеном метапредметного обучения, стоит особняком от учебного процесса. Отсутствие простроенных межпредметных связей с курсом информатики, не позволяет ученикам рассматривать учебные задачи с точки зрения работы с информацией. А это по сути оставляет праздной заявленную цель обеспечить:
• владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
И даже овладение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель», исходя из соотношения теории и практики, а равно и мониторинга результатов обучения, по сути позволяет детям овладеть лишь понятиями "алгоритм" и "исполнитель". Предлагаемые нам подходы к овладению представлениями "системах" - результатов не дают. Или дают, но в качестве исключения, как результат работы талантливого учителя.
Раскроем эту тему глубже. Заявленные метапредметыне результаты, тесно пересекаются с одной из основных задач курса информатики: формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах. На уровне 7-9 классов идут попытки привить ученикам навыки программирования. Идут в печальном отрыве от тем моделирования, а также без связи с учебными задачами, ну может только с попыткой решить элементарные математические задачи на нахождение объёма и площади. Кроме того, после большого объёма полуабстрактных алгоритмических задач, пропуская зачастую основы алгебры логики, уроки сводятся часто к листингу программы, что развивает только репродуктивные навыки и не позволяет ученикам рассматривать программирование как универсальный инструмент решения задач, учебных и бытовых и осваивают программирование только на репродуктивном уровне. Кроме того совершенно удручающим фактом представляется использования устаревшего, не востребованного сегодня, исключённого из системы международных конкурсов и олимпиад языка Паскаль. 
Стоит отметить и такой факт. Для рассмотрения ряда тем, скажем «Измерение информации» во всём её многообразии, создана прекрасная база. Тут есть и методика и множество отработанных приёмов. Но, при этом, выпускники 9 класса, поступая в учреждения СПО показывают провалы и в этой теме. Просто потому, что полученные знания никак не связаны с их реальной повседневной жизнью. Или вернее они не видят этих связей. 
И это только часть проблем. Есть и банальная нечистоплотность. Не редко, практическая реализация курса с 7 по 9 класс это "рисуем в Paint" и "делаем презентацию". Может быть оно и не плохо. Не все дети способны понять трудные концепции информатики или на высоком уровне освоить программирование. Но и прикладные занятия, без должной методической поддержки, системы освоения, и главное связи с РЕАЛЬНЫМИ учебными и бытовыми задачами, не укладываются в системе знаний, умений и навыков ребёнка. 
Всё это - малая часть большого вороха системных, методических трудностей. Обратимся же к более глобальной проблеме. Проблеме дидактической, стоящей перед информатикой в полный рост. Чему и как учить детей в рамках курса информатики. 
18 ноября 2015 года, в своём интервью, ректор МГУ Виктор Садовничий заметил: "ЕГЭ открыл дорогу в вузы, в том числе и тем, кто слабо подготовлен и менее серьезно мотивирован при выборе профессии" Говоря же о путях выхода из ситуации он заметил, что "Олимпиады мы стали развивать как способ поиска и поддержки юных талантов. И сейчас мы предлагаем расширить портфолио, чтобы не терять из виду способных ребят". Да и отчётно-палочная по сути система оценки эффективности работы школ, придаёт большой вес олимпиадам. 
А как обстоят дела с результатами ЕГЭ (ОГЭ) и олимпиад по информатике? Даже беглый анализ показывает полную неразбериху с результатами. Малый процент участников, не высокие результаты, отсутствие ярко выраженных положительных тенденций. Странной ситуация является только на первый взгляд. Если же проанализировать содержание учебников 8-9, 10-11 класса, с материалами ОГЭ и ЕГЭ, станет видно, что их содержание, в части тем и дидактических единиц не совпадает. И несовпадение это имеет грандиозный масштаб. 
Анализ же олимпиад показывает, что их содержание по сути является содержанием олимпиад по программированию. Кроме того, личные наблюдения показывают, что финалисты и победители городских и общероссийских этапов - дети часто не обычные. Среди них много учеников с трудностями социализации. Не редко встречаются аутистичные дети или с особыми возможностями здоровья. Их объединяет то, что они самостоятельно развили навыки программирования. Для них школа - просто возможность заявиться на олимпиаду, с собственным багажом знаний. Эти ученики на уровне 7-8 классов уже владеют основами языка Питон и Си#, которых просто нет в программе. 
В сумме же мы имеем программу обучения, программы аттестации и программы олимпиад, не связанные ни с целями и задачами науки, ни с целями и задачами учебной дисциплины ни между собой. Всё это также, отправляет информатику на периферию образовательного процесса и требует принятия серьёзных мер. 
О них и поговорим. Я не сторонник пустой критики. Мне представляется необходимым, обозначив проблемы, предложить хотя бы некоторые соображения, которые могли бы изменить положение вещей. И может быть именно площадка настоящей, научно-практической конференции, станет точкой отсчёта для диалога о реальных преобразованиях в школьном курсе информатики. 
К предложениям для обсуждения я бы отнёс: 
• Развитие курса начальной информатики, с внедрением действующих методик обособленых и интегрированных курсов, способных заложить представление об информации, информационных процессах и информационных подходах к решению учебных и познавательных задач на уровне начальной школы; 
• Формирование рабочих групп между авторами учебно-методических комплексов и примерных программ по информатике и остальным дисциплинам, с целью работы над межпредметными связями, которая позволила бы успешнее достигать целей, декларируемых государственной политикой в области образования и ФГОС. 
• И самое главное. Озвучу идею, которая давно обсуждается рядовыми педагогами, но пока не находит выхода на высоких, научных формумах. Необходимо разделить курс школьной информатики на прикладную и фундаментальную. Такое разделение, с соответствующим изменением наполнения ОГЭ и ЕГЭ, олимпиад, позволит ученикам стать более мотивированными в обучении. Позволят им более чётко планировать свою образовательную траекторию. Даст возможность уделить больше внимания вопросам межпредметных связей, поиска, анализа и синтеза информации, а также освоения средств информационных технологий, прикладных и фундаментальных соответственно. 
Не претендую на то, что эти предложения исчерпывающие или безусловно корректные. Но отталкиваясь от них, можно хотя бы задать направление дискуссии. Уверен, что она будет полезна всем нам! 

С уважением к коллегам,
Дмитрий И. Павлов

Список литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 
Кузнецов А.А. Основы общей теории и методики обучения информатике. Учебное пособие. ISBN: 978-5-9963-2265-7 c.209
Павлов Д.И. Информатика - интегрированный подход. ISBN: 978-1-77192-222-7 с.49
Петров Ю.П. История и философия науки. Математика, вычислительная техника, информатика. ISBN: 5-94157-689-7 c.444

Dmitry I. Pavlov (The State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «MOSCOW CITY TEACHER TRAINING UNIVERSITY» College «Cheryomushki».) PavlovDI@mgpu.ru +7(916)782-7974

Annotation: In article the reasons of low level of development of informatics are described by pupils of schools. The contents of training programs and lack of intersubject communications are discussed. Besides in article offers on change of a school course of informatics are made.

Keywords: informatics problems, information scientist, new approaches to informatics

Опубликовано в группе «Интересное в информатике!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.