Конспект группового логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии во 2 классе
Тема: Предлоги ОТ – ИЗ
Цель: Познакомить детей с предлогами ОТ - ИЗ, их значением. Учить детей правильно употреблять предлоги ОТ - ИЗ в устной и письменной речи
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Уточнить значение предлогов ОТ – ИЗ. Формировать навык соотнесения предлогов со схемами их обозначения.
Устранить аграмматизмы в устной и письменной речи.
Формировать навыки образования относительных прилагательных.
Формировать навыки практического употребления предлогов ОТ – ИЗ в словосочетаниях и предложениях.
Закрепить навык правописания предлогов со словами.
Коррекционно-развивающие:
Развивать пространственные представления.
Развивать слуховое внимание.
Развивать коммуникативные навыки.
Развивать координацию движений, общую и мелкую моторику
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать умение работать в парах и группе.
Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Воспитывать культуру устной и письменной речи, навыки самоконтроля.
Оборудование: Свеча светодиодная; сюжетные картинки на каждого; «Светофор» (круги красного, жёлтого, зелёного цвета на каждого); компьютер, проектор, экран, презентация; бумага и маркеры для работы в группе; набор схем предлогов (В, НА, НАД, ОТ, ИЗ) на каждого; карточки с заданием на каждого для самостоятельной работы, «Полянка настроения» и насекомые на магнитах (стрекозы и божьи коровки).
Этапы урока, время этапа |
Задачи этапа |
Методы, приёмы, формы взаимодей-ствия |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Формируе- мые УУД |
I. Организацион-ный этап (4 мин) |
Развивать коммуника-тивные навыки Воспиты-вать доброжела-тельное отношение детей друг к другу Развивать пространст-венные представле-ния, мелкую моторику кистей и пальцев рук |
Групповая форма взаимодействия Интерак-тивные приёмы «Здравствуй, друг», «Свеча ожиданий» Пальчиковая гимнастика |
Встанем мы в кружочек дружно, - Передавая свечу другу другу, скажите, чего ожидаете от нашего урока? - Чтобы ваши ожидания оправдались, какими вы должны быть на уроке? - Выполним пальчиковую гимнастику: Эти слова мы запомним навсегда: Из норки, к стулу, по дивану, За кустиком, с кровати, в яму, Через забор, от печки, у дороги. И называть мы будем их «Предлоги». - Откройте тетради, запишите дату. |
Встают в круг, выполняют движения в соответствии с текстом. Передают свечу друг другу и озвучивают свои ожидания от урока: - Я ожидаю от урока, что узнаю много нового (на уроке будут интересные задания; напишу без ошибок и др.) - Мы должны быть внимательными, старательными, активными, дружными и т.д. Сжимают и разжимают пальцы рук. Каждый пальчик массируют и загибают. Поднимают большой палец руки. Записывают дату в тетради. |
Личностные: самоопределение. Коммуника-тивные: планирование учебного сотрудничества с учителем-логопедом и сверстниками
|
II. Мотивационно-целевой этап (8 мин): Актуализа-ция знаний Создание проблемной ситуации
Побуждение к формули-рованию проблемы – постановка учащимися вопросов о неизвестном Побуждение к формули-рованию темы и цели урока |
Уточнить значение предлогов НА - НАД Формиро-вать навыки соотнесения предлогов со схемами их обозначения |
Работа в парах Наглядный, объяснительно-иллюстративный методы
Интерактив-ный приём «Светофор» Индивиду-альная работа
Проблемный метод
Интерактив-ный метод «Задать вопрос» |
- Вспомним, чему учились на прошлом уроке? Выполним задания и проверим ваши умения. Задание 1 (Приложение, п.1). У каждой пары на столе – схемы изученных предлогов. Нужно выбрать из них: 1-ой паре - схему предлога НА, 2-ой паре – схему предлога НАД и объяснить значение данных предлогов. Задание 2 (Приложение, п.2): - Составьте предложения по картинкам, используя предлоги НА или НАД. - Сделайте вывод: научились правильно использовать в речи предлоги НА - НАД или нет? - Тему нашего урока узнаете, если выполните следующее задание. Прочитайте предложения (на слайде): Маша вернулась из бабушки. Мама пришла от магазина. Автомобиль отъехал из гаража. Дым валит от трубы. - Скажите, что вас удивило? - Как думаете, почему возникла такая ситуация? Слайд с картинкой «Задать вопрос» (Приложение п.3) - Какие вопросы у вас возникли, и вы бы хотели задать? (Вопросы учителем-логопедом выносятся на слайд) - Кто догадался, чему сегодня будем учиться на уроке? С какой целью? |
Дети отвечают, что на прошлом уроке учились различать предлоги НА - НАД и правильно их использовать в речи. Выполняют задание. Представитель от каждой пары показывает схему и объясняет значение предлога НА или НАД. Учащиеся оценивают правильность ответов при помощи сигналов «Светофора»: красный кружок – не согласны, жёлтый – заметили ошибку, зелёный – согласны с ответом. Каждый учащийся получает по одной сюжетной картинке, составляет по ней предложение с предлогами НА или НАД. Выйдя к доске и демонстрируя картинку, называет своё предложение. Остальные учащиеся оценивают правильность выполнения задания при помощи сигналов «Светофора». Делают вывод: предлоги НА - НАД правильно использовать в речи научились. Дети читают предложения. Высказывают мнение: - Смысл предложений непонятен. - Предлоги перепутали: вместо предлога ИЗ написали предлог ОТ, и наоборот. - У нас возникли вопросы: 1.Что означают предлоги ОТ, ИЗ? 2.Какие схемы соответствуют данным предлогам? 3. Как предлоги ОТ, ИЗ пишутся со словами? Дети формулируют тему, цель урока: Сегодня на уроке будем учиться различать предлоги ОТ - ИЗ, чтобы не ошибаться и использовать их в речи правильно. |
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков Коммуника-тивные: планирование учебного сотрудничества с учителем-логопедом и сверстниками Регулятив-ные:целеполагание Коммуникативные: постановка вопросов Познавательные: общеучебные- самостоятельное выделение, формулирование познаватель-ной цели; логические – формулирование проблемы |
III. Ориентировоч-ный этап (4 мин) |
Формиро-вать умение планировать свою деятель-ность на уроке для достижения цели |
Групповая форма взаимодействия |
- Что нужно для достижения цели? - Какой алгоритм действий предлагаете? |
Составим алгоритм действий: 1. Найдём ответы на возникшие вопросы. 2. Выполним упражнения, чтобы научиться различать и правильно использовать предлоги ОТ, ИЗ. 3. Подведём итоги: достигли ли поставленной цели к концу урока. 4. Выполним самооценку своей работы на уроке. |
Регулятив-ные: планированиепрогнозирование |
IV. Поисково-исследователь-ский этап (8 мин) |
Уточнить значение предлогов ОТ - ИЗ; устранять аграмматиз-мы в устной речи Формиро-вать навык соотнесения предлогов со схемами их обозначения Закреплять навык правописа-ния предлогов со словами |
Работа в парах Частично - поисковый метод
Групповая форма взаимодействия
|
- Ответим на первый вопрос. Для этого я предлагаю поработать в парах: устно исправить ошибки в данных предложениях (на слайде) и выдвинуть предположения - какое значение имеют предлоги ОТ, ИЗ? 1-ой паре: Маша вернулась из бабушки. Мама пришла от магазина. 2-ой паре: Автомобиль отъехал из гаража. Дым валит от трубы. - А теперь сравните свои предположения с правильным ответом (на слайде). Ответили на первый вопрос? Оцените работу в парах. - Второй вопрос: Какие схемы соответствуют данным предлогам? Предлагаю поработать в группе, придумать и нарисовать схемы предлогов ОТ, ИЗ. - Сравните свои схемы предлогов ОТ, ИЗ с уже существующими схемами (показ) (Приложение, п.4). Соответствуют ли они значению данных предлогов? Нашли ответ на второй вопрос? Оцените работу группы. - Третий вопрос: как предлоги ОТ, ИЗ пишутся со словами – слитно или раздельно? Почему? - Сравните свой ответ с правильным ответом (на слайде). Оцените работу всей группы. - На все поставленные вопросы мы с вами ответили? Молодцы! |
Дети исправляют ошибки: Ответ 1-ой пары: Маша вернулась от бабушки. Мама пришла из магазина. Ответ 2-ой пары: Автомобиль отъехал от гаража. Дым валит из трубы. Строят предположения: предлог ОТ означает отдаление от какого-либо предмета или объекта, а предлог ИЗ – появление из какого-либо предмета или объекта. Сравнивают с правильным ответом на слайде. Оценивают работу в парах при помощи сигналов «Светофора». Учащиеся рисуют схемы предлогов ОТ, ИЗ. Демонстрируют их и сравнивают с уже существующими схемами. Делают вывод: их схемы также соответствуют значению данных предлогов. На второй вопрос ответили верно. Оценивают работу группы при помощи сигналов «Светофора». 1 представитель от группы отвечает, что предлоги ОТ, ИЗ, как и другие предлоги, пишутся со словами раздельно, так как между ними можно вставить другое слово или вопрос. Оценивают работы всей группы при помощи сигналов «Светофора». |
Познавательные: логические - выдвижение гипотез и их обоснование, решение проблемы Коммуника-тивные: инициатив-ное сотрудничество в поиске и выборе информации |
V. Физминутка (3 мин) |
Развивать пространст-венные представле-ния, координа-цию движений, общую моторику |
Групповая форма взаимодействия |
За селом стоит гора. В горе вырыта нора. Из норы торчат усы удивительной красы На горе растут дубы, Под горой растут грибы. Мы в корзинку их собрали, От горы к дому побежали. |
Руки поднимают вверх. Приседают. Руками имитируют торчащие усы. Руки поднимают вверх. Приседают. Имитируют сбор грибов в корзинку. Бегут на месте. |
|
VI. Практический этап (10 мин) |
Формиро-вать навыки согласова-ния слов в словосочетаниях; навык образования относитель-ных прилагатель-ных Формиро-вать навыки владения предложно-падежными конструкциями Развивать слуховое внимание Формиро-вать навыки практичес-кого употребле-ния предлогов ОТ – ИЗ в предложениях; |
Работа в парах Практичес-кий метод
Групповая форма взаимодействия
Индивиду-альная работа Метод самоконтро-ля Работа в парах |
Задание 1 (слайд) «От какого дерева детки?») (Приложение, п.5, ) - Рассмотрите картинки деревьев и скажите, как называется листок или игла от каждого дерева? Какой предлог вы использовали при ответах? - Запишите данные словосочетания с предлогом и прилагательные в тетради. Вспомните правило правописания предлогов со словами. Подчеркните предлоги. Задание 2 (слайд) «Из чего приготовили сок или повидло?» (Приложение, п.6) - Рассмотрите картинки фруктов и скажите, из чего приготовили сок, повидло? Какой предлог вы использовали при ответах? - Запишите данные словосочетания с предлогом и прилагательные в тетради. Подчеркните предлоги. - Оцените работу в парах. Задание 3. «Составьте из слов предложения» (Устно) - Послушайте слова, составьте из них предложения, подбирая подходящий по смыслу предлог. Поднимите схему соответствующего предлога. медведь, охотник, убежал, свирепый янтарь, бусы сделали, красивые изготовить, открытки, шкатулка, лиса, заяц, убежал, трусливый Задание 3. Самостоятельная работа - Прочитайте предложения на карточках (Приложение, п.7). – Запишите данные предложения, вставляя подходящие по смыслу предлоги ОТ или ИЗ. Подчеркните предлоги. Начертите схемы данных предложений. - Выполните взаимопроверку в парах. Оцените работу друг друга при помощи шкалы. |
Дети выполняют задание: 1-ая пара: Лист от берёзы – берёзовый; лист от дуба – дубовый; лист от клёна - кленовый 2-ая пара: Игла от ели – еловая; лист от рябины – рябиновый; игла от сосны – сосновая Дети выполняют здание: 1-ая пара: Сок из яблок – яблочный; повидло из груш – грушевое 2-ая пара: Повидло из слив – сливовое; сок из апельсинов – апельсиновый Оценивают работу в парах при помощи сигналов «Светофора». Дети составляют предложения, поднимают схемы соответствующих предлогов: Охотник убежал от свирепого медведя. Из янтаря сделали красивые бусы. Из открыток изготовили шкатулку. Трусливый заяц убежал от лисы. Выполняют самостоятельную работу; затем - взаимопроверку в парах. Оценивают работу друг друга при помощи шкалы. |
Регулятив-ные: контроль, оценка, коррекция Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение взаимодейст-вовать со сверстниками Регулятив-ные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено или что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
VIII. Рефлексивно-оценочный этап (3 мин) |
Формиро-вать навык самооценки деятельнос-ти на уроке |
Интерактив-ные приёмы «Закончите предложе-ние», «Полянка настроения» |
- Подведём итоги урока. Чему учились на уроке? Достигли ли поставленной цели? Задание «Закончите предложение» (на слайде): На уроке я учился… Мне удалось… Мне было трудно… Мне было интересно… Я хочу похвалить за работу… Мои ожидания… Моё настроение… - У кого хорошее настроение – прикрепите насекомых на нашу «Полянку настроения»
|
Познавательные: Рефлексия Личностные: смыслообра-зование Коммуник-ативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Приложение
Схемы предлогов В, НА, НАД:
Задание: «Составьте предложения по картинкам, используя предлоги НА - НАД»
Картинка к интерактивному упражнению «Задать вопрос»:
Схемы предлогов ОТ, ИЗ:
Картинки к заданию «От какого дерева детки?»
Для 1-ой пары: Для 2-ой пары:
6) Картинки к заданию «Из чего приготовили сок или повидло?»
Для 1-ой пары: Для 2-ой пары:
7)Карточки для самостоятельной индивидуальной работы:
Карточка №1. Карточка №2. Карточка №3. Карточка №4.
Бабушка приехала … деревни. Зрители выходили …театра. Пироги вытащили… печки. Дети бежали …моря к дому.
Бабушка приехала… подруги Зрители отошли…театра. Бабушка отошла… печки. Мальчик вышел…моря.